bigpo.ru
добавить свой файл
1
Чудинова В.П. Книжная культура для детей на радио и телевидении. М., 2001.

В.П.Чудинова

КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ НА РАДИО И ТЕЛЕВИДЕНИИ

http://www.rgdb.ru/public/issled/y_read_6.asp


Вопрос о поддержке чтения, в том числе детского и юношеского, аудиовизуальными СМИ является достаточно сложным. Поэтому, прежде чем попытаться на него ответить, уточним и несколько расширим предмет анализа. Проблема сегодня заключается не только в том, как на радиовещании или телеэкране представлена книжная продукция для детей, какие детские книги и в каких передачах обсуждаются. Представляется, что эта проблема гораздо шире. Это и отношение общества к чтению и книге, их статус в общественном сознании. И ряд вопросов относительно количества и качества представленных на радиовещании и телевидении передач для детей. Поэтому постараемся последовательно рассмотреть различные аспекты этой сложной проблемы в более широком контексте.

В работе будут использованы материалы, собранные в рамках проекта, поддержанного ЮНЕСКО "Дети и насилие на телеэкране", проводившегося в 1999 г. под руководством председателя Фонда экологии детства Т.Г. Шахновской, зам. председателя фонда В.А. Радишевской, а также руководителя отдела изучения аудитории ВГТРК А.В. Шариковым и др. специалистами из различных организаций (при участии автора).

Один из основных ракурсов проблемы заключается в том, что дети обладают определенной спецификой в качестве зрителей и слушателей: они слушают и смотрят все. В отличие от большинства взрослых радиослушателей и телезрителей, вкусы и взгляды их еще не сформированы, у них не развиты критерии оценки. Эту специфику детской аудитории неоднократно отмечали разные исследователи. Разумеется, они видят и слышат в соответствии со своим, детским восприятием и ориентированы на детские передачи, однако никто и ничто, как правило, не мешает ребенку слушать и смотреть любые взрослые радиопередачи и телепрограммы.

В связи с этим рассмотрим, как сегодня вообще представлена книжная культура на радиовещании и телевидении. Слышны ли, насколько часто звучат здесь слова "книга", "чтение", "литературное произведение", "сказки" и другие, отражающие понятия книжной культуры?

^ СТАТУС КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ И ЧТЕНИЯ В ПРЕЛОМЛЕНИИ "ЭКРАННЫХ" СМИ: НЕМНОГО ИСТОРИИ

В советскую эпоху престиж книги, чтения, человека "книжной культуры" был довольно высоким. Это представление поддерживалось также и с помощью радиовещания, популярного среди населения, особенно в российской провинции. На телевидении, которое постепенно распространялось все шире, тоже первоначально в большом количестве шли кинофильмы - экранизации литературных произведений, передавались киноверсии популярных спектаклей (1). Некоторые традиции отражения книжной культуры на радио и ТВ сохранились и до сих пор. Передачи, традиционно популярные у части населения - "театр у микрофона", "литературные чтения" и другие передачи такого типа и сегодня создают у детского и взрослого населения определенное представление о том, что существуют интересные книги, которые стоит прочитать.

В 90-е гг. в период бурного развития книжного рынка был всплеск интереса к новым изданиям, среди которых были и дореволюционные сочинения, и книги, бывшие ранее под запретом, и другая разнообразная литература. В связи с этим возникли передачи, где ведущие и эксперты комментировали выходящие книжные новинки. (Так, на "Радио России" довольно долго шла передача литературного критика и литературоведа Н. Ивановой об интересных новинках книжного рынка. На телевидении - "Книгочей", "Домашняя библиотека", "Книжная лавка" и др. (2)).

Однако сегодня ситуация изменилась. Падение статуса чтения в обществе отразилось и на интересе к этой теме радио- и тележурналистов. Книжная культура теперь гораздо меньше представлена на радиовещании и телевидении. Но если в обществе, семье, на радио, с экрана телевизора мало говорят о книгах, то и ребенок в меньшей степени будет ориентирован на книжную культуру.

^ КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА И ДЕТСКИЕ ПЕРЕДАЧИ НА РАДИО

Радиовещание продолжает сегодня довольно интенсивно развиваться. Число каналов растет и все больше ориентируется на целевые аудитории (это молодежные каналы, различные каналы для любителей музыки и др.).

Вместе с тем каналов радиовещания, транслирующих программы на всю Россию, немного. И лишь несколько из них охватывают большие аудитории. Это государственные каналы "Радио России", "Маяк", "Юность", "Орфей", а также коммерческие "Русское Радио", "Европа плюс", "Радио-1", "Доброе радио" и некоторые другие. Существуют также и 92 государственные телерадиокомпании, траслирующие свои передачи на регионы, а также около 700 локальных коммерческих радиостанций.

Среди каналов, охватывающих сравнительно большие аудитории радиослушателей можно выделить лишь два, где представлены передачи, так или иначе связанные с книгой и литературой. Это канал "Радио России" и "Радио-1".

Наибольшая аудитория у "Радио России" - ведущего государственного канала, который охватывает 96% аудитории страны (в том числе 91,2% сельского населения) (3). Этот канал любят многие радиослушатели в России, и особенно он популярен в сельской провинции. На нем существует ряд передач, поддерживающих чтение и книжную культуру (4). Это, прежде всего, такие передачи, как "Что читать?", "Книговорот", "Воскресная лапша", "Из старых фолиантов", "Открытая книга", "Классика в полчасика", а также радиоспектакли и др. Есть и передачи с обзорами прессы: "Пресса по диагонали", "АиФ-радиоверсия".

На этом канале представлены любимые детьми программы, которые сделаны с учетом детского восприятия. В них действуют игровые и сказочные персонажи, звучат любимые детские песенки. Среди них популярная у детей передача "Детский остров", в которой довольно часто присутствуют представители издательства (и одноименного журнала) "Колобок и два жирафа". В передаче "Литературные чтения" периодически читают и сказки для детей (например, "Конек-горбунок" П. Ершова). Для подростков и юношества есть воскресная передача "Ловушка для подростков", которую любит эта аудитория. Однако издаваемые для подростков книги и повести в журналах в ней обсуждаются довольно редко (возможно, и в связи с тем, что у нас мало издается художественной литературы для этого возраста). В целом же, с нашей точки зрения, несмотря на то, что общая концепция и репертуар этого канала радиовещания гораздо гуманнее и ближе к интересам аудитории, чем, например, телевидение, тем не менее, и здесь число передач для детей и, особенно, подростков ограничено.

Другой канал, где также есть подобные передачи, это "Радио-1", охватывающий 17,3% аудитории России. Он несколько больше, чем "Радио России", ориентирован на культуру и искусство, а также детскую и подростковую аудитории. Здесь есть и передачи о литературе (так, в передаче "Мемуары" читаются главы из книг), и инсценировки литературных произведений, идут обзоры прессы и др.

Среди детских передач (например, старых прекрасных программ "Коапп" и "Радио-няня") есть передачи для детей, связанные с литературой: проводятся игры для детей и подростков "Загадайка-угадайка", "Эрудит". Регулярно по вечерам транслируется вечерняя сказка для детей (передача "Здравствуй, дружок"). Однако этот канал все же недоступен большей части детского населения России (5).

На единственном общедоступном канале "Радио России", в целом не так уж много передач для детей и подростков. Общая тенденция в 90-е гг. - сокращение объема детского радиовещания (6). И если о сказках, книгах для детей речь еще ведется, то для подростков и юношества эта тематика почти отсутствует. Богатые возможности радиовещания в социализации, просвещении, воспитании юной личности, и в том числе, приобщение юных граждан через радиопередачи к лучшим произведениям сокровищницы мировой детской литературы, используются явно недостаточно.

^ КНИЖНАЯ КУЛЬТУРА И ДЕТСКИЕ ПЕРЕДАЧИ НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

Еще более сложным является вопрос о роли телевидения в поддержке ценностей книжной культуры и статуса чтения у взрослых и детей. О популярности проведения досуга у телеэкрана у детей, подростков и юношества свидетельствуют материалы многих исследований. Так, по данным всероссийского исследования "Российские подростки в информационном мире" (1997-1998 гг.) в структуре досуга телесмотрение находится у них на первом месте (76,7%), тогда как чтение - на четвертом (49.1%) (7). Согласно данным исследования московских школьников-подростков (1999 г.), по степени популярности в свободное время просмотр телепередач был у них на первом месте (55,5%), а затем слушание музыки (51,7%), игра на компьютере (28.2%), разговоры с друзьями по телефону (27.9%), просмотр видеокассет (26,4%), а потом - чтение (24%) (8).

Не претендуя на исчерпывающий анализ этой проблемы, оценим сегодняшнее состояние телевидения с точки зрения восприятия телепродукции ребенком. Выше мы уже говорили о том, что детская аудитория в определенном смысле "всеядна", поскольку дети смотрят и большинство передач для взрослых. Может быть, поэтому в США окрестили телеэкран "воспитателем, не имеющем себе равных".

Что видит сегодня ребенок на телеэкране прежде всего? На это не трудно ответить: многочисленные "боевики" и "мыльные оперы", а также засилье рекламы. Одной из характерных черт сегодняшнего телеэкрана является доминирование на нем насилия и эротики. Несмотря на то, что данная тема выходит за рамки предмета анализа, мы должны сказать о ней хотя бы несколько слов. Для западного телевидения этот вопрос был одним из самых острых в течение последних десятилетий. Сейчас он стал крайне злободневным и в России.

Чтобы не быть голословными, обратимся к результатам исследований и мнениям экспертов. Одно из самых поздних исследований - опрос, проведенный среди 430 юношей и девушек в возрасте 16-17 лет в г. Таганроге А.В. Федоровым в 2000 г. Им, в частности, выявлено, что российским тинэйджерам нравятся главные герои таких фильмов, как "Крестный отец", "От заката до рассвета", "Терминатор", "Прирожденные убийцы", в изобилии содержащих сцены насилия, то есть отрицательные персонажи - мафиози, бандиты, убийцы, жестокие садисты и т.п. При этом в качестве понравившихся черт характеров экранных героев были названы не только "решительность", "ум", "сила", но и "жестокость", значительно уступающая "доброте" (соответственно 19,5% и 10,5% ответов от числа опрошенных). Это одно из проявлений негативного воздействия насилия на экране на молодежную аудиторию (9).

Еще более впечатляющими являются результаты социально-психологического исследования Н.П. Гришаевой "Дошкольник и телевидение", проведенного в 1998-1999 гг. В нем было опрошено 100 старших дошкольников (дети 5-7 лет), 75 родителей дошкольников и 54 воспитателя старшей и подготовительной группы московских детских садов. Целью данного исследования являлось выяснение степени влияния телевидения на формирование нравственных представлений и на содержание игр дошкольников, а также определение места телевидения в структуре бюджета времени московской семьи, воспитывающей дошкольника, и определение обстоятельств, в которых происходит сам процесс телесмотрения.

При анализе результатов опроса самих дошкольников было выяснено, что самым любимым занятием дома, после прихода из детсада, является просмотр телепередач, на втором месте - игра с родителями или сверстниками. Среди мальчиков наиболее популярны фильмы о звездных войнах (о чем сообщили 70% детей), а среди девочек - различные сказочные истории. На вопрос "Какой герой мультфильмов тебе больше всего нравится?" 50% мальчиков назвали Бэтмана, черепашку Ниньдзя и других подобных героев. 40% детей никогда не видели классических отечественных мультфильмов о Буратино, Чипполино и т.п. На вопрос "С каким героем мультфильмов ты бы стал дружить и почему?" 40% детей назвали такие качества, как "он должен быть смелым, сильным". На вопрос: "А кого ты бы назвал смелым?" многие дети ответили, что это тот, кто не боится никого убивать.

Огромное влияние оказывает телевидение на свободную игру детей в дошкольном учреждении. Если еще 10 лет назад мальчики в основном играли в полярников, космонавтов, водителей и т.д., то сейчас, в свободных играх (по инициативе самих детей) преобладают ситуации агрессии - аварии, убийства, войны. Игры девочек изменились значительно меньше, почти неизменной осталась проблематика, связанная с семьей. Однако, в значительной мере увеличился мотив, связанный с престижностью вещей и их покупкой. Основной источник информации об этом - реклама. Знание детей о том, что рекламируют - поистине неисчерпаемы: 70% дошкольников перечислили практически все рекламируемые по телевидению товары на момент опроса. Лишь 20% детей старшего дошкольного возраста практически ничего не знают о рекламе.

Родители, как правило, не обладают культурой просмотра телепрограмм. Практически, лишь в 20% московских семей дошкольников планируется телесмотрение, т.е. телевизор включается только тогда, когда идет передача, которую заранее хотели бы посмотреть. Дети воспринимают телевизор как члена семьи, как фон своей жизни. Многие дети едят, играют и даже засыпают под звуки телевизора. Естественно, что вся информация, поступающая с экрана, является для ребенка чрезвычайно значимой, во многих случаях, даже более значительной, чем мнение родителей.

Ниже мы цитируем отрывки из материалов доклада группы специалистов, работавших под эгидой Юнеско и Фонда экологии детства в 1999 г. над проектом "Дети и насилие на телеэкране" (10):

"…Таким образом, вопрос, влияет ли насилие на экране на российских детей и подростков, представляется риторическим. Ответ однозначный: да, влияет и влияет негативно. Однако степень такого влияния до сих пор не определена…"

"Кроме собственно законов деятельность телеканалов регулируется подзаконными актами, среди которых особую роль играют лицензионные обязательства (обязательства, которые берет на себя телеканал, когда получает лицензию на использование технической частоты вещания). Как правило, лицензионные обязательства предполагают, что телеканал будет транслировать общественно полезные программы, например, детские и юношеские. Но проблема в том, что именно этот тип программ представлен на ТВ крайне слабо. Так, в феврале 2000 года в целом на шести крупнейших федеральных телеканалах (ОРТ, РТР, НТВ, ТВ-6, ТВЦ, "Культура") детское и юношеское вещание занимало лишь 5% эфирного времени (детские и юношеские телепрограммы - 1,9%; мультфильмы - 3,1%), в то время как большинство лицензионных обязательств предписывает иметь в сетке вещания не менее 15% передач для детей и юношества."

"Российская общественность озабочена происходящим. В прессе появляется немало материалов, где высказывается протест против такого развития экранных СМИ. В последнее время было немало общественных акций, направленных против "зол ТВ". Так, в конце 1998 - начале 1999 гг. Всероссийское движение "Женщины России" собрало свыше миллиона подписей российских граждан против нынешнего ТВ. На целом ряде конференций звучали слова о плачевном положении детского ТВ, о необходимости принятия срочных мер по его поддержке, ибо происходящее вытеснение детских программ приводит к заполнению эфира развлекательными программами сомнительного характера, агрессивной кинопродукцией и рекламой. Весной 1999 года в Администрации Президента РФ состоялось заседание двух комиссий Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству - "Культура и СМИ" и "Культура и детство". Обсуждался вопрос о неблагополучном состоянии детского телевизионного вещания. Летом 1999 года в Государственной Думе состоялись парламентские слушания, организованные думским Комитетом по делам женщин, семьи и молодежи. Тема обсуждения: "Защита прав детей и молодежи и средства массовой информации"".

А теперь обратимся к фактам сегодняшнего дня и более подробно рассмотрим, какие передачи предоставляет в 2001 г. детям и подросткам телевидение, особенно в аспекте популяризации для детей богатой книжной культуры.

Прежде всего, насколько доступны детям те или иные телепрограммы? Возможность для ребенка посмотреть адресованные ему передачи связана, прежде всего, с доступностью того или иного канала телевещания. Так, согласно статистике на конец 1999 г. среди населения России имели возможность смотреть телепередачи 98,6 % населения, однако четыре телевизионные программы имели возможность принимать лишь 17,5% населения страны, 69,7% могли смотреть три и более телепрограммы, две телепрограммы смогли увидеть 26,8% (11). По данным НИСПИ, передачи ОРТ могло увидеть 98% населения, передачи РТР могли посмотреть 95% населения, НТВ - 72%, ТВ-6 - 58%, ТВЦ - 39% и канала Культура - 36% населения (12).

Рассмотрим программу передач на ведущих каналах телевидения в апреле 2001 г. (согласно данным телепрограмм с 9 по 29 апреля 2001г.). Здесь транслировались:
ОРТ - ежедневная детская передача "Спокойной ночи, малыши!", "Звездный час" - развлекательная телевикторина для детей и родителей, , тележурнал для детей и подростков "Ералаш", "Царь горы" (развлекательное спортивное шоу в телестудии), "До шестнадцати и старше" (передача для тинэйджеров), "Умники и умницы", а также мультсериалы ("все о Микки маусе", "Чип и Дейл", "Покемон") и отдельные мультфильмы.
РТР - "Телепузики" (передача для малышей), сериал для подростков и юношества "Простые истины";
ТВЦ - детские фильмы и субботняя программа для детей и подростков "Отчего, почему?", а также мультфильмы;
НТВ - программа для детей "Улица Сезам", сериал для юношества и молодежи "Элен и ребята", фильмы для детей;
КУЛЬТУРА - фильмы для детей, передачи "Вместе с Фафалей", мультфильмы, телесериал для детей и юношества "Остров-бабочка", ежедневная передача "Вечерняя сказка", тележурнал "Аистенок" выходит по субботам);
ТВ-6 - фильмы для детей.
Фильмы для детей идут довольно редко, обычно показывается 1-2 фильма в течении недели.

Проведенный контент-анализ программ сетки вещания за апрель 2001 г. позволяет отметить следующее:

В целом по основным телеканалам за месяц детские передачи шли всего 1,9% от всего объема времени; мультфильмы (не только детские, но и взрослые) шли всего 1,6%.

Передачи для детей и демонстрация мультфильмов по отдельным телеканалам составили в этот период:
ОРТ -5%, анимация - 1,7%,
РТР - 1,7%, анимация - 0,6%,
ТВЦ - 1,9%, анимация - 1,7%
НТВ - 0,3%, анимация - 0,2%
ТВ-6 - 0,0 %, анимация - 0,0%
Культура - 2,6%, анимация -7,4% .

Для сравнения: время, выделяемое на телесериалы в целом (в которых преобладают детективы и "мыльные оперы") - 17,6%; на научно-популярные передачи, которые также любят смотреть дети и подростки (и которые являются хорошим стимулом обращения к книгам, например, о природе) - всего 5,3% .

Что же смотрели в апреле 2001 г. дети и подростки?

Кроме детских, подростковых передач и мультфильмов (о которых мы говорили выше), дети от 6 до 11 лет смотрели также различные, и особенно игровые развлекательные передачи, затем - многочисленные сериалы для взрослых. Среди просмотренных детьми такие передачи, как: утренняя программа "Сегодня утром", телелотерея "Золотой ключ", "Сам себе режиссер", игры "Поле чудес", КВН-2000, "О, счастливчик!", сериалы "История любви", "Вавилонская башня", "Улицы разбитых фонарей", "Убойная сила", а также многое другое (художественные фильмы, спортивные передачи и др.), в том числе, и очень большое количество рекламных роликов.

Другой пример: в общей телеаудитории москвичей дети и подростки от 3 до 14 лет в декабре 1999 г. составляли от 13 до 25%, причем дети смотрели различные, в том числе, и вечерние передачи различных телеканалов. Так, например, они посмотрели по каналу РТР фильм "Газонокосильщик" (11,4% от общей аудитории передачи), по каналу ОРТ сериал "Секретные материалы" (9,4%), по каналу ТВЦ фильм "Тайна черных дроздов" (6,2%). Эти фильмы шли после 9 часов вечера (13). Смотрели они и многие другие телепередачи, в том числе, для них явно не предназначенные. Вывод: если ребенок не находит на экране передач для себя, то происходит "поглощение" передач и кинопродукции, рассчитанной на взрослую аудиторию, в лучшем случае - предназначенную для семейного просмотра.

Общей тенденцией, которую отмечают почти все эксперты, является "вымывание" - вытеснение детских передач с экрана телевидения (14).

Однако, по-видимому, можно обозначить и еще одну тенденцию - усиление развлекательности и снижение интереса режиссеров и журналистов к духовной сфере. На фоне общего снижения интеллектуального уровня и глубины многих передач идет сокращение и исчезновение содержательных передач для детей и юношества, развивающих любознательность и интеллект ребенка, подростка, юноши и девушки. Так, например, сегодня замечательная передача для подростков и юношества "Умники и умницы" (в игровой форме конкурса для старших школьников стимулирующая интерес к истории и культуре с учетом психологии этой аудитории), стала вдвое короче.

Что же касается передач, пробуждающих у детей и подростков интерес к книге, то среди них можно отметить лишь несколько: любимая многими детьми (а также и подростками) традиционная передача на ОРТ "Спокойной ночи, малыши!", где показывают лучшие и популярные у детей мультфильмы.(Многие из них сделаны в прекрасных традициях отечественной анимации на основе сказок, иногда показывают детские книги и говорят с популярными детскими писателями. Эта передача любима, поскольку создана с учетом психологии детей дошкольного и младшего школьного возраста. Другая ежедневная и популярная у детей передача "Вечерняя сказка", безусловно, привлекает внимание детей к сказкам разных народов мира и служит пробуждению их интереса к детской книге. К сожалению, эта передача доступна примерно лишь для трети российской аудитории.

На канале ТВЦ есть популярная у детей и подростков субботняя программа "Отчего, почему". В ней несколько минут отводится рассказу о книгах для детей "Хорошие книжки для девчонки и мальчишки". Эта передача также сделана с учетом восприятия и психологии ребенка. Ее забавный персонаж - герой кукла Чегоша (обаятельный книжный червячок) задает всякие вопросы о книгах ведущему, который отвечает на них и показывает детские книги, акцентируя внимание детей не только на тексте, но и иллюстрациях. Однако увидеть эту хорошую и интересную (но очень короткую) передачу не могут две трети российской аудитории.

По воскресеньям на канале "Культура" идет интересная для читающих взрослых передача "Графоман". В ней рассказывается о новинках книжной литературы, интересных событиях в мире книг. (Так, например, 22 апреля в ней говорилось о наступающем празднике Всемирном дне книги, который отмечается 23 апреля во многих странах мира). Однако сегодня это практически единственная оставшаяся передача, посвященная книжной культуре. Передачи типа "Домашней библиотеки" уже не выходят на телеэкран. Другая еженедельная передача для взрослой аудитории - "Апокриф". Эти передачи ориентированы на взрослых и, кроме того, канал "Культура" недоступен для просмотра большей части населения России.

Скажем также несколько слов и о том, как влияет на чтение детей и подростков телевидение. Подробно не останавливаясь на этой сложной и многоаспектной теме, отметим лишь, что телевидение может служить и зачастую служит пробуждению у детей и подростков любознательности, интереса к окружающему миру, и благодаря этому под влиянием телевидения иногда читаются различные книги и журналы. Вместе с тем, нередко экран воздействует и на жанровые предпочтения юных: под влиянием сериалов, детективов, фантастических и приключенческих фильмов дети и подростки ищут книги - версии кинороманов, читают детективы, фантастику и фэнтэзи, а также приключенческую литературу.

Многие отечественные мультфильмы построены на сюжетах сказок, а также книг лучших детских писателей. Просмотры их детьми также могут привлечь внимание ребенка (особенно если это поддержат взрослые, в том числе, телеведущие) к лучшим детским книгам.

Итак, подводя итоги, в первом приближении можно с сожалением сказать, что сегодня тема представления на телеэкране книжной культуры звучит в контексте незаметного и тихого "ухода" с экрана передач для детей и подростков. И это происходит на общем негативном фоне обилия фильмов и сериалов, полных агрессии. Сегодня детское телевидение и детская книга особенно нуждаются в помощи. Вышесказанное относится и к передачам о книгах и чтении, особенно для детей. Огромные потенциальные возможности телевидения не используются, и его роль в социализации и образовании подрастающего поколения, приобщении его к ценностям культуры, в том числе и книжной, сегодня утрачивается.

Что же "перевесит" - культура или агрессия и низкопробность? Пока что последнее берет верх…

Проведенный анализ - это лишь начало осмысления проблемы, которая требует проведения специальных исследований и внимания к ним государства и общества. Иначе вместо образованных сограждан нас будут окружать люди, говорящие вместо выразительного русского языка примитивными слоганами из рекламных роликов. И мы можем получить такую "Убойную силу", которая приведет не к Храму, а к "Улице разбитых фонарей"...

^ ИНТЕРНЕТ КАК НОВОЕ СРЕДСТВО ИНФОРМАЦИИ О ДЕТСКОЙ КНИГЕ И ПОВЫШЕНИЯ ЕЕ СТАТУСА (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)

Коротко упомянем еще об одном электронном медиа - интернете. Пока что мы можем только затронуть эту проблему (поскольку она требует специального анализа). В последнее время развитие интернета в России идет очень быстро. И самой активной в работе с ним является молодежная, а также юношеская и подростковая аудитории. Так, не смотря на то, что интернет доступен в основном в больших городах, и его аудитория составляла в начале 2000 г. в России около 4,3% (15), по данным всероссийского исследования "Подростки в информационном мире" (проведенного в 1997 г.) уже 4,6% подростков и юных пользователей путешествовало по сети (16).

В 1999 г. число сайтов в сети составляло около 30000, при этом их количество быстро растет (17). Постепенно увеличивается и количество сайтов, ориентированных на детскую и подростковую аудиторию. В последние два года довольно интенсивно развиваются "образовательные" ресурсы интернета, а также сайты для детей и родителей. Немногочисленные пока что сайты в какой-то мере создаются как специальные журналы для детей и родителей: "Зернышко", "Солнышко", "Почемучка" и др. Однако пока что они не подобны профессиональным изданиям.

Бурно развиваются в последние годы электронные библиотеки, где содержатся оцифрованные тексты. Так, в популярной у населения "Библиотеке Максима Машкова" есть и электронные детские книги. Среди сайтов, посвященных литературе, можно выделить пока что ограниченное число сайтов писателей, пишущих для детей и подростков (например, сайты К. Булычева, В. Крапивина, Е. Чудиновой).

В настоящее время выходит первый электронный журнал для подростков "Пампасы", а также пока единственный проект профессионалов - специалистов в области детского чтения и литературы для детей - электронный журнал для детей и родителей о детской литературе "Библиогид" (проект РГДБ).

За рубежом ресурсы интернета широко используются для пробуждения у детей интереса к книгам, здесь также много электронных текстов детских книг. Недавно был реализован (причем сделан с помощью самих детей) международный проект "Европейская виртуальная детская библиотека" (ЧИЛИАС), где есть не только информация о книгах, но и показаны для детей "пути навигации" к лучших электронным детским книгам. Примером другого интересного проекта служит база данных о сказках, где действуют около тысячи сказочных героев. Проект реализован в Швеции; доступ к БД возможен с помощью интернета.

Есть и другие интересные подходы и проекты библиотекарей и педагогов в использовании огромных возможностей интернета для продвижения детской книги. Безусловно, этот опыт необходимо проанализировать и использовать в России хотя бы потому, что сейчас чрезвычайно велик интерес юных к компьютеру и ресурсам глобальной сети. Новые технологии предоставляют поистине фантастические возможности для юных читателей. Перед теми специалистами, которые создают и распространяют книжную культуру для детей, это ставит новые задачи, которые необходимо осмыслить и начать решать уже сегодня.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Подробнее историю вопроса см.: Экранные искусства и литература: Телевизионный этап. - М.: Наука, 2000. - 175 с.
2. См. также: Полевая П. Телевидение и книга // Книжное дело. 1999. № 2-3. С. 88-90.
3. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб. / Госкомстат России. - М., 2000. С.439.
4. К сожалению, возможность узнать, что сегодня передается по радиовещанию, крайне ограничена. Лишь одно периодическое издание - "Общая газета", публикует сокращенную программу нескольких радиоканалов на неделю (!).
^ 5. С апреля-мая 2001 г. происходят изменения в структуре вещания. По-видимому, и здесь количество детских передач уменьшится.
6. Вопрос требует проведения специального исследования. Однако, в виде примера - иллюстрации можно отметить, что в конце 80-х начале 90-х гг. ежедневные детские передачи шли около 30-50 минут, тогда как сегодня они идут около 20 минут; передачи для детей и подростков шли также и в послеобеденное время (от 16 до 17 часов), тогда как сегодня практически единственная передача для подростков идет только по выходным дням.
7. Российские подростки в информационном мире. - Творческое объединение Юнпресс, 1998. С.8.
8. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности. Итоги социологического исследования.
9. Исследование "Российские тинейджеры и насилие на экране" под руководством А.В. Федорова проведено в г. Таганроге в 1997 г. (опрошено 430 юношей и девушек 16-17 лет). Результаты исследования представлены в интернете на сайте http://edu.of/ru/mediaeducation
10. Дети и насилие на экране: российский социокультурный проект. (Отчет о проделанной работе в 1999 г.). / Сост. Т.Г. Шахновская, В.А. Радишеская, А.В. Шариков. - М, 2000. - 35 с.
11. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. - М, 2000. - С.438.
12. Средства массовой информации России: Аудитория и реклама. - М.: НИСПИ, 2000. - С.86.
13. Средства массовой информации России: Аудитория и реклама. - М.: НИСПИ, 2000. - С. 80-83.
14. Так, например, с канала ТВ-6 "ушла" единственная (шедшая здесь в 1999 г.) детская передача "Чердачок Фруттис". В последние годы дети также потеряли и другие прекрасные телепередачи, например, те, которые шли по каналу Санкт-Петербурга: "Большой фестиваль", телевизионные инсценировки сказок для детей и др.
15. Райбман М. Аудитория Интернета В России / Прогресс технологий телерадиовещания: Материалы Международного конгресса НАТ. 17-29 окт. 2000 г.- М.: НАТ, 2000 г. - С. 136-137.
16. Российские подростки в информационном мире. - М.: Творческое объединение ЮНРЕСС, 1998. С.8.
17. Шариков А., Давыдов С., Фиалков А. Русскоязычный интернет и его аудитория / Методологические проблемы и практика изучения Интернета: Сб. науч. статей. - М.: ВГТРК, 1999. - С.19.



E-mail: main@rgdb.ru
© Российская государственная детская библиотека