bigpo.ru
добавить свой файл
1
ГИБКИЕ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА – ИХ ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ


В условиях динамично развивающихся в республике инновационных процессов и проводимой работы по либерализации оплаты труда в реальном секторе экономики особую роль приобретает эффективность и гибкость применяемых нанимателями систем оплаты труда.

Перед Министерством была поставлена задача - снять административные барьеры и ограничения по оплате высокопроизводительного и эффективного труда. И эта задача выполнена.

С принятием Директивы от 31 декабря 2010 г. № 4 и Указа от 10 мая 2011 г. № 181 коренным образом был изменен механизм регулирования оплаты труда в реальном секторе экономики.

С 1 июня 2011 г. осуществлен переход от обязательного применения ЕТС к её рекомендательному характеру.

В связи с этим, была пересмотрена практически вся нормативная правовая база, регулирующая оплату труда в реальном секторе экономики. Только в 2011 году принято 13, отменено 32 и внесено изменений в 12 нормативных правовых актов.

Таким образом, в реальном секторе экономики создана достаточная нормативная правовая база для того, чтобы наниматель имел возможность применить в оплате труда своих работников любую систему и, соответственно, платить работникам ту заработную плату, которую они заработали своим трудом.

В чем же заключается гибкость системы оплаты труда и как её реализовать на практике?

Во-первых, гибкая система должна мотивировать работников на выполнение поставленных перед коммерческой организацией целей и задач в максимально короткие сроки, с наименьшими затратами и высоким качеством. При этом в приоритете должны быть работники высококвалифицированные и инициативные.

Во-вторых, она должна стимулировать работников в таких размерах, чтобы они обеспечивали достойный уровень жизни им и их семьям.

В-третьих, она должна быть мобильной для того, чтобы при изменении целей и задач, стоящих перед организацией, положения на рынке, финансового состояния организации её можно было бы без особых затруднений модифицировать к этим условиям.

А как же отреагировали сами коммерческие организации на полученную свободу в оплате труда?

Прошел ещё довольно незначительный период времени (начиная с июня по октябрь 2011 г.). Но уже есть отдельные коммерческие организации, которые перестроили применяемые ими системы оплаты труда.

Так, по результатам мониторинга, проведенного органами по труду, занятости и социальной защиты, по состоянию на 1 сентября 2011 г. из 2917 обследованных коммерческих организаций коммунальной формы собственности 2,8 процента организаций перешли на системы оплаты труда, построенные на основе тарифных сеток организации, и 1,6 процента – на иные системы оплаты труда. 95,6 процента организаций сохранили ранее действовавшие системы оплаты труда на основе ЕТС.

Есть и отдельные примеры организаций, уже применяющих нестандартные гибкие системы оплаты труда работников.

Так, в ОАО «Лидское пиво» (250 человек) для специалистов службы продаж размер их заработной платы увязан с выполнением доведенного задания по поступлению денежных средств на расчетный счет организации. Кроме того, предусмотрены бонусы, которые выплачиваются им по результатам фактического выполнения и перевыполнения установленного задания по продажам.

В ИЧУСП «Штотц Агро Сервис» (275 человек) определение размеров тарифных ставок (окладов) работников устанавливается в процентном отношении от выручки, полученной от реализации продукции.

В 35 организациях Минской области и 48 организациях Витебской области разработаны и введены свои тарифные сетки, на основе которых определяются тарифные ставки (оклады) работников.

В Островецком районе Гродненской области 14 малых предприятий негосударственной формы собственности внедрили системы оплаты труда без применения какой-либо тарифной сетки. И это, по нашему мнению, только начало пути.

Разработать эффективную, но в тоже время простую и понятную систему оплаты труда непросто.

В данной ситуации Министерством особое значение придается методическому и информационному обеспечению руководителей и специалистов коммерческих организаций по вопросам разработки и внедрения гибких систем оплаты труда.

Это и разработка рекомендаций, проведение обучающих семинаров-практикумов, обмен опытом по разработке и внедрению гибких систем оплаты труда, в том числе и зарубежных.

Министерством в настоящее время разработаны и утверждены Рекомендации по применению гибких систем оплаты труда в коммерческих организациях (постановление Министерства труда и социальной защиты от 21 октября 2011 г. № 104).

В них на примерах показано, как можно установить:

систему оплаты труда на основе тарифной сетки, разработанной в организации самостоятельно;

комиссионную систему с помощью ежемесячного вознаграждения, персональных условий, фиксированного вознаграждения за единицу реализованной продукции.

И здесь на помощь организациям должна прийти наука. С её помощью должен вестись поиск, разработка и внедрение наиболее эффективных систем оплаты труда.

Научно-исследовательским институтом труда Министерства труда и социальной защиты уже в настоящее время разработана методика построения тарифных систем оплаты труда на основе балльной оценки сложности труда и грейдирования. Более подробную консультацию по ней можно получить в НИИ труда Минтруда и соцзащиты (директор Шевченко Светлана Васильевна, тел. 203-15-08).

По данной методике разработчиками был проведен ряд семинаров в различных городах республики (Гродно, Слоним, Щучин и других).

Гибкие системы оплаты труда позволяют:

усилить мотивационную функцию заработной платы;

стимулировать в неограниченных размерах высокопроизводительный и эффективный труд;

мобильно реагировать на изменения, происходящие как в экономике, так и на рынке труда;

выбирать те системы оплаты труда, которые бы учитывали экономику и финансовые возможности организации, её специфику и особенности деятельности, но при этом обеспечивали бы адекватный затраченному труду уровень заработной платы.

В условиях развития рыночной экономики, создания благоприятного климата для привлечения инвестиций в экономику республики возврата к единой, застывшей системе оплаты труда быть не может.

В перспективе малые предприятия и микроорганизации, в которых численность работающих незначительна, будут переходить на упрощенные варианты систем оплаты труда. Например, процент от выручки или фиксированный оклад.

Что касается крупных коммерческих организаций с численностью работающих 2-15 тысяч человек, то они в ближайшей перспективе, по нашему мнению, могут остаться на действующих условиях оплаты труда, проведя их модернизацию. Например, установив свое распределение работников по тарифным разрядам ЕТС, либо разработав свою тарифную сетку.

Разработка и внедрение гибких систем оплаты труда потребует современных инновационных подходов со стороны специалистов по труду и заработной плате. При этом их роль и ответственность значительно возрастет.

Только грамотные, высококвалифицированные специалисты смогут разработать и внедрить в организациях эффективные, гибкие системы оплаты труда работников.

Однако, как показали итоги проведенного Министерством круглого стола - подавляющее большинство специалистов, как государственных органов, так и коммерческих организаций не готовы к произошедшим изменениям и полученной свободе в вопросах оплаты труда.

В связи с этим Министерство видит решение этой проблемы во взаимодействии с Министерством образования, Академией управления при Президенте Республики Беларусь и другими ведущими учреждениями образования по организации подготовки (переподготовки) руководителей и специалистов, занятых вопросами организации и оплаты труда путем введения в курс обучения специальных дисциплин по разработке и внедрению перспективных гибких систем.

С помощью науки и специалистов организаций гибкие системы оплаты труда будут развиваться и модифицироваться.

В условиях развивающихся рыночных отношений, инновационных и инвестиционных процессов будущее за теми прогрессивными системами оплаты труда, гибкость которых позволит быстро реагировать на сложившуюся ситуацию и достойный уровень заработной платы работников.