bigpo.ru
добавить свой файл
1
Тема урока: «Нашествие кочевых народов на Северный Кавказ». 6 кл.


Цель урока: познакомить уч-ся с нашествием кочевых народов на Северный Кавказ.


Задачи урока:

  1. Образовательная – отметить условия и последствия нашествия кочевых народов на Кубань.

  2. Развивающая – развивать навыки работы с документами, картой, умение отметить главное.

  3. Воспитательная – воспитывать чувство любви к своему краю, прививать интерес к его прошлому.


Оборудование:

  1. таблица: «племена Кубани в эпоху раннего средневековья»

  2. карта: «Кубань в IV-XIII вв.»


План:

  1. Закрепление пройденной темы.

  2. Изучение нового материала:

  • готы в Северном Причерноморье;

  • завоевательные походы гуннов;

  • гунны на Северо-Западном Кавказе.

  1. Подведение итогов.


Тип урока: комбинированный.


Ход урока:


  1. Закрепление пройденной темы. 5-7 уч-ся класса получают карточки с вопросами:

    • Что означает понятие Великое переселение народа? (Массовое перемещение народов в IV-VII вв., полностью изменившее этническую и политическую карту Европы.)

    • Какие племена участвовали в Великом переселении? (Германские, сарматские, славянские.)

    • Как называются племена и народы, занимающиеся скотоводством и мигрирующие в поисках новых пастбищ? (Кочевники.)

Остальные уч-ся класса участвуют в устном опросе: «Спринтерский забег»:

  • Дайте объяснение слову – род. (Объединение людей на основе кровного родства, во главе которого стоял старейшина.)

  • Объясните словосочетание «Военная демократия». (Общественное устройство переходного периода – от первобытности к государству. Вожди становятся князьями, вокруг которых создается дружина. Идет процесс расслоения в обществе, формируется племенная знать.)

  • Что такое Меотское озеро? (Азовское море.)

  • Что такое Танаис? (Дон.)




  1. Изучение новой темы: вводное слово учителя - сегодня на уроке мы познакомимся с причинами завоевательных походов кочевых народов, условиями, способствующими их победам, последствиями их нашествия.

Работа с картой: «Военные походы готов», уч-ся в тетради изображают схему – движение готских племен.

Готы принадлежат к германской группе, пришли с берегов

Балтийского моря



30-е гг. III в. - Разрушили Горгиппию



середина III в. – нашествие на Боспорское царство



прекращение внешней торговли Боспорского царства



под ударами готов гибнут многие мелкие поселения, а крупные города приходят в упадок



закрепившись на Причерноморских землях, готы совершали набеги на Римскую империю.

По второму пункту изучения новой темы в тетрадях заполняется таблица.


Нашествие гуннов на Северный Кавказ.

Причины завоевательных и захватнических войн

_____________________

Условия, способствовавшие нашествию гуннов




Воинские качества и боевая тактика гуннов




Последствия.





По третьему пункту плана уч-ся работают с документом. Класс делится на группы по 4 человека, каждой группе уч-ся раздается текст документа, после прочтения, которого им необходимо ответить на вопросы:

  • Как характеризует племя гуннов офицер римской армии?

  • Каков внешний вид гуннов, как они жили и чем питались?

  • Опишите воинские качества гуннов.

ДОКУМЕНТ: «Деяния» Аммиана Марцеллина (IV в.)

«Невиданный дотоле род людей, поднявшийся, как снег, из укромного угла, потрясает и уничтожает все, что попадается навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор…

…Своим видом гунны превосходят всякую меру дикости. Они стареют безбородыми и лишенными всякой красоты, подобно евнухам; все они отличаются плотными и крепкими конечностями, толстыми затылками и вообще столь чудовищным и страшным видом, что можно принять их за двуногих зверей или уподобить сваям, которые грубо вытесываются при постройке мостов…

У них никто не занимается хлебопашеством и никогда не касается сохи. Все они, не имея определенного места жительства, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют по разным местам, как будто бы вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь. Здесь жены ткут им жалкую одежду,…рожают детей и кормят их до возмужалости. Никто из них не сможет ответить на вопрос, где их родина…Они одеваются в одежды холщевые или сшитые из шкурок лесных мышей; у них нет различия между домашней и выходной одеждой. Головы они прикрывают кривыми шапками, а волосатые ноги защищают козьими шкурами; обувь, не пригнанная ни на какую колодку, мешает выступать свободным шагом…

Иногда, угрожаемые нападением, они вступают в битвы клинообразным строем со свирепыми криками. Будучи чрезвычайно легкими на подъем, они иногда неожиданно и нарочито рассыпаются в разные стороны и рыщут нестройными толпами, разнося смерть на широкое пространство; вследствие их необычайной быстроты нельзя и заметить, как они вторгаются за стену и грабят неприятельский лагерь. Их можно назвать самыми яростными воителями, что издали они сражаются метательными копьями, на конце которых вместо острия с удивительным искусством приделаны острые кости, а в рукопашную очертя голову мечами рубятся…»


  1. ^ Подведение итогов:

  • Когда началось вторжение готов в Северное Причерноморье и к чему оно привело? ( В 30-е годы III в. Готы разрушили многие города и селения Боспорского царства, что вызвало экономический кризис в государстве.)

  • Какие основные причины нашествия гуннов на Кубань? (Недостаточное развитие собственной экономики, избыток населения, общественный строй военной демократии, война – постоянный промысел и основной источник добывания жизненных благ.)

  • Какие последствия имело нашествие гуннов на Северный Кавказ? (Гунны разорили и частично уничтожили народы, подвергшиеся их ударам, замедлили темпы социально – экономического и политического развития завоеванных народов. Экономика гуннов превратилась в паразитическую.


^ Домашнее задание: § 1.


Тема урока: «Поход Святослава на Кубань». 6 кл.


Цель урока: познакомить уч-ся с внешней политикой киевского князя Святослава, проследить путь завоевательных походов князя на Кубань.


^ Задачи урока:

    1. Образовательная – проследить путь Восточного похода князя Святослава, выяснить его причины, рассмотреть результаты похода для Кубани.

    2. Развивающая – развивать навыки работы с документами, картой, умение выделять главное.

    3. Воспитательная – формировать уважительное отношение к истории своего края, прививать чувство сопричастности к истории своих далеких предков.


Оборудование:

  1. карта: «Кубанские земли в X-1-ой половине XVIII века».

  2. таблица: «Русские воины».



^ Тип урока: урок – путешествие, изучение новой темы.


Ход урока.

Водное слово учителя – тема нашего урока: «Поход Святослава на Кубань». Мы с вами совершим урок – путешествие по местам боевой славы князя Святослава.

^ 1-ая станция – Хазарский каганат: в 964 г. пройдя «сквозь вятичей», Святослав двинулся на хазар. По дороге дружина Святослава разбила Волжских болгар, взяла с них великую дань, а в 965 г. Русская дружина разгромила Хазарский каганат. Пали хазарские города Саркел и Итиль. Так закончилась история Хазарского каганата.

^ 2-ая станция – Тмутараканское княжество: здесь, после того как Святослав Игоревич совершил успешный поход против северокавказских племен, на берегу Русского (Черного) моря и Сурожского (Азовского) моря, формируется самое отдаленное от Киева военно-торговая фактория Тмутараканское княжество.

Причины, цели и результаты проникновения восточных славян на Северный Кавказ (период правления князя Святослава 964-972 гг.)

↓ ↓

Причины и цели: Результаты:

1. расчистка торговых путей с народами 1. разгром хазарского каганата;

Прикаспия, Причерноморья; 2. покорение северо-кавказских

2. ослабление Хазарского каганата; племен ясов и касогов;

3. расширение владений киевских князей. 3. основание военно-торговой фактории в

Тмутаракани.

3-ая станция - соседи славянских племен: касоги-адыги поддерживали отношения со славянами. Связи адыгов с русскими не ограничивались одним Тмутараканским княжеством. Через Тмутаракань население Северо-Западного Кавказа вело оживленную торговлю и культурные обмены с Византией, русскими княжествами и другими странами. О касогах знали далеко за пределами Тмутараканского княжества.


Подведение итогов:

  • Игра «Все по пять» (5 существительных, 5 прилагательных, 5 глаголов о походах князя Святослава на Кубань).

  • Каковы цели походов князя Святослава?

  • Каковы последствия походов Святослава?

  • Какие племена были южными соседями славян?


Домашнее задание § 4.


Тема урока: «Борьба за Тмутараканский престол между удельными князьями в XI в.» 6 кл.


Цель урока: показать, что раздробленность на Руси была закономерным процессом истории.


Задачи урока:

  1. Образовательная – выяснить причины соперничества за тмутараканский престол между потомками Ярослава Мудрого.

  2. Развивающая – развивать умение выявлять причинно – следственные связи в исторических событиях.

  3. Воспитательная – воспитывать бережное отношение к памятникам древней славянской культуры на Кубани.

Оборудование:

  1. иллюстрации учебника;

  2. карта: «Кубанские земли X-XV вв.»


План:

  1. Опрос домашнего задания

  2. Изучение новой темы

    • Разделение русских земель между сыновьями Ярослава Мудрого.

    • Тмутаракань – яблоко раздора между древнерусскими князьями.

  3. Подведение итогов.


Тип урока: комбинированный.


Ход урока.


  1. Фронтальный опрос уч-ся с целью закрепления пройденной темы.

Уч-ся, набравший наибольшее количество жетонов (выдаются за каждый правильный ответ), получает оценку 5.

    • Какие кочевые народы проживали на Кубани? (Хазары, ясы, касоги).

    • Кому принадлежат слова «Хочу на вас идти»? (Святославу).

    • Какие государства являлись торговыми конкурентами Киевской Руси? (Волжская Булгария, Хазарский каганат).

    • Какое восточнославянское племя, платившее дань хазарам, было покорено Святославом? (Вятичи),

    • Имя касожского князя, с которым боролся Мстислав? (Редедей).

    • Почему первая церковь, построенная Мстиславом, в Тмутаракани называлась церковью Богородицы? (Согласно легенде).

    • Кому досталась Тмутаракань после раздела (Мстиславу).

  1. Вводное слово: итак, воссоединение русских земель вокруг Киева оказалось недолгим. Смерть Ярослава в феврале 1054 года со временем привела к расчленению Киевской Руси. Русские земли оказались разделены между сыновьями и племянниками Ярослава.

Запись в тетради: Феодальная раздробленность – закономерный исторический процесс на Руси в 30-е годы XII-конце XV века.

После раздела земель, Тмутараканское княжество досталось второму сыну Ярослава Мудрого – Святославу. Святослав направил княжить в Тмутаракань своего сына Глеба.

Запись схемы в тетрадь:

ГЛЕБ →в 1064 был изгнан из Тмутаракани своим братом ^ РОСТИСЛАВОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ→ГЛЕБ возвращается в Тмутаракань, т.к. Ростислав был изгнан отцом Глеба Святославом→РОСТИСЛАВ вторично изгоняет Глеба→ГЛЕБ в 1066 году третий раз приходит в Тмутаракань после того, как византийцы подослали убийцу к Ростиславу, а инок Никон от имени людей Тмутаракани просит у Святослава вернуть Глеба на престол.

«…В третий раз Глеб оказался на тмутараканском престоле…, никто больше не изгонит его отсюда.» …Это событие увековечивается надписью на камне, который и был найден в 1792 году на Таманском полуострове при разборке старой турецкой крепости. На мраморной плите была сделана следующая надпись, которая гласила, что: «… В лето 6576 индиката 6 Глеб князь мерил море по леду от Тмутараканя до Корчева 14000 сажен». (В настоящее время этот исторический памятники хранится в Эрмитаже).

Продолжение схемы в тетради:

ГЛЕБ→ВСЕСЛАВ был избран на Тмутараканский престол после того, как в 1069 году Глеб уехал в Новгород^ →РОМАН СВЯТОСЛАВИЧ в 1077 году по праву сына Святослава отбирает трон у Всеслава→ОЛЕГ в 1079 году садится на княжеский престол в Тмутаракани после смерти Романа, Олег получил прозвище Гориславич (в крещении Михаил).

  1. Подведение итогов: уч-ся дается задание заполнить кроссворд на доске:

по горизонтали:

  1. Древнерусское княжество, освоенное на таманском полуострове князем Святославом. (Тмутаракань).

  2. Трон монарха. («Стол»).

  3. Город Керчь. (Корчев).

  4. Сан православного монаха. (Инок).

  5. Имя тмутараканского князя одного из сыновей Святослава. (Олег),

по вертикале:

  1. Музей, в котором сейчас храниться тмутараканский камень. (Эрмитаж).

  2. Имя князя, получившего Тмутаракань после смерти Святослава. (Мстислав).

  3. Имя, которое принял при крещение Олег Святославович. (Михаил).

  4. Имя известного тмутарканского монаха. (Никон).

  5. Запись событий по годам, от лета к лету. (Летопись).

Домашнее задание: § 6


Тема урока: «Культура некрасовцев.» 7 кл.


Цель урока: познакомить уч-ся с самобытностью некрасовской культуры и их бытом, особенностями их пения и былинного творчества.


^ Задачи урока:

  1. Образовательная – формировать у уч-ся умение анализировать исторические факты, литературные источники.

  2. Развивающая – отметить существенные признаки казачьей культуры.

  3. Воспитательная - воспитывать чувство прекрасного, уважения к традициям, культуре кубанского казачества, гордости за свою историческую Родину.


План урока:

  1. Закрепление пройденного материала.

  2. Изучение новой темы:

    • Обычаи казаков-некрасовцев.

    • Песенное творчество «Игнат-казаков».

    • Занятия и быт некрасовцев.

  3. Подведение итогов.


Тип урока: интегрированный.


Ход урока.


  1. Закрепление пройденной темы с тест-опросом уч-ся:

    • Почему казаки-некрасовцы в 18 в. с Дона переселились на Кубань?

А) спасаясь от правительственных войск после подавления восстания К. Булавина (правильно);

Б) желая принять покровительство крымского хана;

В) для пополнения людьми, лошадьми и порохом.

  • ^ Как называл некрасовцев крымский хан?

А) «девлет – казаками»;

Б) «гирей – казаками»;

В) «Игнат – казаками» (правильно)

  • Как назывался документ, регламентирующий нормы права некрасовцев?

А) «Судебник Игната»;

Б) «Устав Игната»;

В) «Заветы Игната» (правильно)

  • Как назывались первые городки некрасовцев на Кубани?

А) Чумяновский и Ахтарский;

Б) Успенский и Воскресенский;

В) Голубинский и Блудиловский (правильно)

  • Какие были основные занятия казаков-некрасовцев в нач. 18 в.?

А) скотоводство и рыболовство (правильно);

Б) земледелие и скотоводство;

В) охота и рыболовство.

  • Правила некрасовцев запрещали:

А) устанавливать родственные связи с турками (правильно);

Б) поселяться в Османской империи;

В) участвовать мужчинам после 18-ти лет в Народном собрании.

  • ^ Главная причина возвращения некрасовцев из Турции:

А) турецкое правительство насаждало среди них мусульманскую религию;

Б) турецкое правительство ввело всеобщую воинскую повинность (правильно);

В) турецкое правительство объявило войну России.

^ 2. Изучение новой темы: уч-ся класса делятся на группы, каждая группа работает с текстом документа:

«…Татары, давшие некрасовцам убежище, предоставили им полную свободу в делах веры и внутренних распорядков. У казаков осталось свое управление, свои выборные власти.

Завися от ханской администрации, в своей внутренней жизни, казаки руководствовались вековыми обычаями и исторически сложившимися установками. Во главе казачьей общины стоял выборный войсковой атаман и «казачий круг» или сход полноправных представителей общины.

Вместе с самоуправлением некрасовцы совершенно свободно строили церкви и отправляли в них по своим обрядам богослужения. Мало того, они устраивали скиты и монастыри, и татары не только не препятствовали им, но и относились с должным уважением к этим религиозным учреждениям. Вера отцов, «старая вера» находилась у татар под защитою властей, как неприкосновенная народная святыня».

После ознакомления с текстом документа, каждой группе предлагается сделать мини-доклад по следующим вопросам:

^ 1-ая группа – чьих обычаев и традиций придерживались некрасовцы, проживая в Османской империи?

2-ая группа – какую религию они исповедовали?

3-ая группа – какие религиозные традиции они соблюдали?

4-ая группа – как турецкие власти относились к обычаям и традициям, религии некрасовцев?

Песенное творчество казаков делилось на:

  • песни об Игнате;

  • служивые песни;

  • беседные или компанейские;

  • женские;

  • свадебные;

  • хороводные;

  • шуточные прибаутки;

Далее уч-ся прослушивают отрывки песен: «Ой, загорелась во поле ковылушка», « Ой, войздалийка да далекого».

В стихах современных поэтов отражены многовековые традиции, обычаи, быт, занятия, культура кубанского казачества, в том числе и некрсовцев. Ведь они, живя 200 лет на чужбине, не порывали со своей исторической Родиной и не предавали обычаев своих предков, следовали традициям, сохраняя самобытность казачьей культуры.

Уч-ся считают отрывки из стихов И.Варравы и С. Соболева, другие уч-ся класса отвечают на вопросы:

- какую кубанскую пословицу подтверждает это стихотворение? («Один летний день весь год кормит»).

- каким было хозяйство казака? (натуральным).


^ В станице полдень, в хате тишина,

Казачка быстрый борщ куриный варит,

Вот-вот придет хозяин со двора

Управившись, кормить себя заставит.


За лето нужно накосит травы

И высушить ее на сено.

Хозяйке фруктов наварить,

Повидл, варений и, конечно джемов.


Корова, лошадь, телка у двора,

Свиней пяток в хлеву томится.

Овец, гусей сторожит детвора,

Должна буренка скоро отелиться.


Вот огород, огурчики, редис,

Есть помидоры, перец, лук родится,

Картофель, и капуста, и пшеницы гурт…


3.Подведение итогов. Культура некрасовцев, как и культура в целом кубанского казачества – это бесценное богатство нашего народа. По ее историческим образцам можно представить историю отдельного народа, региона, страны. По семейно – бытовой поэзии и фольклору можно воссоздать специфические образы культуры и быта казаков.


Домашнее задание: от имени некрасовца написать сочинение о своей семье, ее хозяйстве, быте, обычаях.