bigpo.ru
добавить свой файл
1


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОЧИНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА


Реферат


на тему:

«А.С.Пушкин. «Медный всадник». Особенности стихового строя поэмы».


Выполнила ученица 10 класса

Мелина Юлия.

Проверил учитель Балакина Нина Константиновна.


ПОЧИНКИ – 2008

Оглавление


  1. Вступление. Выход поэмы в свет______________________________________3

  2. Основная часть. Особенности стихового строя поэмы.

§1. Жанр произведения._____________________________________________4

§2. Особенности композиции_________________________________________4

§3. Классический стиль вступления.___________________________________5

§4. Отличительная особенность стиха._________________________________5

§5. Первая часть произведения._______________________________________6

§6. Лексический запас поэмы.________________________________________9

  1. Великая загадка и великая драма истории______________________________10

  2. Список используемой литературы.____________________________________11



I часть.


Все созданное А.С.Пушкиным во вторую болдинскую осень свидетельствует о страстной, вдохновенной напряженности его труда, о неиссякаемом богатстве его творческих сил, о более широком и мощном размахе его гениальной, всеобъемлющей мысли. В своих произведениях поэт откликается на самые глубокие и важные вопросы его современности. Одним из таких произведений является поэма «Медный всадник». Она была написана в октябре 1833 года в Болдино. Когда Александр Сергеевич писал эту поэму, он был уже в поре зрелости, признанным основателем русской реалистической прозы, известным драматургом, опытным историком. Это было время, когда обострялся взгляд человека и поэта на город. Никто, как Пушкин, не смог добавить романтики этому городу, образу Невы, как одушевленному, живому существу. В декабре 1833 года «Медный всадник» был передан на цензуру Николаю I. Царь вернул поэму с 9 пометами (он вычеркнул все определения вроде «кумир», «истукан» в отношении памятника Петру), однако поэма была не запрещена, но и не разрешена. Пушкин делать исправления не хотел, но печатать без разрешения тоже не рисковал. Вот почему до конца 1833 г. «петербургская повесть» никому из друзей Пушкина не была известна. Не желая править свою поэму, Александр Сергеевич в 1834 году опубликовал вступление к «Медному всаднику». Это единственное прижизненное издание текста поэмы не вызвало внимания читателей, так как одно лишь вступление выглядело лишь гимном «военной столице». Зато появились слухи о некоей неопубликованной поэме Пушкина о Петербурге. В августе 1836 года Александр Сергеевич решается опубликовать «Медного всадника» и для этого делает необходимые поправки. Почему до этого он не допускал и мысли о правке, а теперь делает это? Видимо, потому, что считал необходимым заявить о себе читателям, среди которых появилось мнение о закончившемся пушкинском периоде русской литературы. В полном виде «Медный всадник» был напечатан после смерти А.С.Пушкина в 1837 года в журнале «Современник» (видимо, с поправками В.А.Жуковского).


II часть.

§1.

Сам Александр Сергеевич Пушкин определил жанр «Медного всадника» термином «петербургская повесть», в таком случае «Медный всадник» — начало нового и очень популярного в русской литературе жанра. Но в собраниях сочинений поэта «Медный всадник», как правило, печатается в разделе поэм, в таком случае это последняя поэма Пушкина. В обоих случаях «Медный всадник» является этапным произведением, требующим особого внимания. В жанровом отношении «Медный всадник» близок «маленьким трагедиям» — оксюморон в названии, схожий мотив оживающей статуи, тема бунта человека против самой истории.

§2.

Для выяснения индивидуальных особенностей «Медного всадника» надо обратиться к анализу той структуры, которая проявляет себя во всем: от композиции произведения до нахождения смыслов в пределах одного стиха. Композиция, внутренняя организация произведения (ритм, расположение рифм, различные малые объединения строк: двустишия, четверостишия) не безразличны к тому, как между собой связаны смыслы слов, составляющих основу стиха.

Все произведение состоит из трех основных частей: вступление, часть первая, часть вторая. Каждая из них написана в силлабо-тонической системе стихосложения четырехстопным ямбом.

__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __

__ __/ __ __/ __ __/ __ __/

__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __

__ __/ __ __/ __ __/ __ __/

Весь текст повести делится на 16 отрывков (4 во вступлении, по 6 в каждой из частей), четко отграниченных друг от друга во всех трех отношениях, то есть тематически, ритмически, графически. Разумеется, все три рода показателей не равноценны. Определяющая роль принадлежит границам тематическим. Они отличаются четкостью и законченностью, благодаря одновременному совпадению и с графическими, и с ритмическими границами. Границы ритмические, т. е. совпадения синтаксических границ со строфой, создают впечатление непрерывного «потока» стиха. Такие границы отделяют четверостишие или двустишие одно от другого, не нарушая их внутреннего единства.

§3.

Вступление к «Медному всаднику» написано в торжественном, классическом стиле. В этом отношении оно резко отличается от всех других частей поэмы, поэтому часто воспринимается как самостоятельное произведение. Вступление часто называют гимном великому городу, который возвел на Неве Петр I как военный оплот России на северо-западе страны. Это достигается благодаря художественно-выразительным средствам: эпитетам, метафорам, олицетворениям и так далее. Например: «река неслася», «спрятанное солнце», «оживленные берега», «задумчивые ночи», «воинственная живость».

Здесь присутствует очень своеобразное сравнение:

И перед младшею столицей

Померкла старая Москва

Как перед новою царицей

Порфироносная вдова.

Скорее всего, со вдовой сравнивалась Москва после того, как город был разорен и сожжен наполеоновскими войсками.

Синтаксис вступления сложный. Множество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, однородных членов показывают сложность будущего действия поэмы, сложность внутренней жизни «новой столицы», сложность жизни «маленького человека», сложность его мыслей и чувств, но в то же время это и сложные отношения автора к Петру I, к Петербургу.

§4.

Стих вступления и всего «Медного всадника» состоит из тех же элементарных строфических образований, что и, например, онегинская строфа. Связанный с онегинской строфой, являясь продуктом ее распадения, стих «Медного всадника» сохраняет все три типа рифмы. Наличие всех трех типов четверостиший, чередующихся с двустишиями и «неправильными» элементарными строфами, отличает стих «Медного всадника» от обычного пушкинского. Но в то же время подобное разнообразие элементарных строф и их сочетаний мы наблюдаем по всему «Медному всаднику». Основной отличительной особенностью стиха «Медного всадника» является скопление, на первый взгляд, весьма неорганизованное, произвольное, составляющих его элементарных строф.


§5.

Над омраченным Петроградом двустишие
Дышал ноябрь осенним хладом.
Плеская шумною волной
В края своей ограды стройной, перекрестное четверостишие
Нева металась, как больной
В своей постеле беспокойной.
Уж было поздно и темно;
Сердито бился дождь в окно, двустишие
И ветер дул, печально воя.
В то время из гостей домой кольцевое четверостишие
Пришел Евгений молодой...
Мы будем нашего героя
Звать этим именем. Оно двустишие
Звучит приятно; с ним давно

Мое перо к тому же дружно двустишие
Прозванья нам его не нужно,
Хотя в минувши времена
Оно, быть может, и блистало
И под пером Карамзина перекрестное четверостишие
В родных преданьях прозвучало;
Но ныне светом и молвой двустишие
Оно забыто. Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит, двустишие
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне, двустишие

Ни о забытой старине.

Эта цитата из поэмы «Медный всадник» — начало первой части поэмы — отделен Пушкиным от следующего отрывка абзацем. Эпизод представляет собой самостоятельное целое, входящее в состав первой части на равных правах с рядом подобных ему. Этот отрывок состоит из следующих строф: двустишие, перекрестное четверостишие, двустишие, кольцевое четверостишие, двустишие, двустишие, перекрестное четверостишие и три двустишия. Своеобразие каждого четверостишия и двустишия определяется его отношением к синтаксису. В свою очередь характер отношения синтаксиса к строфе меняется в зависимости от положения строфы (или фразы) в пределах отрывка: в начале, в середине или в конце его. Это также хорошо заметно на противопоставлении Евгения и Петра, предсказывающее содержание второй части, благодаря соседству обеих тем и характеру стиховой связи первого четверостишия и следующего за ним пятистишия. Четверостишие и пятистишие независимы друг от друга, каждое из них имеет свою тему, и границы темы совпадают с ритмическими границами, то есть не нарушают цельности элементарных строф. Их близость подчеркнута тем, что они печатаются подряд, без абзаца. И обе темы самостоятельны, но объединены третьей сквозной темой — темой Невы.

И он, как будто околдован,
Как будто к мрамору прикован,
Сойти не может! Вкруг него
Вода и больше ничего!
И обращен к нему спиною
В неколебимой вышине,
Над возмущенною Невою
Стоит с простертою рукою
Кумир на бронзовом коне.

Тема Невы преследует всю первую часть. Именно по этой причине все художественно-выразительные средства связаны с бушующей стихией: «Нева рвалася»; «Нева обратно шла», «Нева гневна, бурлива», «злые волны, как воры», «возмущенная глубина», «неколебимой вышине». Тема великой личности и маленького человека начинает сильнее развиваться в первой части. Ее продолжение и окончание находится во второй части «Медного всадника». «Маленький человек» – бедный житель столицы, непременно чиновник, мелкий, незаметный чиновник, добродушный, честный. Евгений, оказался героем времени в недрах Петербурга: в его канцеляриях, департаментах, на его улицах и в его домах. «Маленький человек» изо дня в день вёл борьбу за своё человеческое достоинство. Борьбу отчаянную и безнадёжную, потому что ему противостояла мощь государства... Перед его глазами всегда стоял образ великого царя:

Стоит с простертою рукою

Кумир на бронзовом коне.

Описывая Петра I, Пушкин использует высокий, торжественный стиль. Вставляет восклицательные предложения, часто употребляет слово «какая», которым выражает свои чувства к великому человеку. Но в то же время при описании поэт не боится использовать различные фразы из разговорного стиля: «опустишь копыта», «уздой железной», «вздернул на дыбы», что очень важно для чтения и усвоения.

Евгений – обыкновенный чиновник, которых в Петербурге было великое множество. Но под тяжестью сложной жизни в Петербурге Евгений, который всегда жил только своим трудом, не выдерживает противостояния и пропадает «без вести» после наводнения.

Кругом подножия кумира
Безумец бедный обошел
И взоры дикие навел
На лик державца полумира.

Это кольцевое четверостишие, типа AbbA, несколько иным образом влияет на распределение смыслов, вписанных в него синтаксических единств, а главное, оно менее устойчиво и легче распадается на составные части. Опоясывающие рифмы стихов 1-го и 4-го завершают строки, посвященные Петру. Евгению, его поведению (глагольной основе строфы), отданы стихи средние — 2-й и 3-й. Близость рифмы «обошел» — «нашел», подчеркивая смысловую близость строк, усиливает впечатление, что эта строфа делится не на полустрофы Ab + bA, a скорее на среднее замкнутое двустишие, заключенное в кольцо, его опоясывающее, — A + bb+A.

И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы не обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.

Перекрестное четверостишие типа AbAb — самое распространенное сочетание стихов. Ощущаемое как законченное целое, это четверостишие, благодаря характеру рифмовки, четко делится на две связанные между собою полустрофы — Ab+Ab. Два первых стиха образуют подчиненное предложение, тем самым еще не связанное рифмой (оно только называет рифмующиеся окончания Ab, ожидая связывающего их ответа с помощью новых Ab второго двустишия); это двустишие и в силу синтаксического движения обращено ко второму двустишию, несущему главное предложение.

Кольцевое четверостишие AbbA в условиях, когда синтаксис нарушает строфические границы, распадается на составные части легче, чем перекрестное:

... потому
Что он не разбирал дороги
Уж никогда; казалось — он
Не примечал. Он оглушен
Был шумом внутренней тревоги.

Синтаксическая дробность здесь приводит почти к полному уничтожению строфы. Разница синтаксической функции слов «дороги» и «тревоги» препятствует установлению тех связей, которые эти слова в качестве рифм должны поддерживать. Перекличка опоясывающих рифм здесь затруднена характером того двустишия, которое заключено между этими рифмами. Это двустишие в обоих стихах имеет переносы. Главное же здесь то, что и сами полустишия не имеют синтаксического сходства. В частности, рифмующиеся концы стихов «казалось — он» и «он оглушен» не создают впечатления прочности внутреннего двустишия, благодаря тому что местоимение «он» в первом случае находит себе аналогию не столько в рифме «оглушен», сколько в предрифменном таком же местоимении «он».

Интересно, что кольцевое четверостишие обладает гибкостью. Она позволяет ему в условиях синтаксического равновесия представлять собой весьма прочную элементарную строфу, которая в «потоке» с успехом может служить в качестве опорного каркаса в начале или в конце стихового периода. То же четверостишие в иных синтаксических условиях либо легко выясняет свое среднее двустишие, либо вообще распадается, сливаясь с соседними элементарными строфами.

§6.

Также интересен лексический запас «Медного всадника». Он очень узок. «Сумрак», «мрачный», «ужас», «страх» повторяются по 6—8 раз. «Зло», «злоба», «сон», «бедный» и «бледный» — 10—12 раз. Они обозначают чувства и Евгения, и медного всадника к друг другу, к окружающему миру. Не случайны такие совпадения, как в начале повести:

На берегу пустынных волн,

и в конце:

Или чиновник посетит,
Гуляя в лодке в воскресенье,
Пустынный остров.

Очень интересное употребление синонимичных слов «лик» и «лицо». В описании памятника «лик» используется как просто атрибут статуи. Но одновременно это и «лик державца полумира», то есть воплощение черт определенного исторического деятеля. В момент оживления статуи Пушкин заменяет «лик» на «лицо», а «истукан» – «грозным царем»:

Показалось

Ему, что грозного царя,

Мгновенно гневом возгоря,

Лицо тихонько обращалось…

«Лик» и «лицо» , хотя и являются синонимами, в данном случае оказываются неравнозначными.


III часть.

Я провела небольшой разбор «петербургской повести». «Медный всадник» – поэма , для полного разбора которой необходимы много лет. Это воплощенная в художественных образах великая загадка и великая драма истории. Нельзя не согласиться со словами Е. А. Маймина, что поэт превосходно создал свое произведение. Благодаря различным художественно-выразительным средствам, Александр Сергеевич точно передает настроения природы, отношения главного героя к окружающим его людям, действительности, особенно после наводнения. Казалось бы, сюжет повествования очень прост. Эта личная трагедия бедного чиновника, каких много на свете. Но глубокий смысл заложен автором в противостоянии человека и стихии природы, рассмотрен глубокий конфликт двух антагонистических сторон: самодержавной власти, выраженной в образе памятника Петру I и «маленького человека» в образе героя Евгения. После выхода поэмы одной из первых критических статей была «Статья одиннадцатая и последняя» В.Г.Белинского . «Нам хотелось бы сказать что-нибудь о стихах «Медного всадника», о их упругости, силе энергии, величавости; но это выше наших сил: только такими же стихами, а не нашею бедною прозою можно хвалить их… некоторые места, как например упоминание о графе Хвостове, показывают, что по этой поэме еще не был проведен окончательно резец художника, да и напечатана она , как известно, после его смерти; но и в этом виде она колоссальное произведение…».

Я полностью согласна с его мнением, ведь «Медный всадник» – одно из лучших произведений Александра Сергеевича Пушкина в стихах. Работая над темой реферата, я погрузилась в музыку стихосложения, старалась проникнуть в глубь каждой строфы, понять и восхититься талантом великого поэта – А.С.Пушкина. Считаю, что это мне удалось. Я получила большое удовольствие от проделанной работы.


IV.Список использованной литературы.

  1. А.С.Пушкин. Евгений Онегин. Поэмы. – М.: Художественная литература, 1977г.

  2. Л.С.Сидяков. Из наблюдений над текстом «Медного всадника» – Горький: Волго-вятское книжное издательство, 1986г.

  3. А.Еремин. Пушкин в Нижегородском крае. – Горький: горьковское областное государственное издательство, 1951г.

  4. В.Г.Белинский. Сочинения Александра Пушкина. – М.: художественная литература, 1985г.

  5. Г.В.Краснов. Пушкин. Болдинские страницы. – Горький: Волго-вятское книжное издательство,1984г.

  6. А.Еремин. Пушкин в Болдине. – Горький: Волго-вятское книжное издательство, 1972г.

  7. Е.А.Маймин. Пушкин. Жизнь и творчество. – М.: наука, 1982 г.

  8. Н.И.Михайлова. Поэма А.С.Пушкина «Медный всадник»(Тема Петра I и ораторская традиция). – НН: Волго-вятское книжное издательство, 1991 г.

  9. К.П.Лахостский. Александр Сергеевич Пушкин. Биография. Пособие для учащихся. – М.-Ленинград: просвещение, 1964г.