bigpo.ru
добавить свой файл
1


С
пецвыпуск к расширенному заседанию Комитета по безопасности предпринимательской деятельности КТПП «Современные технологии рейдерство и защита от недружественного поглощения» 25.06.2009г.



Содержание:


Коррупция и планы по борьбе с ней не должны жить отдельно - эксперт 2

В Петербурге нашли средство от коррупции 2

Госпомощь уйдет на взятки? 3

По закону, а не по понятиям 4

Предпринимателей заставят поменять учредительные документы 4

Конфликтные положения нового закона об ООО 5

Рейдеры могут лишиться одной из главных возможностей для захвата — доступа к реестру акционеров предприятий 7

Устранение причин коррупции - важнейшее направление деятельности государства 9

Генпрокуратура и ТПП РФ подписали антирейдерское соглашение 10

Фишеры начали подделывать сайты российских кредитных организаций 10

Законодательные меры позволили исключить участие российских судебных приставов в рейдерских захватах 11

Эльвира Набиуллина: "Антирейдерский проект рассмотрят в ближайшие недели" 11

Пентагон создает киберкомандование 11

А где нам взять такие кадры... Министерство внутренних дел России ищет эффективные пути противодействия коррупции и нарушениям законности в своей милицейской среде 12

Чиновников провожают тихонько 13

Стандарты на коррупцию. Белых пятен в законопроекте об экспертизе предостаточно 13

Информация - мощное оружие рейдера 15

Схемы банковского рейдерства 16

Новые формы рейдерства в период финансового кризиса 18

СФО: программа секции "Слияния и поглощения" Сибирской венчурной ярмарки 19
^

Коррупция и планы по борьбе с ней не должны жить отдельно - эксперт


(Bailtinfo)

23.06.2009

Планы по борьбе с любым злом в России чаще всего наталкиваются на проблемы правоприменения. Такое мнение высказал в беседе с корреспондентом Балтийского информационного агентства (БИА) руководитель Национального антикоррупционного комитета (НАК) Кирилл Кабанов.

«Наши чиновники не заинтересованы выполнять свою основную функцию – служения интересам общества и гражданина. Коррупция идет не снизу, а сверху, и пока не будут предприняты меры, стимулирующие чиновников, пока не будет мотивации у чиновников, то успеха в борьбе с коррупцией не будет», - считает Кабанов.

По его словам, записанные на бумаге планы по борьбе с коррупцией очень похожи на подобные планы по борьбе с наркоманией: планы живут своей жизнью, а наркоманы – своей.

«Очень хочется, чтобы подобные программы не носили чисто декларативный характер. В принципе, идея планирования хорошая, но как она будет реализована на практике?» - добавил Кабанов.

Кабанов уверен, что чиновники могут испортить и хорошую, по сути, идею «гипермаркетов справок», то есть создания учреждения, в котором гражданин по заявлению может без очередей и особых проблем получить все необходимые от государственных структур справки. В пример он привел идею «одного окна» для бизнесменов.

«Допустим, человеку нужна справка через три дня или сегодня, а говорят, что она будет только через неделю, и что?» - задает вопрос эксперт.

Он также уверен, что только наказанием чиновников за коррупцию побороть это зло будет невозможно.

«Хотя, конечно, ответственность за коррупцию должна быть такой же, как за измену государству», - считает эксперт.

Напомним, на заседании правительства Петербурга была принята Программа противодействия коррупции на 2009-2010 годы. От реализации программы Смольный ожидает «значительного снижения уровня коррупции при исполнении органами госвласти государственных функций, повышения качества и доступности государственных услуг, снижения влияния коррупции на активность и эффективность экономики. Также будет обеспечена защита прав и интересов граждан, будут устранены причина и условия, порождающие коррупцию.

^

В Петербурге нашли средство от коррупции


(Комсомольская правда)

23.06.2009

Ирина НИКОЛАЕВА

От взяток буду избавляться два года

Сообщать о взятках не анонимно петербуржцы боятся

- Борьбу с коррупцией в Санкт-Петербурге мы будем вести системно, принципиально и последовательно, - объявила сегодня на заседании губернатор Валентина Матвиенко.

Наши чиновники разработали целую схему, как избавиться от взяточничества. Иначе ну никак, говорят, не справиться с этой проблемой! Только за два месяца работы «горячей линии» о фактах коррупции сообщили 310 человек.

Программу разработали на 2 года вперед и сегодня утвердили.

- Мы предусмотрели в ней меры, направленные на противодействие коррупции при прохождении государственной гражданской службы и в образовательных учреждениях, - рассказали в пресс-службе Смольного. - Там же разработали организацию актикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. И разработали предложения по обеспечению добросовестности, открытости, конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.

Призвали завязывать со взятками и питерских бизнесменов. Пока – добровольно. Но уж если поймают, то не взыщите.

А чтобы горожане не стеснялись сообщать о вымогателях, на «горячей линии» разрешили принимать анонимные сообщения. Напомним, звонить можно по телефону (812) 576-77-65.

^ ТОЛЬКО ЦИФРЫ

За два месяца работы на «горячую линию» с жалобами на коррупцию позвонили 310 петербуржцев. Из поступивших в комитет жалоб 32 были направлены в ГУВД, 24 – в районы, 22 – в прокуратуру, 17 – в жилищный комитет, 12 – в государственную инспекцию труда, 12 – в другие ведомства, пишет Фонтанка. По 9 обращениям информация не подтвердилась. Остальные сообщения проверяются.

^

Госпомощь уйдет на взятки?


(Личные деньги)

23.06.2009

Борьба с коррупцией и взяточничеством, как известно идет. И даже намечаются некоторые положительные сдвиги. Однако это далеко не означает, что проблем с ней нет и не будет.

Вот и новая напасть, более 500 млрд. долларов антикризисных программ по всему миру может уйти на взятки и фальсификацию контрактов.

Такой прогноз сделала компания Kroll. По оценкам же компании Transparency International, коррупционная составляющая в экономике может составлять до 10%. В период же финансового кризиса она может возрасти до 30%. А финансовая поддержка экономики фактически открыла двери для злоупотреблений. Кстати, общий объем антикризисных программ стран "двадцатки", по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития, превышает $5 трлн.

О том, что коррупция может пойти вверх предостерегают многие эксперты. Так управляющий директор Kroll, Ричард Абби отмечает, что для совершения преступления нужны мотив, наличие ресурсов и удобный случай. В нынешней ситуации случае у коррупции есть все шансы и все условия. Или как прокомментировал газете "Ведомости" руководитель фонда "Индем" Георгий Сатаров, в условиях кризиса коррупция растет: резко увеличивается количество аварийных ситуаций, падают стандарты контроля и растут соблазны.

Более того, многие антикризисные меры подразумевают личное вмешательство чиновника. А процесс распределения антикризисных мер не отрегулирован еще законодательно, в частности, в России законов по распределению антикризисных вливаний нет. Все это предоставляет не только большой соблазн, но и огромное пространство для злоупотребления полномочиями. И суммы российских откатов могут значительно превысить осторожные предположения западных консалтеров.

Подрастание коррупции начинает подтверждать и статистика. По официальным данным МВД, количество случаев взяточничества, выявленных правоохранительными органами в январе - мае 2009 г., составило 7022. Что на 1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Может показаться, что рост не большой, но все-таки он есть.

Вопрос же об "уходе" госпомощи в откат пока остается открытым. Остается надеяться на своевременные меры…

^

По закону, а не по понятиям


23.06.2009

Б. ГРЕЧАНОВ

Мировой финансовый кризис заставил политиков выявлять слабые места в экономике своих стран. С сожалением приходится констатировать: российский бизнес слабо участвует в государственных инновационных программах, ему проще что-нибудь перепродать, но не вкладывать капитал в производство.

Я думаю, тот, кто успел разбогатеть в результате разных афер, никогда не будет по своей инициативе строить новые заводы или модернизировать приобретенные предприятия, потому что у него психология не капиталиста, созидателя, а вора и мошенника. Ему сподручнее провести финансовую аферу или рейдерство, выгодно что-нибудь перепродать или получать прибыль от приобретенной собственности до тех пор, пока это возможно.

Недавно премьер-министр В. Путин в принудительном порядке заставил таких бизнесменов и представителей местной власти в поселке Пикалево Ленинградкой области заниматься развитием экономики и социальными вопросами. Это вызвало широкий резонанс в обществе.

Да, время уговоров жить по закону, а не по понятиям, видимо, кончилось. Сложившаяся ситуация заставляет федеральную власть применять социалистические методы управления. Не случайно в беседе с рабочими, уже в другом регионе, В. Путин дал понять: нерадивые владельцы предприятий, не занимающиеся их модернизацией и социальными проблемами, могут лишиться этой собственности. И это будет правильно: обеспечивать соответствующие отчисления в госбюджет, решать социальные проблемы, постоянно модернизироваться.

Ставрополь.

^

Предпринимателей заставят поменять учредительные документы


(Infox)

16.06.2009

С 1 июля вступают в силу изменения в Гражданский кодекс, которые должны защитить представителей малого бизнеса от несанкционированного захвата собственности — рейдерства.

Принятые изменения заставят собственников регламентировать процедуру отчуждения своей доли на этапе создания ООО. С января 2010 года учредительный договор потеряет статус учредительного документа, им станет устав общества. К уставу предъявляются требования: в нем должны быть зафиксированы условия выхода учредителя из общества и регламентирована процедура отчуждения его доли в уставном капитале. На замену учредительных документов малому и среднему бизнесу дается полгода — с 1 июля по 31 декабря 2009 года.

«Это означает, что все сделки, связанные с изменениями в составе учредителей ООО, с 1 июля 2009 года должны быть нотариально заверенными, иначе их признают недействительными», — говорится в материалах «Деловой России».

Сейчас учредители обществ с ограниченной ответственностью могут выйти из бизнеса, забрав свою долю, если иное не оговорено в уставе. В Московском агентстве по развитию предпринимательства объяснили, что это создает дополнительный риск отчуждения бизнеса мошенническим путем — заинтересованные в контроле над бизнесом структуры могут выкупить долю одного из учредителей без уведомления других собственников. Принятые изменения помогут избегать корпоративных споров и незаконной передачи долей в уставном капитале.

Юрист «Деловой России» Полина Дюдина говорит, что все предприниматели не успеют заменить учредительные документы в отведенный срок. «Скорее всего, его будут продлевать. Регистрации не справятся с такой нагрузкой», — предупреждает она.

По словам юристов, желающие перерегистрироваться только начали проявлять активность. «Сейчас нам звонят постоянные клиенты и интересуются изменениями в кодексе», — рассказали в юридической фирме «Регистрация».

ООО, опрошенные Infox.ru, собираются менять документы не раньше августа. В ООО «Спецтрой» сказали, что будут менять документы ближе к осени, те же сроки назвали в ООО «ЭгидПрофКонсалт».

Консультант «ВБО Консалтинг» Елена Кислова отметила, что в законодательстве не предусмотрена ответственность за несоблюдение требований к документам, в соответствии с принятыми изменениями. «Есть риск, что многие к этому отнесутся халатно», — говорит эксперт.

В «Регистрации» предупредили, что те, кто не успеет переоформить документы, не смогут работать. «Эти ООО исчезнут», — подчеркнул представитель юридической фирмы. В департаменте поддержки и развития малого предпринимательства Москвы сказали, что не считают количество предприятий. По словам представителя департамента, вести учет зарегистрировавшихся и исчезнувших фирм очень дорого.

^

Конфликтные положения нового закона об ООО


(ИА Advisers)

08.06.2009

26 мая 2009 года в Москве состоялся круглый стол «Проблемы Изменений в закон об ООО. Конфликтные положения нового закона», организованный Институтом корпоративного развития (ИНКОР) и журналом «Акционерный вестник». В работе указанного круглого стола приняли участие более 90 представителей крупнейших российских и иностранных компаний, а спикерами выступили представители Минэкономразвития РФ, Федеральной Антимонопольной Службы РФ, Высшего Арбитражного Суда России, Нотариальной Палаты России, представители российских и иностранных юридических компаний, ведущие эксперты в области корпоративного права крупнейших Российских холдингов.

Опубликован 31.12.2008 года Федеральный закон №312-ФЗ от 30.12.2008 года о существенных изменениях в Закон «Об ООО», вступающий в силу с 1 июля 2009 года. Изменения коснулись 36 статей закона из 59 действующих.

Наиболее существенные изменения касаются следующих вопросов:

- Существенно усложнилась смена собственников долей в уставном капитале ООО, отчуждение доли стало платным, требующим нотариального удостоверения и регистрации в госоргане.

- Должны документально подтверждаться полномочия лица, отчуждающего долю.

- Усложнился процесс перехода доли к приобретателю в уставном капитале.

- Размер и номинальная стоимость доли должны будут фиксироваться в ЕГРЮЛ.

- Участник ООО вправе выйти из общества, только если это предусмотрено Уставом ООО.

-Вводится обязанность обществу вести список участников.

- Отменяется учредительный договор

и ещё многие другие существенные изменения, которые вступают в силу с 1 июля 2009 года, что заставляет и номинальных участников и фактических владельцев активно позаботиться о судьбе своих действующих ООО.

Модераторы круглого стола Савчук Сергей Павлович, Главный редактор журнала «Акционерный вестник» и Репин Игорь Николаевич, Заместитель Исполнительного директора Ассоциации по защите прав инвесторов выступили с вступительным словом к участникам круглого стола. Репин Игорь Николаевич сделал обзор изменений, вступающих в силу 1 июля 2009 года. Активное обсуждение актуальных проблем, вызванных принятием закона № 312 ФЗ от 31.12.2008г. о существенных изменениях в Закон «Об ООО» инициировал Савчук Сергей Павлович, который выступил со своим обзором проблемных моментов внесённых изменений.

Революционным новшеством является наделение правом учредителей (участников) ООО заключить договор об осуществлении прав участников ООО, по которому они обязуются осуществлять определенным образом свои права и (или) воздерживаться от их осуществления, в том числе, голосовать определенным образом на общем собрании, продавать долю или часть доли по определенной цене и (или) при наступлении определенных условий, не отчуждать её до наступления определенных условий, а также осуществлять согласованно иные действия по созданию, управлению, реорганизации и ликвидации ООО. Обзор изменений сделали юристы Юридической фирмы «Squire, Sanders and Dempsey (Moscow) LLC» Елизаров Владимир Николаевич, Юркина Елена и Пономарёв Кирилл. Ввиду отсутствия в законе об ООО механизмов реализации положений, касающихся соглашения участников, эти механизмы будут заимствоваться из судебной практики, поэтому вначале выступающие дали краткую характеристику соглашения акционеров и основные доводы в пользу их заключения, далее они представили участникам круглого стола структуру соглашения акционеров и проанализировали, какие положения соглашения акционеров могут быть использованы для цели составления соглашения участников.

По основным задачам и ключевым аспектам изменений в ФЗ «Об ООО» и современным тенденциям развития российского законодательства о хозяйственных обществах, сделкам участников с долями общества с ограниченной ответственностью (отчуждение, преимущественное право, процессуальное соучастие, залог), обжалованию решений органов общества, выходу из общества разъяснение дала Лукьянова Анастасия - юрист ЮФ «Гольцблат БЛП».

По вопросам требований Антимонопольных органов выступила Усенко Екатерина Вячеславовна - помощник Руководителя Федеральной Антимонопольной Службы России. «Соглашения между акционерами при заключении всегда должны юристами или менеджерами компаний анализироваться на предмет соблюдения антимонопольного законодательства. Сделки, которые не согласованы с антимонопольным органом, а подлежали согласованию, являются сделками оспоримыми и в законе прямо указано лицо, которое может обращаться в суд с искомо признании сделок недействительными -это только антимонопольный орган» - отметила она.

Цели внесения изменений в законодательство об ООО и ожидания проанализировал Цыганков Сергей Николаевич, Начальник отдела корпоративного законодательства Департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ.

Особенно живое обсуждение вызвало выступление Брагиной Марины Гурьевны и Игнатенко Александры Владимировны, Нотариусов Московской Городской Нотариальной Палаты, по вопросам взаимодействия Нотариата, ФНС, ООО и участников ООО. Выявленная законодательная неурегулированность между новым законом «Об ООО» и действующими нотариальными нормами, по мнению участников круглого стола, требует дополнительных разъяснений идействий со стороны государства.

Проблемы приобретения ООО долей в своем уставном капитале проанализировал и дал разъяснения Зайцев Олег Романович, Главный консультант Управления анализа и обобщения судебной практики Высшего Арбитражного Суда РФ. «Радикальным нововведением является право участников ООО присоединиться в арбитражном процессе к иску участника ООО о переводе на него прав и обязанностей покупателя доли, приобретенной с нарушением преимущественного права покупки доли» - отметил он.

По праву участника ООО на выход из общества сделала обзор Баринова Светлана Юрьевна, Советник международной юридической фирмы «Саланс». Она рассказала, что регулирование выхода участника из общества всеми в целом приветствуется. Старым законом, пока еще действующим, была установлена императивная возможность в любое время независимо от согласия других участниковсложить с себя функции участника общества. Это требует выплаты действительной стоимости доли в уставном капитале. Это был один из тех отрицательных моментов жизни ООО, который делал эту юридическую форму неустойчивой. По новому закону участники могут решить, что они и дальше могут продолжать пользоваться этим правом выхода, но для этого необходимо, чтобы это было записанов уставе. При их отсутствии участник автоматически лишается такого права. При этом в законе написано, что внесение права на выход в устав ООО возможно либо при создании общества, либо при внесении изменений единогласным решением всех участников.

О списках участников ООО, их содержании и порядке ведения рассказала Антонова Ольга Васильевна, главный специалист управления консалтинга ОАО «Центральный Московский Депозитарий». С 01 июля 2009г. сведения о размере и номинальной стоимости доли каждого участника Общества не подлежат обязательному включению в устав. Вместо этого устанавливается обязанность Общества вести список участников Общества непосредственно с момента его государственной регистрации. С учетом положений ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, под действие требования о ведении списка с момента государственной регистрации Общества попадают лишь Общества, созданные после вступления в силу Закона № 312-ФЗ, а уже действующие Общества обязанывести Список исходя из текущего состава участников Общества. Требования к списку установленыновой главой III.1 «Ведение списка участников общества», введенной в Федеральный закон№ 14-ФЗ.

В свете нового законодательства Лакиной Светланой Васильевной, Советником по корпоративному управлению Научно-консультационного юридического бюро «Арбитр» были разобраны обязательные корпоративные процедуры для ООО.

Юристы Адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» Алексей Андрусенко и Сергей Усоскин в своем выступлении на тему «ООО как инструмент организации совместного предприятия: сравнение с другими механизмами» рассказали о различных моделях структурирования совместных предприятий, обратив особое внимание на использование юридических инструментов для фиксации коммерческих договоренностей между сторонами. При этом, выступающие отметили, что необходимость правильного оформления партнерских отношений не ограничивается совместными предприятиями крупнейших холдингов, а применима также и к небольшим компаниям. Совместное предприятие может быть организовано как путем создания иностранного юридического лица, которое в свою очередь будет владеть активами в России, так и путем создания непосредственно российской компании. В последнем случае в качестве организационно-правовой формы обычно выступает ЗАО или ООО.

^

Рейдеры могут лишиться одной из главных возможностей для захвата — доступа к реестру акционеров предприятий


(Слияния и поглощения)

24.06.2009

Рейдеры могут лишиться одной из главных возможностей для захвата — доступа к реестру акционеров предприятий. Вчера комитет по собственности рекомендовал Госдуме принять в первом чтении поправки в законы «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг».

Законопроект по сути является продолжением пакета документов, совершенствующих порядок разрешения корпоративных конфликтов, который готовится ко второму чтению. Депутаты сделали акцент на реестрах акционеров, поскольку чаще всего именно манипулирование ими позволяло осуществить захват.

«Сегодня в России института защиты прав собственника акций нет, и захват предприятия в нашей стране сводится по большому счету к захвату реестра», — говорит автор законопроекта, председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский.

Одна из последних историй такого рода — попытка рейдерского захвата стратегического оборонного предприятия ОАО «Московский завод счетно-аналитических машин им. В.Д. Калмыкова», где незаконно использовались данные реестра акционеров.

Всего в России сегодня действует более 180 тыс. ОАО, в том числе множество таких, где количество акционеров менее 50 человек. По закону они не обязаны иметь внешнего регистратора, то есть внешнего хранителя реестра. Реестры в этих ОАО, если они вообще существуют, в лучшем случае хранятся в компьютере, а обычно — просто на бумаге, что делает их чрезвычайно уязвимыми.

Технология захвата проста. Под прикрытием сотрудников правоохранительных органов, налоговой службы и других уполномоченных лиц реестр изымают и уничтожают. Изготавливают новый, далее по надуманному предлогу получают решение суда о его законности. У бывшего владельца остается мало шансов доказать свои права.

Реестры полностью не защищены, если хранятся и у регистратора. Депутаты считают, что действующая система взаимоотношений госорганов и регистраторов — зона риска для акционеров. « Ничем не ограниченная и не регулируемая, кроме личного усмотрения чиновника, возможность получения конфиденциальной информации из реестра акционеров провоцирует ее дальнейшее неправомерное использование», — считает Виктор Плескачевский.

Законопроект призван поломать порочную практику. Правоохранительные, налоговые и другие уполномоченные лица теперь смогут принудительно изымать технические средства, используемые в информационной системе регистратора в целях ведения реестра и в информационной системе депозитария, «только по возбужденным уголовным делам, в порядке и по основанию, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации».

Помимо этого законопроект более четко определяет само понятие реестра. Документ уточняет и разводит понятия «реестр операций с ценными бумагами эмитента (реестр операций)» и «реестр владельцев именных ценных бумаг (реестр акционеров)». Отсутствие должной определенности в этом вопросе также служило почвой для многочисленных злоупотреблений.

Принимая во внимание величину риска, связанного с ведением реестра, то есть возможности причинения имущественного вреда, законопроект также устанавливает требования об обязательном страховании такой деятельности. Кроме того, регистраторы должны будут участвовать в компенсационных фондах, которые формируют их саморегулируемые организации ( профессиональные ассоциации). Эти нормы распространяются и на предприятия с небольшим количеством акционеров. Обязанность иметь внешнего регистратора для них пока не вводится, но, как предполагают депутаты, появится в ходе дальнейшей работы над законами.

Участники рынка считают законодательные изменения крайне своевременными. «В связи с тем, что повышаются требования к реестру, совершенно справедлив вопрос и об ответственности регистратора», — полагает председатель правления Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев Павел Дубонос.Рейдеры могут лишиться одной из главных возможностей для захвата — доступа к реестру акционеров предприятий. Вчера комитет по собственности рекомендовал Госдуме принять в первом чтении поправки в законы «Об акционерных обществах» и «О рынке ценных бумаг». Законопроект по сути является продолжением пакета документов, совершенствующих порядок разрешения корпоративных конфликтов, который готовится ко второму чтению. Депутаты сделали акцент на реестрах акционеров, поскольку чаще всего именно манипулирование ими позволяло осуществить захват. «Сегодня в России института защиты прав собственника акций нет, и захват предприятия в нашей стране сводится по большому счету к захвату реестра», — говорит автор законопроекта, председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский.

Одна из последних историй такого рода — попытка рейдерского захвата стратегического оборонного предприятия ОАО «Московский завод счетно-аналитических машин им. В.Д. Калмыкова», где незаконно использовались данные реестра акционеров.

Всего в России сегодня действует более 180 тыс. ОАО, в том числе множество таких, где количество акционеров менее 50 человек. По закону они не обязаны иметь внешнего регистратора, то есть внешнего хранителя реестра. Реестры в этих ОАО, если они вообще существуют, в лучшем случае хранятся в компьютере, а обычно — просто на бумаге, что делает их чрезвычайно уязвимыми.

Технология захвата проста. Под прикрытием сотрудников правоохранительных органов, налоговой службы и других уполномоченных лиц реестр изымают и уничтожают. Изготавливают новый, далее по надуманному предлогу получают решение суда о его законности. У бывшего владельца остается мало шансов доказать свои права.

Реестры полностью не защищены, если хранятся и у регистратора. Депутаты считают, что действующая система взаимоотношений госорганов и регистраторов — зона риска для акционеров. « Ничем не ограниченная и не регулируемая, кроме личного усмотрения чиновника, возможность получения конфиденциальной информации из реестра акционеров провоцирует ее дальнейшее неправомерное использование», — считает Виктор Плескачевский.

Законопроект призван поломать порочную практику. Правоохранительные, налоговые и другие уполномоченные лица теперь смогут принудительно изымать технические средства, используемые в информационной системе регистратора в целях ведения реестра и в информационной системе депозитария, «только по возбужденным уголовным делам, в порядке и по основанию, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации».

Помимо этого законопроект более четко определяет само понятие реестра. Документ уточняет и разводит понятия «реестр операций с ценными бумагами эмитента (реестр операций)» и «реестр владельцев именных ценных бумаг (реестр акционеров)». Отсутствие должной определенности в этом вопросе также служило почвой для многочисленных злоупотреблений.

Принимая во внимание величину риска, связанного с ведением реестра, то есть возможности причинения имущественного вреда, законопроект также устанавливает требования об обязательном страховании такой деятельности. Кроме того, регистраторы должны будут участвовать в компенсационных фондах, которые формируют их саморегулируемые организации ( профессиональные ассоциации). Эти нормы распространяются и на предприятия с небольшим количеством акционеров. Обязанность иметь внешнего регистратора для них пока не вводится, но, как предполагают депутаты, появится в ходе дальнейшей работы над законами.

Участники рынка считают законодательные изменения крайне своевременными. «В связи с тем, что повышаются требования к реестру, совершенно справедлив вопрос и об ответственности регистратора», — полагает председатель правления Профессиональной ассоциации регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев Павел Дубонос.

Марина Соколовская

^

Устранение причин коррупции - важнейшее направление деятельности государства


(Альянс Медиа)

17.06.2009

Превентивная политика по устранению так называемых нормативных причин коррупций должна стать важнейшим направлением деятельности государства. Об этом сегодня заявил в Иркутске руководитель Администрации Президента РФ Сергей Нарышкин.

Выступая на сессии областного Законодательного собрания, он сказал, что "наличие правовых актов необоснованно широких распределительных полномочий без четкого определения критериев принятия того или иного решения, без четко прописанной системы ответственности и контроля могут создавать условия для мздоимства, казнокрадства".

"Антикоррупционная экспертиза нормативных актов и их проектов рассматривается нами как опробированный мировым сообществом действенный и эффективный способ недопущения условий для коррупции", - отметил глава президентской администрации.

По информации органов прокуратуры, в 2008 г. выявлено 12,5 тыс. нормативных правовых актов органов государственной и муниципальной власти, содержащих различные коррупционные положения. Почти 11 тыс. из них содержатся в правовых актах органов местного самоуправления. Более 30% выявленных коррупционных факторов содержатся в актах, регулирующих правоотношения в бюджетной сфере и в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. 14% коррупционных норм обнаружено в актах, касающихся здравоохранения и социального развития, 8% - в сфере использования и распределения земельных ресурсов, столько же - в сфере поддержки развития предпринимательства.

Задача антикоррупционной экспертизы - "не только исключить коррупционные нормы из проектов нормативных актов, но и пропустить через этот фильтр весь действующий массив нормативно-правовых актов как муниципального, регионального, так и федерального уровня", подчеркнул C.Нарышкин.

По его словам, для реализации поставленных задач "уже сделаны первые шаги". Правительством РФ утверждены и применяются правила и методика проведения экспертизы норм правовых актов, созданы и функционируют экспертные группы в аппарате правительства, администрации президента, государственных органах власти, субъектах РФ.

Всем очевидно, сказал руководитель администрации президента, что антикоррупционная экспертиза будет наиболее эффективной при активном и независимом участии в этом процессе представителей общественности, ученых-правоведов, институтов гражданского общества. В этих целях Минюст РФ разработал и приступил к реализации программы по аккредитации независимых общественных инспекторов, которые будут принимать участие в антикоррупционной экспертизе.

В противодействии коррупции, считает С.Нарышкин, "предстоит большая и сложная работа, работа не на один и не на два года". "Результаты ее появятся не сразу, но они обязательно появятся", - уверен руководитель Администрации Президента РФ.

^

Генпрокуратура и ТПП РФ подписали антирейдерское соглашение


(ИА Bishelp)

17.06.2009

Генпрокуратура России и Торгово-промышленная палата подписали соглашение о сотрудничестве. Предполагается, что в рамках этого сотрудничества прокуроры и ТПП будут разрабатывать и осуществлять меры по защите бизнеса от рейдерства и коррупции.

«Практика показывает необходимость объединения наших усилий для оздоровления обстановки в реальном секторе экономики, создания условий для полноценной, конкурентной бизнес-среды. Партнерские отношения между Генпрокуратурой и ТПП РФ уже существуют, но дальнейшая координация действий по созданию лучшей социальной защиты граждан необходима. На базе данного соглашения мы, надеюсь, создадим чёткий механизм взаимодействия по защите рынка от контрафактной продукции и рейдерства, учредим действенные антикоррупционные меры. Наше соглашение – не формальность, а связующее звено к совместным усилиям», - заявил на церемонии подписания генпрокурор России Юрий Чайка.

^

Фишеры начали подделывать сайты российских кредитных организаций


(Rosinvest)

19.06.2009

Департамент внешних и общественных связей Банка России сообщил о появлении в российском сегменте Сети сайтов, имитирующих интернет-представительства ряда российских кредитных организаций.

Доменные имена и стиль оформления таких сайтов сходны с именами подлинных ресурсов банков, а содержание прямо указывает на их якобы принадлежность соответствующим кредитным организациям. При этом, посетителям таких сайтов сообщаются заведомо ложные банковские реквизиты и контактная информация. Использование подобных реквизитов, а также вступление в какие-либо деловые отношения с лицами, предоставляющими ложную информацию, сопряжены с риском и могут привести к нежелательным последствиям для клиентов кредитных организаций, а также и для самих кредитных организаций.

В целях противодействия распространению подобного негативного явления Банк России приступил к регулярному размещению на своем сайте списка адресов официальных веб-ресурсов кредитных организаций.

^

Законодательные меры позволили исключить участие российских судебных приставов в рейдерских захватах


(Advisers)

10.06.2009

Законодательные меры позволили исключить участие российских судебных приставов в рейдерских захватах, сообщил во вторник журналистам первый замглавы Федеральной службы судебных приставов (ФССП) РФ Сергей Сазанов.

По его словам, до 2006 года такие случаи имело место, однако затем был подписан ряд внутренних распоряжений и инструкций ФССП, а в 2008 году вступила в силу новая редакция закона "Об исполнительном производстве".

"Согласно новому закону, действия судебного пристава-исполнителя можно обжаловать у его руководителя в порядке подчиненности, чего до этого не было. Соответственно, вышестоящий сотрудник может отменить решение судебного пристава, если на то есть основания", - пояснил Сазанов, отметив, что ранее такое решение принимал суд.

Такие меры, по словам замглавы ФССП, привели к тому, что за последние три года не было ни одного случая участия судебных приставов в рейдерстве, поскольку любое решение пристава теперь может быть оспорено в упрощенном порядке.

^

Эльвира Набиуллина: "Антирейдерский проект рассмотрят в ближайшие недели"


(Advisers)

04.06.2009

Глава Министерства экономического развития России Эльвира Набиуллина в интервью «Ведомостям» среди прочих тем затронула и вопрос, связанный с принятием антирейдерского закона.

По ее словам, антирейдерский проект в настоящее время вносится на второе чтение, и ожидается, что его рассмотрят в ближайшие недели. «Сегодня рейдеры могут получать нужное решение за счет того, что подают множество требований в арбитражные и общие суды в разных регионах. Используя противоречия между решениями, они добиваются остановки крупных предприятий, смещения директоров, передачи реестров акционеров «аффилированным» регистраторам. Основные идеи проекта — объединение всех корпоративных споров компании в системе арбитражных судов у одного судьи и повышение прозрачности разрешения корпоративных споров.Через повышение координации таких дел в рамках одной системы арбитражных судов мы создадим эффективные механизмы контроля и обжалования неправосудных решений, практически нивелируем возможность получения нужных судебных актов в судах, находящихся за тысячи километров от местонахождения компании.Проектом также усиливаются штрафы за злоупотребление процессуальными правами. Кроме того, в процессуальное законодательство вводится институт рассмотрения групповых исков. В частности, любой акционер сможет от имени группы других акционеров, от имени акционерного общества подавать иски к директорам компаний. Во всех странах право на такой иск является дисциплинирующим фактором для органов управления и контролирующих компанию лиц», - сказала г-жа Набиуллина.

^

Пентагон создает киберкомандование


(Взгляд)

24.06.2009

Распоряжение о создании киберкомандования, которое будет отвечать за безопасность электронных сетей минобороны США и отражение внешних кибератак, отдал шеф Пентагона Роберт Гейтс.

Об этом сообщил во вторник журналистам представитель военного ведомства Брайан Уитмэн. По замыслу Гейтса, новая военная структура будет также оказывать «поддержку гражданским властям и международным партнерам» США.

Штаб-квартира киберкомандования будет располагаться в Форт-Миде (штат Мэриленд). Предполагается, что оно начнет функционировать не позже октября нынешнего года. На пост главы киберкомандования Гейтс рекомендовал нынешнего руководителя Агентства национальной безопасности (АНБ) Кита Александера, которому предстоит совмещать обе должности.

На вопрос, будет ли новое командование наряду с обеспечение защиты электронных сетей отвечать также за проведение наступательных операций, представитель минобороны США не дал прямого ответа.

«Это командование намерено сконцентрировать усилия на защите и функционировании электронных сетей министерства обороны, - сказал Уитмэн. - Оно будет делать для этого все необходимое». При этом в Пентагоне подчеркивают, что ни о какой милитаризации киберпространства речь не идет.

Борьба с киберпреступностью является для одной из приоритетных задач администрации США. Лидирующая роль здесь отведена министерству национальной безопасности, в рамках которого действует специальное подразделение, занимающееся исключительно данной проблемой. В МНБ разработана специальная программа, получившая название «Эйнштейн», призванная вскрывать и пресекать попытки проникновения хакеров в правительственные компьютерные сети. На ее реализацию выделены сотни миллионов долларов.

Действует также специальный центр по предупреждению и реагированию на кибератаки. Немалые средства на борьбу с хакерами тратят отдельные федеральные ведомства страны. Несмотря на это, преступникам уже удавалось вскрывать закрытые компьютерные системы Белого дома, Пентагона, госдепартамента, министерства торговли и Национального управления по ядерной безопасности при министерстве энергетики, передает ИТАР-ТАСС.

^

А где нам взять такие кадры... Министерство внутренних дел России ищет эффективные пути противодействия коррупции и нарушениям законности в своей милицейской среде


(Парламентская газета)

23.06.2009

В МВД России состоялось совместное заседание Комитета Государственной Думы по безопасности, Комиссии Государственной Думы по законодательному обеспечению противодействия коррупции и руководителей Министерства внутренних дел Российской Федерации. Вот о чём говорили участники столь важного заседания.

В последние годы органы внутренних дел добились позитивных сдвигов в оперативно-разыскной деятельности. Об этом свидетельствует официальная статистика. По данным МВД, в январе – апреле 2009 года зарегистрировано 1047,7 тысячи преступлений, что на 7,7 процента меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 17 субъектах Российской Федерации, снижение – в 66 субъектах. Наметилась устойчивая тенденция сокращения правонарушений на дорогах страны.

И что бы ни говорили злопыхатели, утверждая, что милиция плохо работает и ей нельзя доверять жизнь и здоровье граждан, в городах и посёлках стало намного спокойнее.

Но, как говорится, бочку мёда всегда можно испортить ложкой дёгтя. По оценкам службы собственной безопасности, количество нарушений закона сотрудниками милиции в среднем по стране растёт ежегодно примерно на 30 процентов. В последнее время вокруг милиции стало расти протестное общественное мнение, вызванное рядом серьёзных правонарушений сотрудниками органов правопорядка. Это и ущемление прав задержанных, расстрел покупателей в московском магазине, автомобильные наезды на людей… Особый резонанс вызвало заявление руководителя судейского сообщества о том, что органы внутренних дел особо коррумпированы. Правда, при этом он забыл назвать собственное ведомство, о коррупции которого говорилось не раз (точка зрения на это будет высказана в одном из ближайших номеров «Парламентской газеты»), а пока – о милиции. Итак, что же происходит с личным составом органов внутренних дел? Почему в рядах милиции немало оборотней в погонах? На наш взгляд, корень зла – в крайне слабой кадровой политике и неумелой воспитательной работе в органах внутренних дел.

Известно, что распад СССР привёл к упразднению в милиции армии замполитов. Что пришло взамен? Созданная служба по работе с личным составом малоэффективна, потому как единоначалие полностью поглотило все полномочия, оставив этой службе мизерное правовое пространство.

За 18 лет руководители МВД России так и не пришли к пониманию того, что можно разработать замечательные планы, программы – вот только вопрос: кто будет их осуществлять? Между тем, знакомясь с планом противодействия коррупции на 2008–2010 годы, с концепцией обеспечения собственной безопасности, с Кодексом профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел РФ, с другими подобного рода документами, приходишь к выводу, что, реализуя их, действительно можно не только переломить сложившуюся ситуацию, но и перевести органы и подразделения милиции на качественно новый уровень работы (правда, при достойном денежном содержании её сотрудников). Совет и поддержка Комитета Государственной Думы по безопасности, Комиссии Государственной Думы по законодательному обеспечению противодействия коррупции для достижения этих целей тут будут как нельзя кстати.

Алексей Журавлёв, обозреватель

^

Чиновников провожают тихонько


(АиФ в Кузбассе)

10.06.2009

Сейчас борьба с коррупцией стала делом государственного масштаба, по крайней мере, эта проблема так преподносится. А в Кемеровской области мы только и слышим, как врача засудили или заведующую детским садом за взятку. Но настоящая коррупция ведь во власти. Или у нас все чиновники такие хорошие? Или их не судят? А. Краюхов, г. Кемерово

АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ, заместитель начальника ГУВД по Кемеровской области по экономической безопасности, отвечает, что на данный момент возбуждено шесть уголовных дел именно в отношении чиновников органов местного самоуправления, также сейчас проводятся и специальные оперативные мероприятия в отношении должностных лиц органов власти. Недавно к логическому завершению подошло уголовное дело, возбужденное 9 апреля 2008 года по фактам превышения должностных полномочий начальником Новокузнецкого управления архитектуры и градостроительства Борисом Масловым. Суд его приговорил к трем годам лишения свободы условно и на три года лишил права занимать определенные должности, но с отсрочкой приговора на три года.

— Ежегодно за совершение тех или иных должностных преступлений лишением свободы наказываются около 65 человек, — говорит Алексей Иванов. — Чтобы сообщать о фактах коррупции, в ГУВД области круглосуточно работает телефон доверия 32–70–97.

^

Стандарты на коррупцию. Белых пятен в законопроекте об экспертизе предостаточно


(Российская газета)

23.06.2009

Сергей Мигин, заместитель директора Национального Института системных исследований проблем предпринимательства

Законопроект об антикоррупционной экспертизе, принятый в начале июня Госдумой в первом чтении, по всей видимости, потребует серьезной доработки.

Недавно в Центре стратегических разработок, где обсуждался документ, эксперты предложили свои поправки к будущему закону. Их объем вдвое превысил текст проекта.

Спешка, которая сопровождала рождение проекта, в принципе понятна - национальный план по борьбе с коррупцией задал жесткий ритм всей работе, в том числе законодательной. К тому же у думцев есть возможность многое подправить в ходе подготовки ко второму чтению. Замечания парламентариев ждут в профильном Комитете Госдумы уже на этой неделе. Тем не менее излишняя торопливость никак не оправдывает "необязательные" просчеты, многие из которых видны даже непрофессионалу.

Тот же Центр, например, предлагает "дополнить проект статьей, устанавливающей антикоррупционные стандарты нормативных правовых актов". О чем речь? Дело в том, что документ не содержит перечня коррупционных факторов ( хотя такой есть и даже утвержден правительством). Проект ограничился расплывчатой дефиницией, предоставляющей широчайшие возможности для трактования.

Еще дальше в критике пошли независимые эксперты. По их мнению, непонятен механизм учета результатов антикоррупционной экспертизы и, самое поразительное, не установлена ответственность за неустранение выявленных коррупционных факторов. Другими словами, никто не может дать гарантию, что даже самое аргументированное экспертное заключение будет учтено разработчиками потенциально коррупционного акта.

Не добавляет экспертизе веса и то, что она рассматривается не как самостоятельный инструмент антикоррупционой политики, а в качестве вторичного дополнения к полномочиям прокурора. При этом не создается никаких стимулов для проведения независимой экспертизы. Похоже, об этом просто не думали. Получается, что новый закон - лишь еще одна инструкция для прокуратуры и минюста.

"Подвис" и вопрос об организации экспертизы. С проектами еще более или менее ясно - соответствующее заключение прилагается к пакету сопроводительных документов и "гуляет" по всем инстанциям. Гораздо сложнее с антикоррупционной экспертизой уже действующих законов, постановлений, приказов. Одно из предложений экспертов - осуществить ревизию всего этого массива правовых актов на предмет наличия коррупционных факторов силами самих органов власти. И сделать это за несколько лет в плановом порядке, отдавая приоритет наиболее "подозрительным". Однако кто поручится, что поиск ведомствами подпитывающих коррупцию положений в своих собственных документах не превратится в очередную профанацию? Особенно если эти нормы ранее умышленно туда вписывались.

Словом, белых пятен в законопроекте об экспертизе предостаточно. Остается надеяться, что все ошибки будут увидены и добросовестно исправлены.

Фильтры экспертизы, конечно, важны, но их эффективность будет невысока, пока чиновники по собственному разумению правят проекты в обход мнения общества, бизнеса, экспертов, а процедура межведомственного согласования ставится выше результатов публичного обсуждения.

Попытка изменить процесс "производства" формальных правил была предпринята пять лет назад законопроектом "Об особенностях принятия решений в сфере государственного регулирования предпринимательской деятельности". Он вводил обязательную экспертизу регулирующего воздействия, как это сделано во многих развитых странах мира. От количественных и качественных оценок последствий принятия нормативных правовых актов до достижения консенсуса всех заинтересованных сторон.

На тот момент законопроект показался слишком радикальным.

Сегодня он таким не кажется.


^

Информация - мощное оружие рейдера


(Право)

10.06.2009

Эксперты, собравшиеся на заседании Круглого стола по вопросам противодействия рейдерству в России, пришли к единодушному мнению, что кризис создаст новую волну недружественных захватов. Информационно-аналитическое агентство «Новый Регион» цитирует по этому поводу участника заседания эксперта по проблемам криминальных поглощений Торгово-промышленной палаты Александра Богатикова: «В связи с кризисом, рейдеры будут использовать новые технологии для осуществления недружественных поглощений. Получит распространение информационное рейдерство (выделено автором), когда поглощению будет предшествовать нагнетание негативного информационного фона, что повлечет значительное снижение инвестиционной привлекательности предприятия и вызовет сложности с привлечением ликвидности. Таким образом, проблема рейдерства с наступлением кризиса уходит в проблему задолженности, поэтому уже с осени можно ожидать рост количества поглощений, осуществляемых подобным образом».

Под удары информационных рейдеров все чаще попадают небольшие региональные банковские структуры. Информационная война — очень мощное и действенное оружие, особенно тогда, когда предприятие обременено финансовыми проблемами, а на страже компании стоит лишь служба безопасности. Попробуем разобраться в структуре построения подобных нападений на банки, и мерах по противодействию им.

Подготовка

Существует несколько действенных схем построения информационных атак. Остановимся на наиболее распространенной. Любому информационному нападению предшествует серьезная многоуровневая подготовка, с использованием специалистов в различных сферах, таких например, как психология, политтехнология и финансовый анализ.

Первый этап: получение заказа на конкретное предприятие; разработка в отношении возможного объекта атаки.

Второй этап: Сбор, обобщение и анализ информации в отношении намеченной цели: состав учредителей и размер акционерных пакетов, изучение отчетности, результатов собраний акционеров, кредитная и долговая история, участие в корпоративных и иных конфликтах, налоговые и иные нарушения, отношения с местными властями и представителями «четвертой власти» — СМИ.

Третий этап: разработка стратегии нападения.

Четвертый этап: нападение.

Нападение

Ресурсная база любого коммерческого банка состоит из двух составляющих: собственные средства и обязательства. Причем основную долю капитала составляют привлеченные средства (обязательства). Внутри банков происходит постоянная циркуляция денег: приток и отток. Самое эффективное оказание давления на банк — лишение его ликвидности путем массового вывода денежных средств вкладчиков, и блокировки новых поступлений.

Определенный процент вкладчиков, который резко возрастает в момент социально-экономической нестабильности, подвержен паническим настроениям в связи с риском потерять свои накопления. Именно с обработки такого контингента и начинается информационная атака.

Специалисты в области PR, психологии и политологии, используя в своих целях СМИ и современные технологии, тиражируют слухи о финансовых проблемах банка и его возможном закрытии. Расчет на то, что вкладчики будут стремиться к тому, чтобы как можно скорее забрать свои средства, в подавляющем большинстве случаев оказывается точным. У банков и банкоматов возникают очереди, что тут же используется агрессорами. Ажиотажные видеоролики и фотоснимки немедленно попадают в выпуски теленовостей, в сетевые и периодические издания.

Грамотно спровоцированный психоз перекидывается, как лесной пожар, на наиболее стойкую часть вкладчиков, в том числе и юридических лиц, которые стремятся обезопасить свои средства и перевести их в другие банки. Банки, чтобы остаться на плаву, сокращают размеры выплат, в том числе и единовременных. Это — внимание! — и есть главная ошибка. Подобные действия усугубляют панику и способны лишь навредить.

Параллельно в СМИ идет информация о заведении уголовных дел на топ-менеджмент, крупных хищениях, проведении обысков в офисах банка и т.п. В тот момент, когда банк находиться в стадии агонии, на сцену выходят так называемые спасители, готовые «спасти банк», т.е. приобрести его за бесценок.

Защита от нападения

Информационная атака идет лавинообразно, угрожающе быстрыми темпами, поэтому времени на принятие решения очень мало. Чем раньше распознать атаку, тем больше шансов ее отразить. Лучше всего быть готов к подобному нападению заранее. Существует несколько способов защиты:

Использование собственных ресурсов: основным способом предупреждения и выявления информационных атак является разработанная система мониторинга информационного пространства.

Мониторинг должен проводиться регулярно. При первом же появлении негативной информации проведение информационного мониторинга необходимо увеличить до нескольких раз в день. Постоянный анализ СМИ всех уровней с упоминанием банка, его топ-менеджмента, дружественных компаний и компаний конкурентов даст возможность строить выводы и определять появление негативных тенденций в кратчайшие сроки. Каждое упоминание рассматривается с точки зрения потенциальной угрозы, и в зависимости от степени опасности принимаются меры по противодействию.

С технической точки зрения организовать подобный процесс достаточно просто, однако встает вопрос «человеческого фактора». Именно «человек» проводит мониторинг и дает свои заключения, поэтому сотрудник должен хорошо ориентироваться в банковской области и в среде конкурентов.

Привлечение (наем) специалистов в области противодействия информационным атакам и черному PR: как показывает практика, банки не всегда оказываются готовы своими силами оказать грамотное противодействие информационным рейдерам.

Это может быть связано с несколькими причинами: слабо организованная информационная безопасность; слабая подготовка службы внешних связей и PR; возложение информационного контроля на службу безопасности, что ей не свойственно. В этих случаях при обнаружении информационного нападения необходимо в кратчайшие сроки привлечь специалистов в области противодействия черному PR и конкурентной разведки.

Организация контратаки

Мир давно убедился в справедливости утверждения, что «лучшая защита это нападение». В нашем случае это, скорее всего, — контратака. Она должна быть хорошо организованна и заранее спланирована. По мнению специалистов, шансы отбить информационную атаку с наименьшими потерями есть лишь в том случае, если заранее разработан четкий план противодействия такой угрозе. В противном случае на организацию отражения потребуется время, а время в данной ситуации решает всё.

В случае признаков информационного нападения должен быть сформирован, причем, в течение 2-3 часов, антикризисный штаб для немедленного принятия решения о тактике противодействия. В идеале же структура такого штаба и порядок взаимодействия с другими структурами должна быть предусмотрена заранее с проработкой возможных моделей информационной войны.

Сергей Перов

^

Схемы банковского рейдерства


(РБК-Кредит)

10.06.2009

Финансовый экономический кризис меняет правила игры на рынке, расставляет новые приоритеты и заменяет одних игроков рынка другими, происходит передел собственности. Компании, в том числе и девелоперские, из-за многомиллионных кредитных заимствований попали в тяжелую зависимость от банковских структур.

В условиях острой нехватки ликвидности ситуация для развития девелоперского бизнеса, мягко говоря, неблагополучная, на чем и наживаются сегодня некоторые недобросовестные банки.

В марте 2009 года Национальный антикоррупционный комитет опубликовал доклад «Незаконный захват собственности с участием банков в ситуации финансового кризиса», в котором подробно рассказывается о том, к каким ухищрениям прибегают банки, для того чтобы как бы легально завладеть собственностью своих клиентов. Причем механизмы, используемые для этого, носят как законный характер, так и «не очень». «Практически все типовые схемы захвата собственности с участием банков содержат такой элемент, как просроченная задолженность, – говорится в докладе. – Исходя из особенностей взаимоотношений кредитор – должник, просроченная задолженность является основанием для расторжения договора и обращения взыскания на обеспечение».

В рамках закона

Экономическая ситуация, к сожалению, лишила многие компании возможности вовремя погашать кредит, который, как правило, брался под залог недвижимого имущества. Согласно законодательству, если заемщик не выполняет своевременно свои обязанности по кредиту, банк имеет право требовать досрочного погашения кредита, а при его непредоставлении – обратить взыскание на заложенное имущество. Кроме того, не будем забывать, что недвижимость до кризиса, была порядком переоценена, и застройщики ожидали высокой доходности, о чем при запросе кредитования сообщали кредитору.

Но финансовый кризис умерил ожидания девелоперов, сократил спрос, и в итоге рыночная стоимость недвижимости упала. Гарантии банка по кредиту уменьшились, и он имеет право потребовать дополнительное обеспечение. Как рассказывает Дмитрий Агапов, генеральный директор консалтинговой компании «Перспектива», в большинстве случаев под кредит заложена вся имеющаяся недвижимость (особенно если она покупалась в кредит), поэтому предоставить дополнительное обеспечение невозможно.

«Соответственно, у банка возникает право на досрочное погашение кредита. Такая же ситуация возникает и при ухудшении финансового положения заемщика (серьезное падение оборотов и т.п.)». По его словам, в указанных случаях банк может пойти навстречу заемщику и предоставить ему возможность реструктурировать долг, перекредитоваться в другом банке или найти другой компромисс. «Но это добрая воля банка, а не его обязанность. Кроме того, далеко не у всех банков есть возможность рассматривать подобного рода компромиссы.

У маленьких и средних банков, активно увлекавшихся кредитованием, сейчас очень большие проблемы с ликвидностью. Они не имеют дополнительной финансовой подушки, позволяющей предоставить отсрочку или реструктуризацию», – отмечает эксперт.

Требуя досрочного погашения, банки действуют в рамках закона. Однако бывают и другие ситуации, когда, казалось бы, никаких проблем у компании с ликвидностью нет, но кредитор сам инициирует возникновение прецедента для досрочного истребования кредита, к примеру, путем создания препятствий к своевременному погашению кредита.

Добровольно-принудительно

«В случае если заемщик осуществляет добросовестно и регулярно погашение кредита, в текущем моменте банк может воспользоваться так называемыми полулегальными и нелегальными методами приведения заемщика в преддефолтное состояние», – предупреждает Игорь Николаенко, партнер юридической компании «Юков, Хренов и партнеры». В качестве примера эксперт приводит следующую схему.

Банк имеет право (если это прямо не запрещено условиями договора) уступить право требования к должнику третьему лицу. Новый кредитор может быть нерезидентом – офшором BVI (Британских Виргинских Островов) или, чаще всего, кипрской компанией. Для погашения долга новому кредитору должнику необходимо осуществлять платежи по новым банковским реквизитам, при этом корреспондирующим банком или банком, в котором у нового кредитора открыт счет, может выступать банк, выдавший кредит.

При этом банк может отказываться проводить платежи по счету заемщика, ссылаясь на ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» № 115-ФЗ. Либо сам новый кредитор будет уклоняться от получения сумм к погашению кредита, что создаст момент искусственно просроченной задолженности. По словам г-на Николаенко, банк, обладая обширной информацией о финансовой деятельности заемщика, может также вступить в сговор с его остальными кредиторами, в том числе с иными банками, которые начнут массированную атаку на должника по взысканию с него сумм просроченных задолженностей.

«В свою очередь инициирование против должника судебных процессов (неважно, обоснованно или нет, главное – наличие принятого к производству дела в суде) может повлечь за собой расторжение кредитного договора или требование банка о «дозалоге» имущества или повышении процентной ставки по кредиту (при наличии условия в договоре) в счет обеспечения кредита в связи с потенциальным ухудшением имущественного положения должника», – отмечает юрист.

Среди средств, используемых для создания искусственной просроченной задолженности, эксперты называют инициирование проверок налоговых и других органов с целью дестабилизации деятельности заемщика, сговор с дебиторами и кредиторами заемщика, повышение процентной ставки по кредиту, наложение ареста на счет должника или иное блокирование денежных средств по надуманным основаниям.

Чтобы не попасть в лапы недобросовестных организаций, имеет смысл работать только с крупными и известными банками, которые финансово более устойчивы и не будут жертвовать своей репутацией ради сомнительной наживы.

Людмила Виноградова, Ольга Петрова

^

Новые формы рейдерства в период финансового кризиса


(МАРП)

16 июня 2009 г. в Центральном доме предпринимателя состоялся очередной семинар из цикла «НПП МБМ». В семинаре на тему «Новые формы рейдерства в период финансового кризиса» приняли участие представители двух десятков малых предприятий города Москвы.

Во вступительном слове старший юрисконсульт ЗАО «МАРП» Ольга Филиппова познакомила предпринимателей предпринимателей с программой НПП реализуемой МАРПом с осени 2007 года. Она также рассказала о работе антирейдерского штаба г. Москвы, оперативная группа которого действует на базе Московского агентства по развитию предпринимательства.

Затем выступил заместитель генерального директора МГК «Росразвитие, главный редактор ИА ADVISERS Александр Орфенов. Он рассказал предпринимателям, что в последнее время участились случаи завладения имуществом организаций и индивидуальных предпринимателей через скупку долгов с последующим банкротством предприятия, кредиты, лизинг и схемы с использованием иных финансовых инструментов. Схемы с покупкой долгов существовали всегда, но в период финансового кризиса эта форма захвата собственности становится особенно актуальной, сложности с перекредитованием делают компании легкой добычей рейдеров. Для признания юридического лица банкротом и введения соответствующей процедуры достаточно того, чтобы долг был более 100 рублей. Рейдерство через кредиты и лизинг - одна из новых форм захвата. Так по кредитным договорам и договорам лизинга, как правило, в залог передается имущество общества, которое впоследствии, в связи с ненадлежащим исполнением указанных договоров, и становится предметом захвата. Не менее актуальным является информационное рейдерство, особенно это касается кредитных организаций. При данной форме рейдерства в отношении компании-жертвы в СМИ распространяются сведения различного характера, например о недобросовестности компании либо ее топ-менеджменте, банкротстве и т.п.

Докладчик призвал предпринимателей к бдительности и порекомендовал в случае возникновения угрозы захвата не полагаться на собственные силы, а обязательно обращаться к специалистам.

По завершении семинара докладчики ответили на вопросы участников семинара.

^

СФО: программа секции "Слияния и поглощения" Сибирской венчурной ярмарки


(Инновации и предпринимательство)

24.06.2009

В рамках Сибирской венчурной ярмарки состоится секция: «Слияния и поглощения, продажа и покупка бизнеса: как не упустить выгоду в условиях кризиса».

Мини-семинар в рамках секции проводит генеральный директор ОАО «Холдинг «Люди дела» Борис Федосимов. Будут освещаться следующие темы: Что такое слияния и поглощения.

Различия между дружественными и недружественными поглощениями (рейдеры).

Возможные механизмы слияний, типы слияний.

Налоговые, правовые, финансовые, организационные риски при слиянии.

В рамках ярмарки будут представлены доклады: «Оценка бизнеса при слияниях и поглощениях» - Михаил Ивлев, ведущий специалист отдела оценки бизнеса, оценщик первой категории ООО «БКС Консалтинг».

«Ликвидация и банкротство как институт регулирования рыночных процессов» - Александр Решетов, генеральный директор ЗАО «ПрофКонсалт».

«Анализ инвестиционной привлекательности покупаемого бизнеса. Повышение инвестиционной привлекательности продаваемого бизнеса» - Михаил Гольдберг, генеральный директор ЦДО «Сфера».

«Налоговый аспект при проведении Due Diligence» - Владимир Кизь, генеральный директор Консалтинговой группы «Баланс», к.э.н. «Обзор корпоративной судебной практики; споры в отношении дополнительных выплат «по достигнутым результатам; «Подводные камни» юридического оформления сделки» - Кирилл Кузнецов, директор юридического агентства «Люди дела».

«Банкротство - новые возможности для рейдера?» - Артур Смирнов, руководитель юридического департамента ЗАО «ПрофКонсалт».

«Преимущества диверсификации бизнеса и владения его частью за рубежом (США)» Елена Баянова, директор бухгалтерского агентства "Сотрудничество".

Также свой доклад представит Лариса Бахтина, генеральный директор ООО «Антикризисное агентство «Бизнес-Брокер», г. Барнаул.

Стоимость участия 500 руб. (оплата по счету № 30С от 16 июня 2009 г. или в день проведения секции 30 июня в кассе «Сибирской ярмарки»).

По вопросам участия обращайтесь: Лисиенко Ольга Е-mail: olisienko@askBDA.ru, тел. +7 913 946 79 75, факс +7 383 201 4616. Подробности - на сайте (http://www.askbda.ru/ ).


__________________________________________________________________

Редактор выпуска: эксперт информационно-аналитического департамента Кузбасской ТПП Н.С. Чухало, тел.: (3842) 58 17 99

_______________________________________ 

К
узбасская торгово-промышленная палата,


из