bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 6 7


Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВПО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет»

Учреждение Российской академии образования «Уральское отделение»


СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА:

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СВЯЗИ ПОКОЛЕНИЙ


Материалы 2-й Всероссийской научно-практической конференции

22 апреля 2010 г.


Екатеринбург

РГППУ

2010

УДК 364.465(08)

ББК С90я431

С 69


Социальная работа в условиях кризиса: социальные аспекты связи поколений [Текст]: материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 22 апр. 2010 г. / под ред. Н.Ю. Масленцевой, С.Д. Пономарева; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2010. 134 с.


Представлены публикации участников 2-й Всероссийской научно-практической конференции. Авторы рассматривают актуальные проблемы и вопросы теории и практики социальной работы в условиях кризиса.

Сборник предназначен преподавателям вузов, аспирантам, студентам, а также тем, кто интересуется вопросами истории, теории и технологии социальной работы, социальной педагогики и психологии.


Ответственный редактор Н.Ю. Масленцева


© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2010

^ РАЗДЕЛ 1. ИДЕОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА ДЛЯ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ

Бараковских К.Н. Подростковая девиация в современном обществе 7

Блинова М.Г. Трудоустройство инвалидов: проблемы и пути решения 9

Бондаренко И.С., Бондаренко Ю.В. Современное состояние правового обеспечения социальной работы в Украине 10

Гаврилюк К.Ю. Анализ состава безработных выпускников учреждений высшего профессионального образования в Свердловской области 13

Ершова С.Д. Безработица молодежи как социальная проблема 15

Жемчугова К.Е. Проблема безработицы молодежи в России 17

Замотайло О.А. ВИЧ-инфекция среди молодежи 19

Захарова Н.С. Охрана репродуктивного здоровья в условиях кризиса 20

Мазетова Г.А. Сиротство как социальная проблема 21

Машковцева И.М. Сиротство в современной России 23

Маслова В.В. Роль и место государственных образовательных стандартов в подготовке специалистов высшей школы 24

Орехова Н.В. Молодежная наркомания – глобальная проблема современности 26

Панкратова Л.Э. Конфликт поколений как социальная проблема 28

Розбаум М.А., Пономарев С.Д. Дискриминация молодежи на рынке труда 31

Трапезникова Е.А. Гендерный аспект безработицы 33

Тюрнина Т.Ю. Семья как фактор формирования делинквентного поведения несовершеннолетних 34


^ РАЗДЕЛ 2. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ НАСЕЛЕНИЯ

Аристова Т.Ю. Ранняя беременность: возможные пути решения 37

Бадреева М.А. Феномен отца-одиночки в современном обществе 39

Булатова Д.А. Социальная работа с пожилыми людьми в сельской местности: инновационные формы и методы 41

Васильева Д.В. Социальная работа в правоохранительных органах 43


Глухова М.Ф. Концепты социальной работы в становлении социальной

защищенности молодежи в кризисных условиях 45

Голодаева Е.А. Теоретическое обоснование пенитенциарной социальной работы 47

Доможирова М.А. Организация воспитательной работы с молодежью, гражданско-патриотическое воспитание юношества из опыта детского разновозрастного отряда «Каравелла» 48

Драгошанская М.А. Профессиональная деятельность специалиста

по социальной работе в пенитенциарной системе 51

Колчеданцева Д.Н. Инновационные подходы и методы социальной работы с детьми 52

Коноплева М. Основные положения танцетерапии как нового метода

психотерапии 54

Масленцева Н.Ю. Институт социальной работы с молодежью в США:

возможности применения опыта 57

Масленцева С.Б. Медико-социальная работа в онкологии 60

Митяева А.М. О необходимости формирования конфликтологической компетентности участников образовательного процесса в вузе 62

Логинова Т.С. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних

с противоправным поведением 65

Разгуляева Т.Ю., Деминов А.Г. К вопросу о совместной культурно-досуговой деятельности лиц пожилого возраста и молодежи 67

Сажина Н.С. Новые подходы в работе с безнадзорными детьми и подростками 68

Сипрова А.Ф. Влияние специалистов социальной сферы на возрождение сельских поселений 71

Уфимцева Н.Ф. Актуальные вопросы организации социальной работы

с осужденными женщинами 72

Хамбур Л.А. Психологическая готовность женщин к материнству 75

Чабанова С.С. Организация социальной среды развития личности подростка

в современных условиях 77


^ РАЗДЕЛ 3. ИЗ ОПЫТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Багаутдтнова Н.А. Связь поколений – залог успешной деятельности

учреждения 80

Багаутдинова Н.А. Социальная служба психиатрической больницы –

современный подход сотрудничества и взаимодействия 82

Блинова М.Г., Морозова Д.В. Социальная работа на промышленном предприятии 84

Булыгина В.В. Использование арттерапевтических (изотерапевтических) методик в социальной работе в психатриии 87

Вахляева Н.Н. Психосоциальное заключение специалиста по социальной работе 90

Вотякова А.М. Совместная деятельность социальных служб и органов

внутренних дел по первичной профилактике жестокого обращения с детьми 93

Горнушкин К.Н., Неупокоева Л.С., Деминов А.Г. Летний отдых как

направление профилактики правонарушений среди подростков 95

Гуляева Е.Н. Организация деятельности общежития для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи 96

Жирова Е.В. Проблемы организации социальной помощи семье и детям (г. Качканар) 99

Исаева А.А, Масленцева С.Б. Социальная работа с несовершеннолетними матерями 100

Карпенко Е.А. Технологии психосоциальной работы с лицами, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи 102

Кузнецова Е.В. О возможностях межведомственного взаимодействия

в социальной работе 106

Локотькова О.В. Социальный патронаж семей с детьми – инвалидами (на примере «Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями») 107

Мишарин В.Ю. Главное направление – комплексная психосоциальная

реабилитация 109

Неупокоева Л.С., Деминов А.Г. К вопросу об организации досуга молодежи 112

Панкратова Л.Э., Бардова А.А. Семья как объект социальной работы 113

Панкратова Л.Э., Саночкина Е.А. Молодая семья как объект социальной работы 115

^ Панкратова Л.Э., Сунегина Ю.А. Одиночество пожилых людей как

социальная проблема 118

Селиверстова Г.П. Необходимые условия педагогического управления в контексте гендерного подхода 120

Ускова О.Я. Опыт трудовой адаптации мигрантов в Свердловской области 122

Цыганова Е.С. «Вектор добра» молодежного центра г. Красноярска 125

Черкасова Ю.А. Особенности проведения досуга в молодежной среде 127

Сведения об авторах 129

^ РАЗДЕЛ 1. ИДЕОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА ДЛЯ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ


К.Н. Бараковских


Подростковая девиация в современном обществе


В настоящее время система воспитания детей и молодежи претерпела значительные изменения. Постепенно утрачивают свою силу существовавшие ранее моральные нормы и правила поведения в обществе, и на смену им приходят материальные интересы. Последнее обстоятельство в большей или меньшей мере затронуло практически каждую семью и особенно отразилось на детях. В детской среде культивируются негативные стереотипы поведения, получают все большее распространение алкоголизм и наркомания, укореняется эгоистическая и иждивенческая психология. Неопределенность настоящего, неуверенность в будущем, растущая безработица, трудности, связанные с получением образования, падение престижа ряда профессий, порождают критическое отношение к учебе, ведут к примитивизации самосознания, а многих детей толкают в криминальную среду. Выходя в самостоятельную жизнь, будущему поколению необходимо понять новые требования общества.

Количество школьников, которых выделяют как обучающихся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, потому что увеличивается число факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. По данным статистики число преступлений совершенных несовершеннолетними или при их соучастии с 2002 года возросло на 14,7 тысяч и на 2005 год составило 154,4 тысячи. К 2006 году благодаря стабилизации государственного бюджета и действию государственных программ число преступлений снизилось и составило 150,3 тысячи [1]. Однако, исходя из этих данных и учитывая ситуацию экономического кризиса, можно спрогнозировать тенденцию роста правонарушений совершающихся несовершеннолетними. Ведь именно в такие периоды развития общества наблюдается рост числа преступлений, что подтверждает выше сказанное.

Девиантное поведение – это поведение, связанное с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Особенно это характерно для подростков, так как именно этот возраст отличается бурными процессами физического развития, полового созревания, нравственного развития и формирования личности. Данная проблема уже перестала быть только психолого-педагогической, она стала социальной. И свидетельством тому является принятие в 1999 году Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Объективность и неизбежность роста различных проявлений девиантного поведения ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным работником, в качестве основных задач, поиск норм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо на предупреждение отклонений от социальных норм, то есть устранение условий прямо или опосредовано оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому очень важно специалисту по социальной работе применять в своей деятельности профилактическую технологию с подростками девиантного поведения.

Среди факторов, влияющих на формирование девиантного поведения можно выделить: недостатки в воспитании ребенка, несоответствие воспитания индивидуальности ребенка, отклонения в психологическом и физиологическом развитии, негативные факторы среды [2; С. 45].

Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности, систематические уходы из дома и бродяжничество, которые проявляются в трех основных формах: алкоголизм, наркомания, проституции. Данные формы отклоняющегося поведения имеют свои причины, среди которых выделяют: биологические, психологические, социально-педагогические, социально-экономические, морально-этические [3; С. 274].

Не для кого не секрет, что алкоголизм, наркомания и проституция – проблемы социальные, решать которые должен сам индивид и общество в целом. Однако особенностью подростковой девиации является тот факт, что она выступает показателем неблагополучия семьи. Соответственно социальная работа должна проводиться не только с подростками, но и их ближайшим окружением (родителями, сверстниками).


^ Библиографический список


1. Число преступлений, совершенных отдельными категориями лиц [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики [сайт]. [2009]. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 22.03.2010).

2. Клейберг Ю.А. Девиантное поведение подростков: причины, тенденции и формы социальной защиты. М.: Тверь, 1998.

3. Тетерский С.В. Введение в социальную работу. М.: Академический проект,  2000.


М.Г. Блинова


Трудоустройство инвалидов: проблемы и пути решения


По данным Международной организации инвалидов каждый десятый человек на Земле инвалид. В США 19% населения инвалиды, в России – 7% населения инвалиды – это составляет примерно – 10 млн. По другим источникам инвалиды составляют 11-15 млн., более 6 млн. из них возрастом от 20-50 лет и из этой массы примерно 30% – молодежь.

Международная организация защиты инвалидов рассматривает инвалидность, не как личную проблему, а как следствие ослабленных функций организма человека, из-за которых он вынужденно изолирован от общества, т.е. инвалидность – это категория, созданная обществом.

В данной связи, молодые люди-инвалиды – наиболее страдающая составляющая современного общества. На рынке труда молодежь испытывает особые затруднения в предложении, продвижении и использовании своих трудовых ресурсов. А для молодых инвалидов это практически неразрешимая задача. Только 2% трудоспособных инвалидов имеют работу. Это связано и с отношением общества к этой категории, и с необходимостью оборудования рабочих мест, и с профессиональной близорукостью современных работодателей, хотя исследованиями и статистическими данными доказано, что инвалиды более тщательно и профессионально выполняют свои обязанности, так как срабатывает психологическая установка – удержаться, доказать, что могут работать, могут обеспечивать себя.

Вторая проблема, о которой много говориться, но мало делается – это обустройство внешней среды (наличие удобств и приспособлений для выезда и выходов из подъездов, возможность пользоваться городским транспортом, посещать больницы, стационары, пенсионные фонды и другие социальные и культурные объекты). Статистические данные свидетельствуют, большую часть времени эти молодые люди проводят дома и просто спят, потом, как следствие, начинают злоупотреблять алкоголем.

15% всех инвалидов вовлечены в трудовую деятельность. Существующие реабилитационные Центры не удовлетворяют потребностей в этих услугах. Восстановить трудоспособность удается только 3-5%. Существует Федеральная программа 2006-2010 – «Социальная поддержка инвалидов», целью которой являются развитие системы реабилитации и интегрирования инвалидов в ряды «здоровых».

Следующая проблема – это возможность получения непрерывного образования. С одной стороны, существуют законодательно закрепленные льготы при поступлении в учебное заведение, оплаты обучении, возможности обучения на дому, с другой стороны, непрерывное образование и получении дополнительного образования является для инвалида проблемой. Существует значительная законодательная база, но, до сих пор, оптимальным является помещение инвалида в специальные коррекционные учреждения или трудоустройство на специальных производствах среди таких же людей – круг общения сужен, ограниченны межличностные контакты, низкая заработная плата. Низкая конкурентоспособность приобретаемых профессий не позволяют вести достойный образ жизни.

Создание системы непрерывного образования инвалидов – это интеграция их в общество посредством ресурсов образования, а, это, в свою очередь, свидетельствует о переосмыслении обществом своего отношения к людям с ограниченными возможностями.

В Германии и Дании эта проблема начала решаться уже в 50-е годы ХХ века, в 70-е годы уже появились и были опробованы модели такого образования. В России такие модели практически отсутствуют.

В данной связи, Социальный институт РГППУ пытается предпринимать, в рамках законодательного поля, государственных стандартов образования определенные шаги. За последние три года среди выпускников социального института 55 человек инвалидов, сейчас обучаются 42 человека. Действиями и усилиями администрации института деканата, педагогов в институте создан такой климат и такая психологическая обстановка, что эти молодые люди не чувствуют себя исключением, кроме того, остальные студенты своей практической и физической помощью и участием компенсируют этим студентам неудобства внешней среды. Но тепличной обстановки здесь не создается – основное – эти люди не должны себя чувствовать ни изгоями, ни особенными. В перспективе кафедра Социальной работы предполагает создать Центр социальной адаптации и интеграции молодежи. Который будет решать, по возможности, и проблемы инвалидов.

Несомненно, к решению всех этих проблем нужно привлекать широкие слои общественности, представителей администрации разных уровней, работников социальных служб, средств массовой информации. Важное значение имеет проведение, в этой связи, конференций, мастер- классов, семинаров-практикумов


И.С. Бондаренко, Ю.В. Бондаренко


Современное состояние правового обеспечения

социальной работы в Украине


Социальная политика и социальная защита как средство ее реализации базируются на конституционно-правовых постановлениях и гарантиях, которые провозглашены в Конституции Украины. Социальный характер государства предполагает обеспечение каждому гражданину достойный его прожиточный минимум. Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг. По прожиточному минимуму фиксируется официальная черта бедности [1].

Уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) при назначении помощи согласно Закона Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» и Закона Украины «О социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию и инвалидам» устанавливается: для трудоспособных лиц в сумме 133 грн. (для сравнения, в 2007 г. – 121 грн.), нетрудоспособных лиц – 187,5 грн. (в 2007 г. – 170,5 грн.), инвалидов – 200 грн. (в 2007 г. – 187,5 грн.)

Одна из важнейших задач социального государства – обеспечение в обществе социального равенства его членов, которое относится к важнейшим благам общественной жизни. Права, свободы и обязанности, закрепленные в нормах права, обеспечиваются не только силой общественного мнения, общественным действием, но и силой принуждения правоохранительных органов государства. В целом права и свободы граждан регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти. Социальное равенство, равноправие еще не есть фактическое, полное равенство в силу естественного различия между индивидами.

Законодательно закрепленные льготы выполняют важные социальные функции. Во-первых, они могут быть средством достижения социального равенства в обществе. Именно в этом заключается смысл льгот многодетным семьям, женщинам, несовершеннолетним, инвалидам. Во-вторых, они могут быть способом поощрения граждан за особые услуги перед государством – например, льготы рабочим и служащим, успешно выполняющим свои трудовые обязанности, льготы для инвалидов и участников Великой Отечественной войны. В-третьих, льготы могут быть установлены как компенсация за особые условия деятельности в интересах государства: шахтерам, металлургам.

Однако необходимо отметить, что льготы – это определенное неравенство в правах. Предоставление льгот одной категории лиц приводит к сокращению объема прав у других категорий. Следовательно, существование льгот – сложная проблема.

По официальным данным, в Украине право на льготы имеют около 43% населения, из них по социальному статусу – 31, по профессиональному признаку – 13,8% экономически активного населения. Только согласно законам Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты» и «О статусе Чернобыльской катастрофы» льготы имеют приблизительно 7,5 миллионов граждан. Общий объем льгот ежегодно требует свыше 29 млрд. гривен, что равняется годовым расходам всех местных бюджетов Украины [2, С. 160]. Глубокое изучение и прочные знания нормативно-правовых актов по вопросам социальной защиты населения – непременное условие юридически грамотного осуществления социальной работы для полноценной реализации личных прав граждан. С расширением в обществе масштабов социальной защиты населения развивается и законодательная база.

Отношения в социальной сфере регулируют законы Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине», «О статусе и социальной защите граждан, которые пострадали в результате Чернобыльской катастрофы», «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонных лет в Украине», «О занятости населения» и др. Они определяют права представителей социально незащищенных групп на получение социальной помощи, в частности, на социальное обслуживание.

Важную роль в документальном обеспечении социальной политики и социальной работы принадлежит государственным программам, призванным определить приоритеты в решении социальных проблем определенных групп общества. Такими являются, например, Национальная программа профилактики СПИДа, программа «Дети Украины» и др.

Развивается и нормативно-правовая база по осуществлению профессиональной социальной работы с конкретными социально незащищенными группами. Значимость данного положения заключается в новаторском характере для Украины самой идеи социального патронажа, государственной поддержки и помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы (содействие в трудоустройстве, профессиональной переориентации и переподготовке, создание надлежащих жилищно-бытовых условий, предотвращения влияния на них криминогенных факторов).

Развитие рыночных отношений вызвало необходимость проведения в социальной сфере широкомасштабной реформы. В 90-х годах ХХ в. по вопросам социальной работы принято более сотни законов и подзаконных актов. Среди них «адресные» социальные нормативно-правовые акты, направленные на конкретные, более «слабые» группы населения. Адресные правовые нормы наиболее конкретны и определяют систему или элемент системы социальной защиты определенных категорий населения.

Современные системы социальной защиты охватывают весь жизненный цикл человека, предусматривая мероприятия защиты и благополучия от рождения к смерти. Рядом с социальным страхованием и социальной помощью таким мероприятием является семейная политика, защита прав ребенка, материальная поддержка семей с детьми, социальное обслуживание детей-инвалидов. Целенаправленная борьба с бедностью средствами социальной помощи и активизации усилий населения все больше распространяется и охватывает социальное страхование, что в современных условиях также является одним из основополагающих элементов социальной защиты.

Украинское законодательное поле социальной работы нельзя считать окончательно сформированным. В Украине продолжаются поиски собственной модели социальной защиты населения, происходит формирование сети социальных служб, которые бы отвечали современным представлением о социальных услугах.

Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, было бы целесообразным систематизировать законодательство относительно социальной работы, и предусмотреть: установление общих правовых, организационных и финансовых принципов социального обслуживания и социальной защиты населения Украины; систематизацию и унификацию действующего законодательства по социальным вопросам; определение перспектив социальной политики и конкретных путей реформирования системы социальной защиты.

Необходимо заложить правовые основы для удовлетворения самых неотложных потребностей граждан и построения современной действенной и эффективной системы социальной поддержки населения и в конечном итоге – обеспечить конституционное право каждого человека на достойные условия его жизни.


Библиографический список


1. Болотина Н.Б. Право социальной защиты: становление и развитие в Украине. – Киев: Знание, 2005.

2. Головатый М.Ф., Панасюк М.Б. Социальная политика и социальная работа. Термино-понятийный словарь. – Киев: МАУП, 2005.


К.Ю. Гаврилюк


Анализ состава безработных выпускников учреждений высшего профессионального образования в Свердловской области


Молодежь, включая выпускников учреждений профессионального образования, являются одной из наиболее уязвимых категорий населения на современном рынке труда. Эта часть граждан, ищущих работу, зачастую не пользуется спросом у работодателя вследствие отсутствия опыта. Подготовка молодежи к активной трудовой деятельности является одной из задач служб занятости населения. Рассмотрим результаты деятельности Служб занятости населения Свердловской области по трудоустройству выпускников ВУЗов с 2003-2006 гг.


^ Таблица 1.

Динамика трудоустройства выпускников учреждений профессионального


образования, обратившихся в службу занятости в 2003-2006 гг.




Всего обратилось, чел.

Трудоустро-ено, чел.

% трудоуст-ройства

Трудоустроено по полученной профессии

% трудоустройства по полученной профессии

2003

1302

734

56

201

15

2004

1556

878

56

258

17

2005

1152

770

67

236

21

2006

921

652

71

144

15,6

Всего

4931

5165

179

839

18,5

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что в 2006 г. продолжает сохраняться тенденция снижения численности выпускников высших учебных заведений, обратившихся в службу занятости населения в целях поиска работы. Но все же более половины, благодаря ЦЗН, трудоустроились. Доля трудоустроенных по полученной профессии от общего числа обратившихся выпускников ВУЗов составила 15,6%.

По сравнению с 2005 г. процент трудоустройства по полученной профессии выпускников снизился (с 21% до 15,6%). Последнее свидетельствует о том, что на современном рынке труда наличие диплома не гарантирует молодежи успешное трудоустройство по полученной профессии (специальности).

Работодатель предъявляет молодому работнику достаточно высокие требования, связанные с культурой труда: адаптивностью и умением ориентироваться в профессиональной ситуации, исполнительской дисциплиной и ответственностью, развитием коммуникативных навыков.

В 2006 году значительная часть выпускников имела престижные у абитуриентов, распространенные в учреждениях высшего профессионального образования и в связи с этим наиболее доступные специальности:

● «экономист» – 153 чел. (22,7%) от общего числа выпускников ВУЗов, зарегистрированных в качестве безработных в органах служб занятости в 2006 году;

● «инженер» – 120 чел. (17,8%);

● «учитель» – 103 чел. (15,3%);

● «юрисконсульт» – 79 чел. (11,7%);

● «менеджер» – 71 чел. (10,5%).

Из общего числа выпускников ВУЗов, признанных безработными, 144 человека трудоустроено по профессии, полученной в образовательном учреждении.

Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что рынок труда Свердловской области в 2006 г. производит жесткий отбор работников с учетом таких факторов как конкурентоспособность и востребованность. Постоянные изменения потребности рынка труда в рабочей силе приводят к тому, что после окончания обучения некоторые выпускники сталкиваются с тем, что работодатели утратили интерес к полученной ими профессии, что необходимо приспособиться к ситуации, сложившейся на профессиональном рынке труда, овладеть недостающими, но востребованными на производстве знаниями и умениями.

Формирование конкурентоспособного молодого специалиста-выпускника образовательных учреждений высшего профессионального образования продолжает оставаться серьезной нерешенной проблемой современного социума.


С.Д. Ершова


Безработица молодежи как социальная проблема


Переход России к рыночным отношениям существенно изменил социально-трудовую сферу. Дефицит рабочей силы сменяется дефицитом рабочих мест, что и приводит к возникновению безработицы. Создается ситуация, когда обеспечение всех граждан рабочими местами уже не есть нечто само собой разумеющееся. В связи с этим актуальными становятся рассмотрение современных процессов, происходящих на рынке труда, исследование последствий роста безработицы и выявление специфики социальной деятельности с определенными категориями безработных граждан, особенно с молодежью. Тема безработицы молодежи особенно актуальна сейчас, в год молодежи, так как именно молодежь – это будущее нашей страны. Сегодня молодежь РФ – это 39,6 миллиона молодых граждан – 27% от общей численности населения страны, и она в скором времени займет ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества [3].

Сложившаяся ситуация на российском молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Проблемы занятости молодежи во многом связаны с объективными процессами – сокращением рождаемости, ухудшением физического и психического состояния здоровья, снижением уровня жизни населения и влиянием социально-экономических факторов на образ жизни молодого человека. Трудовая социализация молодежи происходит в условиях противоречивых и неоднозначных структурных изменений в политической, экономической, социальной и духовной сферах. А поскольку молодежный контингент крайне неоднороден по возрасту, образовательному и профессиональному уровню, каждый нуждается в особом индивидуальном подходе к решению проблемы занятости.

В решении данной проблемы играет государство, а также поддержка местных органов самоуправления. Вследствие этого социальная поддержка безработным принимает разнообразные пассивные и активные формы. Пассивная помощь проявляется, прежде всего, в государственной поддержке источников существования. Большинство безработных имеют страховку по безработице, которая предусматривает выплату специальных пособий. Но наряду с пассивными формами помощи, возрастающее значение приобретает активная политика занятости. Она сводиться к созданию благоприятных условий для включения в общественное производство трудоспособного населения. Мероприятия, направленные на решение проблемы занятости молодежи, должны дополнять друг друга. Целесообразно их совместное комплексное и целенаправленное применение. В государственные и федеральные социальные программы должны привлекаться средства не только из федерального бюджета, но и средства частных предприятий и инвесторов. Например, Стратегия государственной молодежной политики разработана на период до 2016 года. Она определяет совокупность приоритетных направлений, которые ориентированы на молодежь, и включающие задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов. Настоящая Стратегия ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи [2; 3].

Большую роль в решении проблемы трудоустройства молодежи играют федеральные и городские службы занятости. Работа государственных служб занятости имеет много направлений, связанных с трудоустройством и социальной поддержкой граждан, ищущих работу (содействие занятости молодежи, профессиональной подготовке, создание рабочих мест для молодежи, привлечение к общественным работам и другие) [2]. Социальные работники занимаются преимущественно устранением социальных и личных последствий безработицы. Так, консультанты помогают молодому безработному получить соответствующее пособие, выплатить долги; медики и социальные работники решают эмоциональные, межличностные и семейные проблемы. Усилия социальных работников направлены на то, чтобы вовлечь молодых безработных в общественные проекты, полезные и дающие моральную поддержку [1].

Складывающаяся ситуация на рынке труда нуждается в принятии компенсационных мер со стороны государства, которые могут и должны проявляться в реализуемой молодежной политике, направленной на создание правовых, экономических, социальных и организационных условий и гарантий для самореализации молодого человека, что будет способствовать поддержанию социального согласия в обществе.

В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 14 – 25 летние жители страны станут основным трудовым ресурсом России, их трудовая деятельность – источником средств, необходимых для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований.

Библиографический список


1. А.Н. Демин, И.П. Попова Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации // Социологические исследования. 2000. №5

2. Социальная работа с молодежью: Учебное пособие / под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова, – 2-е изд. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 328 с.

3. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р.


К.Е. Жемчугова


Проблема безработицы молодежи в России


Безработица молодежи – одна из острейших социально-экономических проблем современности. Сегодня в стране в сфере занятости обозначились следующие тенденции: абсолютное сокращение занятых в стране; сокращение занятых в государственном секторе, развитие малого предпринимательства, увеличение числа самозанятых, развитие новых форм частичной и вторичной занятости; процессы реструктуризации отраслевой занятости; сокращение численности работающих в промышленности и строительстве, легализация безработицы и быстрое ее распространение на территории России в связи с сокращением спроса на рабочую силу; увеличение уровня латентной безработицы; усиление процессов текучести, высвобождение рабочей силы, трудовая миграция, рост занятости в теневой экономике; выделение наименее защищенных слоев населения с точки зрения трудового законодательства в лице молодежи и женщин [1].

Молодежь более всего подверглась экономическому кризису. Уровень официально зарегистрированной безработицы достигает более 20% экономически активного населения. А если учесть такую особенность национальной безработицы как – предельно низкий процент зарегистрированных безработных, станет понятным необходимость корректировки данного показателя, естественно, в направлении его увеличения.

Подобная ситуация чревата самыми острыми социально-экономическими последствиями для современного общества. Безработица сама по себе является одной из самых глобальных социально-экономических проблем современности. С одной стороны, сужение источников доходов семей при росте безработицы, вызывая деградацию потребления, не может не стать фактором обнищания населения, а стало быть, и торможения экономического роста. С другой стороны, слабая социальная защищенность приводит к разочарованиям в жизни и как крайний выход – к увеличению самоубийств.

Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой. Молодые специалисты – это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта «надежда» не имеет соответствующей социальной защищенности, «непристроенность» молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны.

Одним из вариантов для решения проблемы молодежной безработицы является социальный проект государственного мониторинга занятости и координирования подготовки востребованных специалистов для увеличения занятости среди молодежи, при выполнении следующих комплексных задач:

1. Во-первых, государство должно позаботиться о создании социальной защищенности для рассматриваемого слоя населения (ведь молодежь – это будущее нации): пересмотреть и доработать законодательную базу; откорректировать политику в области трудоустройства; найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости и др.

2. Во-вторых, органы местной администрации должны активно следить за положением молодых специалистов на рынке труда своего региона: способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.).

3. В-третьих, необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста: выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность (для этого необходимо ввести в любое высшее учебное заведение специальную дисциплину / курс – «Планирование профессиональной карьеры») [1].

Естественно, система мер по снижению безработицы среди молодых специалистов не исчерпывается приведенным перечнем, существует огромное поле для творческого поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда ситуации. Еще раз подчеркну, что лишь подойдя к решению проблемы занятости комплексно, можно будет заметить определенные «просветы» в «рядах безработных среди молодежи».


^ Библиографический список


1. Социальная работа с молодежью: учебное пособие. / Под ред. Н.Ф. Басова. Москва, 2008.

О.А. Замотайло


ВИЧ инфекция среди молодежи


Молодые люди играют ключевую роль в сдерживании эпидемии ВИЧ/СПИДа. У них есть право получать информацию и навыки, которые снижают их уязвимость и дают им возможность защитить себя и других от эпидемии. Опыт показывает, что программы по ВИЧ/СПИДу, основанные на уважении и расширении участия молодых людей с учетом молодежной культуры, чаще дают хорошие результаты.

Для повышения уровня понимания проблемы ВИЧ/СПИДа и содействия пропаганде здорового образа жизни требуются более широкие и хорошо налаженные усилия в сфере коммуникации и мобилизации общества. Такие меры должны быть направлены на устранение стигмы и дискриминации, связанной с ВИЧ/СПИДом.

Необходимо расширять программы информационно-просветительской работы и программы обучения по принципу «равный-равному» в среде молодых потребителей наркотиков. Такие программы могут включать меры по расширению доступа к информации, товарам, предназначенным для профилактики (например, презервативам и стерильному инъекционному инструментарию для потребителей инъекционных наркотиков), а также к услугам по уходу и профилактике ВИЧ/СПИДа.

Можно констатировать, что в Российской Федерации в 2007 году было отмечено общее ухудшение ситуации по ВИЧ-инфекции: наблюдалось абсолютное и относительное увеличение масштабов эпидемии. Среди ВИЧ-инфицированных, зарегистрированных в 2008 году, лица в возрасте 15–30 лет составили 60%, что указывает на преимущественное вовлечение в эпидемический процесс молодежи. Женщины среди ВИЧ + лиц, зарегистрированных в 2008 году, составили 43,3%, то есть почти половину (в 2007 году этот показатель был 38,5%). Всего в России зарегистрировано около 100 000 женщин, живущих с ВИЧ. Среди впервые зарегистрированных случаев с сообщенной причиной заражения доля передачи ВИЧ при половых гетеросексуальных контактах в 2008 году составила 30,9% по сравнению с 25,3% в 2005 году. При потреблении наркотиков заразились 66,9% (в 2005 г. – 73,5 %).


^ Библиографический список


1. Статистика ВИЧ инфицированных [Электронный ресурс] // Официальный сервер правительства Свердловской области [сайт]. URL: http://www.midural.ru/content/view/33/1.html. (дата обращения: 17.12.2009)

2. Седельникова Т.Н. Молодежь как феномен / под ред. Т.Н. Плотникова, А.О. Подленный. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 547 с.

Н.С. Захарова


Охрана репродуктивного здоровья

в условиях демографического кризиса


Сохранение генофонда нации является одной из важнейших российских проблем, на решение которой направлена деятельность по планированию семьи, в целях охраны здоровья населения и прежде всего репродуктивного.

В узком смысле под планированием семьи чаще всего понимается внутрисемейное регулирование рождаемости по числу детей и срокам их рождения. В широком смысле под планированием семьи следует понимать совокупность социально-экономических, правовых, медицинских, педагогических мероприятий, направленных на рождение желанных детей, воспитание в обществе культуры осознанного родительства, достижение гармонии в браке, поддержание репродуктивного здоровья населения. Таким образом, главный смысл и результат планирования семьи – это свободное и ответственное родительство, это рождение детей по желанию, а не по случаю. Сам термин «планирование семьи» зафиксирован в официальных медицинских документах Всемирной организации здравоохранения.

В условиях демографического кризиса разработана комплексная государственная политика в отношении планирования семьи, основной задачей которой является создание благоприятных для рождения желанных и здоровых детей социально-экономических условий. Применительно к России актуальными являются покровительственная (направленная на распространении средств планирования семьи) и поддерживающая (удовлетворяющая вес запросы граждан на средства и медицинские услуги по планированию семьи).

Планирование семьи имеет как индивидуальную, так и общественную пользу: начиная от возможности рождения желанных и здоровых детей, сохранения физического и психического здоровья женщин и мужчин, и заканчивая повышением экономического благосостояния всего общества. Особенно велика роль планирования семьи в снижении детской смертности, в сохранении здоровья подростков. До 60% молодых людей вступают в сексуальные отношения до 17 лет. Число абортов у девушек-подростков до 19 лет составляет до 300 тыс. В результате большого числа абортов и инфекций, передаваемых половым путем, около 15% супружеских пар в нашей стране не могут иметь детей.

В контексте государственной политики в отношении планирования семьи разработана Программа «Планирование семьи», которая является первой попыткой защиты на государственном уровне детей и подростков от вредного воздействия социальной среды. В рамках Программы «Планирование семьи» осуществляется информационное обеспечение деятельности по проблеме, издается литература для специалистов и населения, в которой обобщается накопленный отечественный и международный опыт в области планирования семьи. Вновь созданные Центры планирования семьи, реализующие программно-целевой подход, основными принципами своей деятельности провозглашают доступность, добровольность, конфиденциальность, гуманность. Как правило, работу с семьями основывают на специальных программах. Каждая программа действий нацелена на долговременность с элементами повторения и преемственности и призвана учитывать социально-психологические, возрастные, половые особенности клиентов.

Особое направление работы Центров планирования семьи – развитие образовательной, просветительской и превентивно-профилактической деятельности в образовательных учреждениях, которая осуществляется посредством индивидуальной, групповой и массовой работы, основанной на дидактических методах и интерактивных приемах: диалогах, групповых дискуссиях, тренингах. Эффективные методы работы – это групповые и индивидуальные занятия, проводимые в лекционном или тренинговом режиме, с использованием игротерапии, музыкотерапии, поскольку позволяют молодым людям быстрее осваивать новые роли и постигать гармонию супружеских отношений.

Несомненно, половое воспитание в образовательном учреждении должно вестись умело и деликатно квалифицированными специалистами-педагогами с учетом мнения родителей. Только опираясь на нравственное, гигиеническое и половое воспитание подростков и молодежи можно рассчитывать на снижение роста ЗППП, ВИЧ/СПИД, абортов. Вместе с тем следует признать, что система мер по планированию семьи в России еще находится в стадии становления. В целях развития и оптимизации деятельности по планированию семьи необходимо: 1) развивать комплексные службы, в том числе специализирующиеся на проблемах подростковой популяции; 2) внедрять массовые специальные образовательные программы в учебных учреждениях, что потребует повышение квалификации психологов, педагогов, социальных работников для работы именно в этой области; 3) обеспечить бесплатный доступ к контрацептивам и искусственному прерыванию беременности для неимущих слоев населения.


Г.А. Мазетова


Сиротство как социальная проблема


Сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация в России приводит к росту числа детей-сирот и детей, остающихся без попечения родителей. В современных условиях распространенными явлениями стали нищета, асоциальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми. За последние годы катастрофически выросло количество «социальных сирот», детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Вооруженные конфликты, природные, техногенные и социальные катастрофы – причины, способствующие тому, что дети остаются без родителей.

Увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, неизбежно ведет к увеличению числа учреждений для детей-сирот – домов ребенка, детских домов, школ-интернатов, приютов и т.д. В последние годы в России все громче заявляет о себе скрытое социальное сиротство. Падение условия жизни привело к увеличению числа неблагополучных семей, а также к тому, что дети «вытесняются на улицу», и как следствие этого большой рост беспризорности.

За последние 100 лет Россия переживает третью волну сиротства после первой мировой войны и революции, после Великой Отечественной войны и сейчас. И даже если в 1945 году причины сиротства были понятны, то в наше время их трудно принять как естественные.

Социальное сиротство – это опасное социальное явление. В России до 95% детей-сирот относятся к категории социальные сироты. Так как к моменту получения статуса они имели живых родителей. 200 тысяч детей содержится в сиротских учреждениях. Каждый десятый из них ежегодно убегает из приюта, каждый третий выпускник учреждения оказывается на скамье подсудимых, каждый пятый становится бомжем, каждый десятый кончает жизнь самоубийством [1; С. 75].


следующая страница >>