bigpo.ru
добавить свой файл
1


На правах рукописи


ИЛЬИН Антон Евгеньевич


Значение таможенно-тарифного
регулирования для развития
современной международной
торговли



Специальность: 08.00.14 – Мировая экономика


АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук


Москва – 2009 г.

Работа выполнена на Кафедре международной торговли и внешней торговли РФ во Всероссийской Академии Внешней Торговли Министерства экономического развития РФ


Научный руководитель: Спартак Андрей Николаевич

доктор экономических наук, профессор,

заслуженный деятель науки России




Официальные оппоненты: Данильцев Александр Владимирович

доктор экономических наук, профессор



Чеклина Татьяна Николаевна

кандидат экономических наук, с.н.с.




Ведущая организация: МГИМО(У) МИД РФ


Защита состоится «___» ____________ 2009 г. в ______ часов на заседании диссертационного совета Д.227.002.01 во Всероссийской академии внешней торговли по адресу: 119285, Москва, ул. Пудовкина, 4а, конференц-зал.


^ С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВАВТ.


Автореферат разослан «____» ______________ 2009 г.


Ученый секретарь диссертационного
совета, кандидат экономических наук,
доцент В.И. Пстыго


1. Общая характеристика работы

^ Актуальность исследования состоит, прежде всего, в сочетании большого значения таможенно-тарифной политики для развития международной торговли с появлением новых направлений и средств этой политики в интересах увеличения выгод от расширения мирохозяйственных связей в условиях глобализации.

Напомним, что все страны в той или иной форме используют инструменты таможенно-тарифной политики, с помощью которых они решают многие приоритетные социально-экономические проблемы, выходящие за рамки экспортно-импортной деятельности, в частности, реформирование и модернизация хозяйства, поддержание определенного уровня внутренних цен, стимулирование роста перспективных отраслей производства, пополнение доходной части бюджета и т.д.

В течение последних двух десятилетий в процессе либерализации международной торговли значительно снизился общий уровень таможенных пошлин и увеличилась доля беспошлинных позиций в национальных тарифах, получила широкое распространение новая универсальная внешнеторговая товарная номенклатура и практика заключения региональных соглашений с преференциальным таможенно-тарифным режимом для их участников, осуществлено преобразование основных многосторонних организаций в области регулирования торговли, сопровождавшееся предоставлением им больших функций и вызвавшее увеличение числа стран-членов. Все более широко и эффективно применяются нетарифные меры регулирования внешней торговли, однако таможенно-тарифная политика по-прежнему выступает ключевым фактором, определяющим национальный торговый режим и условия доступа иностранной продукции на внутренний рынок.

За истекшее десятилетие Россия сделала важные шаги по созданию системы таможенно-тарифного регулирования, отвечающей международным нормам и правилам. Но сегодня перед нашей страной стоят сложные задачи по переходу на инновационную модель развития, диверсификации экономики и экспорта, укреплению национальной конкурентоспособности. Реализация этого экономического курса требует адекватных мер и в области государственного таможенно-тарифного регулирования, что повышает актуальность темы данного исследования.

Для России, интегрирующейся в мировое хозяйство и приобщающейся к деятельности многосторонних экономических организаций, определяющих поведение участников международной торговли, знание современной системы таможенно-тарифного регулирования и тенденций ее развития представляет практический интерес. Это важно с точки зрения как обеспечения соответствия поведения российских операторов общепризнанным "правилам игры" на мировом рынке (например, установленным в конвенциях Всемирной таможенной организации, членом которой является Россия), так и участия ее в разработке новых и совершенствовании действующих таких правил.

Исследование существующих многосторонних норм и правил таможенно-тарифного регулирования позволит России повысить эффективность функционирования таможенного тарифа в нашей стране, рациональнее сочетать его защитные, фискальные и регулирующие функции, тем самым более полно использовать созидательный потенциал национальной таможенно-тарифной политики.

Углубленный анализ зарубежной и российской практики таможенно-тарифного регулирования, а также международно-правовых оснований этой деятельности представляется особенно своевременным и полезным в связи с активизацией работы по формированию Таможенного союза России с Казахстаном и Белоруссией. Возникает все больше конкретных, практических вопросов касательно выстраивания единой таможенно-тарифной политики стран-участниц, последовательности и характера необходимых действий в этом направлении, и ответы на часть из этих вопросов (в том числе опирающиеся на опыт ЕС) содержатся в диссертации.

^ Значимость темы диссертации возрастает в свете разразившегося осенью 2008 г. мирового финансового кризиса и последовавшего значительного ухудшения мировой общехозяйственной конъюнктуры, что создало принципиально новую, сложную ситуацию для сферы таможенно-тарифного регулирования. Последнее, с одной стороны, должно учитывать рекомендации лидеров мирового сообщества по-возможности отказаться от протекционизма в период экономической рецессии и финансовой нестабильности: в итоговой декларации саммита «группы двадцати» (15.11.2008 г., г.Вашингтон) страны-участницы взяли на себя обязательство в предстоящие 12 месяцев воздерживаться от создания новых барьеров для инвестиций или торговли товарами и услугами. С другой стороны, в условиях резкого сокращения спроса на многие виды промышленной продукции за рубежом, сопровождавшегося значительным падением национального промышленного производства, таможенно-тарифная политика не может не принимать во внимание возросшие протекционистские настроения местных товаропроизводителей и потребности защиты внутреннего рынка от нежелательного импорта. Как свидетельствует поступающая из-за рубежа информация, ряд крупных развивающихся стран уже вступил на путь торгового протекционизма.

В такой ситуации России предстоит выработать собственную, оптимальную для нашей экономики тактику в сфере таможенно-тарифного регулирования, учитывая необходимость одновременного, непротиворечивого решения задач по защите внутреннего рынка и отечественных товаропроизводителей, наполнению доходной части бюджета, сдерживанию инфляции и стимулированию внутреннего спроса, содействию технической реконструкции и повышению конкурентоспособности национальных производств, поддержке экспорта и др., при соблюдении имеющихся у РФ международных обязательств. Весьма актуально в конце 2008 г. – начале 2009 г. встал вопрос о соотношении курсовой политики и мер таможенно-тарифного регулирования в формировании общего уровня защиты внутреннего рынка за счет снижения ценовой конкурентоспособности импорта. Не менее злободневным является вопрос о том, насколько жестко Россия должна соблюдать все договоренности по ВТО в период кризиса, формально не являясь ее членом, – велик соблазн действовать сообразно обстановке, без оглядки на ВТО.

В диссертации в силу хронологической новизны кризисной проблематики вышеупомянутые вопросы не могли быть подробно рассмотрены, однако в заключении автором сформулированы некоторые методологические и практические рекомендации в отношении возможных подходов к разработке антикризисной составляющей современной таможенно-тарифной политики РФ.

^ Степень разработанности проблемы. Различные аспекты таможенно-тарифного регулирования подробно рассматривались в работах российских и зарубежных исследователей. Среди них можно отметить, например, монографии и учебные пособия Петрова Ю. и др. "Практика таможенного регулирования" (М., 1994 г.), "Основы таможенного дела" (под ред. Драганова В.) и Данильцева А. "Международная торговля: инструменты регулирования" (М., 1999 г.), Дюмулена И. «Всемирная торговая организация» (М., 2003) и «Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование» (М., 2004), Свинухова В. «Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость» (М., 2005), Бондаренко Н. «Таможенно-тарифное регулирование ВЭД» (М., 2007), Бабина Э. и Исаченко Т. «Внешнеэкономическая политика» (М., 2007). Вопросы развития системы таможенно-тарифного регулирования в РФ специально освещались в работах Преснякова В. «Государственное регулирование внешней торговли России в условиях перехода к рыночной экономике» (М., 1997), Шагалова Г., Преснякова В., Фаминского И. «Регулирование внешнеэкономических связей» (М., 1997), Орешкина В. «Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство» (М., 2002) и др. В 2004 г. во Всероссийском научно-исследовательском конъюнктурном институте была защищена кандидатская диссертация Тосоевым Ф. на близкую тему - "Эволюция национальных таможенно-тарифных систем в условиях глобализации и интеграции".

Из зарубежных работ следует отметить солидные монографии Johnson H. “Aspects of the theory of tariffs” (London, 1971), Jackson J., Davey W., Sykes A. "Legal Problems of International Economic Relations" (USA, Min., St. Paul 1995), Letterman G. “Basics of the international system of customs and tariffs” (N.Y., 2001), Asakura H. “World history of the customs and tariffs” (Brussels, 2003), Customs and trade laws as tools of protection: selected essays / ed. by Vermulst E. (London, 2005), Islam M. “International trade law of the WTO” (N.Y., 2006).

В представленной диссертации, при подготовке которой использовался фактический материал последних лет, содержится анализ (1) современных аспектов деятельности многосторонних экономических организаций в области таможенно-тарифного регулирования, (2) особенностей таможенно-тарифного регулирования в отдельных странах и группах стран, включая Россию, в условиях интенсификации процессов глобализации и региональной интеграции, (3) актуальных направлений таможенно-тарифной политики региональных объединений (на примере Европейского Союза). На основе изучения новых тенденций в таможенно-тарифной политике и практике за рубежом сформулированы предложения по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования в России с учетом задач модернизации и структурной перестройки отечественной экономики, повышения ее конкурентоспособности, эффективной интеграции нашей страны в международную торговую систему.

Автором рассматриваются, хотя и в ограниченном объеме, такие слаборазработанные, методологически сложные вопросы, как влияние финансово-экономического кризиса на таможенно-тарифную политику в условиях переходной экономики России, задачи и место таможенно-тарифного регулирования в общей системе антикризисных мер.

^ Хронологические рамки исследования - с 50-х годов прошлого века по настоящее время с особым акцентом на текущее десятилетие. Данные довоенного периода использовались в отдельных случаях для сравнения.

^ Объект исследования - таможенно-тарифное регулирование внешней торговли как важнейший инструмент современной торговой политики.

Предмет исследования - направления, формы и инструментарий таможенно-тарифного регулирования в различных странах и группах стран в условиях интенсификации процессов глобализации и региональной интеграции.

^ Цель диссертационного исследования - проанализировать в комплексе современную таможенно-тарифную политику и тенденции ее развития на многостороннем, региональном и национальном уровнях, а также особенности в основных группах стран и в России для формулирования конкретных предложений, направленных на повышение эффективности этой политики в нашей стране.

Исходя из поставленной цели, автором решались следующие задачи:

- показать роль таможенно-тарифного регулирования в развитии международной торговли;

- выявить многообразие и эволюцию функций таможенного тарифа, охарактеризовать механизм влияния таможенного обложения импорта на отдельные социально-экономические сферы;

- уяснить связь между процессами глобализации, таможенно-тарифной либерализацией и упорядочением международной торговли на многостороннем и региональном уровнях;

- определить современные масштабы и направления тарифной либерализации торговли и совершенствования ее таможенного администрирования;

- раскрыть негативные аспекты либерализации, в том числе в связи с усилением криминализации международной торговли;

- выявить новые тенденции и формы таможенного сотрудничества на многостороннем уровне;

- показать (на примере Евросоюза) специфику тарифной деятельности в рамках региональных объединений, цели и характерные черты преференциальных соглашений ЕС с отдельными странами и группами стран;

- исследовать особенности таможенно-тарифной политики экономически развитых стран и стран развивающейся части мира, а также государств СНГ и России;

- высказать соображения, направленные на совершенствование таможенно-тарифного регулирования внешней торговли России, в том числе с учетом мирового финансового кризиса.

^ Теоретико-методологической основой диссертации стали разработки российских и зарубежных специалистов в области теории и практики международных экономических отношений, развития и регулирования международной торговли, внешнеэкономической деятельности РФ, в частности, Андрианова В., Барковского А., Бурмистрова В., Глазьева С., Данильцева А., Долгова С., Дюмулена И., Иванова И., Королева И., Ливенцева Н., Орешкина В., Пискулова Ю., Платоновой И., Преснякова В., Сабельникова Л., Сельцовского В., Ситаряна С., Спартака А., Фаминского И.; Асакуры Х., Вермалста Е., Давей В., Джексона И., Джонсона Х., Ислама М., Кругмана П., Леттермана Г., Линдерта П., Обстфельда М., Сайкса А., Самуэльсона П.

Большим подспорьем в работе стали аналитические и справочно-информационные публикации международных экономических организаций – Всемирного банка, Всемирной торговой организации, ЮНКТАД, Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО, Всемирной таможенной организации, Комиссии Европейского Союза. В числе таких публикаций – совместное издание ВТО, ЮНКТАД и Международного торгового центра ЮНКТАД/ВТО “World Tariff Profiles 2006” (Geneva, 2007), доклад экспертов Всемирного банка “World Trade Indicators 2008. Benchmarking Policy and Performance” (Washington D.C., 2008).

При подготовке диссертации использовались открытые материалы Минэкономразвития и Федеральной таможенной службы России (прежде всего программные, концептуальные документы), в том числе проект Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ, Основные направления таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов, проект Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе РФ. Выводы и предложения, сформулированные по результатам исследования, учитывают современные подходы органов государственного управления РФ к совершенствованию национального таможенно-тарифного регулирования.

^ Научная новизна диссертационного исследования заключается в комплексном рассмотрении политики и практики таможенно-тарифного регулирования за рубежом в условиях интенсификации процессов глобализации и региональной интеграции, выявлении на этой основе специфики и возможностей совершенствования таможенно-тарифной системы России.

Конкретные элементы новизны, содержащиеся в работе, заключаются в следующем:

- с привлечением большого объема нового фактического материала представлена современная многоуровневая система таможенно-тарифного регулирования международной торговли, раскрыты основные направления ее эволюции в период глобализации;

- выявлены общие черты и особенности таможенно-тарифной политики и тарифного профиля различных стран и групп государств, зависящие от уровня их экономического развития, масштабов и структуры хозяйства, степени вовлеченности в интеграционные процессы, исторических и других факторов;

- систематизирована обширная информация о современной политике и практике таможенно-тарифного регулирования в крупнейшем и самом успешном интеграционном объединении мира – Европейском Союзе, дана общая характеристика тарифного режима ЕС как либерального с элементами протекционизма и раскрыты особенности его действия в отношении России;

- установлена важная и растущая роль различных преференциальных тарифных режимов в развитии международной торговли и содействии экономикам бедных государств, в том числе сделаны акценты на повышении значимости двусторонних преференциальных соглашений (в первую очередь соглашений о свободной торговле) для расширения кооперационного взаимодействия между предприятиями разных стран и укрепления их конкурентоспособности на мировом и региональных рынках, а также на практике Евросоюза по использованию взаимных тарифных преференций для улучшения условий доступа европейских предприятий на рынки региональных объединений развивающихся стран;

- показана тенденция к усилению сотрудничества национальных таможенных органов в целях повышения эффективности содействия развитию торговли и противодействия таможенным правонарушениям при активном участии многосторонних организаций, прежде всего Всемирной таможенной организации;

- уяснены принципиальные направления таможенно-тарифной политики и параметры таможенного тарифа РФ в преддверии членства в ВТО, на этой основе сформулированы предложения по совершенствованию национальной системы таможенно-тарифного регулирования с учетом зарубежного опыта и необходимости увеличения его вклада в модернизацию отечественной экономики и обеспечение устойчивого хозяйственного роста;

- выдвинут тезис о том, что в перспективе применяемые Россией в отношении импорта торгово-политические инструменты должны стать, прежде всего, инструментами структурной экономической политики, содействующими формированию конкурентоспособных отечественных производств и поддержанию эффективной конкуренции на внутреннем рынке;

- изложено авторское видение проблем и необходимых действий в сфере таможенно-тарифного регулирования в связи с мировым финансовым кризисом и ухудшением экономической ситуации в России; доказано, что тотальное усиление протекционизма не является эффективным решением, а главные задачи для нашей страны состоят в повышении гибкости и адресности таможенного тарифа, максимальном использовании его стимулирующих функций и рациональном сочетании таможенно-тарифных мер с другими инструментами торговой политики, а также мерами общехозяйственной, промышленной и валютной политики.

^ Практическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в нем выводы и предложения могут быть использованы уполномоченными российскими ведомствами (Минэкономразвития, Минпромторговли, ФТС) для совершенствования инструментария и повышения эффективности таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, а также Торгово-промышленной палатой России и другими объединениями деловых кругов при подготовке информационно-консультационных материалов для предпринимателей – актуальных или потенциальных участников внешнеэкономической деятельности.

Материалы и выводы диссертации могут быть использованы в учебных целях в экономических ВУЗах на курсах «Мировая экономика», «Международные экономические отношения», «Таможенно-тарифное регулирование», «Внешняя торговля РФ».

^ Апробация работы. Отдельные материалы и выводы, содержащиеся в диссертации, использовались ВАВТ и ВНИКИ при подготовке конкурсных НИР и выполнении оперативных поручений Минэкономразвития и Министерства финансов РФ по проблематике таможенно-тарифного регулирования. Основные положения и результаты исследования нашли отражение в научных публикациях автора общим объемом около 2,5 а.л.

^ Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Введение

Глава I. Таможенно-тарифные меры как важнейшие инструменты торговой политики

1.1. Роль и задачи таможенно-тарифного регулирования в развитии международной торговли

1.2. Основные направления, формы и инструментарий таможенно-тарифного регулирования

1.3. Тенденции и особенности таможенно-тарифного регулирования в различных зарубежных странах и группах государств в условиях глобализации

1.4. Современные параметры и характерные черты таможенно-тарифного регулирования в России

Глава II. Многосторонние правила в области таможенно-тарифного регулирования международной торговли

2.1. Значение документов Всемирной торговой организации для современного таможенно-тарифного регулирования международной торговли

2.2. Роль Совета таможенного сотрудничества/Всемирной таможенной организации в совершенствовании таможенных правил и процедур

Глава III. Использование преференциальных торговых режимов в современной мировой практике

3.1. Односторонние тарифные преференции

3.2. Преференциальные торговые соглашения

3.3. Тарифная деятельность интеграционных объединений (на примере ЕС)

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

^ II. Основное содержание работы

В первой главе определяются социально-экономические цели таможенно-тарифных мер, их влияние на международные торговые и инвестиционные потоки, раскрывается многообразие функций и особенности таможенно-тарифного регулирования в различных группах стран.

Отмечается, что, несмотря на либерализацию мировой торговли и упрощение таможенных процедур таможенно-тарифная политика продолжает оказывать большое влияние на динамику и структуру товарооборота, поскольку таможенные тарифы применяют почти все страны, импортные пошлины охватывают преобладающую часть товарной номенклатуры и являются наиболее транспарентным видом торговых ограничений.

Изменение ставок таможенных пошлин позволяет регулировать поступление в страну иностранных товаров в зависимости от уровня конкурентоспособности соответствующих отечественных товаров, соображений экономической безопасности и социальной стабильности, состояния бюджета и платежного баланса и иных обстоятельств. Тем самым страны с разными социально-экономическими условиями могут взаимодействовать через торговлю.

Таможенно-тарифное регулирование защищает национальные отрасли производства путем удорожания ввозимых товаров от чрезмерной или нежелательной иностранной конкуренции на внутреннем рынке, стимулирует расширение экспорта и повышение его конкурентоспособности, служит средством привлечения иностранного капитала в обрабатывающую промышленность, способствует формированию трансграничных производственно-техноло-гических связей и развитию международной специализации, используется правительствами как инструмент воздействия на экономическую политику других государств, содействует развитию интеграционных процессов путем улучшения условий для товарообмена стран-участниц региональных объединений.

С учетом многих функций, которые выполняют тарифы, а также часто противоречивых интересов отдельных национальных групп предпринимателей и слоев общества, каждое решение о повышении или снижении, установлении или отмене таможенной пошлины требует взвешенного подхода и всестороннего анализа экономических и социальных последствий с целью нахождения оптимального уровня тарифной ставки.

Повышение таможенных пошлин раскручивает спираль повышения цен на аналогичные и смежные товары. Главное бремя увеличения пошлин ложится чаще всего на конечных потребителей, которые вынуждены покупать как импортные, так и конкурирующие местные товары по более высоким ценам (или отказаться от покупки). В результате часть их доходов перераспределяется в пользу производителей и государственной казны. С макроэкономической точки зрения, увеличение затрат потребителей на приобретение товаров рассматривается как потеря общества в целом.

Таможенно-тарифное регулирование эффективно выполняет свои функции только при качественной организации таможенного дела: достоверного статистического учета и их строгого контроля, нацеленного на обеспечение уплаты причитающихся платежей, борьбу с контрабандой и ввозом некачественной и фальсифицированной продукции. Громоздкая и запутанная система таможенного администрирования создает простор для принятия субъективных решений и коррупции в таможенных органах, формирует благоприятную почву для злоупотреблений и обременяет потребителей дополнительными расходами.

Со второй половины ХХ в. под влиянием углубления международного разделения труда, расширения производственной деятельности транснациональных корпораций происходят существенные изменения в таможенно-тарифном регулировании основных стран-участниц международной торговли.

Общей тенденцией развития таможенно-тарифного регулирования явилось уменьшение тарифного протекционизма. В представленном в 2008 г. экспертами Всемирного банка докладе "Показатели мировой торговли" отмечается, что средневзвешенный импортный тариф в мире снизился до 7%.

Ослабление тарифных барьеров происходит на (1) многосторонней основе (с конца 40-х годов); (2) в рамках образующихся (с конца 50-х годов) двусторонних или региональных экономических объединений с беспошлинным режимом торговли; (3) путем предоставления односторонних преференций развивающимся странам (с начала 70-х годов) и странам с переходной экономикой (с конца 80-х годов); (4) одностороннего снижения пошлин в целях борьбы с инфляцией и по торгово-политическим соображениям.

В работе раскрываются основные направления тарифной либерализации импорта. В частности, защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции стала более выборочной и концентрируется на меньшем числе его сегментов; во многих развитых и, особенно, развивающихся странах при относительно низких средних импортных тарифах сохраняются "тарифные" пики; существуют значительные максимальные ставки пошлин на отдельные товары.

Под сильной протекционистской защитой в большинстве стран находится сельское хозяйство (таможенное обложение продовольственных товаров намного выше непродовольственных). Наиболее высокие ставки пошлин применяются к продуктам животноводства, особенно, молочным, а также к сахару и кондитерским изделиям. Сохранение относительно высокого уровня аграрного протекционизма обусловлено большой чувствительностью этого сектора к конкуренции в связи с неэластичностью спроса на сельхозпродукцию.

Из промышленных товаров наиболее часто высокими пошлинами облагаются изделия традиционных трудоемких отраслей обрабатывающей промышленности - одежда, текстиль, кожа и обувь, а также отдельные виды машин и оборудования (обычно транспортные средства).

Протекционистская роль таможенных пошлин определяется не только абсолютной величиной пошлины на отдельный товар, но и их соотношением на товары разной степени переработки. Снижение пошлин на менее обработанные товары в большей степени, чем на обработанные, ведет к усилению тарифной защиты соответствующих рынков готовых изделий. В этой связи отмечается, что, как правило, таможенное обложение импорта сырья и полуфабрикатов является низким или нулевым.

Сделан вывод, что характерными чертами современного тарифного протекционизма являются сохранение высокого уровня таможенной защиты отраслей, заинтересованных в этом, и снижение пошлин на те товары, которые входят составными частями в производимую продукцию.

Другая важная тенденция эволюции таможенно-тарифного регулирования - поэтапная унификация структуры таможенных тарифов. Большая роль таможенного тарифа в формировании конкурентной среды и повышении эффективности внешней торговли, а также многообразие его функций активизировали во второй половине ХХ в. деятельность международных экономических организаций, направленную на унификацию национальных таможенных систем. Большое внимание в процессе многостороннего торгового сотрудничества уделяется и гармонизации таможенных процедур, которые могут выступать в качестве искусственно создаваемых торговых барьеров.

В интересах защиты внутреннего рынка и создания более благоприятных условий для развития национального производства правительства руководствуются двумя универсальными подходами построения импортного тарифа: эскалация пошлин с увеличением обработки товара и эффективная тарифная защита. Это позволяет рационально выстроить структуру ставок пошлин по всей номенклатуре товаров.

Таможенно-тарифное регулирование различных групп стран имеет специфику, что отражает объективно существующие различия в национальных интересах. На основе анализа большого статистического материала рассматриваются характерные черты и особенности регулирования в развитых странах, развивающихся и странах с переходной экономикой, с выделением Содружества независимых государств и России.

Развитые страны взаимно снижали пошлины в основном на основе многосторонних договоренностей. Главное влияние на уменьшение тарифного протекционизма в развивающихся государствах оказала реализация приоритетов национальной экономической политики. При высокой дифференциации уровня хозяйственного развития для развивающихся государств характерен широкий разброс применяемых средних ставок пошлин; государства с более низким уровнем доходов чаще прибегают к таможенно-тарифной защите.

В отличие от невысокого уровня таможенного обложения в развитых странах (по данным экспертов ВТО, в странах ЕС - 5,4%, США - 3,5%, Японии - 5,6%) большинство развивающихся государств применяет среднеарифметическую ставку пошлин в диапазоне 10-20%. Высокий уровень таможенного обложения позволяет правительствам диверсифицировать структуру экономики, создавать собственную промышленность, а также значительно пополнять доходную часть бюджета. Многие развивающиеся государства при вступлении в ВТО "связали" ставки пошлин на очень высоком уровне, но фактически применяют более низкие ставки, сохранив возможность существенного повышения импортных пошлин.

Подробно рассматриваются современная ситуация и специфика таможенно-тарифного регулирования в России.

Отмечено, прежде всего, что российская система таможенно-тарифного регулирования, соответствуя в целом международным требованиям, имеет ряд особенностей.

Во-первых, обращено внимание на сравнительно высокий, в том числе на фоне других стран СНГ, уровень тарифной защиты внутреннего рынка: средневзвешенная ставка ввозных пошлин составляла в 2008 г. 11,17%. Причем в отличие от большинства стран мира указанная величина в России в текущем десятилетии имела тенденцию к росту.

Во-вторых, указано на существенную долю импорта, охваченного международными тарифными пиками (на долю позиций со ставками свыше 15% в 2006 г. приходилось 18,4% их общего числа) и неадвалорными пошлинами (26% его стоимости в 2007 г.).

В-третьих, констатируется сравнительно низкая степень дифференциации (разброса ставок) импортного тарифа, что затрудняет реализацию структурных задач тарифной политики и не в полной мере соответствует потребностям динамично развивающейся российской экономики. Отмеченное, вкупе с большим числом тарифных пиков и неадвалорных ставок, говорит о преимущественно фискальной направленности национального таможенного тарифа.

В-четвертых, в качестве характерной черты российской таможенно-тарифной политики называется сохранение экспортных пошлин на широкий круг товаров. Несмотря на трехкратное сокращение числа облагаемых пошлинами товаров в 2005-2007 гг. (отменены на многие виды продукции с высокой добавленной стоимостью), к концу 2007 г. вывозные пошлины действовали в отношении 397 товарных позиций (на уровне 10 знаков ТН ВЭД). Экспортные пошлины служат для нашей страны инструментом изъятия природной ренты (нефть и газ), ограничивают вывоз ряда товаров (аграрные товары, лес круглый, лом и отходы металлов), пополняют доходы бюджета (полимеры, металлы, рыба и морепродукты).

В целом для России фискальная функция таможенных пошлин играет огромную роль. В 2007 г. объем поступлений от взимания таможенных пошлин (ввозных и вывозных) составил почти 30% общей суммы доходов федерального бюджета. Этот показатель не имеет аналогов в зарубежной практике, за исключением 4-5 беднейших или карликовых африканских государств.

Отличительной чертой таможенно-тарифного регулирования в РФ является частое изменение ввозных и вывозных таможенных пошлин. В 2007 г., например, были изменены ставки импортных пошлин по 1570 тарифным позициям. С одной стороны, изменения позволяют учитывать сдвиги в структуре товарных потоков, решать задачи развития национальной экономики, но с другой – создают неопределенность и риски для отечественных и зарубежных предпринимателей.

Несмотря на положительные сдвиги последних лет, система таможенного контроля в РФ нуждается в существенном улучшении. Сохраняется проблема "серого", или недостоверно декларируемого импорта (искажение номенклатуры товаров, занижение таможенной стоимости), что особенно характерно при ввозе товаров народного потребления. Из-за незаконного ввоза потери несет федеральный бюджет, ухудшается внутренняя конкурентная среда, поскольку недобросовестные импортеры получают неоправданные ценовые преимущества, стимулируется коррупция, увеличиваются расходы потребителей.

По мнению автора, назрела потребность в изменении целей и приоритетов таможенно-тарифной политики. Если в 90-е годы Россия с помощью импортного тарифа пыталась оградить собственный рынок от иностранной конкуренции и решить бюджетные проблемы, то на этапе перехода к инновационной экономике таможенно-тарифное регулирование призвано стимулировать и поддерживать хозяйственный подъем, структурную перестройку и модернизацию отечественной экономики, укреплять конкурентные позиции российских компаний на внутреннем и внешнем рынках. Наибольший положительный эффект тарифные меры могут дать, будучи составной частью общей стратегии динамичного и устойчивого экономического развития, нацеленной на повышение национальной конкурентоспособности.

Во второй главе анализируется в комплексе вклад основных многосторонних организаций - Всемирной торговой организации и Совета таможенного сотрудничества/Всемирной таможенной организации - в либерализацию и упорядочение международного товарооборота, в том числе путем гармонизации механизма таможенно-тарифного регулирования, и выявляются некоторые новые принципиально важные тенденции в их деятельности.

Многосторонние организации не только определяют общие юридические правила и единообразные административно-технические процедуры осуществления торговли, но и являются форумом для переговоров по облегчению и нормализации ее развития, включая борьбу с правонарушениями. В условиях глобализации требуются новые подходы и технологии, благоприятствующие росту международного товарооборота, а также совершенствование системы контроля. Это ведет к модернизации всей совокупности инструментов таможенно-тарифного регулирования торговли (либерализации пошлин, унификации, упрощения и гармонизации практики их применения и пр.) и к усилению противодействия криминализации мирового рынка, поскольку с облегчением трансграничного экономического общения для нее объективно открываются более широкие возможности. В 90-х годах потребовалось преобразование и основных организаций таможенно-тарифного регулирования.

Отмечается, что таможенные тарифы, соответствуя природе рыночной системы хозяйства, являются многоцелевым инструментом регулирования импорта: средством протекционистской политики и поддержания определенного уровня внутренних цен, стимулирования структурных реформ и поощрения развития экспортных отраслей, уменьшения чрезмерной зависимости от ввоза жизненно необходимых товаров и борьбы за получение торгово-политических уступок от партнеров, улучшения торгового и платежного балансов страны и пополнения доходной части бюджета. Поэтому переговоры на многостороннем уровне о связывании ("замораживании"), снижении, отмене и неустановлении пошлин на отдельные группы ввозимых товаров, требуя учета комплекса последствий в разных социально-экономических сферах, часто приобретают конфликтный и затяжной характер. Это особенно проявилось в ходе семилетних переговоров членов ВТО в рамках "Доха раунда" (вместо трех первоначально определенных) и негативных их итогах, объявленных в июле 2008 г.

Напоминается, что регулирование национальной внешней торговли с помощью таможенного тарифа включает не только взимание дифференцированных пошлин с товаров, в том числе установление разных ставок при импорте из отдельных групп стран и в отдельное время года, но и использование других инструментов, в частности, классификации товаров в тарифе, метода оценки их стоимости, правил происхождения. Документы ВТО охватывают широкий круг договоренностей стран-членов по таможенно-тарифным и смежным вопросам. Цель этих документов - путем сбалансирования прав и обязательств стран создать оптимальный режим для развития взаимовыгодной торговли, базирующийся на равноправии ее участников и приемлемости доступа иностранных товаров на внутренний рынок.

Анализ вклада ВТО в таможенно-тарифное регулирование торговли начинается с рассмотрения соответствующих положений Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г., предшествовавшего созданию ВТО и включенного в общий пакет документов этой организации в качестве одного из основных (в преамбуле, статьях I, II и ХХVIII bis; в последней статье говорится о переговорах по снижению и отмене пошлин). Приводятся данные об итогах восьми общих и трех секторальных тарифных переговоров – по гражданской авиатехнике, информационным технологиям и электронной коммерции.

В результате общих переговоров средний уровень таможенного обложения импорта промышленных товаров в развитых странах снизился с 40% примерно до 4,5%, а количество беспошлинных позиций в их тарифах увеличилось до 44%. При этом число стран-членов, участвовавших в переговорах, возросло с первоначальных 23 до 123. Подчеркнуто, что от тарифной либерализации торговли наибольшие выгоды получили развитые страны и, несмотря на этот процесс, в их тарифах еще сохранилось несколько сотен двухзначных пошлин.

Вместе с тем острый конфликт между развивающимися странами, фактически получающими ограниченный доступ на внешние рынки, несмотря на тарифную либерализацию торговли, и развитыми странами, который осложнял все последние годы переговоры членов ВТО, свидетельствует о сокращении возможностей дальнейшего согласования уступок при большем числе и диапазоне интересов участников переговоров. Последнее побуждает обе группы стран к заключению преференциальных торговых соглашений на региональном уровне.

Договоренности в области секторальной либерализации привели к отмене пошлин (1) на гражданскую авиатехнику (одно из немногих соглашений ВТО с добровольным участием); (2) на компьютеры, телекоммуникационное оборудование, полупроводники и оборудование по их производству, компьютерные программы и научные приборы, а также (3) к необложению пошлинами товаров, торговля которыми поддается преобразованию в цифровой формат и которые могут быть доставлены покупателю электронным способом.

Подробно анализируется "Соглашение по применению статьи VП ГАТТ 1994" о методе оценки товаров в таможенных целях, поскольку эта оценка считается одной из самых сложных процедур в международной таможенной практике, и от метода оценки зависит величина таможенной пошлины (может вести к усилению протекционистской защиты внутреннего рынка). Обращено внимание на Решение относительно случаев, где таможенная администрация имеет причины сомневаться в правильности или точности декларированной стоимости (дает таможенным органам дополнительные права для обеспечения объективности данных декларации и накладывает на них определенные обязательства в соответствии со статьей VII ГАТТ).

Рассмотрено и впервые заключенное в области регулирования международной торговли Соглашение по правилам происхождения, которое также ориентировано на более точное таможенное обложение в связи с тем, что большое развитие получили международное производственное кооперирование, усложнившее определение страны основного производителя товара, региональные преференциальные соглашения, дающие поставщикам из стран-участниц таких соглашений тарифные льготы, и кумулятивный подход к определению последних.

Деятельность Совета таможенного сотрудничества/Всемирной таможенной организации (СТС/ВТО) вносит существенный вклад в совершенствование административно-технического управления международной торговлей, дополняя тем самым деятельность ВТО в области либерализации товарооборота и гармонизации тарифов. Косвенно об этом свидетельствует постоянный рост ее членов (17 при создании и более 160 в настоящее время).

Отмечаются два противоречивых процесса. С одной стороны, либерализация торговли на основе многосторонних, региональных и двусторонних соглашений упрощает процедуру таможенного оформления грузов и сокращает число используемых товаросопроводительных документов, а с другой – с ростом масштабов товарооборота и увеличением в нем доли обработанной продукции (достигает в настоящее время 75% против менее 50% в середине прошлого века), особенно технически сложной, дорогостоящей и опасной, оформление пропуска товаров через границу становится более обременительным.

Кроме того, в мировой торговле повышается доля внутрифирменных поставок ТНК, осложняющих определение уровня пошлин, а либерализация международной торговли побуждает криминальные круги к поставке за границу контрабандных и контрафактных товаров, что требует усиления противодействия со стороны таможенных органов и контроля за соблюдением правил пропуска товаров через границу, в том числе и обложения пошлинами одних и тех же товаров разного происхождения, а также поставляемых по конкурентным или трансфертным ценам.

Наконец, под влиянием глобализации усиливается взаимодействие таможенных служб в интересах как содействия расширению торговли, так и более эффективной борьбы с правонарушениями ее участников. Это стимулирует страны к развитию новых направлений деятельности таможенных органов, созданию дополнительных административных подразделений и разработке соответствующих документов.

Подробно анализируются основные конвенции Организации, прежде всего подписанные при ее создании - по таможенной номенклатуре и по оценке товаров в таможенных целях, в частности, две конвенции по таможенной номенклатуре - Брюссельская (1959 г.) и Гармонизированная система описания и кодирования товаров (1988 г.), а также более поздние - об упрощении и гармонизации таможенных процедур ("Киотская") и о временном ввозе ("Стамбульская", заменившая ряд прежних аналогичных документов по отдельным группам товаров).

Большое внимание уделяется деятельности СТС/ВТО по борьбе с таможенными правонарушениями, особенно с массовыми их видами ("отмывание" денег, нелегальная перевозка оружия, ядерных материалов и вредных отходов, нанесение ущерба владельцам интеллектуальной собственности и культурных ценностей, противозаконный ввоз редких животных и растений), а также налаживанию международного сотрудничества в этой области. Рассматриваются соответствующие мероприятия: принятие Международной конвенции о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений (вступила в силу в 1980 г.) и создание Комитета по мерам пресечения (1983 г.), который разрабатывает программы борьбы с определенными видами таможенных правонарушений, осуществляет сбор криминальной информации, анализирует ее и дает рекомендации по технике противодействия. Россия присоединилась к Конвенции в 1994 г., а в Москве действует региональный центр связи СТС/ВТО по правоохранительной деятельности.

После образования Всемирной таможенной организации борьба с правонарушениями значительно усилилась. В частности, в июне 2002 г. принята Конвенция о взаимной административной помощи в таможенном деле (имеется ввиду обмен информацией, в том числе заблаговременное сообщение о прибытии подозрительных грузов) и об оказании технической поддержки в целях совершенствования методов контроля и противодействия организованной преступности, а в июне 2004 г. одобрено решение о создании в Секретариате специального подразделения для координации деятельности стран-членов по вопросам безопасности. В целом отмечается существенно возросшее значение таможенных служб в таких областях, как гарантирование безопасности международных товаропотоков, борьба с коррупцией, незаконным оборотом наркотиков и терроризмом.

В третьей главе рассматриваются наиболее распространенные в мировой торговой практике преференциальные таможенно-тарифные режимы - ОСП, двусторонние преференциальные торговые соглашения и региональные интеграционные группировки. Указанные международные договоренности формально противоречат РНБ, однако ВТО допускает соответствующие изъятия из этого принципа. Тем или иным льготным режимом во внешней торговле пользуется большинство государств, чьи импортные таможенные тарифы содержат преференциальные ставки пошлин в отношении товаров, ввозимых из определенных стран. В последнее время наблюдается активизация процесса предоставления преференций на двусторонней или региональной основе.

ОСП представляет собой систему односторонних (невзаимных) тарифных льгот на товары, вывозимые развивающимися государствами в развитые страны. Этот механизм был создан 40 лет назад под эгидой ЮНКТАД чтобы способствовать экспорту освободившимися от колониальной зависимости государствами готовой продукции и полуфабрикатов на рынки развитых стран, делая их товары более конкурентоспособными. Такой режим отвечал и интересам развитых стран, учитывая начинающие складываться глобальные взаимозависимости в мировом хозяйстве.

В соответствии с ОСП каждая развитая страна-донор индивидуально определяет объем тарифных преференций: круг стран-бенефициаров и товарные позиции, на которые эти льготы распространяются, а также уровень снижения пошлин или их отмену. В частности, развитые страны исключили из ОСП большинство сельскохозяйственных и ряд промышленных товаров, внутренние рынки которых особенно чувствительны к иностранной конкуренции. Важными в функционировании ОСП являются правила определения происхождения товара, устанавливающие возможность получения преференций (страны-доноры пошли по пути их гармонизации и унификации). Нередко эти правила используются чтобы ограничить импорт на преференциальных условиях.

Крупнейшими донорами ОСП являются страны ЕС, которые одни из первых предоставили тарифные льготы развивающимся странам, а также США и Япония. Отмечается, что Россия является как донором, так и бенефициаром ОСП.

В целом ОСП имела наибольший эффект в первое десятилетие своего функционирования, однако затем под различными предлогами произошло сужение сферы ее воздействия.

^ Двусторонние преференциальные торговые соглашения предусматривают взаимные таможенно-тарифные льготы в торговле договаривающихся государств. На рубеже ХХ и XXI веков заключение двусторонних торговых преференциальных соглашений резко активизировалось. Сейчас, по оценкам ВТО, насчитывается свыше 400 действующих или же подписанных, но еще не вступивших в силу региональных торговых соглашений, а также соглашений, по которым ведутся переговоры.

Распространению преференциальной торговли на двусторонней основе благоприятствуют два фактора: договоренности о либерализации товарообмена между двумя странами достигается быстрее, чем при многосторонних торговых переговорах, и при создании зоны свободной торговли не требуется формирование наднациональных институтов и выработка единой торговой политики.

В последнее время двусторонние соглашения о привилегированном партнерстве предусматривают в основном создание зон свободной торговли. Они устанавливают полную или почти полную либерализацию торговли, оговаривая сроки реализации договоренностей и иногда ограничения в отношении отдельных групп товаров. Такого рода соглашения позволяют их участникам в относительно короткие сроки либерализовать взаимную торговлю, пользоваться преимуществами беспошлинной торговли и интеграционного взаимодействия. В результате такая форма соглашений может рассматриваться в качестве переходной на пути к достижению либерализации трансграничного движения товаров во всем мире. Заключая и используя их, страны-участницы приобретают опыт осуществления свободной трансграничной торговли.

Тарифная деятельность на региональном уровне прослеживается на примере ^ Европейского Союза – крупнейшего интеграционного объединения в мире (с 1 января 2007 г. включает 27 стран) и главного торгово-экономического партнера России.

Проанализированы сущность и цели таможенного союза, ставшего фундаментом дальнейшего развития интеграции в объединенной Европе (к настоящему времени в ЕС, помимо таможенного, создан экономический и валютный союз), компетенция органов этого объединения в вопросах тарифной политики, основные ее инструменты и направления.

Подробно охарактеризован Единый таможенный тариф (ЕТТ) – важнейший инструмент деятельности ЕС в данной сфере. Либерализация международной торговли в ГАТТ/ВТО, проводимая на протяжении последних десятилетий, привела к значительному снижению первоначально установленных ставок ЕТТ. В 2006 г., по данным Еврокомиссии, среднеарифметический уровень по всем товарам равнялся 6,9%, в том числе по несельскохозяйственным – 4,0%, а по сельскохозяйственным – 18,4%.

Более трети тарифных позиций ЕТТ предусматривают беспошлинный ввоз или обложение ввозимых в ЕС товаров по ставкам, не превышающим 2,0%. Нулевые ставки применяются, в частности, к рудам, изделиям из олова, древесной массе, фармацевтическим товарам, книжной продукции и газетам, гражданским самолетам. Максимальные ставки (в пересчете на адвалорные пошлины) составляют для живой домашней птицы, ананасового сока, замороженной говядины и отдельных видов хлебопекарной муки от 167 до 428%. Приводятся примеры относительно высоких ставок ЕТТ, применяемых к импорту в ЕС некоторых промышленных товаров из России.

Констатируется, что тарифные преференции активно используются ЕС, на односторонней и двусторонней основе, прежде всего в отношениях с развивающимися странами, для которых взимание стандартных ставок ЕТТ во многих случаях является фактором, существенно снижающим конкурентоспособность их продукции на европейском рынке. На страны ЕС приходится порядка одной пятой экспорта развивающихся стран. ЕС – крупнейший в мире импортер их сельскохозяйственных товаров: покупает больше таких товаров, чем США, Канада и Япония вместе взятые.

В целях повышения своего влияния в развивающихся странах ЕС стал одним из первых доноров ОСП ООН (практикует с 1971 г.). Получателями общих преференций, предоставляемых ЕС в одностороннем порядке, являются около 140 стран, включая Россию (с 1993 г.).

Раскрыт подход ЕС к таким пересмотрам его схемы ОСП: наряду с расширением льгот для наименее развитых стран, элементами упрощения и большей предсказуемости, обычно сохраняются разного рода оговорки, дающие ЕС возможность не распространять преференциальный режим на отдельные товары и страны, чья растущая конкурентоспособность может представить угрозу для европейских производителей. Под этим углом зрения проанализирована схема общих преференций ЕС на 2006-2008 гг.

Особое внимание уделено продолжающемуся формированию вокруг европейского ядра обширной сети зон преференциальной торговли с разной степенью тарифной либерализации. Отмечена тенденция проведения двусторонних переговоров по этим вопросам с региональными объединениями развивающихся стран (например, с Меркосур и Советом сотрудничества стран Персидского залива). В цели соглашений включаются положения о содействии развитию региональной интеграции внутри соответствующих групп стран.

Выявлены некоторые общие черты преференциальных соглашений, заключаемых ЕС: обычно базируются на принципе взаимности, но предусматривают асимметричное снижение (или отмену) пошлин в пользу развивающихся стран и либерализация в большинстве случаев распространяется на аграрный сектор. Подчеркивается, что сфера действия многих из них включает также либерализацию торговли услугами, гармонизацию технических требований и стандартов, охрану прав интеллектуальной собственности, движение капиталов и инвестиций.

К началу 2007 г. Евросоюз имел 22 региональных соглашения преференциального типа. Наибольшее распространение получили соглашения о создании зоны свободной торговли, что отвечает международной практике. Сегодня в режиме свободной торговли реализуется около 75% экспорта стран ЕС (с учетом взаимной торговли).

Анализируются особенности формирования двух наиболее важных таких зон. Имеются в виду, во-первых, европейская ЗСТ (создана в начале 1970-х гг. на основе соглашений ЕС с отдельными странами Европейской ассоциации свободной торговли – ЕАСТ; в 1992 г. дополнена Соглашением о Европейском экономическом пространстве, в рамках которого осуществляется свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; участники – страны ЕС, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн и Швейцария) и, во-вторых, евро-средиземноморская ЗСТ в составе ЕС и двенадцати стран этого региона, формируемая на базе ранее заключенных им с каждой страной в отдельности соглашений об ассоциации (завершить этот процесс намечено к 2010 г.).

В последнее время усилия ЕС направлены на создание ЗСТ с отдельными странами Юго-Восточной Европы с последующим их объединением в одну общую зону свободной торговли, а также на развитие преференциальных отношений с некоторыми странами СНГ (в феврале 2008 г. стартовали переговоры о свободной торговле между ЕС и Украиной). В перспективе все действующие и формируемые преференциальные пространства в Европе могут сомкнуться через соглашения их участников с ЕС.

Россия не имеет преференциального режима в торговле с ЕС, за исключением, как отмечено выше, льгот в рамках ОСП.

Подчеркивается, что используя преимущества таможенного союза, вытекающие из применения единого таможенного тарифа и общей торговой, в том числе тарифной политики стран-членов, ЕС не только успешно защищает свой внутренний рынок, но и добивается путем предоставления преференций отдельным странам и группам стран благоприятных условий доступа европейских предприятий на внешние рынки. Особенно эффективны для расширения возможностей торгово-экономической экспансии за пределами Евросоюза двусторонние преференциальные соглашения, заключаемые в формате зоны свободной торговли, распространяющейся во многих случаях также на торговлю услугами, движение капиталов, охрану прав интеллектуальной собственности и другие сферы («ЗСТ плюс»).

Многие аспекты европейского опыта в данной сфере представляют практический интерес для России в процессе совершенствования инструментария ее таможенно-тарифной политики и формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В частности, заслуживают внимания некоторые особенности ЕТТ ЕС (например, высокая степень дифференциации ставок тарифов, относительно немногочисленные пиковые значения таких ставок, стабильность и предсказуемость таможенно-тарифного обложения), гибкость в применении общих преференций для развивающихся стран, практика использования двусторонних преференциальных режимов.

В связи с этим представляется полезным изучить с учетом современных реалий возможность и целесообразность заключения соглашения о зоне свободной торговли или «ЗСТ плюс» между РФ и ЕС. В краткосрочном плане создание такой зоны может повлечь за собой некоторые негативные последствия для России, но вместе с тем обеспечить условия для научно-производственной кооперации между российскими и европейскими предприятиями в целях ускорения инновационного развития и подвести фундамент под формируемое Общее экономического пространство РФ-ЕС.

Проведенный анализ, как отмечается в заключении, позволил автору раскрыть большое значение таможенно-тарифной политики для современной международной торговли и, в конечном счете, национальных экономик, несмотря на происходящую интенсивную либерализацию механизма таможенно-тарифного регулирования, расширяющееся применение нетарифных мер и существенное влияние, оказываемое процессами глобализации, в частности, в связи с увеличением масштабов и изменением структуры товарооборота, развитием производственной кооперации, распространением региональных и двусторонних преференциальных торговых соглашений.

В условиях дальнейшей интеграции России в международную торговую систему при сохранении относительно невысокой конкурентоспособности большинства секторов и отраслей усилится роль таможенно-тарифного регулирования как инструмента структурной экономической политики, обеспечения эффективного функционирования внутреннего рынка, содействия формированию конкурентоспособных отечественных производств. Конкретные предложения по совершенствованию национального таможенно-тарифного регулирования, которое в настоящее время выполняет преимущественно фискальные функции, а таможенный тариф выступает, по сути, дополнительным налогом на потребителей и промышленность, заключаются в следующем.

1. Подчинить структуру и ставки таможенного тарифа РФ целям и задачам разработанной Концепции социально-экономического развития страны до 2020 г. и формируемой на ее основе национальной промышленной политики. Речь, прежде всего, идет о более тщательном учете состояния и специфики отдельных отраслей и производств, по отношению к которым таможенно-тарифное регулирование может в различной степени и комбинации выполнять протекционистские, структурные, стимулирующие или фискальные функции. Положение конкретных отраслей и производств на внутреннем рынке страны определяется, главным образом, уровнем их конкурентоспособности. С точки зрения критерия конкурентоспособности на внутреннем рынке различные виды выпускаемой в России продукции сведены в диссертации в пять основных групп, требующих соответствующей расстановки акцентов в таможенно-тарифном регулировании импорта.

2. Сделать акцент на использовании импортного таможенного тарифа как инструмента разумной защиты уязвимых для импорта сегментов внутреннего рынка, повышения конкурентоспособности российских товаропроизводителей, в том числе придать большую гибкость и адресность таможенному тарифу путем выделения новых товарных подпозиций на уровне национальных знаков товарной номенклатуры для идентификации наиболее чувствительных к импорту товаров, дифференциации уровней ставок пошлин вплоть до их дробления в зависимости от экономической целесообразности, широкого применения сезонных и временных пошлин, тарифных квот, иных специальных тарифных мер.

3. С целью стимулирования производственно-технологической кооперации российских и иностранных компаний и переноса обрабатывающих производств на территорию РФ ("импорт производств вместо импорта товаров") более последовательно проводить в жизнь принцип эскалации таможенного тарифа, снизив уровень обложения импортных материалов, комплектующих изделий и компонентов, используемых для выпуска готовых изделий в РФ (хотя здесь возможны и исключения, требующие, например, сохранения высокого уровня пошлин на материалы и комплектующие для создания благоприятных условий для развития соответствующих отечественных производств), а также более активно применять специальные таможенные режимы (переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления).

4. Упорядочить действующие системы тарифных преференций и тарифных льгот для повышения эффективности регулирующей функции таможенного тарифа, в том числе пересмотреть существующие преференции в пользу развивающихся стран, соотнеся круг получателей преференций и их размер с уровнем экономического развития этих государств, а также проводимой политикой в отношении нашей страны.

5. Улучшить качество таможенного администрирования, прежде всего, за счет осуществления более полного таможенного контроля ввозимых товаров, упрощения технологии таможенного оформления, приведения процедур пропуска грузов через границу в соответствие с унифицированными международными нормами. Исключительно важным моментом является ускорение перехода на электронное декларирование и электронный документооборот при таможенном оформлении, что позволит снизить издержки этого процесса и сократить время прохождения товаров, особенно транзитных, через таможни.

Среднесрочные направления совершенствования таможенно-тарифной политики РФ в условиях мирового финансового кризиса и ухудшения экономической ситуации в нашей стране сохраняют свое значение, но меняются акценты и последовательность их реализации с учетом произошедших серьезных изменений на мировом и внутреннем рынках. Кроме того, целесообразно применение антикризисных мер таможенно-тарифного регулирования, призванных оперативно решать наиболее острые вопросы, связанные с защитой особенно чувствительных к импорту сегментов внутреннего рынка, поддержанием доходности экспорта на фоне обвального падения товарных цен, и другие.

В принципиальном плане таможенно-тарифная политика России в активной фазе кризиса должна учитывать необходимость одновременного решения совокупности достаточно сложных и порой трудносовместимых внутренних и внешних задач, избегая отката к тотальному протекционизму, тем более, что руководство страны на ключевых международных форумах уже неоднократно подтверждало готовность воздерживаться от возведения новых торговых барьеров. Большое значение в период кризиса приобретают такие черты таможенно-тарифного регулирования, как его способность гибко, адресно и оперативно реагировать на изменение ситуации, обоснованность и непротиворечивость с точки зрения возможных социально-экономических эффектов, согласованность с другими мерами торговой политики, а также проводимой экономической, промышленной и валютной политикой.

Один из ключевых вопросов антикризисной таможенно-тарифной политики для России – допустимая степень протекционизма с учетом внутрихозяйственных и мировых реалий и связанная с этим степень соблюдения обязательств РФ по ВТО. По мнению автора, в настоящее время России не следует прибегать к огульному протекционизму (даже если на этом настаивают отдельные лоббисты) и серьезно выходить за рамки достигнутых с ВТО договоренностей. Во-первых, в условиях значительной и продолжающейся девальвации рубля общий уровень защиты внутреннего рынка постоянно растет, и таможенные пошлины здесь играют все более ограниченную роль. Во-вторых, многие предприятия и сектора, пользуясь кризисом, стремятся создать себе тепличные условия для развития через лоббирование высоких пошлин и защитных мер. Но основная проблема российской экономики – низкая конкурентоспособность большинства обрабатывающих производств, которую никак не решить созданием для них тепличных условий и полным ограждением от конкуренции со стороны импорта. Поэтому протекционизм должен быть точечным и внятным обоснованием необходимости защитных мер. В-третьих, любой протекционизм в той или иной степени искажает рыночные параметры, очень часто ухудшает конкурентную среду и подхлестывает инфляцию, что России сегодня крайне противопоказано. В-четвертых, значительное ухудшение экономической ситуации в РФ и, главное, реальная угроза формирования крупного дефицита текущего платежного баланса в 2009 г. позволяют нашей стране на вполне законных с точки зрения ВТО основаниях применять экстраординарные защитные меры, вплоть до введения единого дополнительного налога на импорт (это уже не протекционизм, а обеспечение национальной экономической безопасности). В-пятых, более целесообразной с политической и практической точек зрения сегодня является наступательная, а не защитная таможенно-тарифная политика, направленная на укрепление конкурентоспособности отечественных производств и расширение экспорта. Речь идет о продолжении снижения ставок на прогрессивное оборудование и технологии, рациональной эскалации тарифа, использовании жестких ответных мер в случае дискриминации российских поставщиков на внешних рынках, стимулировании экспорта путем обнуления ставок пошлин на сырье, материалы и компоненты, используемые в экспортном производстве, в рамках таможенного режима переработки на таможенной территории и др.

В любом случае в современных условиях таможенно-тарифная политика может и должна стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в отечественной экономике, а затем – одним из ключевых факторов послекризисного экономического развития.

^ Список опубликованных работ по теме диссертации:

1. Ильин А.Е. Современная система таможенно-тарифного регулирования в России // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы, №1, 2008 (0,4 а.л.).

2. Ильин А.Е. Таможенно-тарифная политика и практика Европейского Союза на современном этапе // Российский внешнеэкономический вестник, №10 (октябрь), 2008 (0,8 а.л.).

3. Ильин А.Е. Особенности таможенно-тарифного регулирования в развитых и развивающихся странах // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы, №2, 2008 (0,6 а.л.).

4. Ильин А.Е. Использование преференциальных торговых режимов в мировой практике: односторонние тарифные преференции и преференциальные торговые соглашения // Внешнеэкономический комплекс России: современное состояние и перспективы, №2, 2008 (0,6 а.л.).