bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 5 6


4.2. Содержание дисциплины

      1. Лекции

п/п

Номер раздела дисциплины

Трудоемкость (часов)

Тема лекции



1

2

Тема 1. Теоретические основы фитоиндикации



1

2

Тема 2. Растительные индикаторы климата.



3

2

Тема 3. Растительные индикаторы почв.



5

2

Тема 4. Растительные индикаторы природных вод.



3

2

Тема 5. Растительные индикаторы горных пород, полезных ископаемых и геологического строения.



6

2

Тема 6. Биогеохимические поиски месторождений полезных ископаемых.



6

2

Тема 7. Растительные индикаторы форм рельефа, геоморфологических процессов и четвертичных отложений.









Тема 8. Растительные индикаторы стаций животных.

Итого:

16





4.2..2. Лабораторные занятия не предусмотрены учебной программой.


      1. Перечень практических/семинарских занятий.

п/п

Номер раздела дисциплины

Трудоемкость (часов)

Тема практического занятия













1

Раздел 2. Методы индикационных исследований

4

Классические методы геоботанических исследований.

Методы индикационных геоботанических исследований:

1. Методы выявления индикаторов: метод ключевых участков и экологических профилей; метод эталонов; метод ординации.

2. Методы использования индикаторов: методы вспомогательного использования растительных индикаторов при различных маршрутных исследованиях; методы индикационных съемок и составления специальных карт.

Индикационные справочники.

2

Раздел 3. Индикационные закономерности в тундрах и лесотундрах

4

Географическое положение и климатические особенности. Тундра – зональный тип растительности Субарктики. Растения эдификаторы тундр.

Индикация состава поверхностных отложений. Индикация морских, аллювиальных и озерно-болотных отложений.

Индикация термркарстовых явлений. Индикация глубины залегания многолетней мерзлоты. Растения-индикаторы глубины протаивания почв. Индикация глубины снежного покрова.

3

Раздел 4. Индикационные закономерности в лесах

6

Географическое положение и климатические особенности. Растения эдификаторы. Использования лесной типологии для индикации лесных почв. Понятие о коренных и производных лесных сообществах. Классические схемы эколого-фитоценотических рядов типов ельников и сосняков.

Индикация лесных почв. Индикация литологического состава поверхностных отложений, глубины залегания почвенно-грунтовых вод. Индикация общего количества питательных элементов в почвах и других свойств почв по экологическим группам растений.

4

Раздел 5. Индикационные закономерности на лугах лесной зоны

6

Географическое положение и климатические особенности. Растения эдификаторы.

Первичные и вторичные луга. Индикационное значение группировки злаков по строению корневых систем.

Растительные ассоциации и формации – индикаторы аллювиальных почв.

Индикаторные группы растений – показатели обеспеченности элементами питания и кислотности почв.

Лабораторная работа: растения-индикаторы почв луговых биогеоценозов.

5

Раздел 6. Индикационные закономерности в степях

6

Географическое положение и климатические особенности. Растения эдификаторы.

Растения-индикаторы степных почв. Индикация степени засоленности почв.

Лабораторная работа: растения-индикаторы засоления почв.

6

Раздел 7. Индикационные закономерности в пустынях и полупустынях

6

Географическое распространение пустынь. Закономерности размещения пустынь на земной поверхности. Отличительные черты климата.

Индикация почв в аридных и семиаридных экосистемах. Растения-индикаторы подземных вод. Растения-индикаторы подвижных песков.

Лабораторная работа: растения-индикаторы аридных и семиаридных экосистем.

Итого:

32






4.2.4. Задания для самостоятельной работы студента.


Включает самостоятельное изучение литературы при подготовке к лекциям, практическим занятиям и рейтинговым контрольным; составление рефератов (докладов), таблиц и т.п. (по усмотрению преподавателя).

Раздел дисциплины

п/п

Вид СРС

Трудоемкость (часов)

Тема 1.

1-2

Индикаторное значение растительного покрова болот.

4

Тема 2.

3-4

Экологическая компенсация, замещаемость и экстраполяция растительных индикаторов.

4

Тема 3.

5-6

Индикационная роль галофитной растительности.

4

Тема 4:


7,8

Связь растительного покрова и геологического строения.

4

Тема 5.

9-10

Растения-индикаторы суммарного богатства почв.

2

Тема 6.

11-12

Растения-индикаторы кислотности почв.

2

Тема 7.




Растения-индикаторы увлажнения почв.

2

13-14

Растения-индикаторы температуры почв.

2

Итого:

24


4.2.5. Интерактивные формы занятий:


Учебным планом предусмотрено 10 часов в интерактивной форме.

Раздел дисциплины

п/п

Формы

Трудоемкость (часов)

Тема 7. Растительные индикаторы форм рельефа, геоморфологических процессов и четвертичных отложений.

1

Учебная групповая дискуссия

4

Тема 9. Растительные индикаторы антропогенного воздействия.

2

Презентация

4

Тема 10. Индикационные закономерности в различных типах растительности.

3

Презентация

2

Итого:

10




  1. Образовательные технологии

При чтении данной дисциплины используются следующие виды образовательных технологий

  1. Информационные технологии – обучение в электронной образовательной среде с целью расширения доступа к образовательным ресурсам (теоретически к неограниченному объему и скорости доступа), увеличения контактного взаимодействия с преподавателем, построения индивидуальных траекторий подготовки и объективного контроля и мониторинга знаний студентов.

  2. Проблемное обучение – стимулирование студентов к самостоятельному приобретению знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

  3. Контекстное обучение – мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением. При этом знания, умения, навыки даются не как предмет для запоминания, а в качестве средства решения профессиональных задач.

  4. Обучение на основе опыта – активизация познавательной деятельности студента за счет ассоциации и собственного опыта с предметом изучения.

  5. Опережающая самостоятельная работа – изучение студентами нового материала до его изучения в ходе аудиторных занятий.


В обоих учебных модулях дисциплины преобладают имитационные методы обучения для формирования ПК – 10, 11


Лекция – пресс-конференция по теме «Научный метод. Методы научного познания. Этика научных исследований.».

В лекции – пресс-конференция преподаватель объявляет тему лекции и просит письменно задавать ему вопросы по данной теме. Студент обязан сформулировать вопрос в течение 5 минут. Преподаватель сортирует записки и читает лекцию, в которой формулируются ответы на заданные вопросы. В начале изучения темы такая лекция выявляет круг интересов студентов, в середине курса – направлена на привлечение внимания студентов к его важнейшим моментам, в конце – подведение итогов курса и систематизация полученных студентами знаний.

Лекция-визуализация по темам «Тема 10. Индикационные закономерности в различных типах растительности».

Лекция-визуализация учит студента преобразовывать устную и письменную информацию в визуальной форме; используются схемы, рисунки, чертежи и т.п., к подготовке которых привлекаются обучающиеся.


Имитационные методы обучения в учебном модуле №2 «Учение о природно-антропогенных ландшафтах» формируют ПК – 12, 13

Справочно-презентационный, просветительско-образовательный или рекламно-презентационный проект:

Цель проекта: приобретение навыка поиска презентации информации по заданной естественно-научной тематике.

Форма проекта: В проекте могут участвовать до 5 человек. Результаты проекта должны быть представлены в электронном виде слайд-шоу. Содержание файла: текстовый в научно-популярном стиле и визуально-иллюстративный материал (не менее 10 картинок). Объём не менее 10-и слайдов. Материалы для проекта могут искаться как в рекомендуемой литературе, так и в ресурсах сети Интернет. Не допускается плагиат чужих готовых страниц.

Варианты тематик для проекта:

1) Проблема псевдонаучности или лженаучности теории, критикуемой академическим научным сообществом. В презентации проекта необходимо обобщить и дать оценку основным идеям, сравнить по убедительности, логичности и доказательности аргументы «за» и «против» теории. Выбрать одну любую теорию.

2) Проблема производственного внедрения научного открытия: Выбрать одного любого нобелевский лауреата по одной из естественных наук за последние 30 лет. Презентовать: суть открытия на популярном уровне, значение его для развития общества: применение идей открытия в производстве и быте в настоящее время и в перспективе. Обобщить и дать оценку трудностям и препятствиям внедрения изобретения в производство.

Вариативное задание для СРС «Анализ учебного пособия»

Просмотрите все рекомендованные и доступные в научной библиотеке учебники, учебные пособия и лекционные курсы по дисциплине «Ландшафтоведение». Сравните их для себя по следующим характеристикам: а) какие тематики в каких учебниках представлены наиболее, а какие наименее подробно и объёмно; б) какие тематики и где раскрыты для Вас наиболее неясно, запутанно и избыточно многословно; в) где изложение наиболее популярное с максимально доступным объяснением всех упоминаемых естественнонаучных понятий и терминов; г) где имеется в достаточном количестве и качестве иллюстративно-визуальный материал, а где он отсутствует. Используйте полученные знания для подготовки проекта.


Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

Интернет-источники

http://iprofit.ru/books/78096.html

http://freshfile.net/item/18101/suvorov-v-v-voronova-i-n-botanica-s-osnovami-geobotanici-1979.html

http://elibr.narod.ru/

http://milleniumx.ru/

http://lpx.khstu.ru/files/ProgrDistsiplin/file/Botanica.pdf

http://sensetronic.ru/liba/eBook-24-45.html



<< предыдущая страница   следующая страница >>