bigpo.ru
добавить свой файл
1
Домашние практические работы

(Из опыта работы учителя химии СОШ г. Орла Сафроновой И.Н.)


Задача современного химического образования—формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению и самостоятельность в приобретении и применении знаний на практике, понимание необходимости тщательно обдумывать решения и чётко планировать действия.

Решению этих проблем могут способствовать домашние практические работы, которые включают различные виды деятельности: наблюдение, описание веществ, выделение существенных признаков, умение анализировать и делать выводы.

При составлении практической части работы важно правильно выбрать опыты, учитывая технику безопасного эксперимента. Необходимо чтобы опыты :


  • Знакомили учащихся с проявлением химических процессов и показывали зависимость физических и химических свойств от состава и строения веществ.




  • Развивали способность моделирования процессов, идущих на реальных химических реакциях.




  • Способствовали развитию мышления и формировали у учащихся интерес к предмету.




  • Протекали быстро, желательно без побочных реакций.



Такой подход к проведению домашних практических работ даёт возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие задачи этих занятий.


Домашняя практическая работа.


Наблюдения за горящей свечой.


Все опыты проводите внимательно и аккуратно.


Опыт №1. Явления, происходящие при горении свечи.


Прикрепите свечу с помощью расплавленного парафина к блюдцу. Зажгите ее. Что происходит с парафином? Какие явления Вы наблюдаете? Ответ обоснуйте.

Аккуратно над племенем свечи подержите 3-5 секунд донышко блюдца. Что наблюдаете? Почему?


Опыт №2. Изучение строения пламени.


Еще раз зажгите свечу и рассмотрите, какое строение имеет пламя. Оно имеет три зоны, отличающиеся своей температурой.

Чтобы убедиться в этом, внесем в разные зоны пламени спички и обратим внимание на скорость воспламенения спичечной головки. Сделайте вывод о том, какую часть пламени надо использовать для быстрейшего нагревания. Почему?


Опыт № 3. Влияние воздуха на горение свечи.

Накройте горящую свечу пол-литровой банкой и засеките время горения. Затем повторите еще раз этот опыт с двухлитровой банкой. В каком случае свеча горит дольше? Почему?


Составьте отчет о проделанной работе.


Домашняя практическая работа.


^ Приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.


Один из видов домашних заготовок – это компоты. Их готовят из свежих фруктов и сиропа. Чем кислее ягоды и фрукты, тем больше сахара должно быть в сиропе.

Вам необходимо, пользуясь нижеприведенной таблицей, рассчитать массу сахара и объем воды нужных для приготовления сиропа с определенной массовой долей сахара в нем.

Вариант

Компот из …


Массовая доля сахара в сиропе
^

Масса сиропа


1

Яблок

35%

4 кг

2

Груш

30%

3 кг

3

Вишни

60%

5 кг

4

Черешни

30%

4 кг

5

Абрикосов

40%

2 кг

6

Персиков

35%

4 кг

7

Слив

40%

3 кг

8

Земляники

65%

2 кг

9

Малины

60%

4 кг

10

Черной смородины

60%

5 кг

11

Красной смородины

50%

3 кг

12

Винограда

30%

4 кг

13

Крыжовника

50%

2 кг

14

Ассорти

40%

5 кг



Рассчитайте массу сахара и объем воды, необходимых для приготовления сиропа массой, которая указана в вашем варианте.

Пользуясь мерной посудой (мерный стакан, бутылочка для детского питания), весами , столовой или чайной ложками, приготовьте 200 г такого сиропа, сделав предварительные расчеты для этой массы раствора.

Составьте отчет о проделанной работе, в которой укажите последовательность выполнения операций.

Примечание: столовая ложка сахарного песка—25г,

чайная ложка сахарного песка –10г.


Работу можно провести и для приготовления растворов, используемых при подкормке домашних растений. Это уместно ещё и потому, что тема «Растворы» изучается зимой. Решая задачи на растворы, учащиеся находят ответы на вопросы: как приготовить растворы для обработки ран, консервирования овощей, фруктов и грибов, как получить столовый уксус из уксусной кислоты и т. п.


Домашняя практическая работа.


Изучение свойств волокон.


Для проведения работы вам потребуется 5 образцов волокон, раствор столового уксуса 5%, раствор перманганата калия, любой растворитель (ацетон, бензин, жидкость для снятия лака), пинцет, три стакана, спички.



Названия

волокна

Химическая

формула

Группа, к

которой от-

носится во-

локно

Свойства

Характер

горения

Испытание

на прочность

(разрыв)

Действие

р-ра

уксуса

Действие

р-ра

KМnO4

Действие


раствори-

теля

























Внимание! При сжигании волокон будьте аккуратными, пользуйтесь пинцетом и несгораемыми подставками.

Для изучения свойств можно взять хлопчатобумажное, льняное, шерстяное, шелковое, вискозное, ацетатное, капроновое, найловоное, полипропиленовое и т.п. волокна.

Сделайте коллекцию образцов волокон согласно их классификации.

Волокна







Природные














Химические


Минеральные




Растительные

Искусственные

Синтетические

Животные



Домашняя практическая работа


^ Читаем этикетку


При выборе качественных пищевых продуктов, косметических и моющих средств нам может помочь этикетка, находящаяся на упаковке. Она несёт большую информацию о составе, сроке годности, производителе данной продукции.

Выполняя эту практическую работу, Вам необходимо познакомиться с 4-5этикетками любых пищевых продуктов, косметических и моющих средств и ответить на следующие вопросы:

1.Продукты, анализируемые Вами, являются чистыми веществами или смесями?

2.Почему используется смесь, а не чистое вещество?

3.Какие свойства веществ, входящих в состав анализируемого продукта, позволяют использовать их в составе данной продукции?

4.Для моющих и чистящих средств найдите общие в их составе вещества. Запишите их формулы. К каким классам они относятся? Какое значение они имеют в составе этого средства?

Отчёт оформите в виде таблицы.

Название продукта

(моющего средства)

Состав продукта.

Названия компонентов.

Формулы веществ или компонентов, входящих в состав продукта.

Значение веществ в составе продукта.







































Дополнительное задание.

Сделать карточки, используя этикетки изученных продуктов или моющих средств.