bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4 5
«О развитии алмазогранильной и ювелирной промышленности в Республике Саха (Якутия)» (парламентские слушания состоялись 10 июня 2010 года).

Организатор: постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству и туризму.

Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), представители исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), алмазогранильных и ювелирных предприятий, общественных объединений, региональных отделений политических партий, средств массовой информации.

С основным докладом выступил министр промышленности Республики Саха (Якутия) А.В. Голубенко В частности, он сообщил, что некоторые предприятия алмазо-бриллиантового комплекса включены в перечень системообразующих, и на них распространяются соответствующие меры государственной поддержки, например, предоставление гарантий для получения кредитов. Кроме того, в 2010 году совместно с Министерством внешних связей Республики Саха (Якутия) внесены изменения в практику торгово-ярмарочной деятельности. Теперь начинающие и просто небольшие компании, не имеющие собственных средств для участия в выставках за пределами Якутии, могут рассчитывать на финансовую помощь из государственного бюджета Республики Саха (Якутия). Доклад министра вызвал множество вопросов у народных депутатов республики. Парламентарии задали ему вопросы, касающиеся участия иностранного капитала в республиканском бизнесе, поддержки местных предпринимателей. С содокладом о возможностях государственной поддержки предпринимателей выступил заместитель министра по делам предпринимательства, развития туризма и занятости М.Э.Слепцов. В частности, отмечено, что алмазогранильная и ювелирная отрасли требуют вложения больших средств, каковыми министерство не располагает.


4) «О защите несовершеннолетних от насилия и жестокого обращения» (публичные слушания состоялись 29 сентября 2010 года).

Организатор: фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).

Состав участников: депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Ю.А.Песковская, народные депутаты Республики Саха (Якутия), представители региональных отделений партий, представители министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), общественность.

С основным докладом выступила Уполномоченный по правам ребенка в Республике Саха (Якутия) А.А.Соловьева. В 2009 году в адрес уполномоченного поступило 207 обращений из 23 улусов республики. Почти половина – это обращения граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации: заявления о фактах нарушения прав детей-сирот (12%), обращения семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (12%), членов многодетных семей (9%), членов неполных семей (9%) и т.д.

Все поступившие обращения рассмотрены по существу, в необходимых случаях с проведением проверок. Более чем в 90% случаев факты нарушения прав подтвердились, по 97% обращений граждан в интересах ребенка и защиты его прав приняты решения. По 6 заявлениям работа продолжена в 2010 году. В ходе работы заявителям дана квалифицированная консультация, разъяснены способы и средства защиты прав ребенка, оказана юридическая помощь в урегулировании конфликтных ситуаций.

В 2009 году к уполномоченному обратились 14 подростков с заявлениями о содействии в защите их прав, что составляет 6,7 % от общего числа обращений (в 2008 году –12 обращений). Жалобы свидетельствуют о том, что нарушения прав ребенка отмечаются во всех сферах его жизнедеятельности – в семейном окружении, в среде сверстников, в учреждениях образования, социальной защиты, здравоохранения, досуга. При этом зачастую основной причиной нарушения прав детей становится недостаточная правовая информированность законных представителей несовершеннолетних, когда заявители либо не знают своих прав, предусмотренных законами, либо не могут ими воспользоваться.

С содокладом выступил председатель Комитета по делам семьи и детства при Президенте Республики Саха (Якутия) А.Е.Сергучев, который рассказал о ходе реализации плана действий по защите несовершеннолетних от насилия и жестокого обращения на 2010-2012 годы. Данный план был разработан и принят в целях реализации государственной политики по улучшению положения детей, координации взаимодействия государственных и муниципальных органов власти в решении острых социальных проблем, затрагивающих интересы детей.

Кроме этого, участники публичных слушаний обсудили выступления представителей министерства труда и социального развития, республиканского центра дополнительного образования и гражданско-патриотического воспитания, целевого фонда будущих поколений и других организаций.


5) «О проекте закона Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2011 год» (публичные слушания состоялись 26 октября 2010 года).

Организатор: постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по бюджету, финансам, налоговой и ценовой политике, вопросам собственности и приватизации.

Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), представители министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), представители муниципальных образований, территориальных органов федеральной исполнительной власти, профсоюзов, общественных организаций.

С информацией о прогнозе социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) выступил министр экономического развития Республики Саха (Якутия) М.А.Осипов, о проекте государственного бюджета республики на 2011 год – министр финансов Республики Саха (Якутия) В.А.Новиков. По словам выступающих, бюджетная политика в Республике Саха (Якутия) в 2011-2013 годах направлена на создание условий для перехода на программно-целевой принцип организации деятельности органов исполнительной власти, совершенствование правового положения государственных учреждений при безусловном обеспечении сбалансированности консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия).

Основными задачами бюджетной политики на 2011-2013 годы являются обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета Республики Саха (Якутия), обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конечных результатов, повышение качества человеческого капитала, повышение доступности жилья, дальнейшее совершенствование разграничения федеральных, республиканских и муниципальных полномочий, развитие транспортной инфраструктуры, в том числе создание дорожного фонда, поддержка инновационных проектов и проектов, направленных на повышение энергетической эффективности, развитие малого предпринимательства, подготовка особо значимых международных мероприятий – проведение международного форума «Россия – спортивная держава» и V международных спортивных игр «Дети Азии».

Основные параметры государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2011 год предусмотрены по доходам в сумме 89 млрд. 168,4 млн. рублей, расходы составят 95 млрд. 822,7 млн. рублей. Дефицит в 2011 году прогнозируется установить в сумме 6 млрд. 654,3 млн. рублей, или 14,5% к объему доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) без учета безвозмездных поступлений.

Общий объем доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2011 году составит 89 млрд. 168,4 млн. рублей. Снижение прогноза 2011 года по сравнению с уточненным прогнозом на текущий год в целом составляет 196,4 млн. рублей или на 0,2%, в том числе увеличение по собственным доходам на 3 172,6 млн. рублей или на 7,4% и снижение по безвозмездным поступлениям на 3 466,8 млн. рублей или на 7,4%.

Доходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) планируются на 2012 год и 2013 год в сумме 89 579,2 млн. рублей (с ростом к прогнозу на 2011 год на 410,8 млн. рублей или 0,5%) и 94 097,2 млн. рублей (рост к прогнозу на 2011 год – 4 928,8 млн. рублей или 5,5%) соответственно.

По сравнению с уточненным бюджетом 2010 года, собственные доходы в 2011 году возрастут на 7,4% или на 3 172,6 млн. рублей, из них налоговые доходы планируются с увеличением к 2010 году на 3 738,6 млн. рублей или 10,1%, неналоговые доходы – со снижением на 468,2 млн. рублей или на 8,0%.

Анализ динамики доходов бюджета показывает, что в 2011 году прогнозируется незначительное снижение доходов бюджетов, а в последующие два года планового периода – их рост. Кроме того, в анализируемом периоде наблюдается снижение удельного веса доходов бюджета республики в валовом региональном продукте с 24,5% в 2009 году до 17,4% в 2013 году, т.е. на 7,1 процентных пункта.

Без учета безвозмездных поступлений из федерального бюджета доходы бюджета в 2011 году составят 45 972,3 млн. рублей или 10,2% валового регионального продукта, что ниже ожидаемого показателя в 2009 году на 0,9 процентного пункта. В 2012 и 2013 годах доходы прогнозируются в объеме 46 053,1 млн. рублей (9,4% ВРП) и 49 302,0 млн. рублей (9,1% ВРП) соответственно.

По сравнению с 2010 годом, увеличиваются поступления по налогу на прибыль организаций (на 2 137,4 млн. рублей), налогу на доходы физических лиц (на 991,8 млн. рублей), налогам, сборам и регулярным платежам (на 558,2 млн. рублей). Уменьшаются поступления по акцизам по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации (на 340,7 млн. рублей), налогу на имущество (на 54,3 млн. рублей).

Доля неналоговых доходов в общей сумме доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) составит в 2011 году 6,5% против 6,0% в 2010 году. Поступления неналоговых доходов планируются в сумме 5 349,9 млн. рублей, что на 468,2 млн. рублей меньше, чем было предусмотрено по утвержденному уточненному плану в 2010 году.

Наибольшую долю в неналоговых поступлениях (65,6%) составляют прочие неналоговые доходы, которые предусмотрены в сумме 3 509,4 млн. рублей. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности предусмотрены в сумме 545,4 млн. рублей и составляют 10,2% в общей сумме неналоговых доходов, что на 44,1 млн. рублей больше, чем в 2010 году.

В составе неналоговых доходов государственного бюджета на 2011 год учтены платежи при пользовании природными ресурсами в размере 1 179,3 млн. рублей, что на 123,2 млн. рублей выше уточненных данных 2010 года и по удельному весу в составе неналоговых доходов составляют 22,0%, в том числе: плата за негативное воздействие на окружающую среду – 68,1 млн. рублей, платежи при пользовании недрами – 1 099,0 млн. рублей.

Поступление средств по группе доходов безвозмездные поступления предусматриваются на 2011 год в сумме 43 196,1 млн. рублей (что меньше уточненного бюджета на 2010 год на 3 466,8 тыс. рублей или на 7,4%), в 2012 году прогноз составит 43 526,1 млн. рублей, в 2013 году – 44 795,2 млн. рублей.

Общий объем расходов государственного бюджета на 2011 год определен на уровне 95 822,7 млн. рублей, 2012 год – 90 810,0 млн. рублей, 2013 год – 94 097,2 млн. рублей. Темпы роста бюджетных расходов к предыдущему году составили в 2011 году – 102,0%, 2012 году – 94,8%, 2013 году – 103,6%. Дефицит бюджета прогнозируется в 2011 году – 6 654,3 млн. рублей, в 2012 году – 1 230,8 млн. рублей, в 2013 году – бездефицитный бюджет.

Анализ динамики расходов бюджета показывает, что наиболее существенное снижение расходов прогнозируется в 2012 году, в 2011 году намечается рост расходов на 2,0%, в 2013 году – 3,6%. В 2013 году расходы бюджета составят 100,2% по сравнению с ожидаемыми расходами в 2010 году и 115,0% по сравнению с фактическими расходами за 2009 год. Удельный вес расходов бюджета республики в валовом региональном продукте как в 2010 году, так и в последующие два года будет снижаться с 24,3% в 2010 году до 17,4% в 2013 году.

Без учета межбюджетных трансфертов из федерального бюджета расходы бюджета в 2011 году составят 81 004,1 млн. рублей, в 2012 году – 75 601,2 млн. рублей, что на 6,7% меньше расходов по прогнозу на 2011 год, и в 2013 году – 78 888,4 млн. рублей, что на 4,3% больше расходов по прогнозу на 2012 год.

По отношению к валовому региональному продукту расходы бюджета без учета межбюджетных трансфертов в 2011 году составят 17,9%, в 2012 году – 15,5% и в 2013 году – 14,6%.

Особенностью структуры расходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов является образование трех самостоятельных разделов «Обслуживание государственного и муниципального долга», «Физическая культура и спорт» и «Средства массовой информации». Указанные изменения обусловлены детализацией расходов бюджетов на обслуживание государственного и муниципального долга, физическую культуру и спорт, средства массовой информации.

Так, наибольший удельный вес в расходах государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2011 год занимают расходы на образование – 19,1%. На национальную экономику планируется 16,6% всех расходов, социальную политику – 12,4%, жилищно-коммунальное хозяйство – 12,1%, здравоохранение – 10,7%, на общегосударственные вопросы – 5,1%, национальную безопасность и правоохранительную деятельность – 4,3%, культуру – 1,3%. Удельный вес расходов по новым разделам составляет соответственно: 0,4%, 0,9% и 1,0%. Межбюджетные трансферты составляют 15,5%.

По сравнению с уточненным планом на 2010 год, расходы государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2011 год увеличиваются на 1 895,9 млн. рублей или на 2,0%. Из них наибольшее увеличение прогнозируется по разделам: «Национальная оборона» – в 5,1 раза, «Образование» – в 2,9 раза, «Здравоохранение» – на 68,3%, «Жилищно-коммунальное хозяйство» – на 49,9%.


6) «О ходе реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О северном домашнем оленеводстве» (парламентские слушания состоялись 19 ноября 2010 года).

Организатор: постоянный комитет Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по аграрной политике и селу.

Состав участников: народные депутаты Республики Саха (Якутия), представители министерств и ведомств Республики Саха (Якутия), представители муниципальных образований, руководители оленеводческих хозяйств, представители научных учреждений, средств массовой информации.

С основным докладом о ходе реализации Закона Республики Саха (Якутия) «О северном домашнем оленеводстве» выступил заместитель министра сельского хозяйства Республики Саха (Якутия) Б.А.Николаев.

В целом по России в общей структуре поголовья оленей Якутия занимает третье место (11,2%) после Ямало-Ненецкого автономного округа и Мурманской области. По состоянию на 1 января 2010 года, по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), во всех категориях хозяйств имелось всего 200,8 тыс. голов оленей, что больше показателя предыдущего года на 5,6%.

По оперативной информации министерства сельского хозяйства, в республике оленеводческой деятельностью занимаются 110 хозяйств, в том числе: 7 государственных унитарных предприятий, 11 муниципальных унитарных предприятий, 1 акционерное общество, 1 казенное предприятие, 12 производственных кооперативов, 75 производственных кооперативов – родовых общин, 2 подсобных хозяйства и 1 общество с ограниченной ответственностью. В их ведении находятся 88 промежуточных баз, 94 стационарных загона (кораля), 60 зимних и летних чумов, 54 передвижных домика и балка, 14 вездеходов разных марок и 83 малогабаритных передвижных электростанций.

Государственными целевыми программами «Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы» и «Социально-экономическое развитие села Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы» была поставлена задача улучшения социально-экономических условий жизни коренных малочисленных народов Севера, путем стабилизации и дальнейшего развития домашнего северного оленеводства, являющегося основой их жизнедеятельности.

За период реализации программ проведен ряд организационно-технических мероприятий по приостановлению спада производства и сокращения численности поголовья оленей. Был объявлен мораторий на забой северных домашних оленей. Реализованы мероприятия по восстановлению технологии и системы ведения оленеводства, развитию племенного дела в отрасли, охране оленьих пастбищ, а также по укреплению материально-технической базы. Проведена большая работа по организации кооперирования оленеводческих хозяйств.

В ходе реализации программы с 2002 по 2006 годы на развитие оленеводства направлено 666 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета – 38,2 млн. рублей, республиканского бюджета – 600,8 млн. рублей и из прочих источников – 27 млн. рублей.

В результате принятых мер была достигнута реальная тенденция прироста поголовья оленей. В сравнении с 2002 годом, на конец 2006 года в целом по республике прирост поголовья оленей составил 26,9%.

В ходе программы в 2007-2011 годах перед оленеводами были поставлены задачи по обеспечению постепенного перехода на товарное производство. Для решения этой задачи в настоящее время ведется целенаправленная финансовая поддержка развития северного домашнего оленеводства из средств республиканского бюджета, организация поставок племенных оленей по системе лизинга. Проводятся комплекс зоотехнических и ветеринарных мероприятий, мониторинг состояния оленьих пастбищ, в том числе землеустроительных работ, регулирование численности хищников, стимулирование их добычи, осуществляются охрана оленьих пастбищ, ежегодное строительство и обновление производственных сооружений.

Ведутся работы по организации специализированных стад, нагула и предубойного откорма оленей. В ряде улусов (Анабарский, Нижнеколымский, Кобяйский, Томпонский, Булунский) впервые за 15 лет произведен забой от 500 до 2500 животных.

Внедряется технология производства продукции от живого оленя. Разработаны проекты по созданию специализированного пантово-донорского стада, строительству оленебазы в Горном улусе и цеха производства БАД из продукции оленеводства в Якутске. Большое внимание уделяется комплексу лечебно-профилактических и противоэпизоотических, а также ряд контрольных и надзорных мероприятий. Благодаря принятым мерам, в сравнении с 2007 годом в 2009 году прирост поголовья в целом по республике составил 10,6%. Более высокие темпы прироста достигнуты в хозяйствах Усть-Янского (36%), Оймяконского (27,5%), Верхоянского (26,5%), Среднеколымского (23,5%) и Булунского (20,2%) улусов.

Постоянный рост цен на материально-технические ресурсы, повышение тарифов на транспортные и иные услуги отразились на повышении себестоимости производимой продукции. В результате этого, в 2009 году по сравнению с 2006 годом себестоимость реализованной оленины выросла на 13%, полученного приплода – на 22,2%. Затраты на содержание 1 оленя выросли на 14,5% и на конец 2009 года составили 2471 рублей в год.

Объемы реализованной продукции отрасли далеко не соответствуют нормативам товарности производства в рыночных условиях. На конец 2009 года сумма выручки от реализации продукции покрывала чуть больше 1/10 части издержек основного производства (12,9%).

Необходимо отметить, что установление Правительством Республики Саха (Якутия) порядка компенсационных выплат в виде гарантированной заработной платы оленеводам и чумработникам (во исполнение статьи 7 республиканского закона «О северном домашнем оленеводстве») сыграло определяющую роль в сохранении отрасли. В результате этого, фонд оплаты труда оленеводов и чумработников в основном стал формироваться из компенсационных выплат, направляемых из средств республиканского бюджета республики. С учетом компенсационных выплат среднемесячная заработная плата работников оленеводства в сравнении с предыдущим годом выросла на 7,8% и на конец 2009 года составила 8238 рублей.

В целом по республике за последние три года, на поддержку развития северного домашнего оленеводства из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) всего направлено 968 млн. рублей, в том числе: на заработную плату оленеводов и чумработников – 624,7 млн. рублей; выплату субсидий за прирост поголовья оленей – 68,7 млн. рублей; проведение двухразовой корализации – 26,1 млн. рублей; строительство коралей и изгороди – 28,3 млн. рублей; обеспечение оленеводов спецодеждой и табельным снаряжением – 41,4 млн. рублей; обустройство кочевого жилья – 38,6 млн. рублей; компенсацию части затрат на топливо – 29,2 млн. рублей; регулирование численности хищников – 35,7 млн. рублей; негосударственное пенсионное обеспечение оленеводов – 14,9 млн. рублей; организацию племенного дела в оленеводстве – 45,4 млн. рублей; возмещение части затрат по транспортировке продукции оленеводства – 5 млн. рублей; обеспечение функционирования КП «Березовское» – 9,9 млн. рублей.

Достигнуты определенные результаты по повышению социального уровня жизни населения в районах проживания коренных малочисленных народов Севера. По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия), в этих районах средняя номинальная начисленная заработная плата в месяц с 6709 рублей в 2002 году выросла до 16063 рублей в 2009 году. Денежные доходы в среднем на одного члена домохозяйства в месяц с 1919 рублей в 2002 году возросли до 5168 рублей в 2009 году. Отмечено улучшение демографической ситуации.

Между тем, при наличии прироста поголовья оленей, производственные показатели оленеводства последних трех лет отражают снижение делового выхода тугутов. В сравнении с 2007 годом этот показатель снижен на 5,1% и на конец 2009 года составил 56,7%. Отмечается рост непроизводительных отходов взрослого поголовья на 3,7%. Все это отразилось на снижении темпов прироста поголовья оленей и требует принятия соответствующих мер.


7)

<< предыдущая страница   следующая страница >>