bigpo.ru
добавить свой файл
1
Доклад

Районного семинара «Социализация младших школьников»

«Формирование социальной активности младших школьников через классное самоуправление»

Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности.

В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим классным коллективом. Развитие самоуправления помогает им понять всю сложность социальных отношений, сформировать социальную позицию, определить свои возможности в реализации лидерских функций.

Ученическое самоуправление как форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей, при определенных условиях может способствовать решению проблемы формирования и развития социальной активности личности.

Таким образом, самоуправление в классном коллективе можно определить как действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества, по планированию, организации и анализу жизнедеятельности в классе, направленной на создание благоприятных условий для общения и развития одноклассников и решение других социально ценных задач.

В нашем классе самоуправление развивается успешно, учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленных проблем. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Ученическое классное самоуправление развивается, решая все большее количество задач, касающихся жизни и деятельности учащихся.

Цели самоуправленческой деятельности.

Во-первых, содействие развитию ребенка. Участие школьников в работе самоуправления помогает сформировать у себя и своих товарищей такие качества человека, как самостоятельность, активность, ответственность, инициативность, дисциплинированность и многие другие.

Во-вторых, организация эффективного функционирования учебной группы. Без самоуправления вряд ли возможно успешное выполнение возложенных на классное сообщество функций, начиная от обеспечения дисциплины и порядка в классе и завершая созданием условий для профессионального и личностно-гражданского самоопределения учащихся.

В-третьих, формирование у школьников готовности и способности играть свою роль в системе социальных ролей человека. Самоуправление позволяет ребенку расширить пространство для проявления своей активности.

Мы придерживаемся сформулированных для себя правил:

  • Не требуй от ребят того, чего не выполняешь сам;

  • Гарантируй помощь каждому при подготовке дела;

  • Выстраивай доверительные отношения с детьми;

  • Избегай мелких несущественных замечаний.

Самоуправление в классном коллективе направлено на решение следующих задач:

  1. Создание условий для самовыражения, самоутверждения каждой личности через участие в различных видах деятельности.

  2. Стимуляция социального творчества, инициативы, формирования активной гражданской позиции детей.

  3. Формирование умения действовать в интересах совершенствования не только своей личности, но и общества (класса, школы).

  4. Воспитание достойных творческих лидеров.

Задача всех органов самоуправления под руководством совета класса состоит в том, чтобы организовать такой образ жизни в стенах класса, где всё – для ученика и всё, что делается, – исходит от ученика.

Детский коллектив – это маленькая страна, в которой необходимо построить жизнь так, чтобы каждый чувствовал необходимость и нужность другого.

В основу воспитания младших школьников легла игровая модель города. Она создала организационный каркас, позволяющий иметь высокую степень свободы и гибкость при разработке конкретных воспитательных дел. Модель становится по-настоящему жизнеспособной, когда воспитательные цели совпадают с внутренними ожиданиями школьников «Мне интересно, я хочу участвовать»,- именно это условие, на мой взгляд, является решающим при реализации воспитательного потенциала. Создались микроколлективы учащихся и их родителей по взаимной симпатии для реализации общих дел, заложенных в модели. Игровая модель отражает неповторимую «личную» жизнь маленьких жителей ВеГа «Великая Галактика». Для каждой микрогруппы созданы творческие поручения и механизм их чередования. Различны способы «запуска» и подведения итогов творческих поручений, на основе которых складываются традиции и заповеди, регулирующие жизнь обитателей города.

В нашей школе каждый класс-город. Каждому городу нужны органы самоуправления. Поэтому разыгрываем ситуацию «Если бы я был министром, то какое бы министерство я возглавил». Исходя из этого, в классе созданы министерства:


^ Министерство права представляют ребята, которые выполняют следующие поручения: дежурство по классу, по этажу, по столовой и гардеробу. В функцию ребят входит не только организация и выполнение этой работы, но изучение ребят к выполнению своих обязанностей, выпуск газет по результатам дежурства, организация сюрпризных моментов во время дежурства (поздравление с днем рождения педагогов, поздравление с праздниками, чествование победителей и т.д.), сохранность и ремонт мебели класса. Они же подводят итоги и вклеивают значки в «портфель достижений».

^ Министерство милосердия– ребята фиксируют пропуски занятий учащихся класса, сотрудничают с медицинским работником, информируют о заболеваемости учащихся класса, организуют посещения ребят, которые находятся на лечении в больницах или дома, готовят устные журналы и газеты, собирают интересную информацию под рубрикой «Это знать важно», готовят сообщения для ребят во время эпидемий болезней.

^ Министерство творчества– учащиеся, которые любят писать стихи и имеют литературные способности, желающие участвовать в разработке всех мероприятий класса. Они подбирают материал для сценариев, ведут концерты и праздники, анализируют рейтинг внеклассных мероприятий.

^ Министерство экологии– забота о насаждениях класса, разведение растений, организация и проведение экскурсий в природу, подготовка «зеленых» сюрпризов к дням рождениям одноклассников и педагогов.

^ Министерство образования – помощь в учебной работе отстающим одноклассникам, анализ причин, отставания учащихся, помощь классному руководителю в организации учебной деятельности учащихся.

^ Министерство Спорта- формирование у учащихся здорового образа жизни, приобщение к спорту и физической культуре, воспитание уважения к себе, своему здоровью и здоровью окружающих. организация и проведение спортивных мероприятий; ведут пропаганду спортивных достижений учащихся.

На классном собрании принимаются правила выполнения поручений:

  1. Относись к выполнению порученного дела ответственно.

  2. Выполняй поручения с удовольствием.

  3. Помни, что выполнением поручения ты помогаешь окружающим.

  4. Если трудно, обращайся за помощью.

  5. Спеши делать добро!

Нами разработаны правила жизни в классном коллективе.

1. Утром рано просыпайся, Хорошенько умывайся. Одевайся аккуратно. Приучай себя к порядку.

2. Чтобы умным, добрым стать. Лишь пятёрки получай. Книжки добрые люби, с математикой дружи.

3. Не дразнись, не зазнавайся. В школе всем помочь старайся. Зря не хмурься, будь смелей. И найдёшь себе друзей.

4. Старших всех ты уважай, И в труде им помогай. Пой, танцуй ты, отдыхай. И культуру соблюдай.

Сформулированы законы коллектива

  1. Закон правды: Запомни, правда, нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям. Будь правдив!

  2. Закон добра: Будь добр к ближнему, и добро вернется к тебе.

  3. Закон заботы: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим людям. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.

  4. Закон любви: Любовь — одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств, не стесняйся ее.

  5. Закон милосердия: Тебе сегодня хорошо, но рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах. Не забывай о них!

  6. Закон памяти: Народ, забывший свою историю, умрет. Помни о своем народе и своей истории.

  7. Закон уважения: Хочешь, чтобы тебя уважали, уважай человеческое достоинство других.

  8. Закон старости: Помни: старость уважается у всех народов, будь цивилизован.

  9. Закон свободы: Каждый человек хочет быть свободен. Отстаивая свою свободу, не забывай о свободе другого человека.

  10. Закон смелости: Вчера ты струсил, но сегодня ты у нас в коллективе. Будь смел!

  11. ^ Закон чести: Вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.

В конце недели подводятся итоги творческих поручений жизни обитателей города. Главным итогом и практическим результатом обращения к игровой модели становится деятельная активность всех участников воспитательного процесса, личностная привлекательность и удовлетворенность детей и взрослых процессом и результатом творческого сотрудничества.

Немаловажную роль в организации самоуправления в классе, конечно же, играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее. На моих родительских собраниях практически всегда бывает 100% явка. Как я добиваюсь этого. Ответ очень прост. На каждом собрании новая, интересная, глубоко волнующая как меня, так и родителей тема. Большая, серьёзная, совместная подготовительная работа к родительскому собранию.

Естественно, участие родителей в жизни класса не ограничивается только посещением родительских собраний, ремонтом класса, непосредственным участием в школьных мероприятиях, оно гораздо шире: походы, поездки на экскурсии и многое другое. Здесь, как вы видите, прослеживается связь, которая никогда и нигде не должна прерываться: школа – ученик – родители.

Таким образом можно сделать вывод.

  • Самоуправление в школе - необходимый компонент современного воспитания.

  • Самоуправление способствует личностному росту младших школьников, развитию их ответственности и самостоятельности.

  • Наиболее успешным является разноуровневый подход в организации самоуправления, когда учитываются личностные потребности школьников, определяющие их цели в среднем и старшем звене.

  • Самоуправление способствует раскрытию школьников как мыслителей.

  • Самоуправление формирует готовность участвовать в различных проектах.

А это и есть формирование социальной активности.

Спасибо за внимание!