bigpo.ru
добавить свой файл
  1 ... 19 20 21 22
условие существования свободы.

247 Процедура выбора состоит из двух ступеней: 1) выбор из множества субъективных возможностей («самовыражение»); и 2) выбор из множества объективных возможностей («самоутверждение»). Прежде чем выбирать объективную возможность (практический выбор), нужно вначале выбрать субъективную возможность (теоретический выбор). «Субъективный» выбор есть начальная стадия в развитии выбора, а «объективный» - конечная. Очевидно, что здесь возможны два ошибочных подхода (игнорирующих связь этих двух стадий, обусловленную переходом от субъективного выбора к объективному): а) редукция выбора в целом только к первой ступени (к самовыражению и отказ от самоутверждения); б) редукция выбора ко второй ступени (чистое самоутверждение без самовыражения). Первая ошибка связана с беспомощностью в практическом применении избранных теоретических идей; вторая – с аналогичной беспомощностью в теоретическом обосновании избранных практических действий.

248 Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. С.68.

249 Нетрудно догадаться, что аполлоновский предельный переход является следствием закона дифференциации и интеграции идеалов: формирование абсолютного идеала неизбежно приводит к формированию абсолютного морального закона.

250 Не может быть желания отступить от абсолютного морального закона, ибо он есть продукт развития всевозможных желаний и охватывает то общее, что заключается в любых желаниях: желание нарушить абсолютную мораль было бы равносильно желанию отступить от него самого, т.е. отрицало бы само себя.

251 Высшим проявлением святости является наличие у сверхчеловека абсолютной совести, т.е. применения принципа всеобщей полезности и выразительности не только к другим, но и к себе. Сверхчеловек оказывается образцом кристальной моральной чистоты и неотразимой физической и духовной красоты. В связи с этим следует отметить, что хотя Ницше подробно разработал понятие сверхчеловека, он совершил принципиальную ошибку, отождествив это существо с Великим инквизитором. Это связано с тем, что Ницше не смог осознать категорический императив сверхчеловека.

252 Этот термин близок к термину «богочеловечество», введенному Вл.Соловьевым (Соловьев В. Чтения о Богочеловечестве// Соч. М., 1989. Т.2. С.118, 134).

253 Напомним еще раз, что противоположностью тоталитарной диктатуры является не демократия, а анархия. Демократия же играет роль «золотой середины», одинаково дистанцируясь как от тоталитаризма, так и от анархизма (см.рис.6).

254 Ср.Тоффлер о кризисе демократической системы принятия решений и о падении участия в голосовании (Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999. С.621-625).

255 Последовательная идеализация избирательной системы приводит к заключению, что «сверхчеловеческая» избирательная система должна быть основана на принципе единогласия (а не большинства, а это предполагает право вето у каждого сверхчеловека (наподобие права liberum veto в Речи Посполитой XVII-XVIII в.в.).

256 Наилучшим способом реализации общечеловеческого идеала в конечном счете оказывается результат взаимодействия различных способов реализации этого идеала, осуществляемых различными сверхлюдьми. Это происходит потому, что они взаимно корректируют друг друга. Обратим внимание, что механизм диктархии диктуется содержанием абсолютного идеала, а именно: принципом единства всеобщей полезности и всеобщей выразительности.

257 В рамках диктархии это противоречие наиболее наглядно преодолевается в единстве прав и обязанностей всех сверхлюдей: каждый сверхчеловек может властвовать над каждым другим, но и каждый может подчиняться каждому.

258 Такое толкование не могло быть квалифицированно иначе как «идеологическая диверсия», подрывающая самые основы тоталитарного режима, а идеолог, который стал бы пропагандировать подобное толкование, был бы привлечен к суровой ответственности как «пропагандист антикоммунизма».

259 В отличие от коммунистического этот принцип можно было бы назвать принципом обобщенного, или синергетического либерализма. Более амбициозно, его можно было бы именовать как «принцип воинствующей свободы».

260 Любая логически непротиворечивая модель сверхчеловека должна предполагать стабильность его способностей и потребностей, ибо его потребности состоят в сохранении суператтрактора в состоянии абсолютного художественного произведения (т.н.Великий реставратор), а способности должны гарантировать решение этой задачи. Именно ввиду такого характера способностей и потребностей сверхчеловека каждый сверхчеловек может самовыражаться, не мешая самовыражению других и, соответственно, самоутверждаться, не препятствуя самоутверждению других.

261 В то же время и по той же причине этот принцип в равной степени дистанцируется и от принципа тоталитарной запрограммированности поведения обитателей тоталитарного режима, основанного на тоталитарном относительном идеале, которому приписывается статус абсолютного идеала.

262 С этой точки зрения «последним человеком» (Ницше) оказывается не окончательно деградировавший в духовном отношении человек, а сверхчеловек, который со своим абсолютным идеалом настолько же превосходит любого человека с каким бы то ни было относительным идеалом, насколько этот последний превосходит наших общих предков с обезьяной, руководствовавшихся в своей деятельности не идеалами, а исключительно инстинктами. Поскольку «хорошо смеется тот, кто смеется последним», отсюда следует, что настоящее чувство юмора возможно только у сверхчеловека, ибо только он действительно «смеется последним» (не только в переносном, но и в прямом смысле).

263 Это интересный пример т.н.диалектики конечного и бесконечного, когда эти противоположности синтезируются в некоторое единство.

264 Благодаря этому закону в исторической перспективе более устойчивыми оказываются те социальные системы, которые способны к компенсирующим контрфлуктуациям. Устойчивость движения к суператтрактору проявляется, в частности, в законе духовно-утилитарного баланса (подробно исследованного А.П.Назаретяном в форме закона техно-гуманитарного баланса; см.Назаретян А.П. Агрессия , мораль и кризисы в мировой истории. М., 1996).

265 Валлерстайн И. Национальное и универсальное: возможна ли всемирная культура. В кн. И.Валлерстайн. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб. 2001. С.147-148.

266 Там же, с.148.

267 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. С. 663-664.(опыт социального прогнозирования).

268 Бранский В.П., Пожарский С.Д. Парадокс Пригожина и суператтрактор в сб. Глобализация: синергетический подход/под ред.В.К.Егорова. М., 2002. С.76-77.

269 Свентоховский А. История утопий. М., 1910. С.410.

270 Там же, с.410.

271 Это эквивалентно утверждению, что при тоталитарном режиме вы свободны в том случае, если ваш индивидуальный идеал совпадает с идеалом тоталитарного диктатора (в силу чего вы для него являетесь «своим» человеком).

272 Хайнц Кноке. Я летал для фюрера. М., 2003. С.39-40.

273 Радиограмма была послана в связи с 10-летием прихода Гитлера к власти.

274 Моисей Каган. О времени и о себе. СПб. 1998. С.49.

275 Там же, с.49.

276 Соответственно в анархистском идеале возникает «перекос» в другую сторону и речь идет уже о приоритете прав человека перед его обязанностями, интересов индивидуума над интересами социума.

277 Никсон Р. На арене. М., 1992. С.347. Как показано в гл.I § 3, человеческое счастье – это такое состояние индивидуума (или некоторого множества индивидуумов), при котором реализован его (или их) идеал. Поскольку идеал содержит наряду с прагматическими и утопические нормативы, он никогда не может быть реализован полностью. Постольку в реальной жизни счастье достижимо всегда не полностью, а частично.

278 Никсон Р. На арене. М., 1992. С.347.

279 Достаточно вспомнить многочисленные высказывания коммунистических и нацистских деятелей по поводу «несовершенства» «буржуазной» демократии.

280 Сверхчеловек не может быть одиноким, т.е. он может сформироваться и существовать только в обществе других сверхлюдей. Индивидуальный идеал человека может совпасть с абсолютным общечеловеческим идеалом только при условии такого совпадения и у других людей. Без гармонии прав человека с его обязанностями по отношению к другим людям невозможно гарантировать и его собственные права. Поэтому концепция приоритета прав человека перед его обязанностями внутренне противоречива и фактически отрицает самое себя.

281 Только в таком социальном мире полная свобода действий любого из его обитателей не мешает полной свободе действий любого другого. Ведь они будут руководствоваться одним и тем же общечеловеческим идеалом.

282 В частности, при этом может происходить интенсивная милитаризация экономики.

283 Поччеи А. Человеческие качества. М., 1985.

284 Под «психическим развратом» подразумеваются, в частности, вульгарные формы самовыражения (в частности, использование ненормативной лексики).

285 К «психической наркомании» относится, в частности, распространение азартных игр, различных форм антиискусства и т.п.

286 Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. «Эволюция не может быть справедливой» М., 1992. С.130.

287 Никсон Р. На арене. М., 1992. С.344-345.

288 Сорос Д. Кризис мирового капитализма. М., 1999. С.82-83.

289 Там же, с.101.

290 «При подавлении дифференциации, возникающей в результате везения одних и невезения других (В.Б.), процесс открытия новых возможностей был бы почти полностью обескровлен» (Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992. С.131). Хайек хочет сказать, что удушение рынка ведет к удушению свободы (включая свободу творчества).

291 Сорос. Там же, с.124.

292 Имелась в виду теория общественного договора, изложенная Ж.Ж.Руссо в его знаменитом трактате «Об общественном договоре» опубликованном в 1762 г. за 27 лет до революции 1789 г.

293 Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб. 2002. Гл.2 § 2.

294 В соответствии с подобной «деликатной» терминологией упомянутую выше «околонаучную» деятельность следовало бы назвать «постнаукой». Такое лингвистическое хамелеонство стало очень популярным в конце XX в., когда, для разврата придумали новый термин «сексуальная революция», а для половых извращений - «девиантное поведение».

295 Это может произойти после однократной или многократной капитализации. В общем случае число актов капитализации для понимания общего механизма несущественно.

296 Разумеется, в том случае, если потребительский сектор и определяемый им жизненный уровень населения находятся в более или менее удовлетворительном состоянии.

297 Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М., 1992. С.133. Здесь Хайек подчеркивает творческую роль экономического хаоса.

298 Там же, с.130. Хайек напоминает, что выигрыш одних означает проигрыш других.

299 Там же, с.131.

300 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. С.629. Этот «жизненный уровень» определяется, как правило, средним валовым внутренним продуктом на душу населения.

301 Никсон Р. На арене. М., 1992. С.348.

302 Keynes J.M. Economic Possibilities for Our Grandchildren. P.366-368.

303 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. С.651.

304 Никсон Р. На арене. М., 1992. С.350.

305 Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. С.244.

306 Печчеи А., там же, с.207.

307 Компьютеры, осуществляющие летальное автоклонирование человека.

308 Достаточно сравнить цены, например, на картины Ван Гога в начале и в конце XX в.

309 Поскольку глобальные проблемы связаны отнюдь не с научно-техническим прогрессом, а с неправильным использованием этого прогресса, а за неправильное использование несут ответственность определенные социальные идеалы, то для радикального решения глобальных проблем необходимо усовершенствование этих идеалов и, следовательно, улучшение «качества» человека. Но такое улучшение и обеспечивается финансированием суперменеза.

310 Сюда относятся философские и религиозные организации.

311 Это сказал Сийес о Мирабо: «он мог все делать, умел все делать, хотел все делать».

312 Согласно античному мифу Мидас мог простым прикосновением превращать все предметы в золото.

313 Здесь особенно наглядно видно, что синергетика (как теория самоорганизации) не только не исключает, а напротив, содержит в себе очень богатую диалектику (как теорию взаимоотношения противоположностей).

314 Этому понятию соответствует «постиндустриальное» общество Белла, «информационное» и «сетевое» Кастельса, «сверхиндустриальное» Тоффлера и другие не очень удобные термины. Не более удобны и термины «традиционное» для обозначения неутилитарных обществ доиндустриальной эпохи и «технотронное» или «техногенное» для обозначения утилитарных обществ индустриальной эпохи.

315 Парадоксальность неутилитарного общества индустриальной эпохи состоит в следующем. Доиндустриальная эпоха знала неутилитарные и утилитарные общества. Первые придавали приоритет духовным идеалам (и ценностям); вторые – утилитарным. Большинство доиндустриальных обществ принадлежало к первому типу. Примером вторых являются торговые государства древности (средних веков) Финикия, Венецианская и Генуэзская республики и др. После промышленной революции все общества стали утилитарными.

316 В отличие от первой и второй мировых войн начало и окончание третьей мировой войны могут быть датированы несколько условно (приблизительно). Началом этой войны обычно считают знаменитую речь Черчилля в Фултоне (1946), а окончанием – провал ГКЧП в Москве (1991). Поэтому глубоко ошибочно думать, что «третьей мировой войны удалось избежать».

317 В этом, между прочим, состоит всемирно историческое значение изобретения атомного оружия: именно оно помогло спасти человечество от разрушительных последствий третьей мировой войны, если бы она велась с помощью обычного оружия.

318 Следует учесть, что в канун 2ой мировой войны возникла следующая политическая трифуркация: 1) возможный нацистский альянс; 2) возможный либерально-коммунистический альянс; 3) возможный нацистско-коммунистический альянс. Если бы Сталин отказался от своих восточно-европейских притязаний и принял сделанное ему в ноябре 1940 г. предложение Гитлера о расширении оси Рим-Берлин-Токио до оси Рим-Берлин-Токио-москва, выбор истории мог пасть на третий сценарий со всеми вытекающими из него трагическими последствиями для дела свободы во всем мире.

319 См., например, Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000. Часть II.

320 Никсон Р. На арене. М., 1992. С.352-353.

321 См., в частности, Томас Джефферсон о демократии. СПб., 1992; Шелдон Г.У. Политическая философия Томаса Джефферсона. М., 1996.

322 Ср.четыре «демократизации»: 1) демократизация технологии; 2) демократизация финансов; 3) демократизация информации; 4) демократизация управления.

323 Можно сказать, что в суператтракторе по-видимому происходит своеобразная гомогенизация культурного разнообразия. Все сверхлюди в культурном отношении одинаковы не потому, что они привержены к одной из культур прошлого, а потому, что они привержены к одному и тому же синтезу всех культур прошлого (поскольку они в себя «впитывают» все моменты прошлых культур, имеющие общечеловеческое значение). Можно сказать, что сверхлюди одинаково «пестрые» в смысле одинакового переплетения в них разных культур, притом бесконечного разнообразия таких культур.

324См., например, Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Т.2. СПб., 2003. С.304-308.

325 Никсон Р. На арене. М., 1992. С.359.

326 Подобно тому как в эпоху глобализации существует концепция замены насилия в отношениях между людьми «диалогом», точно так же некоторые усматривают специфику глобализации в требовании перехода от «насилия над природой» (т.е. преобразования природы в человеческих интересах) к «диалогу с природой» (т.е. к отказу от преобразования природы). Эта красивая метафора столь же нереалистична, как и призыв в эпоху глобализации к отказу от насилия в отношениях между людьми. Как следует из концепции синергетического историзма, без преобразования природы социальная самоорганизация так же невозможна, как она невозможна без преобразования общества. Диссипативные структуры не могут существовать без обмена со средой веществом, энергией и информацией, а такой обмен невозможен без того или иного «преобразования природы».

327 Быстрый экономический подъем страны в результате мощного притока иностранных инвестиций и столь же быстрый упадок (и даже коллапс) в результате внезапного ухода («бегства») этих инвестиций: «Наиболее настоятельная необходимость – приостановить отток капитала (т.е. бегство инвесторов – В.Б.)» (Сорос Д. Кризис мирового капитализма. М., 1999. С.192).

328 Напомним, что общество основано на приоритете духовных ценностей и потому предполагает воспитание «нового человека», лишенного гипертрофированных потребительских наклонностей (к чему, как мы видели, призывал в свое время Печчеи).

329 Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2002. С.5.

330 Тоффлер А. Футурошок. СПб.,1997. С.352.


<< предыдущая страница