bigpo.ru
добавить свой файл
1
Открытый урок 1 – 4 классы

Разработала:

ответственная за

противопожарную безопасность

МБОУ ООШ № 26

Степанова Ю.А.


Тема урока: Лесные пожары

Цель: изучить правила безопасного поведения в природе.

Задачи:

  1. познакомить детей с правилами безопасного поведения в природе;

  2. развивать логическое мышление, воображение, умение рассуждать;

  3. воспитывать чувство бережного отношения к природе и к своему здоровью.



Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Введение в тему.

Учитель: Отгадав загадку, мы с вами узнаем тему сегодняшнего урока.

В шубе – летом,
А зимой – раздетый. (Лес)

Учитель: Итак, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке (о лесе).

III. Сообщение темы урока

Учитель: Чтобы узнать тему урока, нам необходимо отгадать еще несколько загадок.

С языком – не лает,
Без зубов, а кусает.
Без рук, без ног, а бушует,
Шипит и злится, а воды боится. (Огонь)

Без рук, без ног к небу ползет. (Дым)

Кто опасен всей округе
Знойным днем, в шальную вьюгу?
Кто оставит нас без крова,
Без пальто в мороз суровый! (Пожар)

Учитель: Сегодня мы будем говорить о лесных пожарах.

IV. Знакомство с новым материалом

    1. Пожар, причины его возникновения, наука,

изучающая пожары

Сказка об огне”

Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:

– Слушай, человек, давай померимся силой.

Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:

– Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.

Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица “Дерево с огнем не дружит”. И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда!

– А какая может прийти беда?

– Пожар.

– А что мы называем пожаром?(Объяснение учащихся).

 Пожаром – называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибели человека.

Учитель: Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – ЛЕС горит по вине человека. Давайте попробуем назвать причины, из-за которых возникают лесные пожары. (Причины лесных пожаров называют дети, учитель дополняет ответы детей.)

  • брошенная горящая спичка, окурок;

  • непогашенный костер;

  • тлеющие охотничьи пыжи из пакли или бумаги;

  • люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;

  • осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза;

  • хозяйственные работы в лесу ведутся с нарушением правил ТБ. (Корчевка леса взрывами, сжигание мусора, строительство дорог).

  • при сжигании на лесосеках порубочных остатков нерадивыми лесозаготовителями;

  • выжигание сухой прошлогодней травы.

Учитель: Мы назвали самые основные причины, по которым возникают лесные пожары. И кто же виноват, бывает чаще всего? (человек).

Учитель: Наука, изучающая лесные пожары, называется пирология.

Учитель: Когда начинается сезон лесных пожаров? (Ответы детей.)

Учитель: Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды.

Ежегодно лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике страны и окружающей нас природной среде. Лесные пожары бушевали в 1998 году на территории острова Сахалин, который тогда называли «пылающий остров». Эти пожары охватили более 420 тыс. га.

Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются – Зоной бедствия.

– Почему? (Объяснения детей).

Физ минутка.

2. Виды пожаров

Учитель: Пожары бывают низовые, верховые, подземные.

При низовом или беглом – огонь движется по поверхности почвы и сжигает лесную подстилку, траву, мелкие сучья, валежник и подрост, обжигает нижние комлевые части стволов деревьев. Особенно при этом повреждаются ель и пихта, имеющие тонкую кору. Скорость движения огня при низовом пожаре от 40 до 100 м/ч. Это самый распространенный вид лесных пожаров. При низовом пожаре дым светло-серого цвета.

Беглый пожар, особенно в начале, можно остановить захлестыванием ветвями.

При верховом пожаре пламя охватывает кроны деревьев. Море огня движется со скоростью 2-5 км/ч, захватывая большие площади и принося страшные разрушения. Верховые пожары наиболее опасны, и борьба с ними особенно трудна. Дым при верховом пожаре темно-серый. Потушить такой пожар водой невозможно. Для борьбы с ним прорубают разрывные просеки или пускают встречный огонь.

При подземном пожаре горит перегной и торф. Огонь движется со скоростью нескольких метров в сутки, причем часто не выходит на поверхность. Деревья на площади пожара падают, создается сильная захламленность и усиливается общая угроза пожара в дальнейшем. Дым от подземного пожара едкий, с сильным запахом торфа. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.



Учитель: По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.

Слабые пожары – скорость 1 м/мин. и высота пламени не более 1.5 метров.

Средние пожары – скорость до 3 м/мин. и высота пламени 1.5 метров.

Сильные пожары – скорость свыше 3 м/мин. и высота пламени более 1.5 метров.


^ 3. Правила безопасного поведения в лесу

Учитель: Чтобы не навредить лесу и не допустить возникновения пожара, необходимо соблюдать правила поведения в лесу. Какие?

Учащиеся под руководством учителя составляют памятку о правилах безопасного поведения в лесу.

Пункты памятки выкладываются на доске с помощью рисунков и готового текста.


^ Не бросайте в сухую траву горящие спички


Не разводите костры в местах с сухой

травой, в хвойных молодняках.




^ Не зажигайте траву под деревьями,

на лесных полянах, стерню на полях

рядом с лесом.




^ Не оставляйте в лесу бутылки и осколки стекла.




Не оставляйте в лесу легковоспламеняющийся промасленный обтирочный материал.




^ Не используйте в лесу автомашину или

мотоцикл с неисправной системой питания.



При необходимости развести в лесу

костер примите меры безопасности,

исключающие попадание искр на сухую траву.


^ 4. Действия при попадании в зону пожара

Учитель: Подумайте, какие нужно предпринять действия, если вы все же оказались в зоне пожара.

Учащиеся под руководством учителя составляют памятку о действиях людей, попавших в зону пожара.


^ Возникший небольшой низовой пожар

в лесу постарайтесь сбить ветками

или забросать грунтом.


Если вы попали в зону пожара, выходите из опасной зоны перпендикулярно направлению движения огня навстречу ветру.




^ Если воздух сильно задымлен, дышите

через мокрый платок, шарф.

Помните: у земли задымление меньше.





Нельзя бежать в загоревшейся одежде! Лучше сбросить ее или загасить огонь, катаясь по земле.


^ 5. Кто и как спасает лес от пожара

Учитель: В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01 (номер называют дети), сообщить точно адрес пожара и свою фамилию.

Охрана лесов от пожаров проводится как на земле, так и с воздуха (фотография), а еще для определения точного места и границ пожара используют космические спутники. Хотя Россия занимает первое место в мире по количеству лесов, необходимо ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану. Для этого надо прикладывать, большие усилия и нужна помощь всего населения.




V. Закрепление и проверка полученных знаний

1. Тест.

1. Как называется наука о лесных пожарах?

а) экология;

б) пирология;

в) геология.


2. При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты?

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при торфяном.


3. При каком пожаре горят кроны деревьев?

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при подземном.


4. Как тушат только что начавшийся пожар?

а) сбивая пламя веником из зеленых веток;

б) накрывая пламя собственной одеждой;

в) задувая пламя.

^ 2. Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

2. Наука о лесных пожарах.

3. Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнем.

4. Материал, который на солнечном месте фокусирует лучи как зажигательная линза.

По вертикали:

1.Место, где ранее уже разводился и тушился костер.

2. Стихийное распространение огня, вышедшее из-под контроля человека.

5. Время года, когда наиболее часто возникают лесные пожары.





















1
















2





























































3













4










5










































































































































VI. Итог урока.

– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?