bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 39 40
^

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Назначение и область применения


1.1.1. Настоящие Правила устанавливают требования без­опасности труда, предъявляемые к членам экипажей судов при выполнении палубных, ремонтных и хозяйственных работ, об­служивании энергетических установок, вспомогательных меха­низмов и устройств, электрооборудования, при работе на неф­теналивных судах. Правила распространяются на все суда Министерства речного флота РСФСР: транспортные (пассажир­ские, грузовые, буксирные), ледоколы, служебно-вспомогательные, несамоходные, стоечные, специального назначения (спаса­тельные, пожарные, учебные и др.), а также суда технического флота, плавкраны и другие плавучие перегрузочные средства по судовой части.

На судах технического флота, кроме настоящих Правил, следует руководствоваться действующими Правилами техники безопасности при производстве дноуглубительных работ и об­служивании специальных механизмов и устройств на дноуглуби­тельных снарядах Минречфлота РСФСР, а для плавкранов и других плавучих перегрузочных средств Правилами технической эксплуатации портовых перегрузочных машин.

1.1.2. Требования настоящих Правил являются обязатель­ными для экипажей всех судов, работников предприятий и ор­ганизаций, занимающихся эксплуатацией и техническим обслу­живанием флота, а также его проектированием.

1.1.3. При проектировании и модернизации судов, разработ­ке оборудования и средств механизации выполнения судовых работ, помимо настоящих Правил, следует руководствоваться требованиями стандартов ССБТ (Приложение 1) и другими действующими нормативно-техническими документами.

1.1.4. Правила должны быть на каждом судне у лиц команд­ного состава и в службах (отделах) предприятий, управлений пароходств (БУП и УК), связанных с технической эксплуата­цией и обслуживанием флота. На судах необходимо учитывать Правила наравне с другой судовой документацией, а также в актах передачи при смене комсостава судна.

1.1.5. Командный состав судов, руководящие и инженерно-технические работники предприятий, организаций и министер­ства, связанные с технической эксплуатацией и обслуживанием флота, обязаны знать и выполнять настоящие Правила приме­нительно к занимаемой должности и выполняемой работе.

Отступление от Правил допускается только при выполне­нии работ на судах, терпящих бедствие или принимающих уча­стие в аварийно-спасательных работах при соблюдении всех возможных мер безопасности.

1.1.6. На основании настоящих Правил судовладелец или предприятие, осуществляющее техническое и хозяйственное об­служивание флота, разрабатывает инструкции по технике без­опасности для отдельных профессий с учетом специфики произ­водства и выполняемых работ.

1.1.7. Лиц, виновных в нарушении настоящих Правил без­опасности, подвергают дисциплинарным или административным взысканиям и могут привлекать к уголовной ответственности.
^

1.2. Общие требования безопасности


1.2.1. Все работы на судах должны производиться в соответ­ствии с требованиями Правил технической эксплуатации реч­ного транспорта, Правил пожарной безопасности на судах и бе­реговых объектах Минречфлота РСФСР, ч. I «Суда», инструк­ций заводов-изготовителей по обслуживанию установленных на судне механизмов, оборудования и устройств и настоящих Пра­вил.

1.2.2. Каждый член экипажа обязан изучить, знать и выпол­нять инструкции и правила безопасности эксплуатации механиз­мов, устройств, приборов, систем по роду своей работы; пройти инструктаж на рабочем месте и иметь отметку о допуске к ра­боте в личной карточке инструктажа. Командный состав дол­жен иметь удостоверение о пройденной проверке знаний по технике безопасности.

1.2.3. Практиканты, назначенные на штатные должности ру­левых-мотористов, допускаются к занятию должности без сви­детельств при условии прохождения обучения и инструктажа на рабочем месте.

1.2.4. Все члены экипажа должны пройти медицинское ос­видетельствование в установленные сроки.

1.2.5. Члены экипажа должны уметь плавать, пользоваться средствами индивидуальной защиты, работать в спецодежде и спецобуви и пользоваться средствами индивидуальной защиты и предохранительными средствами там, где это предусмотрено правилами и инструкциями.

^ 1.2.6. Члены экипажа должны изучить и уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при несчастных случаях.

1.2.7. Лица, промокшие на вахте, обязаны при первой воз­можности переодеться в сухую одежду, а мокрую просушить в отведенных местах.

^ 1.2.8. Всем членам экипажа, находящимся на судне, разре­шается курить только в специально отведенных для этого ме­стах.

1.2.9. Каждый член экипажа, обнаруживший нарушения на­стоящих Правил и инструкций по технике безопасности, а так­же неисправности оборудования, систем, устройств и механиз­мов, которые могут представлять опасность для жизни и здо­ровья людей, должен доложить об этом непосредственному на­чальнику или вахтенному начальнику.

1.2.10. Рабочие места и проходы к ним должны быть сво­бодны от груза и посторонних предметов, систематически очи­щаться от пролитых нефтепродуктов, снега и льда. Рифление и противоскользящие покрытия должны восстанавливаться по мере износа. Плиты настилов машинно-котельного отделения должны быть на месте, все вырезы в них закрыты.

^ 1.2.11. Освещенность рабочих мест на судне должна соот­ветствовать требованиям действующих Санитарных правил для речных судов СССР.

1.2.12. Каждый член экипажа должен обслуживать только те механизмы и устройства, которые предусмотрены для зани­маемой им должности Уставом службы на судах Министерства речного флота РСФСР, должностными инструкциями и распо­ряжениями капитана и механика.

1.2.1.3. Любые работы на судне, переход с одного рабочего места на другое во время движения судна выполняются только с ведома и разрешения вахтенного начальника. Во всех случа­ях нельзя без его разрешения входить в румпельное отделение, тоннель валопровода, спускаться в коффердамы, двойное дно, цистерны.

Пересадка людей с одного судна на другое, стоящих на рей­де и ошвартованных друг к другу, допускается только с разре­шения капитана. Вахтенный начальник непосредственно руко­водит этой работой, обеспечивая безопасность людей. Само­вольный переход с борта на борт запрещается.

^ 1.2.14. На судне у места работ должны находиться только участвующие в них члены экипажа.

1.2.15. Во время шторма, когда палуба заливается водой, все перемещения и работы на ней допускаются только по рас­поряжению вахтенного начальника или капитана. При этом на работающих должны быть надеты жилеты страховочные рабо­чие и предохранительные пояса со страховочными концами.

1.2.16. Палуба вдоль всего периметра корпуса должна быть ограждена фальшбортом или леерным ограждением. Исправ­ность фальшборта и леерного ограждения необходимо посто­янно контролировать, периодически, по мере ослабления, обтя­гивать тетивы тросовых лееров, выправлять трубчатые леера, заменять поврежденные участки цепей, проверять прочность крепления стоек и особенно исправность крючков в местах от­крывания ограждений.

1.2.17. Все повреждения леерного ограждения должны быть немедленно исправлены. Повреждения, которые нельзя испра­вить на ходу, необходимо надежно закрыть. Запрещается уста­навливать незакрепленные ограждения.

1.2.18. Открывать пролеты, проемы в фальшбортах, убирать леерные ограждения для производственных нужд допускается только с разрешения вахтенного начальника. При этом должны быть приняты меры, предупреждающие падение людей за борт (установлены знаки безопасности). По окончании работ проле­ты и проемы в фальшборте должны быть немедленно закрыты, а снятые леерные ограждения — установлены на место и надеж­но закреплены.

1.2.19. На судах запрещается черпать воду из-за борта, мыть за бортом швабры, спецодежду, купаться с борта судна, переша­гивать и садиться на фальшборт, леерное ограждение, кнехты.

1.2.20. При ремонте двигателей, вспомогательных механиз­мов, электрооборудования, устройств и установок должно быть отключено подающееся на них питание (или приводные систе­мы), а на пусковом устройстве этих механизмов и в других местах, откуда возможно осуществить пуск (РЩ, пульты уп­равления, посты управления, рубки), должны быть вывешены знаки безопасности «Не включать — работают люди».

1.2.21. Все горячие части оборудования и трубопроводы должны быть изолированы, а места, на которые может попасть масло или другое горючее вещество, кроме того, закрыты ме­таллическими кожухами. Все рукоятки, маховики и другие ор­ганы управления, которые могут нагреваться до температуры свыше 50 °С или охлаждаться до отрицательных температур, должны иметь эффективную изоляцию.

^ 1.2.22. При открывании клапанов и кранов, из которых вы­ходит пар или горячая вода, следует стоять сбоку, чтобы не попасть под горячую струю.

1.2.23. Работы, связанные с повышенной опасностью (ос­мотр котлов, газоходов, цистерн, междудонных пространств и др.) должны производиться под руководством капитана (ме­ханика).

1.2.24. Места, где временно вскрыт настил, должны быть ог­раждены, а в темное время суток освещены. Снятые листы на­стила должны быть уложены и закреплены, чтобы исключить самопроизвольное их перемещение.

1.2.25. Запрещается производить палубные работы, нахо­диться в шлюпках, перемещаться по палубе судов, не имеющих леерного ограждения без применения жилетов страховочных рабочих.

^ 1.2.26. Лакокрасочные материалы, бензин, керосин и дру­гие легковоспламеняющиеся жидкости должны храниться в спе-

циальном помещении в исправной и закрытой таре. Запрещает­ся хранить лакокрасочные материалы и легковоспламеняющие­ся жидкости в полиэтиленовой и стеклянной таре.

Хранение легковоспламеняющихся материалов в машинном отделении запрещается. Разрешается хранить на месте работ: не более 0,25 л бензина в закрытой таре.

1.2.27. На дверях помещений, в которых могут возникнуть опасные концентрации вредных или взрывоопасных газов и в которых хранятся ядовитые вещества, лакокрасочные материа­лы, нефтепродукты и т. п., должны быть нанесены запре­щающие предупредительные знаки безопасности согласно ГОСТ 12.4.026—76. Двери таких помещений должны закры­ваться на замок, помещения вентилироваться.

1.2.28. Бункеровка судов жидким топливом, маслами, а также прием с судов подсланевых вод и хозяйственно-бы­товых стоков должны производиться только закрытым спосо­бом.

^ 1.2.29. Судовые работы должно возглавлять лицо команд­ного состава. Руководитель работ обязан:

обеспечить безопасность выполнения работ;

проинструктировать работающих о мерах безопасности и правильном использовании средств индивидуальной защиты;

лично проверить надежность и исправность всех применяе­мых приспособлений, инструментов и средств индивидуальной защиты;

распределить работающих в соответствии с объемом и ха­рактером работы.

^ 1.2.30. Для освещения следует применять переносные акку­муляторные фонари или переносные светильники во взрывобезопасном исполнении напряжением 12 В:

при осмотре, чистке, замерах уровня топлива в цистернах с горюче-смазочными материалами;

в трюмах;

в помещениях хранения лакокрасочных материалов и бал­лонов с горючими газами;

при вскрытии и осмотре картеров двигателей, компрессоров, зубчатых передач, холодильных машин и др., где возможно скопление паров топлива, масла и газов взрывоопасных кон­центраций.

1.2.31. На шкалах контрольно-измерительных приборов (КИП) должны быть нанесены четкие метки (красная черта), обозначающие предельно допустимые значения измеряемых ве­личин. Контрольно-измерительные приборы, установленные на технических средствах, а также находящиеся в запасе, должны • быть всегда исправны, опломбированы и иметь клеймо с датой проверки. Запрещается эксплуатация неисправных контрольно-измерительных приборов, со снятой пломбой, а также с про­сроченным сроком проверки.

1.2.32. Все предохранительные клапаны и автоматические регуляторы технических средств должны работать надежно и проверяться в установленные правилами и инструкциями сроки.

1.2.33. Все органы управления техническими средствами должны приводиться в действие физическими усилиями, не пре­вышающими регламентируемых Правилами Речного Регистра РСФСР и Санитарными правилами.

1.2.34. На маховичках клапанов и органов управления меха­низмами и системами должны быть стрелки с надписью, пока­зывающие направление их вращения для открытия и закры­тия.

^ 1.2.35. Запрещается открывать и закрывать клинкеты, венти­ли, краны ключами с удлиненными ручками, контрключами и трубами.

1.2.36. Каждый несчастный случай должен быть тщательно расследован, выявлены причины, ответственные лица и приняты меры по предотвращению подобных случаев.


<< предыдущая страница   следующая страница >>