bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 3
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие человека трудно переоценить. Игра органически при­суща любому возрасту и при умелом руководстве со стороны специалиста - квалифицированного аниматора - способна тво­рить чудеса. Она помогает аниматору сплотить группу, вклю­чить в активную деятельность замкнутых и застенчивых тури­стов, работать как со взрослыми, так и с детьми.

Существуют разные игры: подвижные, сюжетные, музыкаль­ные, дидактические, познавательные и др. Все они нужны и по-своему полезны, но особое место среди них занимают под­вижные игры, характерной чертой которых является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их примене­ния в различных игровых ситуациях, что создает возможности для проявления инициативы и творчества. Играя, человек испы­тывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимого для достижения успеха.

Важное значение игровой деятельности в туризме состоит в активном приобщении туристов посредством игры к участию в творческом процессе, а также в снятии психологического на­пряжения, раскрепощении скрытых резервных сил и выявлении интеллектуальных возможностей личности.

Процесс развития различных форм игровой деятельности в туризме сложен, многогранен и зависит от влияния объектив­ных и субъективных факторов. Поэтому отдельные параграфы в учебно-методическом пособии посвящены характеристике основных функций игры, художественным принципам модели­рования зрелищно-игровых и конкурсных программ, сценарно-режиссерским основам технологии игровой деятельности.


^ 1. ИГРА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ


1.1. Определение и структура игры

Понятия «игра», «играть» отражают тайные, скрытые цели, интриги людей (игры политические, парламентские, номенкла­турные). Лексический потенциал этих понятий и их производ­ных огромен: играючи (без усилий), игривый (веселый, шалов­ливый), игрушка (вещь для развлечения и одновременно по­слушное орудие чужой воли), игристый (напиток). Мы гово­рим - игра слов, чувств, страстей. Мы говорим - играть, подра­зумевая такие понятия, как резвиться, забавляться, проводить время в отдыхе, развлечениях, досуге. Вместе с тем играть - это исполнять роль в спектакле, какое-либо музыкальное произве­дение, состязаться в конкурсе, соревновании, делать ход в шах­матах. И уж совсем, казалось бы, парадоксальное: играть — рис­ковать жизнью; играть - использовать чувства другого, пренеб­регать самолюбием человека, заниматься чем-то несерьезным, притворяться, проявляться, занимать место и т. д.

Слова игра, играть в русском языке чрезвычайно многооб­разны, употребляются и в значении развлечения, и в переносном значении (игра с огнем), и в значении чего-то необычного (игра природы) или случайного (игра судьбы). Слово играть употреб­ляется в значении притворства (играть комедию) или раздра­жающего действия (играть на нервах); занимать какое-либо по­ложение (играть руководящую роль); обращаться с чем-либо легкомысленно (играть с огнем, играть с людьми); проявляться в особом блеске (солнце играет на воде, волна играет). Хотя в толковых словарях и различают прямое (основное) и перенос­ное значения этих слов, их различие не представляется доста­точно ясным.

^ Игра — понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами, прогнозирующими процессы, обусловленные мно­гими факторами. Игра включена в экономические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию и т. п. Наука считает игру основой драматургии, зрелищ, празднеств, карнавалов. Дли­тельно применявшиеся организационные, популяционные, даже теологические системные объяснительные модели в данное время заменяются игровыми.

^ В древнегреческом языке было три понятия игры: пэдия (собственно детская игра), атиро (игра-забава, пустяк, пустое развлечение), агон (поединок, состязание, соревнование). В сан­скрите - пять значений игры: игра детей; игра-представление; игры-шутки, фокусы; игра как ряд случайных необъяснимых совпадений; игра как притворство.

«Русский энциклопедический словарь» (1877) относит к иг­рам хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов, кон­ские ристалища и даже демонстрацию зверей в цирке.

Связанная с трудом игра, однако, никак не ограничена про­изводственно-техническим содержанием трудовой деятельности и не сводима к подражанию производственно-техническим опе­рациям. Существенным в труде является его общественная сущ­ность, специфический характер трудовой деятельности, которая вместо того чтобы просто приспособляться к природе (как жиз­недеятельность животных), изменяет ее. Игра связана с практи­кой, воздействием на мир. Игра человека - порождение деятель­ности, посредством которой он преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, ото­бражая действительность, ее преображать. Впервые появляясь в игре, эта человеческая способность в игре впервые и формиру­ется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное центральное и самое общее значение игры.

В обыденном сознании людей игра остается легковерной заба­вой, развлечением, делом не очень важным и не очень серьезным.

В общественной практике и науке последних лет понятие иг­ры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни и культуры, принимается как общенаучная, серь­езная категория.

В науке сложились разнообразные трактовки детской игры: как универсального понятия игры и игры как специфического социально-культурного явления. Но и первая, и вторая трактов­ки понимают ее как активно-преобразовательную деятельность, которая открывает большие возможности исследовать воспита­тельный потенциал игры.

^ Для понимания сущности игры важно различать субъектив­ное и объективное значения. Субъективное значение игры опре­деляется ее мотивом, непосредственным побуждением к игре, которым является получение удовольствия в самом процессе игровой деятельности. Игра содействует формированию физи­ческих и духовных способностей человека, его познавательной деятельности, воображения, воли, властвования собой.

Игра - это школа общения, действенное средство нравствен­ного воспитания, модель взрослой жизни, когда происходит не только знакомство с различными профессиями, но и учеба ценить труд, ощущать гордость быть тружеником.

Игра - это особая модель поведения, которая помогает адап­тироваться личности как в кругу семьи (отдельно взятой ячейке общества), так и в окружающем ее социуме.

Игра - это неотъемлемая часть жизни, которая компенсирует все ограничения и запреты, становясь ее крепким фундаментом. Она воспроизводит стабильное инновационное в жизненной практике и значит является деятельностью, в которой стабиль­ное отражают именно правила и условности игры - в них зало­жены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития личности. Иннова­ционное идет от иррациональной установки игры, которая спо­собствует тому, чтобы играющий верил (или не верил) во все, что происходит в сюжете игры, и выходил в своих фантазиях за ее рамки. Эти противоречия и сохраняют целостность фено­мена игры.

Игра - непринужденная деятельность в воображаемой ситуа­ции по определенным правилам. И если субъективная цель, ее мотив находятся в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, то объективное значение игровой деятельности заключается в формировании и тренировке физических и духов­ных способностей, необходимых для осуществления других видов деятельности и жизни личности в обществе.


^ Структуру игры составляют сюжет, содержание и мо­тивы.


Сюжет игры - это непосредственное действие, воспроизво­дящее в игре житейские отношения или почерпнутое из прочи­танной (прослушанной) сказки.

Содержание игры - это то, что возводится ребенком в каче­стве центрального характерного момента деятельности и отно­шений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни, взаимоотношения во «взрослом» мире. Благодаря этому и реа­лизуется основная функция игры - подготовка к серьезной, дей­ствительной жизни.

Мотивы игровой деятельности отражают более непосред­ственное отношение личности к окружающему. Значимость тех или иных ее сторон переживается в игровой деятельности на основании более непосредственного отношения к ее собствен­ному внутреннему содержанию. В игровой деятельности людей отпадает возможное в их практической деятельности расхожде­ние между мотивом и прямой целью действия субъекта. В игре совершаются действия, цели которых значимы для индивида по их внутреннему содержанию. В этом основная особенность иг­ровой деятельности и в этом ее основное очарование.

^ 1.2. Основные функции игры

Игра является средством развлечения людей, их общения, отдыха. В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, становится действенным средством умственного и физического развития, нравственного и эстетического воспи­тания. С помощью игры познается мир, воспитывается творче­ская инициатива, пробуждается любознательность, активизиру­ется мышление.

^ Главное назначение игры - развитие человека, ориента­ция его на творческое, экспериментальное поведение. Игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хоро­ший эмоциональный заряд бодрости и т. д. Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их объединяет главная цель - развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке.

К основным функциям игры относятся:

  • коммуникативная - обладающая экспансивным влияни­ем. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зри­телей, организаторов), т. е. устанавливает эмоциональные кон­такты;

  • деятельностная - выявляющая взаимодействие людей
    друг с другом и окружающим миром;

  • компенсаторная - восстанавливающая энергию, жизнен­
    ное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;

  • воспитательная - организующая деятельность человека.
    Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;

  • педагогическая, дидактическая - развивающая умения
    и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);

  • прогнозирующая - предсказывающая, экспериментирующая;

  • моделирующая - связывающая действительность с нереальным;

  • развлекательная - создающая благоприятную атмосферу,
    превращающая научное мероприятие в увлекательное приклю­чение;

  • релаксационная - снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;

  • психотехническая - перестраивающая психику игрока для
    усвоения больших объемов информации;

  • развивающая - корректирующая проявления личности
    в игровых моделях жизненных ситуаций.

В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, играющие включаются в практиче­скую деятельность, развиваются физически; с другой - получа­ют моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятель­ности, углубляют познания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Игра вводит человека в общение с окружающими людьми и природой, способствует приобретению знаний, развитию ак­тивности, фантазии, нестандартного мышления. Широко ис­пользуются игры ролевые, дидактические, сюжетные, подвиж­ные, географические, литературные, математические, познава­тельные, шуточные и музыкальные. Подчинение правилам иг­ры воспитывает организованность, умение управлять своими чувствами, эмоциями, способствует проявлению волевых усилий.

Широта кругозора человека, его творческая активность, эмо­циональный настрой имеют большое значение в проведении деловых игр, в процессе которых проявляются индивидуальные особенности, вырабатывается интуиция, происходит раскрепо­щение, преодолевается психологический барьер, активизируется память.


^ 1.3. Игра как фактор развития и воспитания творческой личности

История свидетельствует о древнем происхождении игр. Они являются средством развлечения, общения, отдыха. В игре че­ловек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, поэтому является также средством воспитания, обучения, фор­мирования мироощущения человека.

Игра в качестве средства общения особо ценна: человек зам­кнутый в игре чувствует себя свободно, а импульсивный, под­чиняясь логике игры, ведет себя сдержаннее; между незнако­мыми людьми налаживаются дружеские отношения.

Каждая игра обладает набором правил, которые предусмат­ривают получение игроком выигрыша или проигрыш. Каждый игрок стремится выиграть.

Характерная особенность игр - постоянство их правил. Большинство правил веками не изменяется (например, правила игры в лото, шахматы, городки и др.). Популярность некоторых игр со временем уменьшается. Однако техническое переосна­щение игр придает им новый импульс. Так, в популярных ком­пьютерных играх числятся игры-перевоплощения, классические настольные игры, интеллектуальные карточные игры.

Единая и исчерпывающая классификация игр отсутствует. Определение факторов игровой деятельности человека имеет не только познавательную, но и практическую направленность, обеспечивая в дальнейшем возможность создания новых игр с ожидаемыми последствиями.

Следует анализировать не только сам процесс игры, но и пе­риод жизни человека, предшествующий игре. Важны периоды формирования личности игрока, мотивации игры, принятия ре­шения об игре, непосредственной игры. На протяжении различ­ных периодов жизни человек взаимодействует с окружающей средой. Под влиянием среды формируются установки личности, оцениваются возможности удовлетворения потребностей и воз­действия человека на игровую среду. Окружающая среда в соче­тании с особым внутренним миром человека детерминирует его поведение как участника игры. Изучение периода жизни игро­ка, предшествующего игре, поможет раскрыть происхождение и развитие его игрового поведения.

Существуют игры-упражнения, главное назначение кото­рых - воспроизведение предметных действий, и ролевые игры, в которых на первый план выдвигается воспроизведение обще­ственных отношений и трудовых функций. Игра является хоро­шим методом обучения и воспитания. Она социальна по своему происхождению, своей природе и именно поэтому она социаль­на по своему содержанию. С помощью игры не только познается окружающий мир, но и воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, формируется чувство ритма, » вырабатывается пластичность, активизируется мышление. Бла­годаря игре люди легко вовлекаются в различные действия, учатся взаимодействовать с окружающими.

Игры оказывают большое влияние на интеллектуальное, эс­тетическое, духовное, нравственное развитие человека. Они учат соотносить свою позицию с позициями других игроков и доставляют радость творчества, победы.

Менеджеру туризма, организующему досуг, необходимо знать все разновидности игр: спортивные, интеллектуальные, народные. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живет уважение к прошлому и вера в будущее.

Игра имеет определенные задачи, решение которых требует необходимых знаний и умений. Для подвижных игр с правила­ми оформление игровой задачи имеет важное значение. Во мно­гих из них игровая задача оформляется в виде ролей.

Разнообразные дидактические и подвижные игры способст­вуют уточнению восприятия отдельных качеств вещей, разви­тию наблюдательности, формированию обобщений и других сторон интеллектуальной деятельности, совершенствованию координации движений, а также развитию быстроты, силы, мет­кости, ловкости.

Почти все эти игры, поскольку они являются коллективными и требуют выполнения определенных правил поведения, имеют существенное значение для воспитания воли, умения подчинять свои действия общей задаче.

Техника многих игр отрабатывалась столетиями, достигая своего художественного совершенства, поэтому установить ав­торство многих из них невозможно.

Моделей игры не так-то уж много, а вот разновидностей забав великое множество. Вся педагогическая мудрость игры -в ее простых или чуть усложненных (заданных) правилах, в обычном ее описании. Взяв игру как заготовку, менеджер-ани­матор продумывает сам, какому возрасту детей она подходит, усложняет или облегчает правила и технологию той или иной игровой миниатюры. Таким образом, игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости. Игры могут с успехом применяться при органи­зации детского, подросткового, молодежного и семейного досу­га на туристских объектах, маршрутах.

Игру необходимо рассматривать как явление культуры, про­цесс творческой деятельности личности с целью самореализа­ции. Являясь сокровищницей человеческой культуры, они отра­жают все области материального и духовного творчества людей. Изучением игр занимались и занимаются многие отрасли зна­ний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.

В литературе рассматриваются: роль игры, ее распростране­ние, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности, функции и предназначение игр и т. д. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считают игру весьма полезной для воспитания. Напри­мер, в игровой деятельности туриста объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, туристы практически включаются в трудовые действия, развиваются физически, при­выкают самостоятельно действовать, с другой - получают мо­ральное и эстетическое удовлетворение от игры, углубляют по­знания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всесто­роннюю физическую подготовленность (через непосредствен­ное овладение основами движения и сложных действий в изме­няющихся условиях коллективной деятельности), совершенство­вание функций организма, черт характера играющих туристов.

Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель - выполнение какой-либо конечной задачи игры, т. е. полу­чение результата.

Понятие «игра» включает множество различных форм игро­вого фольклора, каждая из которых в конечном счете способст­вует всестороннему развитию туристов: физическому, психоло­гическому, интеллектуальному. Подвижная народная игра явля­ется той разновидностью игрового фольклора, преимуществен­ная ориентация которой заключается в активизации двигатель­ной деятельности.

Первоначально игра отображала только трудовые или быто­вые действия. Постепенно это понятие расширялось и в него вкладывалось уже более широкое содержание. Если в историческом плане подвижная игра представляет собой подражание выполнению какого-либо трудового, бытового или военного действия, то в настоящее время такое действие не всегда осозна­ется играющими. Дети, например, выбирают игру сообразно опыту взрослых, но это не исключает, а предполагает, что в нее постоянно вносится творчество самих играющих, их небольшой, но все же определенный жизненный опыт. Вместе с тем проис­ходит постепенное абстрагирование, частично связанное с со­стязательным характером, стремлением проявить превосходство в тех или иных двигательных действиях, физических качествах и т. д. Именно поэтому состязательный характер подвижных игр способствовал тому, что определенная часть их легла в основу формирования спортивных игр. Развивающийся спорт также оказывал влияние на народные игры.

Любая народная игра, попадая в иную среду, в зависимости от условия бытования либо получает дальнейшее развитие, либо трансформируется в новый вариант с сохранением основного сюжета. Принадлежность игры к тому или иному этнографиче­скому району или региону следует определять по наибольшей полноте сохранения первоначальной игровой канвы. В одних случаях игра сохранилась более полно, в других - частично, в третьих изменилась настолько, что лишь пристальное изуче­ние сюжета может дать ключ к отысканию некоторых сторон истоков. Встречаются нетипичные игры, часть которых со вре­менем адаптировалась к местным условиям.

Поскольку подвижные игры рассматриваются с точки зрения средств физического воспитания, то интересна и эволюция из­менения характера и содержания их в возрастном аспекте.

Анализ формы и содержания народных подвижных игр пока­зывает диалектику тесной взаимосвязи ее национальной и ин­тернациональной сторон. Национальная форма подвижных игр выражается в том, что она по своему происхождению и разви­тию является характерной для конкретной нации, определена общественно-историческим ее развитием, своеобразием быта, особенностью психического склада и т. д. Получив распростра­нение за пределами своей страны (несмотря на то, что для дан­ной нации эта игра продолжает оставаться национальной), она становится международной.

В культурно-историческом развитии любого народа игра яв­ляется важным фактором воспитания в процессе первоначаль­ной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежат особенности взаимоотношения с окружающей средой. Игра вводит человека в жизнь, в общение с окружающими людьми, природой, способствует приобретению знаний, трудовых навы­ков, совершенствованию двигательной деятельности, активно­сти, мышления, развития фантазии.

В условиях современной цивилизации в связи с резким сни­жением двигательной активности человека возрастает роль сис­тематических занятий физическими упражнениями, подвижны­ми играми, что способствует формированию двигательных на­выков, развитию и совершенствованию жизненно важных физи­ческих, умственных и морально-волевых качеств.

Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Правильный выбор игр и руководство ими приобретают решающее значение в воспитании у занимающихся чувства коллективизма, активно­сти, инициативы, сознательной дисциплинированности, настой­чивости в достижении поставленной цели, смелости.

Широта воспитательного воздействия народных подвижных игр предъявляет и определенные методические требования к их проведению. Наиболее общим из них является требование соот­ветствия: а) игры - образу жизни людей, их психическому скла­ду, уровню культуры, традициям; б) сложности сюжета и содер­жания - уровню развития, знаний, умений, навыков и физиче­ских качеств занимающихся, их возрасту, а также задачам вос­питания, образования, развития и, наконец, условиям, способст­вующим успешному осуществлению педагогического процесса.

Разнообразие двигательных действий в народных подвижных играх содействует нормальному физическому развитию, укреп­лению здоровья играющих. Необходимы углубленное изучение и научное описание всего богатства народных подвижных игр и вековых традиций их использования, внедрение особенно ценных народных подвижных игр в современную физкультурно-спортивную работу.

Правильное использование этого наследия в современной жизни людей содействует физическому и духовному воспита­нию подрастающего поколения, а в конечном итоге - сближе­нию и взаимообогащению национальных культур.

Игра занимает важнейшее место в жизни туристов. В практи­ке туристских предприятий широко используются игры роле­вые, дидактические, народные, подвижные, игры с пением, гео­графические, литературные, интеллектуальные игры, познава­тельные, шуточные, музыкальные, сюжетные и массовые.


С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных игр наиболее целесообразных в воспи­тательном отношении. В процессе длительной практики опреде­лилось их содержание, были сформулированы правила. Созда­вались и новые игры, преследующие педагогические цели.

Наряду с творческими играми, возникающими в самостоя­тельной двигательной деятельности, выделялись так называе­мые организованные, подвижные игры с готовым зафиксиро­ванным содержанием и определенными правилами. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требова­ниями, заданной ролью и правилами. В других - сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регу­лируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих - сюжет, дейст­вия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

При отборе игр, способствующих физическому воспитанию, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимаются прежде всего сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее игровые действия, образовательную и воспита­тельную значимость. От содержания зависят и своеобразие ор­ганизации, и характер выполнения двигательных заданий.


Вопросы для самопроверки:

  1. В чем заключается суть игры человека?

  2. Какое значение имеют мотивы игровой деятельности?

  3. Как игра помогает адаптироваться личности в кругу семьи
    и в обществе?

  4. Какие основные функции выполняет игра?

  5. Каким образом игра содействует формированию физиче­ских и духовных способностей человека?

  6. В чем проявляется воспитательное значение народных
    подвижных игр?

^ 1. ИГРА, ЕЕ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ


1.1. Определение и структура игры

Понятия «игра», «играть» отражают тайные, скрытые цели, интриги людей (игры политические, парламентские, номенкла­турные). Лексический потенциал этих понятий и их производ­ных огромен: играючи (без усилий), игривый (веселый, шалов­ливый), игрушка (вещь для развлечения и одновременно по­слушное орудие чужой воли), игристый (напиток). Мы гово­рим - игра слов, чувств, страстей. Мы говорим - играть, подра­зумевая такие понятия, как резвиться, забавляться, проводить время в отдыхе, развлечениях, досуге. Вместе с тем играть - это исполнять роль в спектакле, какое-либо музыкальное произве­дение, состязаться в конкурсе, соревновании, делать ход в шах­матах. И уж совсем, казалось бы, парадоксальное: играть — рис­ковать жизнью; играть - использовать чувства другого, пренеб­регать самолюбием человека, заниматься чем-то несерьезным, притворяться, проявляться, занимать место и т. д.

Слова игра, играть в русском языке чрезвычайно многооб­разны, употребляются и в значении развлечения, и в переносном значении (игра с огнем), и в значении чего-то необычного (игра природы) или случайного (игра судьбы). Слово играть употреб­ляется в значении притворства (играть комедию) или раздра­жающего действия (играть на нервах); занимать какое-либо по­ложение (играть руководящую роль); обращаться с чем-либо легкомысленно (играть с огнем, играть с людьми); проявляться в особом блеске (солнце играет на воде, волна играет). Хотя в толковых словарях и различают прямое (основное) и перенос­ное значения этих слов, их различие не представляется доста­точно ясным.

^ Игра — понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами, прогнозирующими процессы, обусловленные мно­гими факторами. Игра включена в экономические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию и т. п. Наука считает игру основой драматургии, зрелищ, празднеств, карнавалов. Дли­тельно применявшиеся организационные, популяционные, даже теологические системные объяснительные модели в данное время заменяются игровыми.

^ В древнегреческом языке было три понятия игры: пэдия (собственно детская игра), атиро (игра-забава, пустяк, пустое развлечение), агон (поединок, состязание, соревнование). В сан­скрите - пять значений игры: игра детей; игра-представление; игры-шутки, фокусы; игра как ряд случайных необъяснимых совпадений; игра как притворство.

«Русский энциклопедический словарь» (1877) относит к иг­рам хороводы, спортивные состязания, бои гладиаторов, кон­ские ристалища и даже демонстрацию зверей в цирке.

Связанная с трудом игра, однако, никак не ограничена про­изводственно-техническим содержанием трудовой деятельности и не сводима к подражанию производственно-техническим опе­рациям. Существенным в труде является его общественная сущ­ность, специфический характер трудовой деятельности, которая вместо того чтобы просто приспособляться к природе (как жиз­недеятельность животных), изменяет ее. Игра связана с практи­кой, воздействием на мир. Игра человека - порождение деятель­ности, посредством которой он преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, ото­бражая действительность, ее преображать. Впервые появляясь в игре, эта человеческая способность в игре впервые и формиру­ется. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир - в этом основное центральное и самое общее значение игры.

В обыденном сознании людей игра остается легковерной заба­вой, развлечением, делом не очень важным и не очень серьезным.

В общественной практике и науке последних лет понятие иг­ры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни и культуры, принимается как общенаучная, серь­езная категория.

В науке сложились разнообразные трактовки детской игры: как универсального понятия игры и игры как специфического социально-культурного явления. Но и первая, и вторая трактов­ки понимают ее как активно-преобразовательную деятельность, которая открывает большие возможности исследовать воспита­тельный потенциал игры.

^ Для понимания сущности игры важно различать субъектив­ное и объективное значения. Субъективное значение игры опре­деляется ее мотивом, непосредственным побуждением к игре, которым является получение удовольствия в самом процессе игровой деятельности. Игра содействует формированию физи­ческих и духовных способностей человека, его познавательной деятельности, воображения, воли, властвования собой.

Игра - это школа общения, действенное средство нравствен­ного воспитания, модель взрослой жизни, когда происходит не только знакомство с различными профессиями, но и учеба ценить труд, ощущать гордость быть тружеником.

Игра - это особая модель поведения, которая помогает адап­тироваться личности как в кругу семьи (отдельно взятой ячейке общества), так и в окружающем ее социуме.

Игра - это неотъемлемая часть жизни, которая компенсирует все ограничения и запреты, становясь ее крепким фундаментом. Она воспроизводит стабильное инновационное в жизненной практике и значит является деятельностью, в которой стабиль­ное отражают именно правила и условности игры - в них зало­жены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития личности. Иннова­ционное идет от иррациональной установки игры, которая спо­собствует тому, чтобы играющий верил (или не верил) во все, что происходит в сюжете игры, и выходил в своих фантазиях за ее рамки. Эти противоречия и сохраняют целостность фено­мена игры.

Игра - непринужденная деятельность в воображаемой ситуа­ции по определенным правилам. И если субъективная цель, ее мотив находятся в самом процессе деятельности, доставляющем удовольствие, то объективное значение игровой деятельности заключается в формировании и тренировке физических и духов­ных способностей, необходимых для осуществления других видов деятельности и жизни личности в обществе.



следующая страница >>