bigpo.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5
БОГОСЛОВИЕ И ПРАКТИКА «БОЖЕСТВЕННОГО ПРИЗВАНИЯ»


Доклад Комиссии по теологии и церковным отношениям

Лютеранской церкви – Миссурийский синод


Февраль 2003 г.


© Евангелическое Лютеранское Служение, перевод, 2004.


Перевод выполнен по изданию: «Theology and Practice ofthe Divine Call“».

Перевод с английского В. Чуйкиной

Редакторы Я. Айзетова и А. Зубцов


Сокращения:


АВ – «Аугсбургское вероисповедание»

Ап – «Апология Аугсбургского вероисповедания»

ША – «Шмалькальденские артикулы»

Тр – «Трактат о власти и первенстве папы»


Священное Писание цитируется по Синодальному переводу.

Цитаты из Книги Согласия приводятся по изданию «Книга Согласия (на русском языке)», 2-е издание © Фонд «Лютеранское наследие», 1998 г.

В квадратных скобках приведены примечания американского издателя, а также русского переводчика и редактора.

ОГЛАВЛЕНИЕ


^ ЧТО ОБ ЭТОМ ГОВОРИТ БИБЛИЯ 4

Евангелия 4

Деяния святых апостолов 4

Послания святого апостола Павла 7

Итоговые замечания 7

ЛЮТЕРАНСКИЕ ВЕРОИСПОВЕДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 7

XIV артикул «Аугсбургского вероисповедания» и «Апологии» 8

«Трактат о власти и первенстве папы» 8

«Право избирать» (jus elegendi). 11

«Право призывать» (jus vocandi). 11

«Право рукополагать» (jus ordinandi). 11

Примеры XVI века 12

^ К. Ф. В. ВАЛЬТЕР И ЛЮТЕРАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ – МИССУРИЙСКИЙ СИНОД 13

Избрание пастора 14

Срок призвания 15

Истечение срока призвания 16

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРАКТИКА РУКОПОЛОЖЕНИЯ 20

Из чего мы исходим 21

Евангелие 21

Священное Писание 21

Исторический пример Церкви 22

Единодушие Церкви 22

Благоразумие и здравый смысл 23

Осуществление призвания 23

^ Определение кандидатов для призвания на служение 23

Формирование – подготовка – образование 24

Экзаменация 24

Выбор кандидата и реализация призвания 25

Рукоположение – введение в должность 28

Характерные составляющие призвания 28

Имеет ли божественное призвание временные ограничения? 29

^ Поместный пастор (Pastor “Loci”) 29

Пасторы на служении в специализированных областях 30

Может ли призвание быть обусловленным? 32

Может ли призвание быть прервано? 32

Смещение с пасторского служения 33

Перевод на иное место служения 34

Оценка служения 34

Отставка и уход на пенсию 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36



^ БОГОСЛОВИЕ И ПРАКТИКА «БОЖЕСТВЕННОГО ПРИЗВАНИЯ»1


Пасторское служение (Predigtamt, ministerium) было утверждено Богом с целью проповеди чистого Евангелия и совершения Таинств согласно Евангелию (АВ V). Несмотря на то, что обязанности занимающегося таким служением не ограничиваются этими двумя видами деятельности, именно они являются стержнем проповедного служения2. Если можно так выразиться, это служение являет собой богоустановленное «средство» передачи людям средств благодати. Так как пасторское служение было учреждено Христом, то именно Он ставит людей на это служение (АВ XIV). Поэтому определение человека на служение издавна именуется «божественным призванием» или «призванием и рукоположением».
^

ЧТО ОБ ЭТОМ ГОВОРИТ БИБЛИЯ



В Новом Завете очень мало говорится о точной процедуре введения и выведения из пасторского служения (что, к слову, относится и к любым другим видам служения). Тем не менее, на основе соответствующих текстов Нового Завета можно сформулировать некоторые принципы.

Евангелия



В Ев. от Матфея 10 и Ев. от Луки 9 Иисус возлагает на своих учеников служение, ограниченное территориальными рамками, а именно в Палестине среди Иудеев, при этом давая понять, какое служение их ждет в будущем3. В то же время, текст не дает более конкретной информации. Это призвание предшествует облечению двенадцати учеников большей властью, не ограниченной ни временными, ни национально-территориальными рамками. В заключительной главе Ев. от Матфея Иисус поручает ученикам научить все народы (28:16-20)4. В Евангелии от Иоанна Иисус, после Своего воскресения, учреждает проповедное служение, дунув на учеников и тем самым даровав им власть прощать и оставлять грехи (20:19-23). Несмотря на то, что приведенные отрывки из Евангелий почти лишены конкретики относительно процедуры призвания, Лютеранские вероисповедные документы используют их наряду с некоторыми другими местами Священного Писания в качестве библейской основы существования в Церкви пасторского сана.

^

Деяния святых апостолов



Книга Деяний ясно показывает, что ученики Иисуса оставались в апостольском служении до самой смерти. Деяния также открывают нам, что апостолы служили проповеди Евангелия в различных местах в разное время, будучи призваны либо непосредственно Богом (видение Петра), либо через людей.

Первая задача, с которой ученики столкнулись после вознесения Иисуса на небеса (Деян. 1:20-23), состояла в выборе апостола, на место, оставшееся свободным после смерти Иуды. Цитируя Псалом 108:8, апостол Петр объявляет: «Достоинство его да возьмет другой» (ст. 20). Он приводит два критерия отбора человека, достойного занять место Иуды (ст. 22): (1) он должен быть из тех, «которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус», а также (2) быть «свидетелем воскресения Его». Община предлагает двух кандидатов: Иосифа, называемого Варсавою, и Матфия. Ученики призывают Бога, Который есть «Сердцеведец всех», и бросают жребий, «в качестве механизма определения, на кого пал Божий выбор» – практика, типичная для иудаизма5 и встречающаяся в Ветхом Завете (1 Пар. 25:8, 26:13)6. Матфий становится первым человеком в Книге Деяний, избранным для благовестия. Он «сопричислен»7 к остальным одиннадцати апостолам. Таким образом, избрание Матфия было решением не только человеческого разума.

Избрание семи человек (Деян. 6:1-6) в помощь апостолам описывает формирование новой группы посвященных христиан, способствующих увеличению числа верующих. Поначалу их основная задача, забота о бедняках общины, носила административный характер, но впоследствии эти люди выступают как проповедники. Более того, «они изображены пророками, продолжающими дело Двенадцати: они исполнены силы Духа Святого, проповедуют Слово Божье, творят чудеса и знамения среди людей»8. Стефан спорит с иудеями-эллинистами в Иерусалиме. Филипп проповедует в Самарии и Иудее, где наставляет в вере и крестит, т. е. осуществляет те же задачи, которые были поставлены перед первыми апостолами.

Каким образом были выбраны эти семь человек? В первую очередь, Двенадцать апостолов созвали собрание учеников и сказали: «Выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» (Деян. 6:3). Слово, переведенное в данном стихе как «изведанных» (martyroumenos), обозначает поведение или характер, засвидетельствованные другими людьми (Лк. 4:22, Деян. 10:22; 16:2; 22:12; 1 Тим. 5:10 и 3 Ин. 12). Далее ученики помолились и возложили руки на семерых избранных, что являлось знаком передачи полномочий.9. Вполне возможно, что в повествовании Луки описан «порядок назначения служителей, знакомый самому Луке: народное избрание, одобрение другими служителями Церкви и возложение рук. Вполне вероятно, он считал эту процедуру, которой, по-видимому, пользовались и ранее, достойной подражания»10.

Павел был призван на служение непосредственно Иисусом, как, вероятно, и Иаков, брат Иисуса (1 Кор. 15:7-8). Избрание Павла не имеет аналогов: он был призван стать апостолом еще до того, как Анания крестил его, возложил на него руки и произнес молитву (Деян. 9:1-19). Перед тем, как начать служение в качестве миссионера и апостола, Павел прошел тщательную подготовку.

Вполне вероятно, что до того как Варнава нашел Савла в Тарсе и привел в Антиохию для служения в Церкви (Деян. 11:25-26), последний служил пастырем где-нибудь в Аравии (Гал. 1:17). Вместе они доставили в Иудею денежное пособие для бедняков (Деян. 11:27-30).

Доставив пожертвования нуждающимся в Иудее, Павел и Варнава вернулись к своему труду в Антиохии и полностью погрузились в жизнь местной общины, где они трудились, молились и постились весь следующий год (Деян. 13)11. Позднее Дух Святой призывает отделить Павла и Варнаву для ведения миссионерской работы на территории современной Турции. Община постилась, молилась (Лк. 2:37; 5:33; Деян. 14:23) и затем возложила на них руки (Деян. 13:3). Один из комментаторов считает, что данную практику не следует отождествлять с посвящением в раввины. Скорее, это обряд «введения в должность», посредством которого человека определяют «на служение в некой новой сфере, каким-либо образом отличной от его предыдущего служения»12.

В конце первого миссионерского путешествия Павел и Варнава вновь посетили созданные ими Церкви (Деян. 14:21-23), утверждая души учеников и увещевая их пребывать в вере. Кроме того, в каждой Церкви они рукоположили пресвитеров. Слово, переведенное как «рукоположив» (Деян. 14:23), – это деепричастие от глагола «cheirotoneo»13. Глагол «cheirotoneo» буквально обозначает «вытянуть или протянуть руку»14. Решающим вопросом при этом является следующее: кто рукополагает или избирает служителей? Из контекста следует, что избирали Павел и Варнава, тем самым, рукополагая пресвитеров в Церквях Писидии и Ликаонии. Специалист по Новому Завету Ч. К. Баррет придерживается иной точки зрения: «Вне всякого сомнения, это было своего рода рукоположение [посвящение в сан], в том смысле, что посредством такового некоторые христиане получали особое поручение и служение; ср. 6:6; 13:1-3; 20:17-28»15.

И вновь обряд рукоположения сопровождают «пост и молитва», как это уже было в случае с Павлом и Варнавой в Деян. 13:2-3. Их «предают» Господу. Одно из значений употребленного в этом стихе (14:23) глагола «paratithēmi» – «передать кому-либо на хранение», то есть «вверить». Таким образом, новых служителей передают или вверяют Господу16.

Вполне вероятно, что св. Павел рукополагал служителей в только что созданных им общинах. Он говорит о рукоположении эфесских пресвитеров или блюстителей [episkopous] Святым Духом (Деян. 20:28). Это предполагает, что они вступили в должность посредством такого же обряда или процедуры, что и пресвитеры в Антиохии (Деян. 14). В Деян. 15:22 Лука повествует: «Тогда Апостолы и пресвитеры со всею Церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавою».
^

Послания святого апостола Павла



Во всех своих посланиях Павел говорит о призвании служителей; в первую очередь, это относится к приветственной части посланий, где апостол ставит себя в один ряд с Тимофеем и Силой, имеющими то же служение, что и он сам (Флп. 1:1; 2 Кор. 1:1; Кол. 1:1; 1 Фесс. 1:1; 2 Фесс. 1:1; ср. 1 Кор. 1:1). Цель написания Павлом пастырских посланий (1 и 2 Тим., Тит.) заключалась преимущественно в том, чтобы дать наставления относительно служения, его функций, а также пригодности к несению этого служения в постапостольский период. Он поручает Титу (1:5) рукоположить служителей в созданных им [Павлом] Церквах – задача, которую он часто возлагал на своих соработников (2 Тим. 2:2; 1 Тим. 5:21; ср. 2 Кор. 8:16-19). По-видимому, апостолов и их преемников больше интересовали личные и профессиональные качества кандидатов на служение, чем введение раз и навсегда установленного порядка избрания. Павел с помощниками осуществляли первоначальный подбор кандидатов, а Церкви должны были засвидетельствовать об их качествах. Таким образом, в процессе отбора кандидата на служение участвовала вся Церковь – как пастыри, так и миряне. Тем самым она защищала себя от желающих узурпировать эту должность.

^

Итоговые замечания



Суммируя материал библейских источников, относящийся к призванию на проповедное служение, можно сделать следующие выводы. Во-первых, авторы библейских книг приводят несколько примеров того, каким образом Церковь подходила к процессу отбора пасторов при «обычных» обстоятельствах, т. е. в отсутствие больших гонений, социальных потрясений и т. п. Во-вторых, тексты, касающиеся данной темы, носят по большей части описательный и повествовательный характер. Это влечет за собой сложный вопрос герменевтики: относится ли описанное только к определенной исторической ситуации или же данные тексты представляют собой нормативное руководство для Церкви на все времена, независимо от местоположения. Так или иначе, эти тексты не содержат каких-либо ясно выраженных директив относительно порядка призвания. Следовательно, любые правила, выведенные из этих примеров, будут носить спекулятивный характер.

Кроме того, можно сделать вывод, что Новый Завет, как показывает практика, уделяет гораздо больше внимания квалификации и личным качествам призванного служить, чем процедуре введения его в должность. Также представляется, что Церкви гораздо важнее осознавать, что человек, занимающий должность пастора, поставлен Богом (Деян. 20:28; Еф. 4).




следующая страница >>