bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2
§2 подг. отв. на вопр, вып зад









Внешняя политика.


1

комбин

работа с учебником, выпол-нение задания у доски, работа с документом, беседа по вопросам

сообщения учащихся, работа в группах

иметь понятия о : коалиция, Тильзитский мир, континентальная блокада

§3 подг. отв. навопр, сост.хронол. таблицу









Отечественная война 1812 года.


1

комбин

беседа, работа с учебником, с картой, сообщение уч-ся о М.Кутузове

сообщения учащихся

Уч-ся узнают, что Отеч. война 1812 года и загран. поход русс. армии привели к тому, что Россия стала ведущей мировой державой. Генеральное сражение, флешь, партизанское движение, ополчение

§4 подг. отв. на вопр, вып зад,









Национальная по-литика Александра I.

1

комбин

беседа, работа с учебником, с картой, источником, сообщение учащихся.

сообщения учащихся, практическая работа

знать понятия: национальная политика, инородцы

§5 подг. отв на вопр, вып зад,









Внутренняя политика после Отечественной войны.

1

комбин

беседа, работа с учебником, источниками, сообщение учащихся, ответы на вопросы, заполнение таблицы

сообщение учащихся, ответы на вопросы, заполнение таблицы

военные поселения, «аракчеевщина», «Уставная грамота», тайные общества, знать программы тайных обществ.

§6 подг. отв на вопр, вып зад,









Повторительно-обобщающий урок.

1

повт-обобщ

тестирование

тестирование

Закрепление изученного













^ Россия во второй четверти XIX века



























Восстание декабристов.


1

изуч. нов темы комбин

беседа, работа с учебником, источниками, сообщение учащихся, ответы на вопросы

сообщение учащихся, ответы на вопросы

Понятия: декабристы, междуцарствие, каре. Учащиеся должны знать, что декабристы всколыхнули передовую российскую общественность, на борьбу с крепостничеством и самодержавием.

§7 подг. отв на вопр, вып зад, сообщ о Никол 1.









Внутренняя политика Николая I.


1

комбин

беседа, работа с учебником, источниками, сообщение учащихся, ответы на вопросы

сообщение учащихся, ответы на вопросы

Усвоить: жандармерия, реформа Киселева, укрепление гос аппарата

§8 подг. отв на вопр, вып зад









Социально-экономи-ческое развитие страны в первой половине XIX века.

1

изуч

нов. ма-териала, комбин

беседа, работа с учебником, источниками, сообщение учащихся, ответы на вопросы

сообщение учащихся, ответы на вопросы

промышленный переворот, денежная реформа Канкрина, отставание с/х в силу господства крепостничества.

§9 подг. отв на вопр, вып зад









Общественное движе-ние 30 – 50-х годов.


1

изуч

нов. ма-териала, комбин

работа с таблицей, беседа, работа с учебником, источ-никами, сообщение уч-ся, ответы на вопросы

сообщения учащихся, практическая работа

Взгляды: славянофилов, западников, консерваторов, револ. демократов., консервативное, либеральное, революционное движение

§10 подг. отв на вопр, вып задан, закон табл









Национальная политика Николая I.


1

комбин

работа с учебником, источ-никами, сообщение уч-ся, ответы на вопросы

сообщения учащихся, практическая работа

Уч-ся узнают, что положение представителей разных народов и конфессий в Российской империи было неодинаковым.

§11 подг. отв на вопр, вып задан









Кавказская война.


1

комбин

работа с учебником, сообщение учащихся, ответы на вопросы

сообщения учащихся, практическая работа

Уч-ся узнают, что Царское правитель ство, стремившееся подчинить себе Кавказ, столкнулось с упорным сопро-тивлением местных жителей. Понятия: горцы, имамат

§12 подг. отв на вопр, вып задан









Внешняя политика Николая I.


1

комбин

работа с учебником, с картой, высказывание свое отношение к событию, решение проблемных задач

сообщения учащихся, работа в группах

Уч-ся узнают, что активная внешняя политика России: 1)расширяла границы

2) росло ее влияние 3)желание европ держав ограничить влияние

§13 подг. отв на вопр, вып задан









Крымская война.


1

комбин

работа с таблицей, беседа, работа с учебником, источ-никами, сообщение учащих-ся, ответы на вопросы

сообщения учащихся, работа в группах

Уч-ся узнают, что не смотря на поражение, Россия вышла из войны с миним уроном . Парижский мир.

§14 подг. отв на вопр, вып задан









Наука и образование в первой половине XIX века.




комбин

работа с учебником, с портретами, сообщение учащихся, ответы на вопросы

сообщения учащихся, практическая работа

Развитие системы образования и просвещения образования.

§15 подг. отв на вопр, вып задан









Художественная культура народов России.

1

комбин

работа с репродукциями, с портретами, сообщение учащихся, ответы на вопросы




Уч-ся узнают, что перв пол XIX века – эпоха расцвета российской культуры

§16 подг. отв на вопр, вып задан









Повторительно-обобщающий урок.

1

повт-обощ

тестирование

тестирование

Закрепление изученного












Крестьянская реформа 1861 года.

1

комбин

сообщение об Александре 2 работа с учебником, сообщение учащихся, ответы на вопросы

сообщения учащихся, работа в группах

Уч-ся узнают предпосылки, подготовку, основные положения крестьянской реформы, крепостное право, времен-нообязанный отрезки, мировой посредник, рескрипт

§17 подг. отв на вопр, вып задан









Либеральные реформы 60 – 70-х годов.


1

комбин

работа с таблицей, беседа, работа с учебником, источ-никами, сообщение учащих-ся, ответы на вопросы

содержание таблицы

Уч-ся узнают основные положения либеральных реформ. Понятия: земства, гласные

§18-19 подг. отв на вопр, запо-лнить табл









Национальная поли-тика Александра II.


1

изуч нов темы комбин

проблемный или частично поисковый метод

сообщения учащихся

антисемитизм

§20 подг. отв на вопр, вып задан









Социально-экономическое развитие страны.

1

комбин

работа с учебником, высказывание свое отношение к событию, решение проблемных задач

сообщения учащихся

Уч-ся узнают , что в деревне начался переход к капиталистическим формам хозяйства, Понятия: аренда, отрабо-точная система хозяйства, расслоение крестьянства

§21 подг. отв на вопр, вып задан









Общественное движение.

1

дискуссия

работа с учебником, выс-казывание свое отношение к событию, решение проблемных задач

участие в дискуссии

Уч-ся узнают о подъеме общественного движения. Понятия: либералы, консерваторы, народничество, конспирация, террор,

§22-23 подг. отв на вопр, вып задан









1

комбин

работа с учебником, выска-зывание свое отношение к событию, решение проблем-ных задач

участие в дискуссии









Внешняя политика Александра II.


1

комбин

беседа, работа с учебником, с картой, источником, сообщение учащихся.

сообщения учащихся, работа в группах

Уч-ся узнают, что активная внешняя политика России дипломатическим и активным путем восстановила положение державы:

§24 подг. отв на вопр, вып задан









Русско-турецкая война 1877 – 1878 годов.

1

комбин

беседа, работа с учебником, с картой, источником, сообщение учащихся.

сообщения учащихся, работа в группах

Уч-ся узнают, что победа в войне – крупный успех России, рост ее авторитета, действенность военной реформы

§25 подг. отв на вопр, вып задан









Внутренняя политика на рубеже 70 – 80-х годов.

1

комбин

беседа, работа с учебником, с картой, источником, сообщение учащихся

ответы учащихся на вопросы

Отказ правительства от либерального курса,проект Лорис-Меликова, убий-ство Александра 2; понятия: нигилизм, репрессии

§26 подг. отв на вопр, вып задан










^ Россия в 80 – 90-е годы XIX века



























Внутренняя поли-тика Александра III.


1

изуч нов

материала. комбин

сообщение об Александре 3 беседа, работа с учебником, с картой, источником, сообщение учащихся

сообщения учащихся, работа в группах

Уч-ся узнают, что Ал 3 отказался от либеральных реформ. Понятия: циркуляр, переселенческая политика, рабочее законодательства, полицейское гос-тво

§27 подг. отв на вопр, вып задан









Перемены в эконо-мике и социальном строе.

1

комбин

сообщения о деятельности Н.Х.Бунге, И.А. Вышне-градского, С.Ю. Витте

ответы учащихся на вопросы

о деятельности Н.Х.Бунге, И.А. Вышне-градского, С.Ю. Витте . Денежная реформа, акциз, винная монополия

§28-29 подг. отв на вопр, вып задан









1

комбин

беседа, работа с учебником












Общественное дви-жение 80 – 90-х годов


1

комбин

работа с учебником, высказывание свое отношение к событию, решение проблемных задач

сообщения учащихся, работа в группах

Понятия: марксизм

§30 подг. отв на вопр, вып задан









Внешняя политика Александра III.


1

комбин

беседа, работа с учебником, с картой, источником, сообщение учащихся

сообщения учащихся, работа в группах

Уч-ся узнают, что активная внешняя по-литика России дипломатическим и ак-тивным путем удержала положение дер-жавы, но произошел и провал на Балка-нах: конвенция, Азиатская политика

§31 подг. отв на вопр, вып задан









Религиозная и на-циональная поли-тика Александра III.

1

комбин

работа с учебником, картой, высказывание свое отношение к событию, решение проблемных задач

ответы учащихся на вопросы

Уч-ся узнают, что национ политика бы-ла ужесточена, усилилась роль право-славия, но гибкий курс со Ср Азией

§32 подг. отв на вопр, вып задан









Достижения науки и образования во вто-рой половине XIX в

1

комбин

работа с учебником, с порт-ретами, сообщение учащих-ся, ответы на вопросы


сообщения учащихся, работа в группах

Развитие системы образования и просвещения образования

§33 подг. отв на вопр, вып задан









Повтор- обобщ урок




закрепл

контрольная

контрольна

закрепление изученного













^ История Татарстана



























Социально-эконо-мическое развитие губернии в 1801 -1860 г

1

изуч нов материала

работа с учебником, с картой, источником, таблицами.

ответы учащихся на вопросы

Знать понятия: расслоение крестьянства, товарность. Уч-ся придут к выводу, что в перв пол XIXв формируются капитал. отношения

§1 подг. отв на вопр, вып задан









Край в Отечествен-ной войне 1812 г.

Декабристы.


1

комбин

работа с учебником, с картой, источниками, составление таблицы

ответы учащихся на вопросы, содержание таблицы

Знать понятия: Казанское ополчение, декабристы. Казан край внес весомый вклад в борьбе с Наполеоном. В дворянской среде получили распространение либеральные идеи.

§2 подг. отв на вопр, вып задан









Культура края в первой половине XIX века.

1

комбин

работа с репродукциями, с портретами, сообщение учащихся, ответы на воп-росы, заполнение таблицы

отв уч-ся на вопросы, содержание таблицы

Понимать: модернизация, татарское просветительство, либеральные идеи

§3-4 подг. отв на вопр, вып задан









Крестьянские реформы 60-х гг XIX в.


1

комбин

работа с учебником, с источниками ,высказывание свое отношение к событию, решение проблемных задач

сообщения учащихся, практическая работа

уч-ся узнают о том, что недовольство крестьян условиями реформы вылились в стихийные выступления. Понятия: панихида, душевой надел

§5 подг. отв на вопр, вып задан









Социально-эконо-мическое развитие Казанской губернии в пореформенный период.

1

комбин

работа с учебником, выс-казывание свое отношение к событию, решение проблемных задач

сообщения учащихся, практическая работа

В пореформ период в крае утвердился капитал уклад: более активно в промышленности, замедленно в с/х. Понятия: недоимки, отходники, крестьянские промыслы, урбанизация

§6 подг. отв на вопр, вып задан









Общественное дви-жение 70 – 90-х гг XIX в.

1

комбин с элемен

дискусс

работа с учебником, выс-казывание свое отношение к событию, решение проблем-ных задач, таблица

содержание таблицы, практическая работа

Понятия: либерализм, революционное народничество, либеральное народничество

§7 подг. отв на вопр, вып задан









Татарское нацио-нальное движение.


1

комбин

работа с учебником, выс-казывание свое отношение к событию, решение проблемных задач

сообщения учащихся, практическая работа

Развитие национального движения против национ-религиозных претиснений. Понятия: крещеные татары, миссионер, джадидизм, кадимизм

§8 подг. отв на вопр, вып задан









Развитие культуры в Казанской губернии во второй половине XIX в.

1

комбин

работа с репродукциями, с портретами, сообщение учащихся, ответы на вопросы

сообщения учащихся, практическая работа

Уяснят о важных достижениях в развитии культуры и образования края. Понятия:светское образование, восточный романтизм, реализм

§9-10 подг. отв на вопр, вып задан









1

комбин









повтор-обобщ урок

1

закр изуч матер

тестирование

тестирование













66

резерв

1
























^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по истории для 8 класса


количество часов: 70 часов (2 часа в неделю)


учебно- Тематическое планирование

материала

по истории

8 класс


^ Количество часов в год 70, в неделю: 2 часа

История россии – 34 часа

Новая история – 26 часов

История та тарстана – 10 часов

Программа: Общеобразовательная

Учебник: Новая история, 1800 – 1913. «Просвещение», 2006

Авторы: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.

Программа: Общеобразовательная

Учебник: История ГОСУДАРСТВА И НАРОДОВ РОССИИ XIX век

– М., «ДРОФА, 2004

Авторы: А.А.Данилов, Л.Г. Косулина

Учебно-методическое обеспечение

^ Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. М.: Просвещение, 2010.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. Поурочные разработки к учебнику «История России. XIX век». Книга для учителя // http://www.prosv.ru/ebooks/danilov8/index.htm

1Методические рекомендации к изучению истории в 11 классе Захарова Е.Н.,М, Владос, 2002 г.

2.Задачник по истории России ,Горяйнов С.Г., Р на Дону, Феникс, 1996 г..

3. Тесты по истории России 20 век,Герман А.А.,Саратов,Лицейэ2004 г.

4 . Книга для учителя «История России 1800-1202 г,»Кириллов В.В.Феникс, 2002


^ Пояснительная записка


Календарно-тематическое планирование предназначено для 8 класса и составлено на основе требований к обязательному минимуму содержания образования по истории, определенных в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089).

Последовательность изучения курсов отечественной, всеобщей истории и истории Татарстана определена в соответствии с приказом МОиН РТ «Об изучении истории и обществоведческих дисциплин в 2008/2009 учебном году» от 08.08.2008 г. № 4978/8 и распределяется следующим образом: «Новая история. XIX в.в.» (26 часов), «История России.

XI X в.» (34 часа) и «История татарского народа и Татарстана. XIX в.» (10 часов).

В результате изучения курса новой истории учащиеся 8 класса должны получить следующие знания об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ и изменениях, произошедших в мире за период ХIХ – начала ХХ века:

  • периодизация Нового времени

  • особенности ментальности человека Нового времени

  • преимущество эволюционного пути развития общества перед революционным

  • причины революций и реформы как альтернативный путь развития общества

  • дальнейшее развитие индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью модернизации

  • бурное экономическое развитие Европы и США, приведшее к зарождению и развитию империализма

  • новая социальная структура общества и его движение к социальным реформам как средству разрешения социальных противоречий

  • дальнейшее развитие правовых государств, где признавалось верховенство закона, и формирование гражданских обществ, где личность может реализовать свои «прирожденные права на «жизнь, свободу и собственность»

  • использование индустриально развитыми странами технического прогресса для создания колониальных империй

  • международные конфликты, приводившие к войнам

  • особенности духовной жизни европейцев, их движение к секуляризации сознания, к религиозной терпимости

  • важнейшие достижения мировой науки и художественной культуры и их влияние на развитие личности человека

  • изменения в повседневной жизни человека.

При изучении курса истории России ХIХ века необходимо реализовать следующие задачи на пути достижения общих целей основного среднего образования:

  • познакомить учащихся с основными событиями российской истории века, включающими в себя многообразие форм исторического бытия и деятельности людей

  • представить разнообразные варианты объяснения событий истории и отражения их в современной жизни

  • расширить представления школьников об основных источниках знаний по истории России, выявить их специфику для ХIХ века

  • продолжить обучение приемам исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей)

  • научить применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий

  • создать условия для формирования ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей ХIХ века, восприятия идей гуманизма, патриотизма и взаимопонимания между народами

  • способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, приобщению к ценностям национальной культуры, воспитанию уважения к истории, культуре, традициям народов России, стремлению сохранять и приумножать культурное достояние своей страны.

В 8-ом классе изучается история Татарстана, охватывающая события ХIХ века. Среднее Поволжье развивалось в русле общероссийских тенденций. Вместе с тем в его истории есть и отличительные черты, обусловленные географическим положением, многонациональным составом и угнетенным положением нерусского населения. Изучаемый период национально-региональной истории важен для понимания процессов формирования татарской буржуазии, роста национального самосознания и национального движения. Материал по данному курсу изучается отдельным блоком после изучения истории России.

Программа разработана с учетом возрастных особенностей подростков: ориентирована на активизацию реальной практической деятельности ребенка по познанию мира, самопознанию и самоопределению. К 8-му классу у школьников накапливается определенный опыт познавательной деятельности на базе исторического материала. Это позволяет расширить типологию заданий, усложнять мыслительную работу, повысить степень их самостоятельности. Школьники должны научиться общим принципам постановки и решения познавательных проблем, которые включают:

  • методы исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказательства в истории)

  • выявление предпосылок (т. е. анализ условий, обоснование поступков, выявление причин)

  • анализ целей и результатов

  • объяснение преимуществ и недостатков

  • выявление общего и различного

  • объяснение фактов

  • сопоставление различных суждений

  • умение использовать внешкольные источники, информации (находящиеся за пределами учебной книги, существующие в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и достопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования)

  • разные способы работы (в том числе и самостоятельной) с учебной книгой.

В процессе изучения истории учащиеся приобретают устойчивый интерес и уважение к истории человечества и культуре; вырабатывают отношение к истории как способу понимания современности; рассматривают сложные проблемы современности через призму истории; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.

Изучение курса стимулирует процесс гуманизации личности подростка, формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускника основной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими: руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей, анализировать конкретные ситуации, уметь видеть и решать проблемы, поставленные перед ним жизнью, уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях.

В программе дан перечень примерных умений, осваиваемых учащимися при изучении каждого подраздела тем курса, составленный на основе требований Обязательного минимума содержания основных образовательных программ к уровню подготовки выпускников.

Необходимым условием повышения эффективности обучения является использование межкурсовых связей, так как при таком подходе создаются благоприятные условия для повторения и закрепления важнейших фактов и понятий, для установления сущностных связей между ними, познанию исторических закономерностей.

Основная функция курса истории – формирование исторического мышления, под которым подразумевается определенный набор мыслительных стратегий, позволяющий, учащимся самостоятельно истолковывать факты и события, выстраивать свою версию событий, отвечающую данным исторической науки, умение анализировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.


ПРОГРАММА

История России. XIX век.

8 класс (34 ч)


^ Пояснительная записка


Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по истории для 5-9 классов (М.: Просвещение, 2007) и адаптирована к учебнику: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. М.: Просвещение, 2004.

^ Задачи изучения истории России в 8 классе:

– формирование первичных ориентиров для гражданской са­моидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

– овладение учащимися основными знаниями по истории России XIX в., понимание ими места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;

– воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к истории России XIX в. и гордости за героические свершения предков;

– развитие способности учащихся анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XIX в.;

– формирование у школьников умения применять знания по истории России в XIX в. для осмысления сущности современных обще­ственных явлений.

К важнейшим личностным результатам изучения исто­рии России в 8 классе относятся следующие убеждения и ка­чества:

– осознание своей идентичности как гражданина страны – исторической преемницы Российской империи;

– осмысление социально-нравственного опыта России XIX в.;

– уважение к культуре России XIX в.

^ Метапредметные результаты изучения истории России в 8 классе выражаются в следующих качествах:

– способность сознательно организовывать свою учебную деятельность;

– владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять развернутый план, формулиро­вать и обосновывать выводы, конспектировать), использовать современ­ные источники информации;

– способность решать творческие задачи, представлять ре­зультаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат, эссе).

^ Предметные результаты изучения истории России в 8 классе включают:

– овладение целостным представлением об историчес­ком пути России, соседних народов и государств в XIX в.;

– способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: реформы Александра I и Александра II, контрреформы Александра III, движение декабристов, западничество, славянофильство, консерватизм, либерализм, революционная демократия, народничество;

– умения изучать и систематизировать информацию из раз­личных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (периодам правления Александра I, Николая I, Александра II, Александра III);

– расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Александра I, Николая I, Александра II, Александра III, М.М. Сперанского, А.А. Аракчеева, М.И. Кутузова, А.М. Горчакова, С.Ю. Витте, К.П. Победоносцева, лидеров общественного движения и ведущих представителей русской культуры XIX в.;

– готовность применять исторические знания для выявле­ния и сохранения исторических и культурных памятников истории России XIX в.

^ Спорные проблемы и их интерпретация. Изучаемый период истории России включает ряд острых проблем, которые интенсивно обсуждаются в средствах массовой информации, публицистике и пр. К числу таких проблем можно отнести:

  • оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III;

  • характер общественного движения XIX в. и оценка его роли в истории России;

  • оценка роли России в системе международных отношений в XIX в.;

  • характер национальной политики самодержавия и ее оценка.

По всем этим вопросам учащимся должна быть дана возможность выбирать ту или иную точку зрения и аргументировать ее с помощью фактов. Вместе с тем недопустимы крайние оценки и интерпретации, основанные на идеологической предвзятости, русофобии, незнании фактов или нежелании считаться с ними.

Основное содержание


РОССИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Российское государство на рубеже ве­ков. Территория. Население. Социально-экономическое и политическое развитие.

Внутренняя политика в 18011806 гг. Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало преобразований. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. Аграрная реформа в Прибалтике.

^ Внешняя политика в 18011812 гг. Международное по­ложение России в начале века. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией. Расширение рос­сийского присутствия на Кавказе. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Разрыв русско-французского союза.

^ Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Личность реформатора и начало его деятельности. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Учреждение Государствен­ного совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского: при­чины и последствия.

^ Отечественная война 1812 г. Причины и начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главно­командующим. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы и Тарутинский маневр. Патриотический подъем в русском обществе. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполе­она. Освобождение России от захватчиков. Герои вой­ны. Причины по­беды России в войне.

^ Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Рос­сии в 1813 1825 гг. Начало Заграничных походов, его цели. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка.

^ Внутренняя политика в 1815—1825 гг. Перемены во внутриполитическом курсе Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Уси­ление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.

^ Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Экономический кризис 1812—1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.

^ Общественное движение при Александре I. Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Север­ное общества. Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Му­равьева. Власть и тайные общества.

^ Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Смерть Александра I и динас­тический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и причины его неудачи. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд над декабристами. Историческое значе­ние и последствия восстания декабристов.

^ Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Укрепление государ­ственного аппарата и социальной опоры самодержавия. Кодификация законодательства. По­пытки решения крестьянского вопроса, реформа управления го­сударственными крестьянами П. Д. Кисе­лева. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями, основные способы и методы борьбы.

^ Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг. Противоречия хозяйст­венного развития. Начало промышленного переворо­та, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги и пароходства. Помещичье и крестьянское хозяйства. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.

^ Внешняя политика Николая I в 18261849 гг. Россия и революционное движение в Европе. Поль­ский вопрос. Русско-иран­ская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Россия и Центральная Азия.

^ Общественное движение в годы правления Николая I. Особенности общест­венного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движе­ние. Западники и славянофилы о прошлом, настоящем и будущем России. Революционное движение. Кружки 1820-1830-х гг. Петрашевцы. Теория «об­щинного социализма» А. И. Герцена.

^ Крымская война 18531856 гг. Обострение Восточного во­проса. Цели, силы и планы сторон. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.

^ Образование и наука. Развитие образования, его сословный характер. Открытия русских ученых в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение научных и технических новшеств в производство.

^ Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Бел­линсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Освоение Русской Америки. Дальневос­точные экспедиции. Русское ге­ографическое общество.

^ Художественная культура. Особенности и основные стили в художественной культуре (классицизм, сентиментализм, ро­мантизм, реализм). Национальные корни отечест­венной культуры и западные влияния. Золотой век русской литературы: писате­ли и их произведения. Театр. Становление на­циональной музыкальной школы. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.

^ Быт и обычаи. Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды.


РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Начало царствования Александра II. Лич­ность Александра II и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепост­ного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: пла­ны и проекты переустройства России.

^ Крестьянская реформа 1861 г. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич и Я. И. Ростовцев. Основные положения крестьянской ре­формы 1861 г. Значение отмены крепостного права.

^ Либеральные реформы 18601870-х гг. Земская и городская ре­формы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение реформ в жизнь. Борьба кон­сервативной и либеральной группировок в правительстве. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.

^ Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и про­мышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленно­го переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества: форми­рование буржуазии, рост пролетариата.

^ Общественное движение: либералы и консерваторы. Особенности российского либера­лизма середины 1850-х — начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Раз­ногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы.

^ Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х – начала 1860-х гг. Н. Г. Чернышевский. Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народни­чества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.

^ Революционное народничество второй половины 1860-х – начала 1880-х гг. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Неча­ев и «нечаевщина». «Хождение в народ», вторая «Земля и воля». Пер­вые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная во­ля». Террор. Убийство Александра П.

^ Внешняя политика Александра II. Основные направления внеш­ней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.

^ Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Причины войны, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Причины победы России в войне. Роль России в осво­бождении балканских народов от османского ига.

^ Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки реше­ния крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвеще­ния и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.

^ Экономическое развитие в годы правления Александра III. Общая ха­рактеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. «Золотое деся­тилетие» русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.

^ Положение основных слоев общества. Социаль­ная структура пореформенного общества. Крестьянская община. Усиление процесса рас­слоения крестьянства. Изменения в образе жизни поре­форменного крестьянства. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринима­тельство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночин­ная интеллигенция. Казачество.

^ Общественное движение в 8090-х гг. XIX в. Кризис революцион­ного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России, зарождение российской социал-демократии.

^ Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление рос­сийского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сбли­жение России и Франции. Азиатская политика России.

^ Просвещение и наука. Развитие образования: достижения и проблемы. Успехи естественных, физико-математических и прикладных наук. Важнейшие достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие географических знаний и гуманитарных наук. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский.

^ Литература и изобразительное искусство. Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение дея­тельности передвижников. Скульптура.

^ Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Основные архитектурные стили. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опе­ра. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального обра­зования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Художественные промыслы, их хозяйственное и культурное значение.

^ Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населе­ния. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и го­родского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.

^ Учебно-методическое обеспечение

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX век. М.: Просвещение, 2010.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. Поурочные разработки к учебнику «История Росси. XIX век». Книга для учителя // http://www.prosv.ru/ebooks/danilov8/index.htm


Литература (для учителей и учащихся)

Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — первой половине XIX ве­ка. — М., 1994.

Анисимов Е. В. Багратион. — М., 2009.

Анисимов Е. В. Императорская Россия. — СПб., 2008.

Архангельский А. Александр I. — М., 2008.

Бегунова А. Повседневная жизнь русского гусара в царствование императора Александра I. — М., 2000.

Беленький М. Менделеев. — М., 2010.

Бокова В. М. Эпоха тайных обществ. Русские общественные объединения первой трети XIX века. — М., 2003.

Бокова В. Повседневная жизнь Москвы в XIX веке. — М., 2010.

Бондаренко А.Ю. Милорадович. — М., 2008.

Боханов А. Н. Александр III. — М., 2007.

Боханов А. Н. Николай I. — М., 2008.

Брюханов В. Мифы и правда о восстании декабристов. — М., 2005.

Выскочков В.Л. Николай I. — М., 2006.

Высшие и центральные государственные учреждения России. 1801-1917. В 4-х т. — М., 1998-2004.

Гордин Я. А. Зачем России нужен был Кавказ. Иллюзии и реальность. М., 2008.

Гордин Я. А. Мятеж реформаторов. — М., 2006.

Григорьев Б. Повседневная жизнь царских дипломатов в XIX веке. — М., 2010.

Григорьев Б., Колоколов Б. Повседневная жизнь российских жандармов. — М., 2007.

Гулыга А. Творцы русской идеи. — М., 2006.

Демин В. Бакунин. — М., 2006.

Желвакова И. Герцен. — М., 2010.

Зорин А. Л. Кормя двуглавого орла… Русская литература и государственная идеология в последней трети XVIII – первой трети XIX века. — М., 2001.

Ивченко Л. Повседневная жизнь русского офицера эпохи 1812 года. — М., 2008.

История государства Российского: Жизнеописания. XIX век. Первая половина. — М., 1997.

История государства Российского: Жизнеописания. XIX век. Вторая половина. — М., 1998.

История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XIX век / Автор-соcтавитель Г.Е. Миронов. Кн. 1-2. — М., 2001.

История России. XIX век / Автор-составитель Л. М. Ляшенко. — М., 2002.

Зайончковский А. М. Восточная война. 1853—1856. Т. 1-2. — М., 2002.

Земское самоуправление в России. Т. 1. — М., 2005.

Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX — начале ХХ в. — М., 2002.

Казиев Ш. Имам Шамиль. — М., 2010.

Казиев Ш. М., Карпеев И. В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. — М., 2003.

Киянская О. И. Пестель. — М., 2005.

Киянская О. И. Очерки из истории общественного движения в России в правление Александра I. — М., 2008.

Корнилов А. А. Курс истории России XIX века. — М., 2004.

Костин Б. Скобелев. — М., 2000.

Кудинов О. А. Конституционные реформы в России в XIX – начале ХХ вв. — М., 2000.

Кудрина Ю. Мария Федоровна. — М., 2009.

Кузьмина С. Адмирал Корнилов. — М., 2007.

Кучерская М. Константин Павлович. — М., 2005.

Лаврентьева Е. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Приметы и суеверия. — М., 2006.

Лаврентьева Е. Повседневная жизнь дворянства пушкинской поры. Этикет. — М., 2007.

Леонтович В. В. История либерализма в России: 1762 — 1914 гг. — М., 1995.

Лесин В. Атаман Платов. — М., 2005.

Литвак Б. Г. Переворот 1861 года в России: Почему не реализовалась реформаторская альтернатива. — М., 1991.

Лобанов М. Аксаков. — М., 2005.

Лопатников В. Горчаков. — М., 2004.

Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX вв.). — М., 2008.

Ляшенко Л. М. Александр II. — М., 2010.

Маркин В.А. Кропоткин. — М., 2009.

Матонина Э., Говорушко Э. К. Р. — М., 2010.

Милов Л. В., Цимбаев Н. И. История России XVIII-XIX веков. — М., 2009.

Мироненко С. В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая исто­рия России первой половины XIX столетия. — М., 1990.

Миронов Б. Я. Социальная история России периода империи. В 2 т. — СПб., 2003.

Миронов Г. Е. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. XIX в. — М., 1995.

Николай I. Молодые годы. Антология. — М., 2008.

Олейников Д. Бенкендорф. — М., 2009.

Охлябинин С. Повседневная жизнь русской усадьбы XIX века. — М., 2006.

Репников А. В. Консервативные концепции переустройства России. — М., 2007.

Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. — М., 2000.

Россия под надзором. Отчеты III Отделения. 1827-1869 / Сост. М.В. Сидорова, Е.И. Щербакова. — М., 2006.

Секиринский С. С., Шелохаев В. В. Либерализм в России: Очерки истории (середина XIX — начало XX в.). — М., 1995.

Соколов К. Б. Российская интеллигенция XVIII – начала ХХ века: картина мира и повседневность. — СПб., 2007.

Солженицын А.И. Двести лет вместе (1795-1995). Ч. 1. — М., 2009.

Стайтс Р. Женское освободительное движение в России: Феминизм, нигилизм и большевики. 1860-1930. — М., 2004.

Толмачев Е. П. Александр II и его время. Кн. 1-2. — М., 1998.

Толмачев Е. П. Александр III и его время. — М., 2007.

Томсинов В. А. Аракчеев. — М., 2010.

Томсинов В. А. Сперанский. — М., 2006.

Троицкий Н. А. Александр I против Наполеона. — М., 2007.

Троицкий Н. А. Корифеи российской адвокатуры. — М., 2006.

Троицкий Н. А. Россия в XIX веке. Курс лекций. — М., 2003.

Троицкий Н. А. Фельдмаршал Кутузов. Мифы и факты. — М., 2003.

Федосюк Ю. А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. — М., 2006.

Филин М. Мария Волконская. — М., 2006.

Чернов К. С. Забытая конституция: «Государственная Уставная Грамота Российской империи». — М., 2007.

Шильдер Н. К. Император Александр I. Его жизнь и царствование. — М., 2009.

Шильдер Н. К. Император Николай I. Его жизнь и царствование. — М., 2009.

Эйдельман Н. Я. Апостол Сергей. — М., 2005.

Эйдельман Н. Я. Большой Жанно. — М., 2005.

Эйдельман Н. Я. Быть может за хребтом Кавказа. — М., 2006.

Эйдельман Н. Я. Вьеварум. — М., 2007.

Эйдельман Н. Я. Лунин. — М., 2004.

Эйдельман Н. Я. Первый декабрист. — М., 2005.

Эйдельман Н. Я. Последний летописец. — М., 2004.

Эйдельман Н. Я. Прекрасен наш союз…. — М., 2006.

Эйдельман Н. Я. Пушкин и декабристы. — М., 2005.

Эйдельман Н. Я. Свободное слово Герцена. — М., 2009.

Эйдельман Н. Я. Твой девятнадцатый век. — М., 2010.

Эпоха Николая I в воспоминаниях и свидетельствах его современников. — М., 2001.


Интернет-ресурсы по истории России XIX в.

Адьютант: Историческое обозрение: http://adjudant.ru/. Много материалов по военной истории империи. Отдельный проект посвящен военнопленным 1812-1815 гг.

^ Библиотека Исторического факультета МГУ. Раздел «Россия XVIII - начала ХХ вв.»: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm

Библиотека социал-демократа: http://www.plekhanovfound.ru/library/. Посвящена в первую очередь Плеханову, но содержит огромный массив исследований и документов по истории общественного движения.

^ Виртуальный «Музей декабристов»: http://decemb.hobby.ru/. Здесь интересны высокодетализированные биографии участников декабристского движения, набор источников («Архив», «Мемуары»), раздел «Наследие», содержащий некоторые литературные труды декабристов. В «Галерее» представлены портреты декабристов, жанровые картины, а также работы самих декабристов.

^ Интернет-проект «1812 год»: http://www.museum.ru/museum/1812/index.html. Посвящен войне 1812 г., но охватывает предшествующие и последующие события. Библиотека, отличные изображения, биографии, хронологическая таблица военных действий. Есть историографические материалы, источники (в т.ч. архивные документы), два библиографических указателя и художественная литература. Биографии государственных и военных деятелей даны очень полно (как для России, так и для Франции).

^ История России XIX века: http://xix-vek.ru/. Письменные, и, что особенно ценно, статистические и графические источники.

Как наши деды воевали: http://www.kulichki.com/grandwar/. Войны России в XIX - начале ХХ вв., много ссылок.

^ Народная воля: http://www.narovol.narod.ru/. Сайт очень удачно сочетает в себе научную и просветительскую составляющие, а также насыщен иллюстрациями.

^ Российский мемуарий: http://fershal.narod.ru/.

Русская императорская армия: http://regiment.ru/. Большой объем систематизированной информации, отличная библиотека.

Русские мемуары: http://memoirs.ru/.

С. Ю. Витте: http://mx.prometeus.nsc.ru/biblio/vitte/refer.ssi. Библиография, некоторые важные документы, работы о нем.

Сайт Общества изучения русской усадьбы: http://oiru.org/.

Северная Америка: век девятнадцатый: http://america-xix.org.ru/. Много информации и документов о деятельности русских в Северной Америке.

<< предыдущая страница