bigpo.ru
добавить свой файл
1
«Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами привития любви к родному городу Новосибирску»


Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Потому что без знания своих корней, традиций, культуры своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Не случайно и академик Д. С. Лихачев говорил: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

Проблема формирования патриотических чувств у детей дошкольного возраста актуальна и значима. Патриотизм - важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в глубокой осознанной любви к родному краю, городу. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.

Воспитание любви дошкольников к малой Родине – это первый этап в воспитании патриотизма и первых чувств гражданственности. Что же такое малая Родина? Это, то место, где ты счастлив, где живут твои самые родные и близкие люди, это, прежде всего место, где ты родился. Для наших детей это

г. Новосибирск. Почти все наши воспитанники родились в нашем городе. Знакомство дошкольников с родным городом оказалось не такой простой задачей, потому что маленькому ребенку трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности.

Уже несколько лет коллектив МБДОУ “Детский сад № 72 г. Новосибирска целенаправленно работает в направлении воспитания чувства патриотизма дошкольников и на сегодняшний день имеет собственный опыт методических приемов, позволяющих решать задачи, определенные программой «Детство», программы с выраженной гуманистической направленностью. Авторы программы "Детство" делают акцент на приобщение детей к добру, красоте, ненасилию, чувству любви к родному городу, уважение к его традициям, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребёнка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела, участвовать в охране окружающей среды. Красной нитью всего дошкольного возраста в разделе нравственного воспитания программы "Детство" проходит задача необходимости воспитания у детей любви к Родине. Целенаправленное ознакомление ребенка с родным городом мы рассматриваем как составную часть формирования у него патриотизма.

Ежегодно пополняется развивающая среда по знакомству с Новосибирском. В методическом кабинете подобрана методическая литература, наглядные пособия, в помощь педагогам при проведении работы по знакомству с родным городом. В группах оборудованы уголки по патриотическому воспитанию, имеются игры, наглядный материал, оформлены альбомы, есть диски с фотографиями и фильмом. В детском саду разработана система работы по патриотическому воспитанию через знакомство с родным городом. Целью, которой является повышение активности педагогического коллектива, родителей и детей по расширению представлений детей о родном городе, об обычаях и культуре своего народа.

Большая работа проводится с педагогическим коллективом: консультации, семинары- практикумы, круглые столы, дискуссии. Наряду с традиционными формами работы широко используются новые формы, которые обеспечивают обратную связь, позволяют проявить инициативу, творчество: смотры конкурсы, КВНы. Активно внедряется в работу детского сада проектный метод. Был проведён конкурс проектов, среди которых были такие темы: «Город будущего», «Тёплый мир моей семьи», «Улица моего детства», «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами привития любви к родному городу Новосибирску». Наш город Новосибирск расположен в западной части Сибири. В этом году наш город Новосибирск отметил 115-летний юбилей. День рождения города – это особенный праздник. Чтобы подчеркнуть значимость праздника, запечатлеть его в памяти детей в нашем детском саду прошли яркие и интересные мероприятия.

Знакомство с городом мы начали со своего детского сада, со своей улицы, со своего района. Ездили с детьми на экскурсию в картинную галерею, областной краеведческий музей, музей игрушки, планетарий, в зоопарк, ботанический сад, автогородок, сосновый бор. Для закрепления полученных знаний проводили занятия по рисованию на темы: "Улицы нашего города", "Мы живем в Новосибирске и др.". С нашей помощью дети открывают красоту родного города, удивляются тому новому, которое, казалось бы, давно им известно. При ознакомлении ребенка с родным городом педагоги опираются на имеющийся у детей опыт, а также учитывают психологические особенности дошкольников. Так, например, нельзя не принимать во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления, впечатлительность. Вот почему знакомство с родным городом стараемся осуществлять на самом главном, ярком, запоминающемся.

Работа с детьми ведётся систематически, согласно разработанному плану. С детьми проводятся занятия, игры, экскурсии, викторины, праздники и др. Дети с родителями ищут любую информацию о городе и приносят в детский сад: стихи, ребусы, статьи.

Мы объединили усилия дошкольного учреждения и семьи для решения поставленных задач. Ведь чувство любви дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким – отцу, матери, дедушке, бабушке, детскому саду, улице, микрорайону, городу. Чтобы знакомство детей с родным городом было непрерывным, успешным мы используем широкий спектр разнообразных форм работы с родителями: лекции, консультации, круглые столы, папки- передвижки, семинары, выставки, выпуск стенгазеты «А у нас..», совместные праздники и др.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий выражались в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме, продуктивной деятельности. Родители воспитанников детского сада подходят к выполнению задания с энтузиазмом, проявляя выдумку и фантазию. Они оформляли результаты своих походов в самых разнообразных стилях. Не менее интересно прошло "мини-исследование". Воспитатели вместе с родителями выбрали и определили тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д. Совместно педагоги и родители анализируют и доводят до детей всю интересную информацию о том населенном пункте, где они живут: исторические факты, чаще не масштабного, а местного значения; знания об окружающей природе; основных профессиях, которые присущи жителям города и т.д.

При ознакомлении с историей нашего Калининского района, прежде всего, была организована поисковая деятельность: дети расспрашивали своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые сообщали ребятам об известных людях: улица Курчатова названа в память о – выдающемся академике, физике, основоположнике использования ядерной энергии в мирных целях. Одной из улиц, находящейся на территории Городской клинической больницы №25 присвоено имя бывшего директора Новосибирского завода химконцентратов – Павла Семёновича Власова и т.д. Многие улицы Новосибирска названы в честь основателей города, в честь революционеров, погибших здесь в гражданскую войну, в честь героев Великой Отечественной войны. На занятиях дети обменивались полученной информацией, предлагали свои версии об истории некоторых названий: Рассматривание документов и фотографий, способствовало уточнению и дополнению знаний детей. В результате возрос познавательный интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитым землякам. Составляя рассказ о своём микрорайоне и городе, членам семьи пришлось познакомиться с его достопримечательностями и деятельностью людей, в честь которых названы улицы. В группах оформлены альбомы «Город глазами детей», проходили фотовыставки «Уголки родного города », «Край, в котором я живу». Привязанность и любовь к родным местам развивали через викторины «Мы живём в Сибири», «Знаешь ли ты свой город?»; конкурсы рисунков «Город глазами детей», «Город, что сердцу дорог», «Любимый уголок города», а также субботники «Чтоб краше стал мой город» и участие родителей и детей в озеленении территории детского сада.

Таким образом, наш опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа строилась таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса. Весь комплекс воздействия был направлен на то, чтобы вызвать у дошкольника чувство восхищения родным городом, воспитать у него любовь и привязанность к тем местам, где родился и живет. И еще хотелось бы подчеркнуть особую значимость личного примера родителей в воспитании патриотизма и любви к своему городу.

Подводя итоги проделанной работы можно сказать, что наши дети стали хорошо ориентироваться в родном городе, привлекли внимание взрослых, которые в процессе знакомства с городом открыли для себя много нового, интересного, того, чего раньше не знали. Мы уверены, что знания, полученные в детском саду, помогут детям в дальнейшем, т.к проводимая в течение нескольких лет работа показала, что дети живо интересуются историей своего края.

Нами был разработан план по ознакомлению с городом в старшей и подготовительной к школе группах, составлены конспекты занятий, подобраны игры, литература и иллюстрации, фотографии города Новосибирска.

Данная работа разбита на следующие блоки:

  1. История возникновения города Новосибирска;

  2. Промышленные объекты города, основные профессии людей на этих предприятиях;

  3. Знаменитые люди, прославившие наш город;

  4. Достопримечательности Новосибирска; символика Новосибирска;

  5. Безопасность в городе

  6. Культурное наследие родного города.

  7. Природные богатства Сибири.

Каждый блок включает в себя как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры и т. д. В годовом планировании темы всех блоков чередуются. Степень раскрытия темы и уровень её рассмотрения с детьми определяются возрастом детей, конкретными особенностями их развития, возможностями взрослых, оснащённостью процесса.

Результатам долгой, кропотливой работы стал образовательный проект ДОУ ««Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами привития любви к родному городу Новосибирску», который получил диплом лауреата всероссийского конкурса «Патриот России» в 2009г.

В проект входят:

• Материалы из опыта работы инструктора по физ.воспитанию Крыловой Л.А.. «С любовью к Отечеству».

• Материалы из опыта работы воспитателя Шипиловой Л.А.. «Нравственно патриотическое воспитание дошкольников средствами привития любви к народному творчеству ».

• Материалы из опыта работы музыкального руководителя Соболевой М.Л. «Использование сибирского фольклора в детских праздниках и развлечениях». • Календарно-тематическое планирование разработанное старшим воспитателем Жаворонковой О.М.

Таким образом воспитывать любовь к родному городу как начало патриотизма - значит связать весь воспитательный процесс с окружающей общественной жизнью и ближайшими и доступными объектами.


Жаворонкова Ольга Михайловна

старший воспитатель МБДОУ №72 Калининского района, г.Новосибирска

Заявка на участие в работе конференции

«Эффективность модернизации образования: методология, опыт, перспективы»

Ф.И.О. автора (полностью): ^ Жаворонкова Ольга Михайловна

Должность: старший воспитатель

Организация: МБДОУ, детский сад №72 комбинированного вида, Калининского р-на, г.Новосибирска

Звание, ученая степень  

Домашний адрес, телефон: ^ Курчатова 11/3-20, 274-22-48, 8913 375 5115

Форма участия: статья

Тема доклада (статьи): «Нравственно-патриотическое воспитание детей средствами привития любви к родному городу Новосибирску»

Служебный адрес: ^ Новосибирск, Макаренко 46

Телефон: 272-64-48, 272-70-11

Факс: 272-64-48

Е-таil:MDOU72@yandex.ru

Номер  и дата квитанции почтового или банковского перевода___________

Прошу выслать сборник по адресу: Макаренко 46, детский сад № 72

«            »                    200 _ г.                                             

                                            (подпись участника)