bigpo.ru
добавить свой файл
1
Доклад

руководителя управления Гуральникова С.Б.

о реализации эксперимента по обеспечению Федеральным казначейством получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием расчетных (дебетовых) банковских карт на территории Краснодарского края.


Развитие казначейских технологий на базе автоматизации всех процессов внедрения принципа удаленного рабочего места клиента сдерживается необходимостью оформления в бумажной форме всей процедуры получения наличных денежных средств для обеспечения деятельности всех бюджетных учреждений, а именно:

- необходимость оформления денежного чека на бумажном носителе ручным способом;

- необходимость для бюджетополучателей прибыть в орган Федерального Казначейства для оформления денежного чека;

- возможность получения наличных денежных средств только в единственном кредитном учреждении, в котором открыт счет №40116 по месту территориального функционирования органа Федерального казначейства;

- ограничение времени получения наличных денежных средств рабочими днями и временем в течение рабочего дня;

- во многих случаях необходимость передачи денежных чеков в кредитное учреждение накануне дня получения наличных денежных средств. Таким образом, бюджетополучатели для однократного получения средств дважды прибывают в учреждение банка.

Возможность решения данной проблемы с помощью полномасштабного внедрения зарплатных проектов во всех бюджетных учреждениях была изучена на уровне нашего управления, в ходе чего были выявлены следующие моменты:

- получение наличных денежных средств для выдачи сотрудниками бюджетных учреждений в случае утери, блокировки банковской карты;

- наличие определенно режима для некоторых бюджетополучателей, не позволяющего разглашать персональные данные сотрудников для получения ими банковских карт к счетам, открытым физическим лицам в рамках зарплатного проекта и, следовательно, невозможность применения карт при выдаче наличных денежных средств;

- осуществление бюджетополучателями расчетов по заключаемым договорам наличными денежными средствами, для проведения которых предварительно необходимо получить денежные средства в кассу учреждения;

- принятие в кассу наличных денежных средств, полученных от физических и юридических лиц за оказанные платные услуги и последующая сдача выручки в банковское учреждение.

Поэтому, когда по инициативе Федерального казначейства был утвержден Порядок проведения эксперимента по обеспечению получателей средств федерального бюджета наличными денежными средствами с использованием расчетных банковских карт, участником которого был выбран Краснодарский край, претерпели значительные изменения условия получения и внесения бюджетополучателями наличных денежных средств в кредитные учреждения, основные из которых заключаются в следующем:

- бюджетополучатели могут получать наличные денежные средства в течение всего дня в рабочие дни в подразделениях банка и пунктах выдачи наличных денежных средств, и круглосуточно в любые, в том числе и выходные дни с использованием банкоматов.

Согласно ранее действовавшему порядку, наличные денежные средства можно было получать только в рабочие дни и, как правило, в первой половине рабочего дня;

- для бюджетополучателей появилась возможность получения и внесения наличных денежных средств не в единственном учреждении банка, в котором открыт счет 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям» по месту территориального функционирования органа Федерального казначейства, но и в любом подразделении банка, банкомате, исходя из территориальной приближенности к получателю бюджетных средств и в любое время суток.

Например, в условиях функционирования технологии денежных чеков бюджетополучатели, расположенные в г. Краснодаре, получали и вносили денежные средства в одном учреждении банка г. Краснодара. В настоящее время бюджетополучатели могут по своему выбору осуществлять операции в нескольких банковских учреждениях - ОАО «Крайинвестбанк», Акционерный коммерческий банк «Московский Индустриальный банк» и многочисленных банкоматах, расположенных в г. Краснодаре.

- бюджетополучатели могут получать наличные денежные средства с использованием банковских карт частями по мере необходимости, а не в сумме, равной денежному чеку;

- Появившаяся у бюджетополучателей возможность оперативного получения наличных денежных средств, в том числе благодаря значительному расширению временных рамок, в течение которых возможно осуществление указанных операций, повлекла за собой и уменьшение остатков наличных средств в их кассах, и, соответственно снижение лимитов остатка наличных средств в кассе учреждения.

Для улучшения условий обслуживания в подразделениях уполномоченных банков в результате совместной работы Управлением, бюджетополучателями и банками были организованы дополнительные кассовые окна для получения наличных денежных средств, места для пересчет денег, бюджетополучатели обеспечены счетными машинками для пересчета купюр и калькуляторами, оборудованы отдельные кассовые кабинки с ограничением доступа, обеспечен предварительный заказ для бюджетополучателей денежных купюр определенного номинала, обслуживание вне очереди.

Таким образом, переход на технологию применения банковских карт, повлек возникновение для получателей значительных удобств в части осуществления расходов наличными средствами, так они имеют в оперативном распоряжении как остатки средств в кассах, так и на банковских картах.

Необходимо отметить, что применение порядка обеспечения наличными денежными средствами с использованием банковских карт Федерального казначейства не только создает многочисленные удобства для органов Федерального Казначейства и их клиентов, в том числе вышеприведенные, но также значительно снижает расходы в процессе кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, что показала практика использования новой технологии на территории Краснодарского края. (Результат перевода 72 получателей средств федерального бюджета, обслуживающихся в органе Федерального Казначейства г. Сочи Краснодарского края, на новую технологию обеспечения наличными денежными средствами позволил сделать вывод о значительной сумме экономии транспортных расходов бюджетных учреждений в размере 190 тыс. рублей ежемесячно или около 2,3 млн. рублей в год. В случае применения данной методики в общероссийском масштабе сумма сокращения бюджетных расходов может исчисляться в размере более 1-го миллиарда рублей в год. Также внедрение банковских карт Федерального казначейства создает возможность по оптимизации организационной структуры отделений Федерального казначейства городов и районов, так как исключается бумажный документооборот органов Федерального Казначейства с учреждениями банков и бюджетополучателями и, таким образом, отсутствует необходимость в территориальной приближенности Органа Федерального Казначейства к данным участникам бюджетного процесса).

Проведенный анализ свидетельствует, что основное сокращение расходов при внедрении банковских карт Федерального казначейства происходит за счет организации удаленного взаимодействия органа Федерального казначейства с получателями средств федерального бюджета, органа Федерального казначейства с учреждениями банков, и, соответственно, снижения транспортных расходов бюджетополучателей федерального бюджета, в том числе, в связи с возможностью получения и внесения наличных денежных средств в разветвленной сети уполномоченных банковских учреждений и их банкоматах. Следовательно, во многих субъектах Российской Федерации, с учетом географического расположения, климатических особенностей, территориальной организации и т.д. снижение данных расходов будет еще более значительно по сравнению с Краснодарским краем, в частности, в связи с большей удаленностью участников бюджетного процесса друг от друга.

Исходя из количества получателей бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов, обслуживающихся в Органах Федерального Казначейства, которых не менее чем получателей средств федерального бюджета, в случае распространения порядка обеспечения наличными денежными средствами с использованием банковских карт Федерального казначейства на все уровни бюджетов, снижение расходов при исполнении бюджетов может достигнуть значительных размеров.

В целях реализации эксперимента Управлением Федерального Казначейства по Краснодарскому краю в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд, для отбора банков были осуществлены процедуры размещения заказа путем проведения открытого аукциона. Безвозмездная основа обслуживания банками данного проекта предполагалась основной проблемой для привлечения коммерческих банков, но практика работы показала, что во втором конкурсе по размещению данной услуги мы получили огромный интерес со стороны кредитных учреждений, который выразился в следующих суммах поступлений в бюджет за право обслуживания банковский карт Федерального казначейства: 2009г – 148тыс. 550руб, а в 2010 г – 3млн. 804 тыс. 200 руб.

Реализации эксперимента позволила сделать вывод о целесообразности использования расчетных (дебетовых) банковских карт для обеспечения Федеральным казначейством получателей бюджетных средств наличными денежными средствами.

Для получения наличных денежных средств необходимо использовать банковские карты Федерального казначейства в совокупности с «зарплатными» картами их сотрудников, при этом карты Федерального казначейства используются в случаях, когда карты физических лиц применять невозможно (установленные ограничения у ряда учреждений, отсутствие по каким-либо причинам  карты у сотрудника или ее неработоспособность, необходимость оплаты наличными средствами по гражданско-правовым договорам на оказание услуг, заключенными с физическими лицами на короткие сроки, и др.).

В части внесения неиспользованных наличных денежных средств, а также полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности предлагаем использовать банковские карты Федерального казначейства.

Таким образом, полномасштабное внедрение банковских карт во всех Органах Федерального казначейства Российской Федерации и при обслуживании получателей средств бюджетов всех уровней позволит обеспечить замену денежных чеков и объявлений на взнос наличными на более современные и актуальные инструменты обеспечения наличными средствами бюджетополучателей - банковские карты Федерального казначейства, выдаваемые к счету Органа Федерального Казначейства 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям» и «зарплатные» карты сотрудников получателей средств бюджетов.