bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3

Решение задач на продвинутом уровне (для группы сильных учащихся)

Задача:

В потомстве наблюдается соотношение фенотипов 1: 1: 1: 1: 1: 1: 1: 1. Что можно сказать о родителях?

Задача:

У бегемотов пристрастие к сахару является доминантным признаком. Ген зеленой окраски неполно доминирует над геном белой окраски, гетерозиготные особи окрашены в салатовый цвет. Скрестили дигетерозиготных бегемотов. С какой вероятностью у потомков F будут присутствовать следующие признаки: равнодушие к сахару; салатовая окраска; белая окраска; белая окраска и любовь к сахару; равнодушие к сахару и салатовая окраска.


Домашнее задание ( 3 минуты)

Для подготовки к самостоятельной работе

  1. «Общая биология», В. Б. Захаров, стр. 253– 275

  2. Записи в тетради

  3. Формулы расщепления по фенотипу и генотипу всех типов скрещиваний

  4. Терминология

  5. Повторить решение всех типов задач

  6. Законы Менделя


Итоги урока Оценки за урок (Спасибо!).


Урок № 5


Самостоятельная работа

( моногибридное скрещивание, неполное доминирование, дигибридное скрещивание).

Задачи урока:

  1. Проверка знаний учащихся с целью понимания генетической терминологии, символики и законов Г. Менделя.

  2. Проверка умений решать задачи на общем уровне (для учащихся среднего уровня) и продвинутом для одаренных учащихся.

  3. Проверка умений ориентироваться в терминологии и задачах на минимальном уровне для слабых успевающих.

  4. Коррекция знаний учащихся после проведения самостоятельной работы.


План урока.

  1. Организационная часть.

  2. Повторение.

  3. Самостоятельная работа.

  4. Домашнее задание.


Повторение ( 3-5 минут)

Учащиеся повторяют теоретический материал и мысленно настраиваются на выполнение самостоятельной работы.


Самостоятельная работа (35 – 40 минут)

Работа рассчитана на 3 группы учащихся. Учащиеся входе четырех уроков определились в какой группе они будут выполнять самостоятельную работу, это позволит более объективно оценить знания ребят и снимает психологическое напряжение. Некоторым ребятам было предложено перейти в группу сильных учащихся, они показали на промежуточных уроках по этим темам достаточно высокие результаты.

1 вариант (1 и 2 ряды)

Задание № 1 – работа с тестами: (для каждого индивидуальный набор тестов)


  1. Заполните пропуски в тексте:

Г. Мендель, скрещивая растения, отличающееся по ………, установил следующие закономерности: наследование признака определяется дискретными факторами - …….. Если в потомстве проявляется признак только одного из родителей, то такой признак называется ……. Признак второго родителя, проявляющийся не в каждом поколении называется……….


  1. Слева предлагается условие задачи, справа – логические следствия из этого условия. Заполните пропуски в этих следствиях.

условие

следствие

Дано: все потомство доброй собаки Греты все было добрым в нескольких поколениях

Следовательно: доминирует ген……, рецессивен ген……, а Грета была…… по данному признаку.

Дано: в потомстве кота Василия и пяти черных кошек были черные и серые котята, причем серых было в три раза больше

Следовательно: доминирует ген….., рецессивен ген….., а кот Василий….. по данному признаку.

Дано: белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном

Следовательно, белые кролики….. по этому признаку.




  1. При нормальном мейозе в каждую из гамет попадает:

а/ одна пара из гомологичных хромосом каждой пары.

б/ обе гомологичные хромосомы

в/ гаметы могут не нести ни одной из хромосом данной пары.


  1. Чистой линией называется:

а/ потомство, не дающее разнообразие по изучаемому признаку

б/ разнообразное потомство, полученное от скрещивания разных особей

в/ пара родителей, отличающихся друг от друга одним признаком

г/ особи одного вида.


  1. Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы:

а/ узнать какой аллель доминирует

б/ узнать какой аллель рецессивен

в/ вывести чистую линию

г/ выявить гетерозиготность организма по определенному признаку.


  1. Определи генотип:

У человека лопоухость (В) доминирует над геном нормально прижатых ушей (в), а ген нерыжих (Р) волос над геном рыжих (р) волос. Каков генотип лопоухого, рыжего отца, если в браке с нерыжей женщиной, имеющей нормальные уши, у него были только лопоухие нерыжие дети.

а/ ВВрр

б/ВвРр

в/ ВвРР

г/ Вврр


  1. Сколько типов гамет образует организм, гетерозиготный по трем признакам?

а/ 2

б/ 4

в/ 8

г/ 16


  1. Какие гаметы образует организм с генотипом ВВСс

а/ гаметы В, С и с

б/ гаметы ВВ и Сс

в/ гаметы ВС и Вс

г/ гаметы ВВС и ВВс


  1. Суть третьего закона Г. Менделя заключается в том, что:

а/ гены каждой пары наследуются независимо друг от друга

б/ гены не оказывают никакого влияния друг на друга

в/ гены каждой пары наследуются вместе

г/ один ген определяет развитие одного признака.


  1. Определить процент получившихся растений:

В потомстве, полученном от скрещивания двух красноцветковых гетерозиготных растений были растения красной, белой и розовой окраски. Каков процент розовых растений?

а/ 50%

б/ 75%

в/ 25%

г/100%


Задание № - 2 решить задачи, с формулировкой законов Г. Менделя, если таковые встречаются в ходе решения задач. Написать формулы расщепления по фенотипу и генотипу во всех задачах.


  1. У кареглазого мужчины и голубоглазой женщины родились трое кареглазых девочек и один голубоглазый мальчик. Ген карих глаз доминирует. Каковы генотипы родителей?


2. При скрещивании горностаевых петуха и курицы получено 46 цыплят. Из них 24

горностаевых, 12 черных, и 10 белых. Как наследуется горностаевая окраска? Каких

родителей надо брать, чтобы получить только горностаевых цыплят?


3. У кур черная окраска оперения определяется геном Е, бурая – е, наличие хохла – С,

отсутствие – с. Бурый хохлатый петух скрещивается с черной курицей без хохла. В их

потомстве 1/ 2 черных хохлатых цыплят и ½ бурых хохлатых. Каковы генотипы

родителей?


4. У человека большие глаза и римский нос доминируют над маленькими глазами и

греческим носом. Женщина с большими глазами и греческим носом вышла замуж за

человека с маленькими глазами и римским носом. У них родились четверо детей, двое

из которых были с большими глазами и римским носом. Каковы генотипы родителей

С какой вероятностью у этой пары может родиться ребенок с маленькими глазами и

греческим носом?


2 вариант (1 и 2 ряды)


Задание № 1 – терминология, законы Г. Менделя, гипотеза чистоты гамет, формулы расщепления по генотипу и фенотипу ( для каждого индивидуальный набор заданий).


  1. Терминология

Генетика, генотип, аллельные гены, гомозигота, доминантный признак, гибридолгический метод, моногибридное скрещивание.


  1. Напишите формулы расщепления по фенотипу и генотипу

Моногибридного скрещивания

Неполного доминировании

Дигибридного скрещивания

Почему фенотип и генотип неполного доминирования совпадает.


  1. Написать формулировку законов Г. Менделя

Закон единообразия гибридов первого поколения

Закон расщепления

Закон независимого расщепления признаков

Гипотеза чистоты гамет.


Задание № 2 – решить задачи, с формулировкой законов Г. Менделя, если таковые встречаются в ходе решения задач. Написать формулы расщепления по генотипу и фенотипу во всех задачах.


  1. У морских свинок гладкая шерсть определяется рецессивным геном, розеточная – доминантным. Скрещивание двух свинок с розеточной шерстью дало 36 особей с розеточной и 11 с гладкой. Сколько среди них гомозиготных особей?




  1. Желтая морская свинка при скрещивании с белой всегда дает кремовое потомство.

скрещивание кремовых свинок между собой всегда дает расщепление:

1 желтая: 2 кремовых: 1 белая. Почему?


  1. У кур наличие хохла доминирует над его отсутствием, черная окраска оперения – над

бурой. Курица и петух – черные хохлатые. От них получено 13 цыплят: 7 черных

хохлатых, 3 бурых хохлатых, 2 черных без хохла, 1 бурый без хохла. Каковы генотипы

родителей?


  1. У матери свободная мочка уха (доминантный признак) и гладкий подбородок

(рецессивный признак).У сына свободная мочка и ямка на подбородке. У дочери те же

признаки, что и у матери. Дедушка со стороны матери имел несвободную мочку уха.

Каковы генотипы родителей и детей.


3 ряд - одаренные учащиеся ( 5 человек)

Решение задач на продвинутом уровне с объяснением всей терминологии и всех законов , которые встречаются при решении задач. Формулы расщепления по фенотипу и генотипу пишутся в обязательном порядке.


  1. У человека курчавые волосы доминируют над гладкими, карий цвет глаз – над голубыми. Отец голубоглазый с гладкими волосами, мать гетерозиготна по обоим признакам. Какова вероятность, что в этой семье родится кареглазая дочь с гладкими волосами?




  1. При скрещивании двух короткошерстных кроликов неизвестного происхождения в потомстве оказались крольчата с длинной шерстью, хотя большинство были короткошерстными. Каковы могут быть генотипы родителей? Что было в данном случае: взаимодействие генов или моногенное наследование? Как это проверить?




  1. Кареглазый мужчина - правша с белым локоном надо лбом женился на такой же женщине. Первый ребенок оказался глухонемым голубоглазым левшой. Какова вероятность того, что два следующих ребенка окажутся похожими на родителей?




  1. В пробирку помещено 40 ♂ дрозофил с генотипом АА, 40 ♂ с генотипом Аа и 50 ♀ с генотипом аа. Каким будет соотношение генотипов в F1 и F2?




  1. Частота фенилкетонурии в Белоруссии составляет 1: 6000. Сколько человек могут быть потенциальными гетерозиготными носителями рецессивной мутации, обуславливающей заболевание?


3 ряд - учащиеся занимающиеся на «3» (4 человека)


Задание № 1 – теоретический материал


Повторение теоретического материала вместе в группе, повторение формул расщепления по фенотипу и генотипу, законов Г. Менделя ( вместе с учителем).


Задание № 2 – решение задач, с написанием формул расщепления по фенотипу и генотипу.


  1. У фасоли черная окраска сенной кожуры А доминирует над белой а. Определить окраску семян у растений, полученных в результате следующего скрещивания: АА ха аа.




  1. У овец длинноухость неполно доминирует над безухостью. Какое потомство следует ожидать от скрещивания безухого барана с длинноухой яркой?


3.У флоксов белая окраска цветов определяется геном А, кремовая – а, плоский венчик – В, воронковидный – в. Определить внешний вид цветов гибридных растений, полученных в результате следующего скрещивания: АаВв х Аавв?


Домашнее задание ( 2 минуты)

1.Повторить теоретический материал по пройденному материалу

2 Индивидуальное задание – приготовить сообщение о Т. Моргане (его биография и заслуги в биологии – 2 человека). Использовать информацию из энциклопедии и интернет – ресурс.


Итоги урока Учащиеся сдают работы (Спасибо!).

<< предыдущая страница