bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 40 41

Глава 1. СОЧИНЕНИЕ И ИЗЛОЖЕНИЕ

    1. Общие сведения


В учебной и методической литературе используется много терминов. Однако в разных учебниках одно и то же языковое явление может называться по-разному. Кроме того, одно и то же языковое явление может рассматриваться с разных позиций – лингвистических, методических и т.д. Поэтому прежде всего необходимо уточнить, что термины и определения, используемые в этом пособии, даются с позиций методики преподавания русского языка как иностранного (РКИ) и не являются единственно возможными и исчерпывающими.


1.1.1. Письменная монологическая речь

Обучение иностранцев устной и письменной речи осуществляется по-разному. Поэтому мы будем говорить об устной речи и о письменной речи. Письменной речью называется умение передавать информацию с помощью письменной формы соответственно ситуации общения. Для обучения письменной речи используются специальные упражнения. На первом этапе обучения такими упражнениями обычно бывают изложения и сочинения. Цель сочинения – самостоятельное составление письменного произведения. Цель изложения – письменный пересказ прослушанного или прочитанного текста.

Термин текст многозначен. Чаще всего он используется для обозначения, с одной стороны, любого высказывания, состоящего из одного или нес­кольких предложений и несущего в себе по замыслу говорящего закон­ченный смысл. С другой стороны, для обозначения такого ре­че­мыс­лительного произведения, которое носит завершённый характер: повесть, роман, газетная или журнальная статья, научная монография, до­ку­менты различного рода и т.п. Термины текстообразование и текст используются нами для обозначения процесса (основные правила, закономерности) и результата создания письменных произведений – сочинений и изложений.

Письменное высказывание – это продукт речетворческой деятельности человека, средство хранения и передачи информации. Оно может быть как диалогическим, так и монологическим. Диалог, или диалогическая речь, возникает в акте речевого общения в процессе совместной деятельности нескольких её участников, поэтому диалогическая речь – это преимущественно устная речь. Монолог, или монологическая речь, – это высказывание одного человека в монологической ситуации общения, т.е. когда других участников общения нет. Монологическая речь может быть включена в диалог, тогда она рассматривается как его часть. С коммуникативных позиций письменную монологическую речь можно рассматривать как отложенный во времени диалог с читателем, однако обучение письменной монологической речи имеет в виду различное оформление на письме диалога и монолога.

Монологическая речь реализуется в трёх функционально-смысловых типах монологических высказываний. Это описание, повествование, рассуждение. Следует различать описание, повествование и рассуждение как типы монологических высказываний и описание, повествование и рассуждение как жанры произведений. Например, мы можем назвать рассказ или роман повествованием (имея в виду повествование-жанр), но в этом рассказе или романе будет не только один тип высказывания – «повествование». Этот тип высказывания будет основным, потому что именно он передаёт развитие события во времени, от его начала к концу, и создаёт повествование-жанр. Но в этом жанре «повествование» будут использованы элементы и двух других типов высказываний. Поэтому говорят, что в «чистом виде» типы монологических высказываний встречаются редко, осо­бен­но в художественных произведениях, где элементы описания, рассуж­де­ния и повествования, как правило, взаимосвязаны и "переплетены": описание с элементами рассуждения и/или повествования, повествование с элементами описания и/или рассуждения, рассуждение с элементами описания и/или повествования.

Таким образом, сочинение и изложение – это, с одной стороны, монологическое высказывание (описание, повествование, рассуждение или их сочетания), а с другой стороны – это произведения определённого жанра, которые в учебно-методической литературе носят названия «текст-описание», «текст-повествование» и «текст-рассуждение». Поэтому в данном пособии мы предлагаем вам писать не просто сочинения на какую-либо тему, а сочинения-повествования, сочинения-описания и сочинения-рассуждения.


1.1.2 Функциональные стили

Первый, важный этап работы над сочинением – определение наиболее соответствующего теме и целям сочинения функционального стиля.

Понятно, что статья в газете и учебник написаны по-разному. Это связано с тем, что газетная статья написана в газетно-публицистическом стиле, а учебник – в учебно-научном подстиле научного стиля. У учебника и у статьи разные цели, разные функции. Цель учебника – сообщить информацию, предложить задания и упражнения, необходимые для формирования учебных умений. Цель статьи – не только сообщить информацию, но и, воздействуя на чувства и мысли читателя, заставить его согласиться с мнением автора статьи. Разные цели и функции требуют использования различных языковых (лексических, морфологических, синтаксических) средств. Самые общие особенности использования языковых средств связаны со сферой употребления – научной, эстетической, правовой. Такую функционально обусловленную совокупность языковых средств, исторически сложившуюся в определённой сфере общественной деятельности (научной, эстетической, правовой), называют функциональным стилем. Другими словами, стиль – это лингвистические признаки, которые создают общую стилевую окраску текста и отличают данное высказывание от другого. В современном русском языке выделяют пять стилей: разговорный и книжные – научный, официально-деловой, газетно-публицистический, стиль художественной литературы. Кроме того, существуют переходные типы, а также смешанные тексты как результат взаимовлияния и отражения особенностей стилей и подстилей.

Разные задачи и зависящее от них содержание определяют не только функционально-стилистические нормы и признаки, но и тип монологического высказывания, а значит – и жанр текста. В идеале каждое конкретное высказывание осуществляется в соответствии с нормами того или иного функционального стиля. Основные признаки стилей проявляются как на уровне текста, так и на уровне отдельной словарной единицы в ее семантико-грамматическом оформлении и в синтаксической функции. Одна из типичных ошибок в письменной речи иностранцев – смешение стилей или неадекватный выбор стиля. Поэтому, чтобы овладеть письменной речью, необходимо научиться использовать лексические и синтаксические особенности функциональных стилей. Кроме того, от стиля и от жанра зависит, каким будут вступление и заключение вашего письменного текста.

Между функциональным стилем и жанром текста нет однозначной жёсткой зависимости. В соответствии со сферой деятельности и с вашими целями и намерениями вы определяете, языковые средства какого стиля и в каком жанре реализованные, наиболее подходят для достижения поставленной цели. Поэтому в данном пособии нет указаний, в каком жанре и средствами какого функционального стиля следует создавать ваши тексты-сочинения. Вы должны будете решать это сами, тем более, что на одну и ту же тему можно написать разные по стилю и жанру тексты.


1.1.3. Структура текста

С позиций структуры текст состоит из предложений, объединённых со смысловой точки зрения в сложные синтаксические целые (ССЦ), а на письме – в абзацы. Между абзацем и ССЦ нет точного соответствия. Абзац может совпадать с ССЦ, один абзац может включать несколько ССЦ, одно ССЦ может распадаться на несколько абзацев. Обычно это определяется коммуникативно-прагматическими намерениями автора текста. Предложения в абзацах и абзацы в тексте чаще связаны или друг с другом или с темой (названием) текста, но могут быть и несвязанными. Связность текста обеспечивается различными средствами: 1) лексико-грамматическими (лексические повторы – прямые, с парадигматическим вариантом, синонимические, метафорические; личные и указательные местоимения); 2) функционально-синтаксическими (вводные слова, конструкции связи, союзы).


1.1.4. Последовательность работы над сочинением

Любое сочинение требует серьёзной предварительной работы.

Прежде всего надо выбрать тему и продумать, о чём вы хотите писать. Содержание вашего текста должно раскрывать его тему, а тема, в свою очередь, точно и кратко выражает содержание текста. Тема сочинения отражена в его названии. Тема связана с жанром (основной тип монологического высказывания, который вы собираетесь использовать – повествование, описание, рассуждение) и с функциональным стилем.

Целесообразно составить план сочинения. План может быть простой, где перечислено, о чём вы будете писать, или сложный, в котором выделены три главные части: вступление, основная часть и заключение. Основная часть обычно содержит несколько крупных и мелких разделов. Кроме того, существует тезисный план. В таком плане вы не только называете части сочинения, но и записываете наиболее важные мысли. Если вместо плана в определённой последовательности записывать только главные мысли вашего будущего сочинения, то у вас получатся тезисы. Составление плана и написание тезисов поможет вам наиболее точно определить структуру и содержание вашего сочинения.


План сочинения «Китайский язык»

  1. Простой план




  1. Из истории языка.

  2. Письменность.

  3. Разговорная речь.

  4. Особенности языка.




  1. Сложный план


Вступление. Что такое «язык»; какие существуют языки; место китайского языка среди них.

Основная часть.

  1. Из истории языка: 1) происхождение китайского языка; 2) первая письменность; 3) язык Древнего Китая; 4) язык эпохи феодализма; 5) реформа письменности в КНР; 6) современный язык.

  2. Общая характеристика языка: 1) письменность; 2) разговорная речь; 3) особенности языка.

Заключение. Роль китайского языка в развитии дружбы между народами и в укреплении мира; перспективы китайского языка.


Из приведённого примера сложного плана видно, что сочинение на тему «Китайский язык» состоит из трёх главных частей: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении вашего сочинения нужно объяснить, о чём, почему и зачем вы пишите ваше сочинение. В основной части надо подробно излагать содержание, раскрывать и аргументировать тему, отражённую в названии, писать о главном. Заключение в сочинении – это вывод из вашего сочинения. Помните, что вступление и заключение связаны с темой и основным содержанием всего текста.

В сочинениях разных жанров и функциональных стилей вступления и заключения будут разными. Например, в сочинении-повествовании во вступлении могут быть даны описание места действия, характеристика героев, а в сочинении-рассуждении вступление будет содержать тезис, развитию которого посвящена основная часть. В сочинении-описании, сделанном в стиле художественной литературы, заключение может содержать вашу собственную эмоционально-экспрессивную оценку того, о чём вы написали, а в сочинении-рассуждении, сделанном в научном стиле, заключение должно быть выводом, итогом содержания текста. Поэтому сочинение-рассуждение в научном стиле «Китайский язык» нельзя, например, заканчивать фразами: «Я люблю китайский язык», «Пусть китайский язык развивается и дальше». Нужно сделать вывод из сочинения: «С каждым годом возрастает роль китайского языка в мировом экономическом, научном и культурном обмене. Вхождение Китая в ВТО, избрание Пекина олимпийской столицей 2008 года привлекут ещё большее внимание и интерес людей всего мира к нашей стране, а значит и к китайскому языку, сделают его одним из языков международного общения».




<< предыдущая страница   следующая страница >>