bigpo.ru
добавить свой файл
1
Лекция 5. Шкалирование информации.

В социальной статистике используют два сходных понятия:

- измерение;

- квантификация (шире понятия «измерение», т.к. включает в себя не только процесс измерения, но и процесс количественного представления полученной информации).

Основным методом измерения и квантификации выступает шкалирование информации. Различают четыре вида шкал:

- номинальная (шкала наименований) – качественные переменные, отношения «равно-неравно»;

- порядковая (шкала порядка или ранговая) - качественные переменные, категория признака «лучше-хуже», порядковые отношения выражаются с помощью рангов – связей типа «больше-меньше»;

- интервальная;

- относительная.

Выбор шкалы – выбор перехода от реального объекта к числовому.

Интервальная и относительная шкалы являются количественными. К ним применяется «+», «-«, «*». Основная особенность заключается в том, что равенство двух разностей по количеству масштабных единиц означает их равенство между собой. Для относительной шкалы – «0» - отсутствие явления.

Существуют различные непараметрические критерии проверки статистических гипотез для анализа социологических данных, измеренных в номинальных шкалах. Для исследования общественного мнения, например, используются:

- критерий Макнимара;

- критерий Кокрена;

- критерий для одной выборки.

^ Показатели вариационных рядов:

а) показатели центра распределения (среднее арифметическое, медиана, мода);

б) показатели степени вариации (размах вариации, среднее линейное отклонение, среднее квадратическое отклонение, дисперсия, квартильное отклонение);

в) показатель формы распределения (ассиметрия, эксцесс (показатели третьего и четвертого порядка)).

Средние показатели:

- структурные средние

- мода – используется в анализе цен, в конъюнктурных исследованиях; мода может быть равна среднему, а может и очень сильно отличаться -> ассиметрия;

- медиана (и все ее виды).

^ Динамические ряды.

Задачи анализа динамических рядов:

  1. задача анализа и моделирования тенденций; решаются с помощью кривых роста (чаще используются скользящие средние, где важно выбрать количество уровней, которые будут «скользить», минимальное число уровней – 3 (и до 12); дает тенденцию ряда).

Y1 = (у1 + у2 + у3)/3; Y2 = (у4 + у2 + у3)/3; Yn = (уn + уn-1 + уn-2)/3/

  1. задача анализа и моделирования взаимосвязи между последующими уровнями ряда; решается с помощью адаптивных методов и моделей -> аналитическое выравнивание – подбор любой аналитической функции к уже имеющейся тенденции);

  2. задача анализа и моделирования взаимосвязи между исследуемыми показателями и показателями-факторами; решается с помощью эконометрических методов, основанных на методах дисперсионного и корреляционно-регрессионного анализа.

Вид уравнения определяется характером динамики развития конкретного явления. Логический анализ при выборе вида уравнения может быть основан на рассчитанных показателях динамики:

а) если относительно стабильные приросты (первые разности уровней приблизительно равны), то сглаживание производится по прямой;

б) если абсолютные приросты равномерно увеличиваются (вторые разности уровней приблизительно равны), то принимают параболу 2-го порядка;

в) при ускоренно возрастающих или замедляющихся абсолютных приростах принимается парабола 3-го порядка;

г) при относительно стабильных темпах роста - показательную функцию.

^ Индексный метод.

Родился в недрах анализа рядов динамики, является одним из основных методов в статистическом анализе.

Индекс – относительный показатель, характеризующий изменения общественного явления во времени (динамические индексы) или в пространстве (территориальные индексы).

Индексы делятся на:

- индивидуальные – необходимо иметь исходные данные в абсолютных значениях по двум величинам;

- сводные – обобщающий показатель сравнения общественных явлений, состоящих из элементов¸ непосредственно не поддающихся суммированию или сравнению.

Обозначения:

-текущий период обозначается за единицу;

- базисный период – за 0;

- физический объем – q;

- цена – p;

- затраты, себестоимость – z;

- производительность труда, выработка – w.

Индивидуальный индекс физического объема: iq = q1/q0; индекс цен – ip = p1/p0.

Пример 1.

№ товара

Наименование товара

Базисный период

Отчетный период

в натуральных единицах измерения (q0)

Цена, руб (p0)

в натуральных единицах измерения (q1)

Цена, руб (p0)

1

Хлеб, шт.

3

10

2

13

2

Колбаса, кг.

1

160

2

110

3

Бензин, л.

20

14

30

14,5

4

Туалетная бумага, шт

4

3,5

2

3




Итого

Х

Х

Х

Х


Iqp = ∑q1*p1/q0*p0 = (2*13 + 2*110 + 30*14,5 + 2*3)/(3*10 + 1*160 + 20*14 + 4*3,5) = 1,42 (потратили в отчетном периоде в 1, 42 раза больше);

Iq = ∑q1*p0/q0*p0 = (2*10 + 2*160 + 30*14+ 2*3,5)/(3*10 + 1*160 + 20*14 + 4*3,5) = 1,58 ( купили в отчетном периоде в 1, 58 раз больше);

Iq = ∑q1*p1/q1*p0 = (2*13 + 2*110 + 30*14,5 + 2*3)/ (2*10 + 2*160 + 30*14+ 2*3,5) = 0,896 (в отчетном периоде цены более низкие).

q1*p1/q0* p0 =(∑q1*p0/q0*p0 )Х(∑q1*p1/q1*p0).

Индексный метод –> явление можно записать в виде мультипликативной связи, т.е. произведения двух или нескольких показателей можно и нужно анализировать с помощью индексного метода.