bigpo.ru
добавить свой файл
1





Фонд иконописи «Заветъ» представляет:

«Икона Сегодня»

26 октября – 2 ноября.

Выставочный зал библиотеки Искусств им. А.П. Боголюбова.

Выставка икон современных мастеров:


Ильинская иконописная мастерская

При Отделе Религиозного образования и катехизации

Московского Патриархата


Иконописная мастерская выполняет работы по сохранению и реставрации памятников русской культуры.

Иконописцы мастерской пишут новые иконы, опираясь на собранный за много лет реставрационный архив, фотографий и прорисей с древних образов. Так, многовековой опыт запечатлен в современных работах. Иконописцы пользуются яичной темперой на основе натуральных пигментов, в том числе камней-самоцветов: малахита, лазурита, аурипигмента, гематита и др. Поэтому современные иконы смотрятся живо и традиционно.

Среди заказчиков мастерской московские храмы, например церковь Ильи пророка на улице Ильинка, для которой Екатериной Ильинской написана полюбившаяся прихожанам храмовая икона «Огненное восхождение пророка Илии на небо». Для церкви Петра и Павла на Новой Басманной улице написан Владимирский образ Божьей Матери для Владимирского придела Пресвятой Богородицы. Невозможно перечислить иконы созданные для восстанавливаемых храмов. Екатерина Ильинская награждена правительственной наградой: памятной медалью «850-летия г. Москвы».

Мастерская занимается возрождением древней традиции семейных икон. Православным христианам всегда хотелось поместить на полях почитаемой чудотворной иконы своих святых покровителей. Когда вся семья собирается на молитву получается, что вместе с ней предстоят Богу и их святые. В мастерской мы подбираем индивидуально каждой семье ее образ покровитель. Пишем также иконы с избранными святыми, где тезоименитые святые стоят рядом в молитве, а над ними в облацех благословляющий Господь или Пресвятая Богородица укрывающая их своим Покровом. Заказывают нам иконы на рождение ребенка, к венчанию и другие.

Выполняем работы по реставрации. Благодаря глубоким знаниям иконописных традиций, канонов, художественному таланту и умению реставратора обретают новую жизнь произведения, являющиеся духовным и культурным наследием. Иконы, отреставрированные мастерской, не теряют своей древней прелести и самобытности. Реставраторы тонко чувствуют стиль произведения и, перенимая манеру авторского письма, воссоздают утраченные фрагменты, которые столь органично срастаются с основным памятником, что вспомнить о них можно только по фотографиям, сделанным до начала работ.

Мастерская основана мастером иконописцем Екатериной Ильинской. В мастерской Екатерина работает вместе со своими друзьями сподвижниками иконописцами и учениками. Екатерина Ильинская является заведующей отделением иконописи Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова. Мастерскую духовно окормляет игумен Иоанн (Экономцев), Председатель Отдела Религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, Ректор Российского Православного Университета св. Иоанна Богослова.

Работа в мастерской дружная, спорая с молитвой. Иконы – светлые, радостные.


^ Иконописная школа при Московской Духовной Академии.


Иконописная школа при Московской Духовной Академии – специальное духовное учебное заведение Московской Патриархии, готовящее церковных иконописцев. Иконы преподобного Андрея Рублева, богатые иконописные традиции Лавры вдохновляют учащихся.

Иконописная школа продолжает и развивает традиции преподавания иконописания монахини Иулиании (Соколовой).

Освоение иконописания осуществляется через изучение древней иконы, что воспитывает любовь и вкус к подлинно-церковному творчеству.

Школа была открыта в 1990 году. Иконописанию обучают 7 преподавателей. Кроме иконописания изучаются богословские, искусствоведческие дисциплины. С 1999 г. система образования – двухступенчатая (три и два года).

Учащимися школы были написаны иконостасы Хотьковского Покровского женского монастыря, с. Ахтырки, большинство икон иконостаса церкви Преображения храма Христа Спасителя и др.

С 1994 года при школе работает иконописная мастерская.

Выпускники школы преподают иконописание в иконописной школе СТПБИ, при Тобольской и Курской Семинариях и др. учебных заведениях, работают в иконописных мастерских, несут послушания (как насельники) в монастырских иконописных мастерских.


^ Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт.

Факультет церковных художеств.


Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт существует с 1992 года. В своей структуре институт имеет 6 факультетов: Богословско-пастырский, Миссионерско-катехизаторский, Педагогический, Историко-филологический, Церковных художеств и Церковного пения. Декан факультета Церковных художеств – протоиерей Александр Салтыков, заместитель декана – художник-реставратор высшей категории, зав. Реставрационным отделением Московского Академического художественного училища памяти 1905 года Галина Сергеевна Клокова. Факультет состоит из пяти отделений (кафедр):

1. Истории и теории христианского искусства (зав. Кафедрой – прот. Александр Салтыков). Кафедра готовит искусствоведов, специалистов в области изучения церковного искусства, преподавателей, музейных работников, ризничных для работы в храмах.

2. Иконописи (зав. Кафедрой – свящ. Николай Чернышев). На кафедре действуют несколько мастерских: две больших мастерских на базе иконописной школы храма свт. Николая в Клениках – одну из них возглавляет директор иконописной школы Ирина Васильевна Ватагина, иконописец, художник-реставратор высшей категории, ученица приснопамятной монахини Иулиании (Марии Николаевны Соколовой), и художник-иконописец Вера Юрьевна Карпова; другую мастерскую ведет священник –иконописец Николай Чернышев. Руководителем мастерской на базе отдела темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. Акад. И.Э. Грабаря является Адольф Николаевич Овчинников, заслуженный деятель искусств, художник-реставратор высшей категории. Другие мастерские ведут молодые преподаватели – выпускники иконописной школы при Московскоцй Духовной Академии и православного Свято-Тихоновского Богословского Института – Мария Олеговна Глебова, Татьяна Леонидовна Кауц, Наталья Михайловна Муравьева, Татьяна Николаевна Андросова, Елена Ивановна Пискарева.

3. Реставрацией икон (зав. кафедрой – Г.С. Клокова). Главной задачей кафедры является подготовка высококвалифицированных реставраторов темперной и масляной иконной живописи для нужд Церкви.

4. Монументального искусства (зав. Кафедрой – заслуженный деятель искусств, профессор, руководитель мастерской монументального искусства Московского государственного Академического художественного института им. В.И. Сурикова Евгений Николаевич Максимов). Основное обучение на кафедре продолжает традиции так называемой «истинной фрески» – стенописи по сырой штукатурке, также большое внимание уделяется изучению искусства мозаики; в процессе учебы студенты вместе с преподавателями участвуют в выполнении росписей и мозаик московских храмов.

5.Церковного шитья (зав. Кафедрой – Ольга Эдуардовна Дрозлова). Основная цель кафедры – возрождение традиций древнерусского лицевого шитья, подготовка мастериц для работы в храмах.


^ Творческий союз художников России

Секция «Иконопись»


Ровно 10 лет назад большая группа художников, многие годы до этого работавших на Русскую Православную Церковь была организована в секцию «Иконопись» при профессионально-творческом союзе художников России.

Члены нашей секции отражают в своих работах все направления , формы и виды деятельности церковного искусства, а именно: иконопись, фресковая и масляная живопись, мозаика, резьба по дереву, проектирование иконостасов, золотное и лицевое шитье, ювелирное дело, мелкая пластика, реставрация, гобелен.

Подавляющее большинство художников имеют высшее и среднее художественное образование и главное – большой практический опыт по художественному оформлению храмов и монастырей, проведения большого количества выставок, многие наши церковные художники стали широко известны не только в России, но и за рубежом.

Прекрасные мастера мозаики Е. Ключарев и И. Севостьянов, иконописцы О. Клодт, А. Чашкин, Л. и В. Митрофановы, В. Сидельников, А. Лавданский, А. Соколов, Б. Бычевский и многие другие украсили своими работами Казанский собор на Красной площади, Воскресенские ворота, Иверскую часовню, Данилов монастырь, ц. Большого Вознесения, ц. Всех Святых на Кулишках, Благовещенский собор в Тушино, ц. Св. Георгия на Поклонной горе, Андреевский монастырь, Симонов монастырь и т.д.

Никого не оставляют равнодушными высочайший уровень художников – ювелиров М. и С. Лозинских, Г. Давыдова, С. Дымченко и миниатюристов Л. и Н. Чибисовых, Е. Зотовой и т.д.

Невозможно не отметить мастеров – резчиков по дереву, таких как А. Байгуттуев, А. Фехнер, В. Копыл и т.д.

Неизменным успехом пользуются работы наших мастеров золотного и лицевого шитья. Плащаницы и хоругви, иконы, орленицы, воздуха и, конечно, облачения церковнослужителей – прекрасные плоды творчества Е. Александровой, Е. Приходовой, М. Головиной, М. Сущенко и других.

Большой интерес представляют работы художницы Л. Романовой. Ее гобелены: «Оптина пустынь», «Возрождение», «Небесная защита» и другие – украшают интерьеры Данилова монастыря, Почаевской Лавры и т.д.

Наряду с художественной деятельностью наши мастера ведут и большую просветительскую работу, преподают иконопись, иконографию золотное и лицевое шитье в Богословских институтах, православных гимназиях, иконописных и воскресных школах.

На сегодняшний день. Пожалуй, нет ни одной епархии в России и ближнем зарубежье, где бы ни работали наши художники: Сахалин и Почаевская Лавра, Соловецкий монастырь и Иркутская епархия, Оптина пустынь и Казахстан, Коломна и Чебоксары и так далее.

А такие мастера, как Г. и Д. Ларионовы, В. Зволенская, А. Лизоркин, И. Шуршаков, В. Криворотов, Е. Мамиконян, А. Савлюк, И. Кучинин и другие являются настоящими подвижниками, ибо отдали многие годы жизни работе далеко от дома, от семьи. Зачастую они организовывали на местах иконописные школы, проводили семинары, читали лекции по своему ремеслу и иконографии, тем самым оставляя глубокий след в сердцах и душах людей.

Известны наши художники и в дальнем зарубежье – в Америке, в Австралии, в Бельгии, Германии, Японии, Испании, Швейцарии.

В настоящее время, на рубеже двух веков, двух тысячелетий, для каждого человека, как никогда становится актуальным вопрос духовного самоопределения и мы, современные церковные художники рады приложить все свои творческие силы на великое дело служения своему Отечеству и Русской Православной Церкви.


^ Московская иконописная мастерская.


Более восьми лет в Зеленограде работает Московская Иконописная Мастерская. Она стала одним из духовных очагов Русской национальной культуры церковного искусства, зримо продолжив деятельность Московской Иконописной Мастерской Чирикова О.С. начала ХХ века, временно завершившей историю развития Московской школы иконописи. Продолжить прерванную Традицию взяло на себя малое культурно-творческое предприятие “Московская Иконописная Мастерская”, зарегестрированное в Зеленограде 20 ноября 1994 г. В храмах по всей России знакомы с её широкой просветительской деятельностью, ведь Мастерской проведено более 50 выставок современной русской православной иконы. Выставки проводились в пристижных и широко известных экспозиционных залах Москвы, других городов России и за границей. Было выпущено силами благотворителей ряд альбомов, каталогов и буклетов. Иконописцы Московской Иконописной Мастерской развивают и продолжают традиции Строгановских мастеров и царских изографов, т.е. опираются на лучшие достижения Московской иконописи. Мастера пишут по традиционной технологии с использованием только природных материалов (деревянная основа, мел, осетровый клей, паволока – льняная ткань, миниральные пигменты, желток куриного яйца, золото сусальное и творёное). При Мастерской организована Зеленоградская иконописная школа, где обучение ведется бесплатно. В ней прошло обучение более ста художественно одаренных православных христиан. Силами выпускников школы был благотворительно расписан иконостас московского Храма Николы на Береньевке, входящий в единый комплекс Храма Христа Спасителя. Её мастера расписали иконостасы Георгиевской церкви в Бобруйске, в Юрьевом Монастыре в Новгороде, в Свято-Даниловской пустыне, В Покровском Храме в Новгороде, в Свято-Лукьяновой пустыни, А также написали множество икон для различных храмов России.

Иконописцы мастерской и учащиеся школы входят в Православное Братство во имя прп. Андрея Рублёва, ведущее большую общественно-церковную работу по возражению Святой Руси. Братство имеет письменное благословление Патриарха Всея Руси Алексия 11.

Мастерская основана семьёй православных христиан.


Творческий союз иконописцев России
^
Содружество “Завет”


Повсеместно в России и зарубежом, в храмах, жилищах, музеях и частных собраниях находятся иконописные произведения, реставрированные работы и изделия мастеров ювелирного и прикладного искусства – членов Творческого Союза Иконописцев. Коллекционеры – члены Союза, обладают вкупе замечательным собранием современных и старописанных икон, превосходящим собрания известных музеев.

Цель нашего Союза способствовать возрождению и развитию иконотворчества, иконолюбия иконического душевного разумения, восстановлению иконописного наследия, распространению, утверждению духовных и нравственных достижений православного изобразительного искусства в России и за рубежом.

Наш Союз – коллективный член Международного Художественного Фонда. Филиалы и представительства Союза осуществляют свою деятельность во многих регионах России в сотрудничестве с Православной Церковью, издательствами, музеями, культурными и коммерческими учреждениями. В течении года Союз провел четыре выставки иконописи, которые получили самые благоприятные отзыва общественности. Выставочная деятельность Союза снискала благодарность и Благословение Патриарха Алексия II, отмечена почетной грамотой Мэра Москвы, получила высокую оценку специалистов Министерства Культуры и музеев России.

Реставраторами нашего Союза восстановлены сотни иконописных произведений XIV-XX вв. В исцеленном виде они теперь живут в православных храмах, в домах верующих, у собирателей иконописи.

Огромное количество русских икон по сию пору находятся в искалеченном виде и в небрежении. Наша главная задача – восстановление духовного художественного наследия православия и русского народа.

Мы стремимся восстановить подлинный облик поврежденной иконы – тогда возможна будет целостность ее дальнейшего бытия и восприятия.

Многовековая практика реставрации иконописи знает множество концепций, принципов, методов, и каждый из них имеет определенное основание. У нас нет заведомого пристрастия к той или иной концепции. Если любить икону всей душой, она сома сообщит, какой ей возможно и надобно быть по исцелении


^ Иконописная мастерская «Лик»


Мастерская существует более 15 лет. Ее организаторами являются: Криворотов Виктор Алексеевич, монахиня Василисса и Криворотова Луиза Николаевна. Мастерская выполняет иконописные работы как в Москве, так и за ее пределами, а также практикует обучение взрослых и детей.

В современном пробуждении христианства икона должна стать существенным звеном, поскольку она является носителем духа. Возрождение иконы происходит сегодня в двух направлениях. Первое из них представляет собой искусствоведческий подход к иконе. В период религиозных гонений искусствоведение помогло сохранить икону. Но в процессе ее возрождения, напротив. Оно является препядствующим фактором, который подавляет ее дух. С другой стороны, широкий круг современных иконописцев движим принципом товарно-денежного отношения к иконе. На этом пути дух иконы парализуется блеском золота и магией технического мастерства. Истинным же путем возрождения иконы является исихазм. В его основе лежит практика Иисусовой молитвы. Возрождение Иисусовой молитвы задача более сложная, чем иконы. Самым сложным этапом Иисусовой молитвы является воскрешение человеческого духа, который угас в процессе человеческого грехопадения. Таинство воскрешения духа всегда осуществлялось через духоносногго наставника, но в наше время духовники-наставники стали редкостью. В связи с этим Господь сохранил для нас древнюю благодатную икону. Практически возрождение иконы сегодня возможно, если иконописцы и монашество, ориентированное на исихазм, объединят свои усилия.


^ Творческое объединение «Ковчег»


Основано в 1992 г. В него входят художники и архитекторы Москвы, Рязани и Алтайского края. В традициях XIV – XVII веков мастерами создаются резные и писанные иконы, киоты, церковная утварь, иконостасы, ведется проектирование храмов и часовен.

Руководители объединения – Валерий Кривоносов и Владимир Королев.


^ Художественная Мастерская под руководством

Александра Александровича Лавданского


Наша мастерская работает с 1993 г. в ней объединены опытные художники и мастера самых разных специальностей, что позволяет проводить работы по оформлению храмов от проектирования иконостасов до отделочных работ. В мастерской изготавливается также церковная утварь. За время существования мастерской в ней выполнено несколько иконостасов, большое количество икон, окладов и других художественных работ. В Москве работы нашей мастерской можно увидеть в храме Св. Иоанна Богослова (Иоанно-Богословский пер. у Никитских ворот), в храме –Всех Святых на Кушках, в храме Святого Владимира в Старых Садах, в Андреевском монастыре (рядом с новым зданием Академии Наук). Закончены или продолжаются работы в Подмосковье и других регионах России.

______________________________________________________________________________________________________

Иконописцы о себе:

^

Абрамов Алексей Георгиевич



1960 г.р. Профессиональный резчик по дереву, краснодеревщик, реставратор. Окончил художественно-техническое училище по специальности краснодеревщик. Работал в 1985-1986г.г. в ГТГ, в 1987-1988г.г. в Останкино. Принимал участие в восстановлении Данилова монастыря. Выполняет работы по мелкой пластике – иконы, кресты, дарохранительницы, дароносицы, иконостасы и др. работы. Выполняет реставрационные работы повышенной сложности. Провел персональную выставку работ в Русской школе. Является автором ряда статей в церковной и светской прессе.


Акимов Андрей Николаевич


Родился в 1959г. Полиграфический институт 1990 г. Художник – иконописец (допетровская школа).

Главные направления художественной деятельности: иконопись, мозаика, книжная графика.

^

Александрова Елена Петровна




Родилась 30 апреля 1965 года в г. Москве. В 1989 году окончила Свердловский государственный театральный институт. В 1993 году окончила Московский Государственный Лингвистический Университет.


За период с 1993 по 1999 были исполнены работы для храмов Москвы и Московской области (Введенский храм Пресвятой Богородицы в Лефортово, Малый храм Вознесения Господня на Никитской улице, Храм Спаса Нерукотворного в поселке Долгопрудный, храм Косьмы и Дамиана в Шубине), других городов России (Пермь, Церковь Живоначальной Троицы; Серафимо-Дивеевская женская обитель), а также для частных лиц. Принимает участие в выставках, проводимых в России и за рубежом, организованных филиалом музея древнерусского искусства им. Андрея Рублева, музеем-усадьбой Царицыно, фондом славянской письменности и культуры, а также другими московскими организациями.


Алексеев Борис Алексеевич


Родился в Москве в 1952 г. Окончил Московский полиграфический институт. С 1993 г. возглавляет стенописную артель «Радость», созданную при храме преп. Симеона Столпника на Поварской. Является автором проекта росписей храмов Симеона Столпника на Поварской, Живоначальной Троицы в поселке Измайлово и др. Деятельность артели, объединяющей в своих рядах мастеров иконописи, резьбы по дереву, храмового зодчества, основана на традициях древнерусского церковного искусства. Б А Алексеев является инициатором возрождения техники «древнерусская фреска».


Алимов Даниил Вадимович


Родился 10. 08. 1970. г. Москве. Окончил отделение живописи в Московском Художественном училище Памяти 1905г. в1994г. Одновременно с обучением в училище овладел техникой иконописания, занимаясь с А. Т. Алимовой. В марте 1994 вступил в профессионально-творческий союз художников – графиков Международной Федерации художников ЮНЕСКО.

^
Алимова Алла Георгиевна


Родилась 19.2.1942г. в г. Моршанске Тамбовской области. Окончила Абрамцевское художественно-пром. училище (резьба по дереву). Одновременно училась иконописи у схимонахини Иулиании (М.Н.Соколовой) 1960-1964г.г. Училась в МВХПУ (б.Строгановское) 1965-1971г.г. отделение промграфики и дизайна. Работала в области иконописи, росписи по дереву, реставрации древнерусской иконы, портретной миниатюры, пром. графики г. Москвы и Сергиева посада. С 1971-1986г.г. работала по заказам владыки Питирима для отдела ЖМП. Вступила в Международную Федерацию художников при ЮНЕСКО 5.10.92г.


Алонов Юрий Георгиевич


Родился в 1945г. Окончил Московский Архитектурный Институт в 1970г. Работает для церкви с 1983г. Доцент Архитектурной Академии. Член Союза Архитекторов России.


Батанов Игорь Петрович


Родился в 1945г. Окончил Московскую художественную школу при институте им. Сурикова в 1963г. и Художественный факультет ВГИКа в1970г. по специальности художник-постановщик. Работает для церкви с 1971г. Отдает предпочтение иконописной манере Московской школы времени А.Рублева, иконописи 17 века, манере живописца А. Иванова.

Главные направления творческой деятельности: настенная живопись, иконопись, проектирование иконостасов, церковной утвари.

^
Борисова Наталья Викторовна


В 1993 году окончила Московское художественное училище Памяти 1905 года. В1999 году – Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт. Факультет церковных художеств, иконописное отделение.

Мастерская иерея Николая Чернышева.


Буйлин Игорь Александрович.


Родился в 1961г. в г. Ростове-на-Дону. В 1984 г. окончил Механико-математический ф-т МГУ. Работал программистом. В 1989 г. начал писать иконы. Учился иконописи и работал с А. Лавданским, А. Вронским, А. Соколовым.

Участвовал в росписи храмов Великомученика Дмитрия в с. Фоминское Под Костромой, Семь Вселенских Соборов в Даниловском монастыре, в написании иконостасов храмов Всех Святых на Кулишках, Иоанна Богослова на Тверском бульваре. Ряд работ находится в храмах Всех Святых в Красном селе, Илии пророка в с. Ильнское.


Вронский Алексей Сергеевич.


1964 г. р. Образование: Московская худ. школа, училище (Холуй), окончил 1986 г. Исполнил несколько худ. заказов муз. Андрея Рублева. Работал с ведущими иконописцами России: Лавданским, Соколовым, Любарским. Вместе с ними расписали два храма на Зап. Украине, храм в Костромской области, пределы Даниила Московского и Бориса и Глеба в Храме Святых Отцов Данилова монастыря. А также иконостасы в храме Всех Святых на Кулишках, Иоанна Богослова, Великомученика Димитрия в Рузе.

Гаврилина-Кирьянова Дария Евгеньевна


1968г.р. Профессиональный иконописец с 1992 года. Работала в хр. р. свт. Николая в Клениках (на Маросейке), Зосимы и Савватия в Гольянове, в Даниловом монастыре, Храмах Подмосковья и Дальнего Зарубежья.


Галкин Николай Иванович.


1954 г. р. С 1980 Художник – ювелир. Член Профессианально – творческого союза художников России. Работает с различными материалами: костью, деревом, янтарем, металлом. Изготавливает большие и малые иконы, миниатюрные нательные иконы, мощевики, кресты, Серебряное и медное литьё. Работы выполняются в традициях древнерусской пластики с детальной и тщательной проработкой.


Дорожкин Михаил Петрович.


1950 г. р. Рождения в Москве. Иконописец. Владею ремеслом реставрации. Окончил художественное училище памяти р. 1905 г. В1977 г. работал в оформительном деле: иллюстрации, плакат, ст. живописи. Писать православную икону начал в Алексеевских худ. мастерских под учительством Волковой Тамары Яковлевны (1986). Работал в Софринских мастерских. В настоящее время состою членом М. Ф. художников России в Подсекции иконописи. С 82 года писал несколько иконостасов частично или полностью В Подмосковье, Сибири, Украине. Работал и работаю в московских Храмах, В том числе в Иверской часовне у Воскресенских ворот Китай города. Возоможна работа в разных техниках и стилях. Владею ремеслом реставрации икон.

С начала 90-х годов участвовал в выставках церковного искусства в залах Академии Художеств, Манежа, Третьяковки.

Постоянно учусь.
^

Дорофеева Людмила


(икона Тайная Вечеря)


Я работала в книжной графике и иконописью стала заниматься по настоятельному и неоднократному благословению своего мужа, о. Павла Дорофеева. Мне выпало счастье начать работать с серьезными и думающими иконописцами Д. Гарсиа и Е Мамиконяном.

Позднее я перешла работать в мастерскую Ново-Алексеевского монастыря под руководство Екатерины Чирковой, выпускницы Лаврской иконописной школы. Я не могу назвать себя в полной мере ее ученицей, но до глубины души благодарна за то трепетное и бескомпромиссное отношение к иконописи, к иконописной технике, которое воспитывалось в этой мастерской.

Благодаря тем людям, с которыми мне посчастливилось работать, я стала понимать иконопись, иконописный канон не как нечто окаменевшее, а как живой и блистательный язык, общий для всего православного Востока и, которому я, уповая на милость и помощь Божию, надеюсь когда-нибудь научиться.
^

Ефимова Юлия Валерьевна



25 лет. С 1993 студентка Свято-Тихоновского Богословского института, факультета церковных художеств, отделения иконописи. Окончила техникум легкой промышленности по специальности конструирование-моделирование одежды. Занималась рисунком, живописью, композицией


Ефуни Юрий Сергеевич.


Родился в 1973 году, в городе Москве. Окончил Иконописную школу при Московской Духовной Академии (1990-94г), Московскую Духовную Семинарию (1994-97г). Участвовал в росписях храмов преподобного Иоанна Лествичника в Московском Свято-Даниловом Монастыре. В 1994 году работал в иконописной мастерской Свято-Данилова Монастыря. В 1995 году работал в мастерской монастыря Параклиту в Греции, в 1997 году в мастерской монастыря Ставровуни на Кипре. Вёл преподавательскую деятельность. С 1997 года – член Международной Ассоциации Критиков Искусства (AICA) и Международного комитета Историков Искусства (CIHA); участник конференций и семинаров, посвященных проблемам иконописания.

В настоящее время алтарник храма Воскресения Словущего в Даниловской слободе в Москве.

^

Захаренко Сергей



Родился в Москве в 1959 году. Творческая биография началась с детских работ в студиях и кружках, за которыми последовали более целенаправленные занятия рисунком и живописью.В церковь пришел как художник, увлеченный красотой и духовной возвышенностью церковного искусства. С принятием Православного Крещения стремится к осознанию русской культуры через приобщение к церковной жизни.После окончания Московского Государственного Педагогического Университета работает в храмах и монастырях Москвы и Подмосковья.

На писание икон Сергея благословил митрополит Волоколамский и Юрьевский, викарий Московской епархии Питирим.


Ильинская Екатерина Борисовна


Всею душою своею болею за традицию православной иконы. Иконы бумажные вытесняют настоящие, писанные с верой и любовью к Богу традиционно яичной темперой на специально изготовленной доске. На иконку типографскую и деньги не копят, и, когда выцветет, не очень огорчаются - все равно стало людям на какой образ молиться. А, ведь, икона, на которой стерт лик святого, т.е. образ – безобразная, нельзя на нее молиться. Все это говорит только о нашем духовном обнищании. Но я не только верую в живую душу русского православного человека, но и своей жизнью проповедую христианство. Икона – проповедь в красках. Писать надо так, что если увидит человек маловерный, сомневающийся – остолбенеет, задумается, а раз взглянет православный – падет ниц, сраженный удивительной силой явленного Господа. Всякий образ – нерукосотворенный. А мы, иконописцы, лишь свидетельствуем Слово Божие. Только духовным деланием умной молитвы достигается благодать иконописания. Работаю в мастерской вместе со своими сподвижниками и учениками. Если скажу, что пишем мы, как в 15 веке – обману. Хотя мы и используем природные пигменты, минералы, сами приготовляем краски на яичном желтке, хотя опираемся на иконописную традицию расцвета иконописи – т.е. 15 в. – но живем мы в 20 веке, а пишем, как в 21-м! Иконописные образы – живые образы живых святых! Копирование древних икон очень помогает в становлении иконописца, много лет я занимаюсь восстановлением икон, и теперь у нас в мастерской одна комната занята реставрацией, но само написание нового образа, подобно рождению ребенка. Каждый образ неповторим. Над ним работает вся мастерская. Иконописец выполняет свое дело и вкладывает молитву и только ему дарованное духовное откровение. Когда расстаемся со вновь написанной иконой, собирается вся мастерская – каждый образ уникален. Рождение иконы большая радость.
^

Кокая Лия Павловна



1960 г.р., окончила иконописную школу под руководством Болтянского В.Н. в 1992 г. Выполняет работы: шитье, хоругви, золотое шитье, иконопись.


Кочергинская Марина Дмитреевна.


Родилась в г. Москве. Окончила художественное училище. Участвовала в росписях Казанского Храма в Оптиной пустыни, а также в мозаичных работах в храме Преображения в Москве.


^
Кугоев Алексей Алексеевич


1957 г.р. Окончил МВХПУ (б. Строгановское). Профессиональный иконописец. Работал в Тамбове, на Валааме - иконостас Предтеченского скита;В московских храмах:Троицы в Хорошеве; Троицы в Листах, В Андреевском монастыре, В Новоспасском монастыре и др. Делал стенопись в технике фрески по сырой и сухой штукатурке в подмосковных храмах, Даниловом монастыре, в Храме Вознесения.

В настоящее время делаю работу для Марфо-Мариинской обители.
^

Лазарева Дария Владимировна




Г. р. 1973. Пишет иконы с 1973 г. Училась в Московской школе Иконописи частным образом. Работала в храмах: Св. Троицы в листах, св. Иоанна предтечи в Дьяково. В настоящее время работает совместно с мужем А. Кугоевым, выполняет частные заказы.




Лякин Александр Алексеевич.


1960 г. р. С1981 года профессиональный иконописец.

^

Мазаева Ирина Александровна



1957 г.р. Ученица Ирины Васильевны Ватагиной, профессиональный художник- реставратор, иконописец с 1988г. Участвовала в работе над иконостасом Троицы в Листах, над иконостасом св. Параскевы Пятницы в Ярославле на Туговой горе (реставрация) и пр.

Мастеркова Елена.


Родилась в Москве. Заканчивает монументальное отделение Свято-Тихоновского Богословского Института. Работает в технике монументальной и миниатюрной мозаики, энкаустики. Принимала участие в мозаичных работах в храме Преображения Господня в г. Москве. Участвовала в выставках в г. Москве и на Мальте.


Мелкозеров Сергей Аркадьевич


Родился в1950г. Окончил Училище 1905 года. Иконописец. Работает для церкви с 1973г. Главные направления творческой деятельности: иконопись и настенная роспись.


Осипова Зоя Борисовна


Родилась в 1945 г. Окончила Архитектурный институт в 1970г. Работает для церкви с 1984г. В ООО «ЛАРГОС» – с 1996 года. Член Союза Архитекторов России. Член Международного Художественного фонда.


Проферансова Мария Федоровна.


1951 г. р.Ювелирное и эмальерное искусство. С1985 года работа на церковь. Эмаль: миниатюра, мелкая пластика, именные образки, медальоны. Проект ювелирных изделий: В оружейной палате, Музей Франции, Америки, в церкви России.


Родюкова Елена.


Родилась в Москве. С 1997 г. член Международной Федерации художников. Принимала участие в мозаичных работах:1993 – 1998 гг. в Храме Преображения (г. Тушино), 1997 г. в Храме Знамения (г. Красногорск).


Самсонова Наталья Егоровна


Родилась в г. Уфе в 1967г. В 1983г. окончила художественную школу, В1989г. – художественный факультет Уфимского педагогического института. Принимала участие в художественных выставках. Работала в музее им. М.В.Нестерова. Преподавала в Уфимском институте искусств, детской художественной школе и школе искусств уфимского Епархиального управления. Пишет иконы с 1992г. С 1998 г. живет и работает в г. Чехове Московской обл. и учится в иконописной школе Российского Православного Университета.


^ Симоненко Виктор Дмитриевич

Художник-иконописец из Санкт-Петербурга. В 1979 г. закончил ЛВХПУ им.В.И. Мухиной. Член Союза Художников. Двадцать лет занимается реставрацией икон, иконописью.

Последние десять лет изучал и восстанавливал забытый промысел – футляры для Пасхальных яиц. По существу эти яйца-футляры являются скульптурой, поскольку художник сам вырубяет их топором из дерева. Последующий процесс полностью повторяет старинную технологию: покрытие левкасом, золочение, роскрышь, письмо, лак, полировка. Главной особенностью футляра является то. что он предназначался для конкретного человека. Поэтому на одной стороне изображался тезоименитый святой (святая), а на другой – сюжет Воскресения Христова. Получая в дар такой футляр, с вложенным в него освященным в храме куриным яйцом, человек разговлялся после поста и, глядя на изображение своего святого, понимал, что его помнят, любят и почитают. Разумеется, это были дорогие подарки и их могли позволить заказывать мастерам только состоятельные люди. Но футляры такие преподносились не только на Пасху, но дарились и на День Ангела, на День Рождения, но Рождество Христово. И в них вкладывались уже не яйца, а различные подарки-сюрпризы. На таких футлярах писались уже самые разнообразные сюжеты: избранные святые, красивые храмы, букеты цветов и т.д.

(Фото Ванина Виталия Юрьевича)


^ Сущенко Марина Владимировна

Родилась в Москве. Окончила московское музыкльное училище им. Ипполитова-Иванова по специальности фортепиано, затем московский государственный университет им. Ломоносова по специальности философия. Занималась научно-исследовательской работой в области проблем культуры и искусства. Более 10 лет изучала традиции и опыт древнерусского лицевого шитья. Член иконописной секции Международной федерации художников ЮНЕСКО. С 1990 года постоянно участвует в выставках современной иконописи.

Основной материал – ткань, шелковая нить, пряденые серебряные и золотые нити. Техника – древнерусская гладь «в раскол», шитье металлическими нитями «в приклеп». В работах представлены традиции различных этапов развития древнерусского шитья, начиная с 2живописного» стиля XV века.

Представленная здесь работа выполнена в стиле так называемого “строгоновского” шитья, демонстрирующего эффектные технические приемы использования металлической нити.


Тимаков Евгений Георгиевич


Родился в 1939 г. Окончил Школу-Студию МХАТ (ВУЗ), постановочное отделение. По специальности художник-технолог. Собственная мастерская. Работает для церкви с 1960г. Член международного художественного фонда.

Главные направления творческой деятельности: Реставрация иконостасов, проектирование и создание (строительство) новых иконостасов, создание церковной утвари – киоты, алтари, кануны, настенная живопись.

Владеет следующими специальностями: рисовальщик, живописец, конструктор, лепщик, резчик по дереву и левкасу, позолотчик.

^

Тодорова Мария Ариаловна




Родилась в 1974г. Училась в худ. школе на Белорусской. Окончила Театрально-художественное училище, художественно-костюмерное отделение. Сейчас студентка Свято-Тихоновского Богословского института 6 курса факультета церковных художеств, отделения иконописи. Участвовала в работе над деисусным чином для институтского храма Св. Троицы в Вишняках. Дипломная работа – икона Собор Крымских Святых. Специализируется по работам в миниатюрной технике, а также занимается церковной книжной иллюстрацией и древнерусскими шрифтами.




^

Чернышева Екатерина Владимировна



24 года. Окончила художественную школу № 1, училась в училище памяти 1905 г. на реставрационном отделении. В1993 поступила в Православный Свято-Тихоновский Богословский институт на отделение иконописи факультета церковных художеств. Участвовала в работе над деисусным чином для храма Св. Троицы в Вишняках. Икона Апостол Андрей Первозванный. Учебу в институте закончила в 1999 году. Тема дипломной работы – трех фигурный поясной деисус. Сейчас работает в мастерской иерея Николая Чернышева.

Яковлев Валентин Ричардович



Знаменщик иконописной дружины Лотос, председатель Творческого Союза Иконописцев. Работы во многих храмах и собраниях иконопочитателей России, в церкви Живоначальной Троицы подворья Троице-Сергиевой Лавры в г. Москве.