bigpo.ru
добавить свой файл
1
Аннотация рабочей программы дисциплины

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ


Место дисциплины в структуре ООП

Принципы построения курса: Введение данной дисциплины в содержание подготовки логопедов обусловлено необходимостью знакомства студентов с основами логопедии, формирования у них первоначальных представлений о выбранной профессии, изучения научно-теоретических основ логопедии. Содержание занятий курса «Введение в специальность» составляют следующие сведения: Научно-теоретические основы логопедии. Причины речевых нарушений. Классификации речевых нарушений. Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушения голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, нарушения письменной речи, нарушения речи у детей с сенсорной и умственной недостаточностью). Организация логопедической помощи в России.

Для успешного усвоения курса необходимы знания о нормальном ходе развития речи, представления о речи как сложной психической функции, формирующейся на основе взаимодействия различных анализаторных систем.

Курс входит в профессиональный цикл ООП Специальное (дефектологическое) образование, адресован студентам 1го курса (2 семестр) очной формы обучения, 1 курса (1 семестр) заочной формы обучения профиля «Логопедия».

Изучению курса предшествуют следующие дисциплины: «Психология», «Онтогенезе речевой деятельности»

Для успешного освоения курса должны быть сформированы на пороговом уровне общепрофессиональные компетенции.

Успешное освоение курса позволяет перейти к изучению дисциплин профессионального цикла «Логопедия», «Логопсихология» ООП «Специальное (дефектологическое) образование».

Построение программы курса. Основной формой проведения занятий являются лекции (18 часов). Студенты знакомятся с задачами логопедии как науки, принципами и методами изучения и преодоления речевых расстройств, причинами возникновения речевых нарушений, клинико-педагогической и психолого-педагогической классификацией речевых нарушений, краткой характеристикой различных клинических форм речевой патологии.

Содержание лекционного курса представлено тремя разделами.

Раздел 1. Научно-теоретические основы логопедии: задачи, принципы, методы изучения и коррекции речевых нарушений.

Тема 1. Логопедия как наука.

Тема 2. Принципы и методы изучения и коррекции речевых расстройств.

Раздел 2. Анатомо-физиологические основы логопедии: строение речевого аппарата, органические и функциональные причины возникновения речевых нарушений.

Тема 3. Строение речевого аппарата.

Тема 4. Причины возникновения речевых расстройств.

Раздел 3. Систематизация речевых расстройств: классификации речевых нарушений, характеристика различных форм нарушения речи.

Тема 5. Классификации речевых нарушений.

Тема 6. Характеристика основных форм речевых нарушений.


^ Компетенция обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: общепрофессиональные способность и готовность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

иметь представление:

  • об истории изучения речевых нарушений различной этиологии;

  • о соотношении между клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациями;

  • об интерпретации логопедического заключения;

  • об организации комплексной помощи детям с первичными и вторичными нарушениями речи;

знать:

  • строение речевого аппарата – центрального и периферического отделов;

  • причины нарушений устной и письменной речи у детей;

  • классификации речевых нарушений;

  • основные проявления речевых расстройств различной этиологии.