bigpo.ru
добавить свой файл
1
У В А Ж А Е М Ы Е К О Л Л Е Г И !

С 1-Г О П О 5-Е А П Р Е Л Я 2 0 1 1 Г О Д А С О С Т О И Т С Я

IХ МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС

ИМ. А.С. МАКАРЕНКО и очередные МАКАРЕНКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

(научно-практическая конференция)

Тема: «Социальное предпринимательство и педагогическая инноватика для инновационного развития страны»


У школы должна быть миссия. Миссия — это стержень воспитательной идеологии, задающий мотивационные смыслы деятельности, в том числе, учебной. Мы видим такую миссию в строительстве своей страны и обустройстве собственной, российской, жизни. Возлагая на себя подобную миссию, школа становится социальным предпринимателем, преобразующим жизнь вокруг себя, тем самым, субъектом строительства страны.

Школьник должен видеть цель, ради которой он прилагает усилия, и понимать, что эта цель того стоит. Но этого мало. Ему надо постоянно ощущать себя непосредственным участником великого дела. Поэтому миссия должна раскладываться на множество достойных и посильных дел здесь и сейчас, каждое из которых не утрачивает своего великого смысла. Когда индивидуальные смыслы жизни формируются на основе достойных дел с великими целями, молодой человек выстраивает проспект собственной судьбы на основе великих смыслов. Тогда и учёба становится условием успешного достижения больших целей.

Наша великая цель и миссия — инновационное развитие страны.

Наши педагогические инновации — это способы и опыт превращения школы в субъекта социального предпринимательства и развития страны, это педагогически грамотное обустройство посильных для детей инновационных практик, это эффективное использование учебного времени.

Поиск, обсуждение, оценка и трансляция опыта социального проектирования и успешных социальных проектов, инновационных стратегий воспитания и технологий обучения, выявление лидеров социального проектирования и предпринимательства, — вот цель Макаренковских чтений.


По вопросам участия в конкурсе и конференции обращаться в Оргкомитет по телефонам: (495) 979-53-96, 345-52-00, 972-59-62;

e-mail: narodnoe@narodnoe.org


ПОЛОЖЕНИЕ о Международном конкурсе имени А.С. Макаренко


1. Общие положения


Конкурс учреждён в 2003 году

Автономной некомерческой организацией «Редакция «Народное образование» и Международной Макаренковской ассоциацией в ознаменование 115-летнего юбилея великого педагога ХХ столетия. Макаренковские мероприятия в регионах проводятся ежегодно 13 марта — в день рождения А.С. Макаренко. Международный конкурс — 1-го апреля — в День памяти великого педагога.

Официальный регламент ежегодно публикуется в журнале «Народное образование». В мероприятиях конкурса могут

участвовать образовательные учреждения, детско-взрослые творческие, воспитательные и учебные коллективы, детские творческие коллективы с педагогами и руководителями, исследователи, специалисты, педагоги и учащиеся.

В рамках конкурса рассматриваются: успешные социальные проекты, опыт и достижения социальных предпринимателей, практики продуктивного и производственного воспитания, организации научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности, опыт и достижения детско-взрослых коллективов (заочно), научно-исследовательские работы и разработки учёных и педагогов (заочно), индивидуальные и групповые работы учащихся любых жанров и направлений по тематике Макаренковсих чтений.


2. Заочные конкурсы в рамках Международного конкурса им. А.С. Макаренко


На финальных мероприятиях конкурса подводятся итоги общероссийского заочного конкурса работ исследователей, педагогов и учащихся, выполненных в форме эссе, статей, докладов, отчётов, разработок, сценариев, продуктов деятельности, зафиксированных в виде фотографий, видеозаписей и т.п. К заочному конкурсному рассмотрению принимаются любые работы, выполненные в период с 2001-го по 2010-й год, примыкающие к тематике Макаренковских чтений, независимо от того, были они опубликованы или нет. Отправка работы на конкурс по умолчанию означает согласие автора на использование присланных материалов по усмотрению оргкомитета.


Темы текущих заочных конкурсов 2010-го года:

● реализованный социальный проект 2010 (описание-презентация);

● замысел социального проекта 2011 (описание-презентация);

● социальный предприниматель 2010 (представление, презентация);

● учебное занятие по социальному проектированию (разработка и/или видеозапись);

● учебное занятие по социальному предпринимательству (разработка и\или видеозапись);

● бизнес-план школы;

● бизнес-план выпускника школы;

● детская исследовательская работа о малоизвестных страницах жизни, деятельности и творчества А.С. Макаренко;

● фотографии на тему «Какой труд любят дети»;

● лучшее педагогическое изобретение XXI века (эссе);

● лучшее техническое изобретение школьника (описание, патент);

● устав школы-хозяйства — автономного учреждения;

● экономический расчёт школьного производства на основе аэропоники;

● экономический расчёт школьного производства биогумуса;

● экономический расчёт школьного производства макарон;

● самый прибыльный школьный бизнес (описание, расчёты).

● фотоотчёт по ходу и результатам исследо-вательского проекта;

● репортаж об исследовательской экспедиции;

● фоторепортаж об экспедиции;

● иллюстрация к «Педагогической поэме»;

● школьное сочинение по мотивам «Педагогической поэмы»;

● педагогическое сочинение, эссе «Макаренко в моей судьбе»;

● методическая разработка педагогического совета «Наследие А.С. Макаренко и развитие современной школы»;

● методическая разработка родительского собрания «Воспитание ребенка в семье: чем может помочь А.С. Макаренко»;

● сценарий школьного праздника, посвященного А.С. Макаренко и его «Педагогической поэме»;

● «Самоуправление, которое само управляет» (описание эффективной модели самоуправления и практики ее реализации);

● литературное произведение о современной школе «Педагогическая поэма» продолжается»;

● методическая разработка учебного занятия с использованием форм и методов продуктивного обучения (по любому учебному предмету);

● разработка учебного занятия «Как развивать свою страну»;

● эссе «Наша школа строит свою страну»;

● психологическое исследование воспитательных эффектов современного производства;

● психологическое исследование обучающих эффектов современного производства;

● исследование психологического содержания детского труда;

● разработка учебного занятия по интеллектуальному предпринимательству;

● разработка учебного занятия по экономике знаний;

● разработка учебного занятия по управлению знаниями;

● разработка учебного занятия по теме «Оборот интеллектуальной собственности»;

● лучшее педагогическое изобретение XIX века (эссе);

● лучшее педагогическое изобретение XX века (эссе);


Работы на конкурс предоставляются только в электронной форме до 20 марта 2011-го года по адресам: narodnoe@narodnoe.org, sistema825@yandex.ru.

Победители заочных конкурсов будут приглашены на финал Международного конкурса им. А.С. Макаренко для награждения и обучения (повышения квалификации) у ведущих специалистов по заявленной тематике.


Организационный взнос для всех участников заочных конкурсов составляет 450 рублей (расходы на экспертную оценку работ и на публикацию работ-победителей).


^ Заочный конкурс «Педагогическая туфта»


Цель конкурса: противодействие псевдоинновациям на всех уровнях образовательной системы — школьном, муниципальном, региональном, федеральном. Примеры: школьный праздник Пасхи «Крутое яйцо», клуб КАЮК (клуб активных юных краеведов), детская организация «Президентская тусовка», муниципальная «Схема скопления детей во внеурочное время», региональный проект «Блочные инновации в модулях воспитания» и т.п.

Всем миром выявляем некомпетентность, низкий уровень общей и педагогической культуры, оригинальничанье, суетливый авангардизм, имитацию деятельности. Любая псевдоинновация, опубликованная в печати или размещенная в Интернете, должна получить заслуженную экспертную оценку. Предлагаем вам, дорогие наши читатели, присылать подобные «тексты» с обязательным указанием источника (печатного или сетевого) на наш адрес: narodnoe@narodnoe.org.

Гарантируем вам конфиденциальность, если вы по тем или иным причинам не желаете обнародования вашей фамилии. А тех, кто пришлет самые «лучшие» образовательные псевдоинновации, обязательно поощрим. Поставщики информации о «педагогической туфте» освобождаются от уплаты организационного взноса.


3. Научно-практическая конференция


В рамках конкурса проводится ежегодная научно-практическая конференция — «Макаренковские чтения», основная цель которых — организация взаимодействия теории и практики эффективного воспитания.


Предполагается работа следующих секций:


1. Социальная инженерия А.С. Макаренко как опыт развития страны.

2. Социальное проектирование и предпринимательство как пространство воспитания.

3. Воспитательные и обучающие эффекты современного производства.

4. Молодёжное интеллектуальное предпринимательство: шаг к экономике знаний.

5. Воспитательный потенциал научно-технического творчества детей и молодёжи.

6. Нормативно-правовая база деятельности школы-хозяйства и детского труда.

7. Психологическое содержание производственной деятельности детей и её вклад в становление личности.

8. Состояние и перспективы педагогической инноватики в РФ.

9. Проблемы и перспективы педагогической прозы — появится ли новая «Педагогическая поэма».


К участию в Макаренковских чтениях приглашаются коллективы и специалисты. Предложения по организации дополнительных секций, круглых столов, мастер-классов необходимо представить в оргкомитет до 25.03.11.

В процессе работы будут подведены итоги всероссийских заочных конкурсов.

По результатам работы будет издан альманах «Макаренко» с лучшими статьями, докладами и конкурсными работами. Материалы по тематике чтений (объёмом до 30 000 знаков) направляются в Оргкомитет не позднее 25.03.11.

В рамках Макаренковских чтений проводятся курсы повышения квалификации для директоров школ и их заместителей по тематике социального проектирования, социального предпринимательства и педагогической инноватики.


4. Цели и задачи Конкурса образовательных учреждений


● Актуализация педагогического наследия А.С. Макаренко в современных условиях, развитие Макаренковского педагогического движения.

Развитие и сопровождение практик социального предпринимательства.

Развитие и сопровождение педагогической инноватики, преодоление имитационных практик.

● Cоздание условий для реализации права ребёнка на добровольный и привлекательный для него труд.

● Выявление, поддержка и распространение систем, практик и технологий воспитания, опирающихся на социальное предпринимательство, производственную занятость детей и молодёжи.

● Выявление, поддержка и распространение успешного опыта самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, создания школьных предприятий и производств, развития учебно-производственной инфраструктуры.

● Поддержка и развитие научно-технической, исследовательской и проектной деятельности детей и молодёжи, распространение успешного опыта интеграции различных форм продуктивной занятости

● Выявление и распространение опыта правильного юридического оформления приносящей доход деятельности, положительной практики ведения бухгалтерского и налогового учёта.

● Содействие развитию общественных и государственных институтов и инициатив, законодательных норм и социальных технологий, обеспечивающих продуктивную занятость детей и молодёжи.

● Создание условий для обмена опытом успешной внебюджетной деятельности между образовательными учреждениями.

● Формирование в общественном сознании понимания значимости и незаменимости производственного труда как инструмента воспитания.


5. Попечительский совет Конкурса


5.1. Попечительский совет создаётся для содействия в реализации целей и задач Конкурса и для надзора за расходованием средств, привлекаемых на организацию и проведение Конкурса.


5.2. В Попечительский совет Конкурса приглашаются представители общественных и государственных организаций, готовые содействовать развитию воспитания на основе продуктивной занятости детей и молодёжи.


6. Учредители и организаторы Конкурса


6.1. Конкурс предусматривает открытое учредительство. Постоянными учредителями Конкурса являются:

● АНО «Издательский дом «Народное образование»;

● Международная Макаренковская ассоциация;

● Министерство образования и науки РФ (по согласованию);

● Министерство труда и социального развития (по согласованию);

● Российская академия образования (по согласованию);

● Российское Педагогическое общество (по согласованию);

● Семья (наследники) А.С. Макаренко.


6.2. Соучредителем очередного финала Конкурса становится любое физическое или юридическое лицо, внёсшее существенный вклад в формирование Наградного фонда Конкурса.


6.3. Совет учредителей состоит из одиннадцати членов. В него входят представители постоянных учредителей конкурса и соучредителей, сделавших наибольший взнос в Наградной фонд Конкурса в текущем году.

Совет учредителей:

● утверждает условия проведения Конкурса и критерии оценки деятельности участников;

● утверждает состав Экспертной комиссии Конкурса;

● утверждает размер и формы вознаграждения победителям Конкурса.


6.4. Организаторы Конкурса.


Постоянными организаторами Конкурса являются Автономная некоммерческая организация «Издательский дом «Народное образование» и Международная Макаренковская ассоциация (e-mail: narodnoe@narodnoe.org).

Соорганизаторами очередного финала Конкурса являются региональные управления образованием, где проводятся мероприятия в текущем году, и организации, готовые внести существенный организационный вклад в его проведение. Организаторы Конкурса назначают исполнительную дирекцию для подготовки и проведения Конкурса, обеспечивают условия для её деятельности; разрабатывают условия проведения Конкурса.


6.5. Исполнительная дирекция Конкурса:


● осуществляет организационную работу по проведению Конкурса;

● создаёт Экспертную комиссию Конкурса, определяет порядок её деятельности, организует экспертизу деятельности участников на основе представленных документов и конкурсных презентаций;

● разрабатывает критерии оценки деятельности образовательных учреждений и выполнения конкурсных заданий;

● осуществляет подготовку необходимой для проведения Конкурса документации;

● принимает и рассматривает конкурсные заявки в соответствии с настоящим Положением;

● осуществляет работу по формированию бюджета Конкурса;

● организует информационную поддержку Конкурса.


6.6. Организаторы и Исполнительная дирекция Конкурса обязаны:


● создать равные условия для всех участников Конкурса;

● обеспечить гласное проведение Конкурса;

● соблюдать конфиденциальность сведений о промежуточных и окончательных результатах Конкурса до даты официального объявления его результатов.


7. Бюджет Конкурса


7.1. Бюджет Конкурса формируется из:

● организационных взносов участников;

● благотворительных взносов;

● учредительских взносов;

● целевых взносов на проведение Конкурса.


7.2. Для сбора средств на организацию Конкурса и формирования Наградного фонда используются расчётные счета организации, выполняющей обязанности исполнительной дирекции Конкурса, если иное не предусмотрено решением учредителей.


7.3. Основная часть средств, собранных на нужды Конкурса (не менее 80% от общего бюджета Конкурса), предназначена для формирования Наградного фонда.


7.4. Сумма расходов на организационные и информационно-рекламные мероприятия не должна превышать 20% от общего бюджета Конкурса.


7.5. Средства, не истраченные на проведение Конкурса до конца отчётного периода, используются на организацию Конкурса в следующем году.


8. Участие в Конкурсе


8.1. В Конкурсе участвуют образовательные учреждения любой организационной формы, детско-взрослые коллективы разного профиля, научно-исследовательские работы и разработки учёных и педагогов, индивидуальные и групповые работы учащихся любых жанров и направлений по тематике Макаренковсих чтений2.


8.2. Для участия в Конкурсе необходимо: ● направить в адрес Организатора заявку на участие в свободной форме и комплект конкурсных материалов;

● предложить собственную программу или форму поддержки и развития Макаренковского педагогического движения.


9. Заявки на участие в Конкурсе


9.1. Образовательное учреждение оформляет заявку на участие в Конкурсе в свободной форме и прилагает к ней комплект конкурсных материалов.


9.2. Комплект конкурсных материалов может содержать:


краткую характеристику образовательного учреждения;

● описание концептуальной модели обеспечения производственно-воспитательного процесса;

● документы, отражающие реальную внебюджетную финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения;


9.3. Текст заявки и другие материалы заверяются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя образовательного учреждения и предоставляются на бумажных и электронных носителях (Word, на дискете или по электронной почте).


9.4. Заявка присылается по адресу организатора Конкурса: 109144, Москва, ул. Люблинская, 157, корпус 2; e-mail: narodnoe@narodnoe.org.


9.5. Заявки на участие в Конкурсе проверяются исполнительной дирекцией на соответствие целям и задачам Конкурса и передаются экспертам для оценки.


9.6. Материалы и документы, представленные на Конкурс, не возвращаются. Наиболее интересные материалы публикуются в журналах «Народное образование», «Школьные технологии», «Сельская школа», «Воспитательная работа в школе», «Социальная педагогика».


9.7. Заявки на участие в Конкурсе и конкурсные материалы принимаются до 20 марта 2010 г.


10. Экспертная комиссия Конкурса


Экспертная комиссия Конкурса — группа специалистов, осуществляющая оценку представленных на Конкурс документов и материалов, определяющая победителей в первом и втором турах Конкурса.

Состав Экспертной комиссии определяется Организатором Конкурса и утверждается учредителями. В её состав входят специалисты в области экспертизы образования, видные педагогические деятели, официальные лица.

В состав Экспертной комиссии входят руководители образовательных учреждений, занявших призовые места на предыдущих конкурсах.


11. Мероприятия Конкурса и оценка достижений участников


11.1. Конкурс организуется в два тура.


Первый — отборочный — тур проводится заочно на основе представленных документов и материалов. Победители первого тура Конкурса определяются до 25 марта текущего года и приглашаются на финал Конкурса.


Второй — финальный — тур проводится очно с 1-го по 5-е апреля. Во втором туре определяются участники, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места в Конкурсе, а также победители в отдельных номинациях.


В первый день финала проводится установочная сессия участников Конкурса и открываются Макаренковские чтения.

Объявление результатов и награждение победителей происходят на итоговой сессии Конкурса и Макаренковских чтений.

Участники присылают заявку и конкурсные материалы только в электронной форме.


^ 11.2. Финальный тур Конкурса проводится в форме мастер-классов участников в ходе Макаренковских чтений по трём аспектам деятельности:

1) воспитание и производство;

2) обучение и производство;

3) финансово-хозяйственная деятельность образовательного учреждения.

Участники представляют свою деятельность и её результаты, защищают хозяйственно-педагогические проекты, обосновывают и доказывают научно-практическую состоятельность своей организации дела, отвечают на вопросы участников, экспертов и зрителей.


11.3. Оптимальный состав делегации участников — 3 человека: руководитель (заместитель), мастер-наставник, учащийся.


11.4. Экспертная комиссия Конкурса рассматривает содержательные аспекты представленных материалов и выступлений участников.

Оцениваются:

● постановка производственного воспитания и качество продуктивной занятости учащихся;

● интеграция продуктивной занятости учащихся и учебного процесса;

● реализация педагогических идей А.С. Макаренко в воспитании и обучении;

● организация внебюджетной деятельности и качество её педагогического, юридического и планово-экономического обеспечения;

● учебно-производственная инфраструктура образовательного учреждения, создаваемая за счёт собственных средств;

● предпринимательские проекты и их реализация (в форме защиты);

● учебные предприятия и другие формы деятельности образовательного учреждения, направленные на обеспечение занятости детей и молодёжи делом;

● мастер-классы для участников Конкурса и Макаренковских чтений;

● другие аспекты деятельности образовательного учреждения, предлагаемые участником для рассмотрения.

Формализованный набор критериев оценки деятельности участников обсуждается и принимается участниками финала на установочной сессии.


11.5. По результатам заочного тура Конкурса отбираются образовательные учреждения — финалисты конкурса им. А.С. Макаренко. В адрес учреждений, прошедших отборочный тур, направляется приглашение на участие в финале конкурса. Финалисты конкурса претендуют на 1-е, 2-е и 3-е места в Конкурсе и на специальные награды, учреждённые государственными и общественными организациями, российскими и международными фондами, российскими предпринимателями.


^ 12. Результаты Конкурса и награждение победителей


12.1. Победители определяются Экспертным советом Конкурса.


12.2. По итогам Конкурса организуется серия публикаций в периодических СМИ.


12.3. Победители, занявшие первые три места, получают призы в денежной или имущественной форме, что определяется Учредителями Конкурса. Размер вознаграждений участникам и порядок их вручения определяются исходя из бюджета Конкурса.


12.4. Попечители и учредители Конкурса, российские предприниматели и другие заинтересованные лица имеют право учреждать собственные — специальные — вознаграждения для образовательных учреждений — Участников Конкурса, для руководителей образовательных учреждений и педагогов-организаторов.

Перечень номинаций специальных премий и призов объявляется в начале финала Конкурса. Победители в таких номинациях определяются учредителем специального вознаграждения.


^ СЛЕДУЕТ ГОТОВИТЬ МАТЕРИАЛЫ

именно на Международный конкурс им. А.С. Макаренко


Ежегодная работа в жюри конкурса имени А.С.Макаренко предполагает рассмотрение конкурсных материалов множества школ и других образовательных учреждений — претендентов на победу. Независимо от занятого места, участие в конкурсе должно быть полезно образовательному учреждению. И дело не только в общении с коллегами и единомышленниками и в обмене опытом: важное значение имеет внутренний педагогический и экономический аудит своей школы, который проводится при подготовке конкурсных материалов. Для этого необходимо подходить к подготовке документов максимально неформально, учитывая следующие рекомендации.


^ 1. Это не конкурс «Лучшие школы России»

Цели и задачи конкурсов в рамках нацпроекта «Образование», конкурса «Лучшие школы России» и конкурса имени А.С.Макаренко значительно различаются. Поэтому необходимо внимательно читать конкурсную документацию и готовить документы именно на данный конкурс. Из конкурсных материалов претендента должно быть понятно, насколько образовательное учреждение соответствует критериям, изложенным в конкурсной документации.

Если участник конкурса решает облегчить себе задачу и просто направляет документы, которые он раньше представлял на другие конкурсы, то это «работает» отрицательно. Во-первых, многие члены жюри были в жюри и других конкурсов (в том числе конкурса инновационных школ). Во-вторых, среди таких материалов ещё не были представлены программы развития школ, отвечающих критериям конкурса. В-третьих, становятся совершенно очевидными причины участия в конкурсе: чтобы материалы зря не пропадали, можно поучаствовать ещё в одном конкурсе. А когда всё это становится понятно, то шансов на высокую оценку представленных материалов практически не остаётся.

^ 2. Перечень документов открытый

В конкурсе им. А.С.Макаренко отсутствует жёстко заданный перечень материалов, которые надо представить на конкурс — перечень лишь рекомендательный. Среди таких документов может быть и программа развития школы с её краткой характеристикой, описание концептуальной модели обеспечения производственно-воспитательного процесса, описание результатов финансово-хозяйственной деятельности, производственно-воспитательный бизнес-план. Главное, чтобы были раскрыты аспекты деятельности образовательного учреждения, которые подлежат оценке экспертами.

^ 3. Поделитесь успешным опытом!

Успешный опыт школ-хозяйств, становящихся, как правило, победителями или лауреатами конкурса, обязательно нужно распространять. Для этого и нужны конкурсные материалы, из которых заинтересованные читатели (а не только члены жюри!) могли бы понять, что же именно сделано в учреждении, в чем «изюминка». Очень хорошо, если из присланных на конкурс документов можно найти ответы на вопросы:

что меняется в учреждении, если реализуется описываемый опыт?

какие аспекты функционирования образовательного учреждения меняются и к чему эти изменения ведут?

почему это необходимо делать?

Ведь именно на эти вопросы должны получить ответы не только члены жюри, но и руководители учреждений, и педагогические работники, для того чтобы использовать этот опыт в своей практической деятельности.

Дав ответы на эти вопросы, можно переходить к описанию того, что именно необходимо изменить в деятельности учреждения и каким образом необходимо реализовывать изменения. Ответы на эти вопросы позволят понять технологию, реализуемую в конкретном образовательном учреждении. Наиболее интересные технологии публикуются в журналах и, в случае их успешного внедрения в практику деятельности других учреждений институциализируются, расширяя и укрепляя макаренковское движение в целом.


^ 4. Лучше меньше, да лучше

Надо понимать, что члены жюри — тоже люди, и им должно быть интересно изучать конкурсные материалы. Поэтому не надо «воды» и наукообразности; если есть интересные мысли по теме, то они должны быть чётко изложены. Желательно также их обосновать, однако обоснование не должно сводиться к цитированию классиков. Ещё важнее, чтобы фактическое состояние дел не расходилось с теоретическим обоснованием, т.е. практика должна соответствовать теории.

В описании идей, реализуемых учреждением и технологий, с помощью которых эти идеи реализуются, абсолютно не требуется наукообразность. Более того, она даже вредна для конкурсанта, так как жюри может задать элементарные для академика или доктора наук вопросы, на которые в ходе презентации не будет дан ответ. А читателям эта наукообразность просто помешает понять идеи, даже если они будут все же опубликованы.


^ 5. Презентация — подготовленная импровизация

У победителя конкурса качественно подготовлены конкурсные материалы, раскрывающие интересный опыт деятельности образовательного учреждения, и жюри и участники конкурса, зрители становятся свидетелями живого, интересного выступления конкурсанта. Самые интересные выступления могут быть в последний день, когда жюри уже в смятении, не видя явного победителя. Конкурсные материалы могут быть прекрасно подготовлены у многих участников, а вот ярких выступлений на каждом конкурсе бывает немного; как правило, именно эти участники и становятся победителями конкурса (причём мнение жюри не расходится с мнением зрителей, а первое место может быть разделено при отсутствии явного лидера). Остальные призовые места в равной мере зависят от качества подготовки материалов и убедительности выступления на конкурсе. Однако при этом важно не ораторское мастерство, а содержание выступления!

^ 6. Педагогическая целесообразность экономической деятельности

Участники конкурса должны объяснить, зачем они осуществляют приносящую доход деятельность. ^ Главное — не вал внебюджетных доходов, а педагогическая целесообразность ведения такой деятельности. Странно видеть среди участников конкурса школы, ставящие своей главной целью расширение платных образовательных услуг. В то же время трудовое обучение без продуктивной деятельности, имеющей вполне конкретное экономическое измерение, также не может рассчитывать на высокую оценку.

У многих конкурсантов экономический раздел материалов вызывает наибольшие затруднения: с одной стороны — необходима увязка с концептуальной моделью обеспечения производственно-воспитательного процесса, с другой стороны, материалы должны показывать масштабы такой деятельности (если участники пытаются приукрасить свои результаты, это всегда выявляется). Важное значение также имеет качество экономико-правового оформления производственной деятельности, так как именно здесь скрывается интересный коллегам опыт, особенно в условиях казначейского исполнения бюджетов.

^ 7. Критерии, показатели, документы

Исполнительной дирекцией конкурса, согласно Положению, были сформулированы и утверждены критерии оценки, позволяющие комплексно оценить соответствие и успешность деятельности образовательного учреждения условиям конкурсного отбора. Критерии представляют собой направления, успешный опыт по которым интересен многим образовательным учреждениям и публикуется на страницах журналов «Народное образование», «Школьные технологии», «Сельская школа».

Критерии оценки раскрываются через систему показателей, а исходные данные члены жюри берут из предоставленных конкурсантами документов. В таблице представлена система примерных критериев и показателей с указанием документов, в которых жюри ожидает увидеть соответствующую информацию.


Критерии оценки

Основные показатели критерия

Подтверждающие документы

1. Качество производственной деятельности в её воспитательном измерении

Системность производственной деятельности.

Вовлечённость учащихся в производственную деятельность и управление ею.

Качество организации воспитательной системы

Концептуальная модель обеспечения производственно-воспитательного процесса.

Производственно-воспитательный бизнес-план образовательного учреждения на 5 лет.

Производственная история учреждения.

Данные о результатах производственной деятельности и о производственном процессе.

Описание воспитательной системы.

Сведения о вовлечённости учащихся в производственную деятельность

2. Интеграция производственной занятости и учебного процесса

Включённость в учебные планы производственной деятельности

Концептуальная модель обеспечения производственно-воспитательного процесса.

Производственная история школы.

Информация о структуре производств. деятельности.

Учебные планы образовательного учреждения

3. Реализация педагогических идей А.С. Макаренко

Уровень использования педагогической системы А.С. Макаренко

Концептуальная модель обеспечения производственно-воспитательного процесса

4. Организация экономической деятельности и её правовое оформление

Масштабы экономической деятельности.

Грамотность используемых схем правового оформления деятельности.

Оптимизация оформления экономической деятельности

Документы, отражающие реальную внебюджетную финансово-хозяйственную деятельность школы.

Сметы доходов и расходов.

Информация о налогообложении образовательного учреждения.

Положения о производственной деятельности

5. Развитие учебно-производственной инфраструктуры за счёт заработанных средств

Динамика развития экономической деятельности.

Вложения заработанных средств в развитие учебно-производственной деятельности

Результаты финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения.

Сметы доходов и расходов, балансы.

Информация о капитальных вложениях, приобретении оборудования

6. Эффективность предпринимательских проектов и хозяйственной деятельности, качество бизнес-планов

Степень достижения запланированных результатов.

Грамотность составления бизнес-планов

Производственно-воспитательный бизнес-план образовательного учреждения.

Документы, отражающие реальную внебюджетную финансово-хозяйственную деятельность школы

7. Технологичность и интеллектуальная ёмкость хозяйственной деятельности

Степень технологичности производства.

Внедрение инноваций, использование современных технологий

Производственно-воспитательный бизнес-план образовательного учреждения.

Характеристика образовательного учреждения.

Производственная история образовательного учреждения

8. Общественное признание образовательного учреждения

Распространение идей А.С. Макаренко.

Степень влияния учреждения в социокультурной среде района, региона.

Победы в конкурсах, других мероприятиях

Характеристика образовательного учреждения.

Видео и/или фотоматериалы, другие информационно-документальные материалы.

Грамоты, публикации и т.п.

Отзывы общественности (письма поддержки)


Ориентируясь на указанные критерии, участниками в материалах и в выступлении раскрывается успешный собственный опыт и даются ответы на следующие основные вопросы, которые интересны участникам конкурса, читателям журнала «Народное образование» и членам жюри особенно:


^ 1. Качество производственной деятельности в ее воспитательном измерении.

В чем же конкретно заключается производственная деятельность, насколько взаимосвязана с воспитательным процессами?

Производство только для извлечения прибыли (покрытия нужд учреждения) или играет и воспитательную роль?

Ученики (воспитанники) – «рабы» или труд их доброволен?

Какова динамика развития производственной деятельности?

Есть ли сложности и как они преодолеваются?

Какие педагогические находки рекомендуются к внедрению другими учреждениями?


^ 2. Интеграция производственной занятости и учебного процесса

Связана ли производственная деятельность и учебный процесс?

Чему в результате научились учащиеся?

Каким образом документально оформляется интеграция производственной деятельности в учебный процесс?

Какие успешные находки могут быть применены в образовательном процессе других школ, профессиональных училищ?


^ 3. Реализация педагогических идей А.С. Макаренко

Используются ли педагогические идеи А.С. Макаренко и нужны ли они в деятельности конкретного учреждения?

Что нового привнесено, чем дополнены, каким образом развиты и обогащены педагогические идеи А.С. Макаренко с учетом иных социально-экономических условий, нового педагогического опыта?


^ 4. Организация экономической деятельности и ее правовое оформление

Каким образом документально оформляется производственная деятельность учреждения, какие сложности при этом возникают?

В чем проблемы организации экономической деятельности, каким образом они решаются?

Какие налоги уплачиваются образовательным учреждением, можно ли оптимизировать налогообложение?

Какие схемы правового оформления деятельности используются и можно ли их рекомендовать другим учреждениям?

Какие перспективы оптимизации оформления экономической деятельности?


^ 5. Развитие учебно-производственной инфраструктуры за счет заработанных средств

Какова динамика развития экономической деятельности?

Во что вкладываются заработанные средства?

Каким образом и за счет каких средств осуществляется развитие учебно-производственной деятельности?


^ 6. Эффективность предпринимательских проектов и хозяйственной деятельности, качество бизнес-планов

Нужен ли учреждению бизнес-план и, если нужен, то для чего?

Каким образом бизнес-план можно увязать с воспитательной деятельностью:

Определена ли стратегия и тактика развития производственной деятельности образовательного учреждения?

Рентабельна ли производственная деятельность учреждения с учетом всех затрат (включая рабочую силу)?

Какие направления производственной деятельности наиболее рентабельны?

Насколько обоснованно решение развивать то или иное направление производственной деятельности?


^ 7. Технологичность и интеллектуальная емкость хозяйственной деятельности

Какова степень технологичности производства?

Внедряются ли инновации, если да, то в чем они заключаются, можно ли их рекомендовать к использованию другими учреждениями?

Используются ли современные технологии в производственной деятельности, можно ли рекомендовать использовать другим учреждениям?

Каковы перспективы развития хозяйственной деятельности с учетом использования современных технологий?


8. Общественное признание образовательного учреждения

Осуществляется ли учреждением распространение идей А.С. Макаренко?

Есть ли последователи учреждения, перенимающие воспитательные, производственные технологии?

В чем заключается общественное признание учреждения, помогает ли это ему в деятельности?