bigpo.ru
добавить свой файл
1
Тезисы выступления и.о. руководителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области Шорохова А.М. на расширенном заседании коллегии Федерального казначейства

«Реализация стратегии развития Федерального казначейства по вопросам информационных технологий и защиты информации в Управлении Федерального казначейства по Волгоградской области в 2005 году»

5 апреля 2006 года


Уважаемая Татьяна Геннадьевна, уважаемые члены коллегии!


Реализации Стратегии развития Федерального казначейства по вопросам информационных технологий и защиты информации в Управлении Федерального казначейства по Волгоградской области в 2005 году осуществлялась в плановом порядке, комплексно, совместно с решением задач, поставленных Федеральным казначейством на 2005 год, а также выполнением других функций по защите информации, определенных управлению ранее.

Из основных направлений работы можно выделить следующие:

переход на единый прикладной программный продукт «Центр-КС»;

внедрение Системы электронного документооборота;

введение в эксплуатацию Уполномоченного удостоверяющего центра Федерального казначейства в управлении;

создание защищенной корпоративной сети управления и отделений;

организация сети шифрованной связи между управлением и Федеральным казначейством;

подготовка к внедрению систем инженерного обеспечения;

повышение квалификации (подготовки) работников территориальных органов Федерального казначейства по вопросам защиты информации;

оказание помощи и контроль состояния защиты информации в территориальных органах Федерального казначейства.

С 2006 года управление перешло на новый программный продукт «Центр-КС». Переход был осуществлен одновременно по нескольким направлениям: учета доходов; учета расходов федерального бюджета и кассового обслуживания бюджетов, что потребовало максимальных усилий со стороны всего коллектива. Благодаря напряженной работе и проявленной инициативе работников внедрение прошло успешно и в установленные сроки. В течение всего периода подготовки управлением осуществлялось конструктивное взаимодействие как с центральным офисом компании «ОТР-2000», так и с ее филиалом в Южном Федеральном округе. Плодотворное сотрудничество продолжается и сейчас в процессе промышленной эксплуатации программного продукта.

С переходом на «Центр-КС» в управлении, ввиду недостаточной технической оснащенности клиентов для внедрения Системы электронного документооборота, была сохранена действующая с 2004 года и установленная всем бюджетополучателям технология сканирования и автоматической обработки платежных документов «БиПринт», значительно сокращающая время и трудозатраты на их обработку.

В сентябре 2005 года в управлении были завершены работы по установке прикладного программного обеспечения Системы электронного документооборота в части взаимодействия с центральным аппаратом Федерального казначейства (это первый контур СЭД), что позволило с 1 января 2006 года обеспечить возможность отправки корреспонденции по электронной почте всеми отделами управления в соответствии с функциями, определенными утвержденной организационно-штатной структурой управления.

Работы по организации Системы электронного документооборота с распорядителями и получателями бюджетных средств, финансовыми органами (это второй и третий контуры СЭД) были завершены 25 декабря 2005 года. Одновременно с сентября 2005 года проходило подключение к Системе электронного документооборота абонентов - получателей средств федерального бюджета. На 1 января 2006 года общее количество подключенных абонентов составило 75, из которых 40 - это все финансовые органы, уполномоченные исполнять местные бюджеты на территории области. В 2006 году из оставшихся 600 получателей средств федерального бюджета управлением планируется подключить еще около 240 абонентов, имеющих для этого технические возможности.

В августе 2005 года в управлении развернут и введен в эксплуатацию Уполномоченный удостоверяющий центр Федерального казначейства.

По состоянию на 1 апреля 2006 года Уполномоченным удостоверяющим центром выданы более 600 сертификатов открытых ключей для пользователей Системы электронного документооборота.

Решение задачи по организации защищенного электронного обмена информацией, в том числе и конфиденциального характера, между Управлением и его 42 отделениями, началось еще в 2000 году. С этой целью создана защищенная корпоративная сеть с использованием аппаратно-программного комплекса шифрования «Континент-К». В качестве транспортной среды для функционирования защищенной корпоративной сети была выбрана сеть Интернет. В настоящее время все отделения имеют возможность постоянно вести электронный обмен документами по высокоскоростным каналам связи.

Наличие защищенной корпоративной сети позволило создать единое информационно-телекоммуникационное пространство для взаимодействия отделов управления и отделений; обеспечить высокую достоверность, целостность и конфиденциальность передаваемой информации; автоматизировать контроль и управление сетевыми ресурсами; организовать межведомственное электронное взаимодействие с информационно-вычислительными центрами Главного управления Банка России по Волгоградской области и финансовыми структурами области.

Вместе с тем, существующая на территории области система информационного взаимодействия управления и отделений реализована на собственных технических решениях. Аналогичная ситуация существует во всех управлениях и обуславливает необходимость создания Системы электронного документооборота на уровне «управление – отделения», что приведет технологию информационного взаимодействия к единому стандарту.

Управлением проводится плановая работа по организации электронного документооборота с администраторами поступлений, которых на территории области более пятисот. Вместе с тем, низкая техническая оснащенность большинства из них, а также отсутствие соответствующих руководящих документов, обязывающих администраторов поступлений передавать информацию в электронном виде, значительно затрудняет работу. На сегодняшний день, реализуя совместные приказы только с Управлением Федеральной налоговой службы и Территориальным управлением Росимущества по Волгоградской области, организован защищенный электронный документооборот путем включения их в нашу корпоративную сеть. С девятью десятками администраторов поступлений как федерального, так и регионального, местного уровней по вышеуказанным причинам информация доводится в электронном виде односторонне, без использования средств шифрования и электронно-цифровой подписи. С остальными администраторами ведется работа по подготовке и заключению соглашений об информационном обмене. Однако их подключение в течение 2006 года в качестве абонентов Системы электронного документооборота возможно при наличии их технической готовности и дополнительной централизованной поставке средств криптографической защиты информации.

В августе 2005 года развернут и введен в тестовый режим работы специальный комплекс, предназначенный для организации шифрованной связи между управлением и Федеральным казначейством, что при промышленной эксплуатации позволит оперативно, в режиме реального времени, производить обмен информацией, содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

Эффективное функционирование как локальных, так и корпоративных вычислительных сетей управления невозможно без создания системы инженерного обеспечения. В этом направлении управлением в 2005 году проделана большая работа, связанная с согласованием в ГЛАВЭКСПЕРТИЗЕ пакета проектно-сметной документации системы инженерного обеспечения информационно-вычислительного комплекса. Несмотря на возникшие осложнения, согласование всего пакета проектно-сметной документации управления в ГЛАВЭКСПЕРТИЗе прошло в установленные сроки. Теперь мы на этапе реализации проекта.

Приказом Федерального казначейства от 28 декабря 2005 года № 353 в организационно-штатную структуру управления были включены Пилотный центр по защите информации и Межрегиональный центр по защите информации, которые де-факто существовали с 1996-1998 годов.

17 июля этого года Пилотному центру исполняется 10 лет. За это время прошли повышение квалификации (подготовку) 1500 руководителей и специалистов территориальных органов Минфина России по четырем учебным программам. В первом квартале 2006 года прошли обучение 72 работника. Программы обучения постоянно корректируются и обновляются с учетом постановки новых задач и реализуемых стратегий.

Межрегиональному центру защиты информации приказом Федерального казначейства определена зона ответственности, в которую входят 40 территориальных органов Федерального казначейства. В конце 2005 года Межрегиональный центр был аккредитован Федеральной службой по техническому и экспортному контролю в качестве органа по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации, а с начала этого года приступил к практической работе по проведению аттестации и инструментальному контролю этих объектов. За 2006 - 2007 гг. планируется аттестовать порядка 30 объектов информатизации в 15 управлениях Федерального казначейства, что позволит сэкономить как минимум 3 миллиона рублей бюджетных средств.

Специалистами центра за относительно небольшой период времени с целью оказания практической помощи в создании системы защиты информации были осуществлены выезды в более чем пятьдесят территориальных органов Федерального казначейства. Центр оснащен полным комплектом специальной аппаратуры для выполнения возложенных задач.

Оба центра ведут постоянную активную аналитическую и методологическую работу по проблемам защиты информации в органах Федерального казначейства. Ежегодно по материалам годовых отчетов территориальных органов Федерального казначейства по защите информации для центрального аппарата готовится Итоговая аналитическая справка. Разработаны, изданы и разосланы во все территориальные органы Федерального казначейства семь сборников методических рекомендаций по различным вопросам защиты информации. По результатам проверок, проводимых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю, а также Федеральной службой безопасности для центрального аппарата Федерального казначейства готовятся аналитические обзоры по выявленным недостаткам и нарушениям, а также разрабатываются рекомендации по их устранению.

С 2000 года на базе управления проведено пять Всероссийских и межрегиональных семинаров-совещаний. Принятые на них решения оказали существенную помощь в совершенствовании и развитии как информационных технологий, так и системы защиты информации органов Федерального казначейства.

В заключение хочется сказать, что эффективное решение задач, стоящих перед Федеральным казначейством, невозможно выполнить без мощной, развитой и защищенной автоматизированной системы обработки и передачи информации.

На наш взгляд успешное выполнение Стратегии развития Федерального казначейства по вопросам информационных технологий и защиты информации на 2005 год позволило внедрить общие технические решения, обеспечивающие процесс исполнения бюджетов всех уровней, что является основой для дальнейшего совершенствования и развития единой информационной системы органов Федерального казначейства.