bigpo.ru
добавить свой файл
1
Е. ФИМИОГЛИ,

аспирант Международной академии предпринимательства

ПРИНЦИПЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

В юридической литературе по проблемам выборов термин «принцип» используется в нескольких сочетаниях, например: «принципы избирательного права», «принципы избирательной системы», «принципы выборов», «принципы организации и проведения выборов», «принципы избирательных прав». По поводу перечня принципов и их классификации среди ученых также нет единства мнений, эта проблема находится в стадии становления и разработки.

Например, А.С. Автономов использует наиболее распространенное понятие «принципы избирательного права», не приводя, однако, определения этого понятия. По мнению ученого, к принципам избирательного права в современных условиях при определенных различиях в их законодательном регулировании в разных странах можно отнести всеобщность, равенство избирательного права, непосредственность или опосредованность (прямые или непрямые выборы), тайна голосования. По словам ученого, в последнее время все большее число сторонников приобретает идея включения в этот список принципа периодичности проведения выборов1.

А.А. Вешняков и В.И. Лысенко рассматривают «универсальные принципы субъективного избирательного права — условия, соблюдение которых придает выборам действительно свободный и демократический характер и делает их результаты легитимными. Серьезные отступления от этих принципов или их нарушение приводят к подрыву доверия к выборам и результатам голосования». Рассматриваются принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права, тайного голосования, принцип добровольного и свободного участия в выборах2.

Одна из наиболее развитых классификаций принципов избирательного права предложена С.Д. Князевым. Под принципами российского избирательного права как объективного правового феномена, по мнению ученого, следует понимать основополагающие начала (идеи), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия и определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, гарантий, процедур и технологий, обеспечивающих императивное, внутренне сбалансированное и нефальсифицированное проведение различных видов выборов в Российской Федерации.

С.Д. Князев делит принципы, основываясь на их целевом предназначении в механизме правового регулирования избирательных отношений, на две группы: принципы организации и проведения выборов (обязательность, периодичность, свобода, альтернативность выборов, допустимость различных избирательных систем, независимость органов, осуществляющих организацию и проведение выборов, и принципы участия российских граждан в выборах (всеобщее, равное, прямое избирательное право, тайное голосование, добровольность участия в выборах)3.

По мнению Ю.А. Дмитриева и В.Б. Исраеляна, принципы избирательного права очерчивают исходные параметры, в рамках которых складывается механизм правового регулирования электоральных отношений, и одновременно выступают в качестве своеобразного вектора, определяющего направление развития данной подотрасли права. Под принципами избирательного права как объективного правового феномена следует понимать основополагающие начала (идеи), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия и определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, гарантий, процедур и технологий, обеспечивающих императивное, внутренне сбалансированное и нефальсифицированное проведение различных видов выборов в Российской Федерации, реализацию и защиту электоральных прав российских граждан.

В вопросе классификации избирательных принципов указанные авторы полностью солидарны с С.Д. Князевым, иными словами, они подразделяют все принципы на принципы организации и проведения выборов и принципы участия российских граждан в выборах4.

В работе Д.Б. Каткова и Е.В. Корчиго принципы избирательного права наиболее тщательно детализированы. По мнению авторов, принципы избирательного права — это его основополагающие нормы, в которых в концентрированном виде выражается демократическое содержание избирательного права. Принципы представляют собой исходные правовые предписания, в соответствии с которыми строится правовое регулирование избирательных отношений на всех его стадиях — от правотворчества в сфере избирательного права до реализации избирательно-правовых норм. Оценка и толкование избирательно-правовых норм, их содержания и механизма действия должны осуществляться через призму принципов избирательного права.

По мнению ученых, при классификации принципов избирательного права целесообразно исходить из природы избирательного права как сложной материально-процессуальной структуры. Данное обстоятельство позволяет разделить принципы избирательного права на материально-правовые (принципы материального избирательного права) и процессуально-правовые принципы (принципы избирательного процесса). Материально-правовые принципы, по словам ученых, первичны, они составляют костяк всего правового регулирования отношений в сфере выборов, а процессуально-правовые принципы производны от материально-правовых, конкретизируют, развивают их.

Как полагают Д.Б. Катков и Е.В. Корчиго, материально-право­вые принципы можно разделить на принципы участия граждан в выборах (всеобщего, равного, прямого избирательного права, тайного голосования, свободы выборов (добровольности участия граждан в выборах) и принципы организации и проведения выборов (обязательности и периодичности проведения выборов, альтернативности выборов, подлинных выборов)5.

В.В. Пылин оперирует одновременно несколькими терминами: «принципы проведения выборов, референдумов, отзыва выборного лица, роспуска выборного органа государственной власти и органа местного самоуправления, собрания (схода) граждан», «принципы осуществления форм непосредственной демократии», «принципы избирательного и референдумного права»; однако анализа соотношения значений этих терминов у автора нет, создается впечатление, что все они используются в одинаковом значении.

Среди правовых принципов избирательного и референдумного права ученый выделяет основные принципы — всеобщее, равное, прямое избирательное право и право на участие в референдуме; тайное голосование; свободное и добровольное участие граждан в выборах; референдуме и других формах прямого волеизъявления; проведение выборов на альтернативной основе; проведение выборов, референдумов, отзыва выборного лица и роспуска выборного органа избирательными комиссиями, вмешательство в деятельность которых не допускается; открытость и гласность при осуществлении форм прямого волеизъявления граждан; обязательность решений вышестоящих избирательных комиссий и комиссий референдума для нижестоящих, а также для всех субъектов избирательного и референдумного процессов; состязательность; обязательность проведения выборов, референдумов в случаях, предусмотренных законодательством.

Ученый выделяет частные (специальные) принципы избирательного и референдумного права, которые представляют собой правовые принципы отдельных образующих их институтов6.

М.С. Матейкович, используя термин «принципы избирательных прав» и основываясь на выработанных в общей теории права представлениях о правовых принципах, обстоятельно раскрывает их природу, иерархию и роль в правовом регулировании электоральных отношений. По его мнению, принципы реализации избирательных прав можно определить как объективно обусловленные суверенитетом народа, мировыми тенденциями и потребностями развития демократии руководящие начала, на основе которых реализуются право индивида избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также обязанность государства по признанию, соблюдению и защите данного права.

Принципы реализации избирательных прав ученый подразделяет на основные начала обеспечения реализации избирательных прав граждан (свобода их реализации, демократизм выборов, обязательность и периодичность выборов, честность подсчета голосов на выборах) и основные начала индивидуального участия гражданина в осуществлении избирательных действий (всеобщее равное прямое избирательное право, тайное голосование, состязательность кандидатов, гласность осуществления избирательных действий, создание специальных государственных органов, обеспечивающих реализацию и защиту избирательных прав граждан)7.

А.В. Зиновьев и И.С. Поляшова, исследуя избирательную систему России, вычленяют принципы избирательной системы, под которыми они понимают основополагающие, руководящие начала, идеи, положенные в основу формирования выборных органов государственной власти и местного самоуправления. В перечень, который приводят указанные авторы, входит принцип всеобщности выборов, равных выборов, прямых выборов, тайны голосования, добровольности участия в выборах, демократизма организации и проведения выборов, обязательности выборов, периодичности выборов, альтернативности, гласности выборов, территориальный принцип выборов, принцип стабильности избирательного законодательства, принцип независимости органов, осуществляющих организацию и проведение выборов, принцип контроля над ходом организации и проведения выборов, принцип ответственности за нарушения избирательных прав граждан и законов о выборах8.

Здесь приведены не все имеющиеся в литературе точки зрения на принципы избирательного права (выборов), поскольку это невозможно в рамках статьи9. Не будет преувеличением сказать, что вопрос об избирательных принципах представляет собой одну из ключевых характеристик современного избирательного права России.

Полный перечень международных документов, в той или иной степени предусматривающих требования, предъявляемые к государствам в плане проведения демократических выборов, содержит более двадцати названий. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью российской правовой системы. Следует отметить прежде всего ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1948 г., которая гласит: «Воля людей является основой государственной власти; выражение этой воли происходит через регулярные и подлинные выборы, которые являются всеобщими равными и проводятся посредством тайного голосования или с использованием процедур свободного волеизъявления».

Статья 25 Международной конвенции о гражданских и политических правах 1966 г. гласит: «Каждый гражданин имеет право и возможность... (а) Участвовать в общественных делах лично или через своих свободно избранных представителей; (b) Избирать и быть избранным в ходе подлинных и регулярных выборов, которые являются всеобщими и равными и проводятся посредством тайного голосования, которое гарантирует свободное волеизъявление избирателей».

Протокол № 1 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в ст. 3 закрепляет обязательства сторон «проводить свободные выборы с разумной периодичностью посредством тайного голосования в условиях, которые обеспечивают свободное волеизъявление граждан на выборах в законодательные органы власти».

16 октября 2002 г. на заседании Совета по демократическим выборам Совета Европы, а затем 18–19 октября 2002 г. Европейской комиссией «За демократию через право» (Венецианская комиссия) на 52-й сессии был принят Свод рекомендуемых норм при проведении выборов (руководящие принципы и пояснительный доклад). Свод был одобрен Парламентской Ассамблеей Совета Европы на первой части сессии 2003 г., а также Конгрессом местных и региональных властей Европы на весенней сессии 2003 г.10 В документе подчеркивается, что «в основе избирательного наследия Европы лежат следующие пять принципов: всеобщее, равное, свободное, тайное и прямое избирательное право. Кроме того, выборы должны проводиться регулярно». Эти принципы следует считать общеевропейскими и применяющимися на территории России.

В Документе Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29 июня 1990 г.) отмечается, что плюралистическая демократия и правовое государство существенно необходимы для обеспечения уважения всех прав человека и основных свобод, развития контактов между людьми и решения других связанных с этим вопросов гуманитарного характера.

В Документе заявляется, что к элементам справедливости, которые существенно необходимы для полного выражения достоинства, присущего человеческой личности, и равных и неотъемлемых прав всех людей относятся, в том числе, свободные выборы через разумные промежутки времени путем тайного голосования или равноценной процедуры свободного голосования в условиях, которые на практике обеспечивают свободное выражение мнения избирателями при выборе своих представителей11.

Помимо понятия «принципы избирательного права» или схожих с ним понятий, в литературе по избирательному праву и процессу все чаще используется термин «международные избирательные стандарты», который вошел и в ряд нормативных правовых актов, в частности Кишиневскую Конвенцию о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств от 7 октября 2002 г.12, ратифицированную Федеральным законом от 2 июля 2003 г. № 89-ФЗ13.

В Конвенции подчеркивается, что демократические выборы являются одним из высших непосредственных выражений власти и воли народа, основой избираемых органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов народного (национального) представительства, выборных должностных лиц (ч. 1 ст. 1).

Стандартами демократических выборов, согласно Конвенции, являются: право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в иные органы народного (национального) представительства; принципы периодичности и обязательности, справедливости, подлинности и свободы выборов на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании, обеспечивающие свободу волеизъявления избирателей; открытый и гласный характер выборов; осуществление судебной и иной защиты избирательных прав и свобод человека и гражданина, общественного и международного наблюдения за выборами; гарантии реализации избирательных прав и свобод участников избирательного процесса.

А.С. Автономов, А.Ю. Бузин, А.В. Иванченко, В.И. Кривцов, А.В. Кынев, А.Е. Любарев под международными избирательными стандартами понимают принципы международного права, относящиеся к избирательным правам граждан, к организации и проведению выборов. По мнению авторов, для Российской Федерации международными стандартами демократических выборов являются:

— международные стандарты в области избирательного права и избирательного процесса — международные избирательные стандарты (право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления на основе универсальных принципов избирательного права — всеобщего равного прямого избирательного права при свободном и тайном голосовании или использовании иных процедур, обеспечивающих свободное волеизъявление гражданина, на основе периодического и обязательного проведения выборов, их свободного, подлинного, справедливого, открытого и гласного характера);

— такие важнейшие условия обеспечения демократического избирательного процесса, как уважение, соблюдение и защита демократических прав и свобод человека и гражданина, многопартийность и идеологическое многообразие, стабильность правовых норм в области регулирования выборов и одновременно их динамичное демократическое развитие;

— процедурно-процессуальные гарантии — организация голосования и подсчета голосов независимыми избирательными органами либо иными специально уполномоченными органами, наличие и эффективное функционирование механизмов защиты избирательных прав и свобод всех участников избирательного процесса, обжалования итогов голосования и результатов выборов в судебных и иных уполномоченных на то органах, действенный гражданский контроль и беспристрастное международное наблюдение за выборами, в том числе, за такими важнейшими избирательными действиями, как организация процесса голосования, подсчет голосов, опубликование результатов выборов, разрешение избирательных споров14.

Следует отметить и существующую пока в проекте Европейскую конвенцию о стандартах выборов, избирательных прав и свобод, подготовленную по инициативе Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Временным творческим коллективом под руководством доктора юридических наук В.И. Лысенко и одобренную участниками состоявшейся 26–28 сентября 2002 г. в Москве Международной конференции Ассоциации организаторов выборов стран Центральной и Восточной Европы (АОВЦВЕ), имеющей консультативный статус в Совете Европы.

В ст. 1 проекта закрепляются четыре группы стандартов демократических выборов:

1) свободные, периодические, обязательные, справедливые, подлинные, открытые и гласные выборы, общедоступность языкового обеспечения выборов;

2) право избирать и быть избранным в органы государственной власти, органы местной власти (органы местного самоуправления), иные органы народного (национального) представительства, на выборные государственные и муниципальные должности на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при свободном и тайном голосовании;

3) судебная и иная защита избирательных прав и свобод всех участников выборов, а также правовые, организационно-техноло­гические и иные гарантии обеспечения реализации избирательных прав и свобод человека и гражданина;

4) обеспечение действенного общественного контроля и беспристрастного международного наблюдения за выборами15.

Данный проект развивает стандарты выборов, закрепленные в Кишиневской конвенции. По словам А.А. Вешнякова, первую группу стандартов составляют общие принципы организации и проведения выборов; вторую — принципы или гарантии, обеспечивающие основные избирательные права и свободы участников выборов; третью — так называемая инфраструктура организации демократического избирательного процесса, предназначенная, в том числе, для того, чтобы предотвратить злоупотребление административным ресурсом; четвертую — дополнительные обязательства государств-участников по углублению демократического характера выборов, избирательного процесса, обеспечению интеграционного взаимодействия с государствами и международными организациями16.

Как можно заметить, в основе подобной дифференциации лежит отмеченный выше подход, разделяемый многими учеными в области избирательного права, в соответствии с которым принципы избирательного права делятся на принципы выборов и принципы участия граждан в выборах (это первые две группы), дополненный принципами организации демократического избирательного процесса и дополнительными обязательствами сторон по дальнейшему углублению демократического характера выборов.

Следует отметить, что в юридической литературе слабо освещается вопрос о принципах муниципального избирательного права, представляющий несомненный теоретический и практический интерес, поскольку практика проведения муниципальных выборов отличается бóльшим своеобразием по сравнению с практикой выборов в органы государственной власти.

Этот вопрос поднимается в работе В.И. Фадеева, Н.И. Рауткиной и Н.М. Миронова, подготовленной в Российском центре обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, в которой рассматриваются основные принципы организации и проведения муниципальных выборов. Отталкиваясь от Рекомендаций Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ для международных наблюдателей за выборами, одобренных 5 декабря 2002 г. в Санкт-Петербурге, авторы анализируют (не вполне подробно) следующие принципы: право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления; всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании; свободное и добровольное участие граждан в выборах; открытость и гласность муниципальных выборов; обеспечение честных, справедливых и подлинных муниципальных выборов; организация и проведение муниципальных выборов избирательными комиссиями; обязательные, периодические муниципальные выборы; судебная защита избирательных прав и свобод участников муниципальных выборов17.

Думается, более правильно выделить в системе принципов (стандартов, гарантий и т.п.) основополагающие принципы (муниципального) избирательного права, составляющие базовый и наиболее востребованный стандарт демократических выборов, к которым можно отнести свободные, периодические, подлинные, всеобщие, равные выборы при тайном голосовании.

Иные требования к избирательному процессу носят дополнительный, подчиненный основным принципам характер в плане обеспечения «правильного» избирательного процесса, что, конечно, актуально для России и других стран, где демократия переживает период начального становления. Но перечисление дополнительных условий демократического избирательного процесса наряду с основными ведет к тому, что перечень принципов выглядит перегруженным, а значимость тех из них, которые принято считать основными, или базовыми, и на эффективную реализацию которых следует обращать особое внимание (это свободные, всеобщие, равные и т. д. выборы), снижается.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод: принципами муниципального избирательного права являются такие руководящие идеи, как свободное, подлинное, всеобщее, равное избирательное право при соблюдении тайны волеизъявления и проведение выборов с регулярной периодичностью, в которых концентрированно выражается демократический характер муниципального избирательного процесса. Именно они влияют на характер выборов, их демократичность, легитимность избранного органа или должностного лица.

Такие принципы, как всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании, содержатся в Конституции РФ (в п. 1 ст. 81 применительно к выборам Президента РФ, но считается, что они распространяются на все виды и уровни выборов в России), п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»18, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»19. Указанные принципы, как правило, закрепляются в избирательном законодательстве субъектов Федерации20 и в уставах муниципальных образований21. Рассмотрим принципы муниципальных выборов более подробно.

^ Свободные муниципальные выборы — один из признаков демократического правового государства, каковым является Российская Федерация (ст. 1 Конституции РФ). В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 г. № 1-П свободные выборы предопределяют, в частности, право любых лиц, отвечающих установленным избирательным законодательством условиям и выполнивших предусмотренные им требования, участвовать в выборах в качестве кандидатов и право других лиц свободно выражать свое отношение к ним, голосуя «за» или «против»22.

Согласно Заключению Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия) по проекту Конвенции АОВЦВЕ от стандартах выборов, избирательных прав и свобод, принцип свободных выборов опирается на два аспекта: на свободное формирование мнения избирателя и на свободное выражение этого мнения, включая свободу выбора процедуры голосования и честный подсчет итогов голосования. Для обеспечения свободного формирования мнения избирателя необходимо, чтобы государство и все общественные органы были беспристрастными. Свободное волеизъявление избирателей требует строгого соблюдения процедуры голосования. Закон должен предусматривать наказание за нарушения этих прав и обязанностей и государством, и гражданами23.

^ Принцип подлинности выборов, по признанию Венецианской комиссии, основной, «даже более чем основной принцип». Когда мы говорим о демократических выборах, мы подразумеваем подлинные выборы, что предполагает «выявление свободно выраженной воли избирателей и непосредственное ее осуществление», посредством чего определяется «реальная и основанная на праве и законе возможность для граждан выбирать кандидатов» в рамках «реального политического плюрализма, идеологического многообразия и многопартийности» при участии сторон, «чья законная деятельность находится под юридической защитой государства»24.

^ Всеобщее муниципальное избирательное право относится к активному и пассивному избирательным правам, другими словами, к праву голосовать и праву выставлять свою кандидатуру на выборах. Венецианская комиссия заключает по этому поводу, что в принципе каждый человек имеет право избирать и быть избранным. Однако это право может, и должно, ограничиваться определенными условиями: возрастом, наличием гражданства, местом жительства, обстоятельствами, влекущими за собой лишение права избирать и быть избранным25.

Особенности реализации принципа всеобщего избирательного права на муниципальных выборах состоят в том, что в этом виде выборов могут принимать участие иностранные граждане, если они постоянно проживают в муниципальном образовании и при наличии международного договора.

^ Равное избирательное право. В проекте Европейской Конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод (ст. 9) в содержание этого принципа включены следующие положения:

1) каждый избиратель имеет один голос или равное с избирателями число голосов, причем его голос имеет такой же вес, как и голоса других избирателей, а на равный вес голоса избирателей не может влиять применяемая в государстве избирательная система;

2) при проведении голосования по территориальным избирательным округам (одномандатным и (или) многомандатным) и избирательным участкам эти округа и участки должны образовываться на справедливой основе, так, чтобы результаты голосования наиболее точно и полно выражали волю избирателей, принявших участие в голосовании, при этом одним из оснований образования округов и участков может быть соблюдение равенства числа избирателей с допустимым максимальным отклонением от средней нормы представительства на избирательный округ, в том числе, с учетом компактности проживания национальных меньшинств и этнических групп;

3) каждый гражданин должен иметь равные правовые условия для выдвижения своей кандидатуры на выборах, а также для участия в выдвижении кандидатов26.

^ Принцип тайного голосования, закрепляемый избирательным законодательством, призван исключить возможность какого-либо контроля над волеизъявлением гражданина на муниципальных выборах.

Муниципальные выборы должны проводиться с разумной периодичностью. Срок, на который избираются органы местного самоуправления, депутаты (члены) указанных органов или выборные должностные лица местного самоуправления, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

Рамочный Федеральный закон устанавливает гарантии обязательности и периодичности проведения муниципальных выборов. Так, указанный Закон определяет единый день окончания срока, на который избираются органы и должностные лица местного самоуправления (устанавливаемое Законом воскресенье марта или октября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или должностных лиц местного самоуправления). Изменение (продление или сокращение) срока полномочий действующих органов местного самоуправления, за некоторыми исключениями, не допускается. В случае досрочного прекращения полномочий органов местного самоуправления, депутатов, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий.

Если уполномоченный орган не назначит муниципальные выборы в установленные законом сроки, а также если уполномоченный орган отсутствует, выборы назначаются избирательной комиссией. Если указанная комиссия не назначит в установленный законом срок муниципальные выборы либо если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном законом, то суд общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора определяет порядок выборов депутатов представительных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с рамочным Федеральным законом. Данные дела рассматриваются судом в течение 10 дней со дня получения заявления прокурора или жалобы.


1 См.: Сравнительное избирательное право: Учебное пособие. — М.: НОРМА, 2003. — С. 16–27; Зарубежное избирательное право: Учебное пособие. — М.: НОРМА, 2003. — С. 9–18.

2 См.: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов / Отв. ред. А.А. Вешняков. — М.: НОРМА, 2003. — С. 33–44.

3 См.: Князев С.Д. Принципы российского избирательного права // Правоведение. — 1998. — № 2; он же. Российское избирательное право: Учебник. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2001. — С. 50, 51.

4 См.: Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право и процесс в Российской Федерации. Серия «Высшее образование». — Ростов н/Д.: Феникс, 2004. — С. 107–151.

5 См.: Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: Вопросы и ответы / Под ред. Ю.А. Веденеева. — М.: Юриспруденция, 2001. — С. 10–18.

6 См.: Пылин В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации: Учебно-практическое пособие. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. — С. 78–86.

7 См.: Князев С.Д., Матейкович М.С. Защита избирательных прав граждан в Российской Федерации. — М.: Изд-во МГУ, 2003 // Правоведение. — 2003. — № 3. — С. 215.

8 См.: Зиновьев А.В., Поляшова И.С. Избирательная система России: теория, практика и перспективы. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2003. — С. 56–121.

9 Более подробно обзор точек зрения на этот вопрос см.: Избирательное право России: Учебник для студентов вузов / Под ред. В.О. Лучина. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — С. 53–66.

10 См.: http://www.venice.coe.int/docs/2002/CDL-AD(2002)023rev-rus.pdf.

11 См.: Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ (Копенгаген, 29 июня 1990 г.) // Международные избирательные стандарты: Сборник документов / Отв. ред. А.А. Вешняков; науч. ред. В.И. Лысенко. — М.: Весь мир, 2004. — С. 335, 336.

12 См.: СЗ РФ. — 2005. — № 48. — Ст. 4971.

13 См.: Федеральный закон от 2 июля 2003 г. № 89-ФЗ «О ратификации Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств» // СЗ РФ. — 2003. — № 27 (Ч. 1). — Ст. 2703.

14 См.: ^ Автономов А.С., Бузин А.Ю., Иванченко А.В., Кривцов В.И., Кынев А.В., Любарев А.Е. Аналитический доклад // Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов: Материалы международной конференции // http://www.vibory.ru/Publikat/RVKMIS/soderzh.htm.

15 См.: Проект Европейской конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод: Сборник материалов и документов / Отв. ред. А.А. Вешняков, науч. ред. В.И. Лысенко. — М.: МедиаПресс, 2006. — С. 84.

16 См.: Доклад Председателя Исполнительного Совета АОВЦВЕ, Председателя ЦИК Российской Федерации (ныне бывшего) А.А. Вешнякова на тему «Международно-правовые основы демократических выборов в Европе необходимо развивать и кодифицировать» // Проект Европейской конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод: Сборник материалов и документов. — С. 24.

17 См.: Фадеев В.И., Рауткина Н.И., Миронов Н.М. Муниципальные выборы в Российской Федерации: Учебное пособие. — М.: Норма, 2006. — С. 49–56.

18 См.: Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в ред. от 24.07.2007 г.) // СЗ РФ. — 2002. — № 24. — Ст. 2253; 2007. — № 31. — Ст. 4011.

19 См.: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 08.11.2007 г.) // СЗ РФ. — 2003. — № 40. — Ст. 3822; 2007. — № 46. — Ст. 5553.

20 См.: Закон г. Москвы от 6 июля 2005 г. № 38 «Избирательный кодекс города Москвы» (в ред. от 04.07.2007 г.), п. 1 ст. 4 // Ведомости Московской городской Думы. — 2005. — № 8. — Ст. 166; 2007. — № 9. — Ст. 146; Закон Читинской области от 27 июня 2007 г. № 949-ЗЧО «О муниципальных выборах в Читинской области», ст. 6 // Забайкальский рабочий. — 2007. — № 138-139; Закон Московской области от 11 июля 2006 г. № 101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» (в ред. от 02.06.2007 г.), п. 1 ст. 2 // Ежедневные новости. Подмосковье. — 2006. — № 130, 131, 134, 135; 2007. — № 102.

21 См.: Устав городского округа Железнодорожный Московской области от 17 мая 2006 г., п. 1 ст. 16 // СПС «Гарант-максимум»; Устав Шатурского муниципального района Московской области от 26 апреля 2006 г., п. 1 ст. 12 // СПС «Гарант-максимум».

22 См.: Постановление Конституционного Суда РФ от 15 января 2002 г. № 1-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2002. — № 6. — Ст. 626.

23 См.: Заключение Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия) по проекту Конвенции АОВЦВЕ о стандартах выборов, избирательных прав и свобод (Венеция, 12–13 марта 2004 г.) // Проект Европейской конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод: Сборник материалов и документов / Отв. ред. А.А. Вешняков, науч. ред. В.И. Лысенко. — М.: МедиаПресс, 2006. — С. 55.

24 См.: Заключение Европейской комиссии «За демократию через право» (Венецианская комиссия) по проекту Конвенции АОВЦВЕ от стандартах выборов, избирательных прав и свобод (Венеция, 12–13.03.2004 г.). — С. 58.

25 См.: Свод рекомендуемых норм при проведении выборов (Венеция, 18–19.10.2002 г.) // http://www.venice.coe.int/docs/2002/CDL-AD(2002)023 rev-rus.pdf. — С. 7, 8.

26 См.: Проект Европейской конвенции о стандартах выборов, избирательных прав и свобод: Сборник материалов и документов. — С. 92, 93.