bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2
^ ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ


1.2. «Сеть творческих учителей», как средство сетевого взаимодействия педагогов


Компьютер и Интернет помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию, об этом говорят учителя, работающие в сети, кроме того Интернет-технологии позволяют создавать на новом уровне профессиональное сообщество людей, объединенных общими интересами, позволяет решать и обсуждать актуальные вопросы независимо от расстояний, что на сегодняшний день является безусловно важным фактором, когда в прошлом остаются единые программы и учебники, когда вопросы снабжения методической литературой оставляют желать, мягко говоря, много лучшего. Создание Виртуальных методических объединений вызывает большой интерес и поддержку сетевого сообщества учителей.

Портал «Сеть творческих учителей» является одним из важнейших ресурсов реализации инициативы Microsoft «Партнерство в образовании» в России, который предусматривает:

• создание на базе ресурса Microsoft (www. it-n. ru) еди­ного государственного ресурса — системы общественно-госуда­рственной поддержки педагогических работников и сетевой методической службы, объединяющей все учреждения по­вышения квалификации работников образования;

• предоставление в рамках этой сетевой методической службы всем учреждениям повышения квалификации работников об­разования России среды для обмена опытом и презентации сво­их методических достижений на основе действующих в регионах сетевых сообществ, форумов и конференций, представленной в «едином окне» государственного образовательного портала (window. edu. ru);

• предоставление в рамках этой сетевой методической службы всем творческим учителям России, активно использующим ИКТ в профессиональной работе и берущим их за основу при внедрении новых образовательных технологий, среды для об­мена опытом и презентации своих педагогических достиже­ний — педагогического портфолио;

• обеспечение свободного доступа учителей и школ к международ­ному опыту и представление опыта российских школ и творчес­ких учителей для международного сообщества педагогов;

• проведение сетевых конкурсов лучших учительских и школь­ных образовательных проектов, а также создание среды для развития экспертного учительского сообщества с привлечени­ем международного опыта учителей.

Проект «Сеть творческих учителей» акцентирует внимание на особой стратегии профессионального сообщества, сложившейся к на­стоящему времени под влиянием процессов информатизации обра­зования, — на «ИКТ-активных» учителях, предлагая им новую среду общения — ITN-портал (Innovative Teachers Network).

На сегодняшний день на портале зарегистрировано 50 472 участника.

Организовано 80 сетевых сообществ, 42 региональных раздела, 34 творческие группы.

ITN-портал, поддерживая новую профессиональную среду, ори­ентирован не только на оказание методической поддержки педаго­гам-новаторам, активность которых инициирована мероприятиями Приоритетного национального проекта «Образование». Его педаго­гическая миссия состоит и в том, чтобы оказывать помощь в пред­ставлении инновационного опыта учителей и руководителей школ, формировании открытой в свободном доступе коллекции портфолио российских учителей-новаторов и школ.




Портал «Сеть творческих учителей» (www. it-n. ru) представляет собой российскую реализацию глобального учительского портала Microsoft Innovative Teachers Network, построенного на базе новейших техноло­гий Microsoft, обеспечивающих широкие функциональные возмож­ности по организации виртуальных сообществ, ведению дискуссий, публикации материалов. В то время как ядро портала «Сеть творчес­ких учителей» и его структура унаследованы от всемирного портала Innovative Teachers Network, его информационное наполнение яв­ляется чисто российским — над начальной библиотекой материалов трудилась команда российских учителей и методистов (Интернет-про­ект «СОМ — В помощь учителю»), активно использующих инфор­мационные технологии в своей работе. При разработке российской версии были также учтены особенности менталитета российского учи­тельства, что позволило сделать структуру и информационное наполне­ние портала максимально понятными и полезными.

В образовательных учреждениях общего образования и началь­ного профессионального образования Российской Федерации заня­то в настоящее время свыше 2,4 млн. педагогических работников. По оценкам специалистов, 2,5% из них являются новаторами. Именно они первыми начали использовать современные технологии в своих препо­давательских методиках. Цель «Сети творческих учителей» — за бли­жайшие два года охватить половину этой аудитории. Это будет озна­чать привлечение более 24000 новых участников только из Российской Федерации. Результатом объединения усилий специалистов может стать принципиально новое представление о том, как педагоги будут учиться и учить в будущем. Это, в первую очередь, формирование сете­вых профессиональных сообществ учителей, методическая поддерж­ка и профессиональный рост педагогов за счет широкого использо­вания информационно-коммуникационных технологий.

Пользователям портала предлагаются интересные практические примеры и методические разработки для педагогов, преподающие разные предметы и имеющих различный уровень квалификации. На портале также создана библиотека готовых к использованию учебных проектов и методик проведения уроков с использованием информационных технологий и электронных ресурсов; проводятся конкурсы для учителей по созданию учебных методик и материалов, благодаря которым пополняется эта библиотека; активно используется возможность участия посетителей сайта в сообществах по интересам и в обсуждениях, создания ими собственных сообществ.

Портал «Сеть творческих учителей» отличается от аналогичных проектов Рунета как более широким охватом работников образования так и изначальной ориентацией учительских сообществ на совместно( творчество преподавателей разных учебных предметов, использующих информационные технологии в своей работе.

В связи с этим следует выделить целый ряд концептуальных особенностей портала:

• создание комфортной, «понимающей» среды профессионального общения педагогов;

• возможность ретренинга коммуникативности, рефлексивны умений и кооперативных отношений, редукция которых является одним из негативных эффектов профессиональной деятельности работников образования;

• развитие, а иногда и создание творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для учителе социума;

• сохранение единого образовательного пространства, достигаемого за счет активного обмена опытом как между педагогами разных регионов России, так и вне ее (в первую очередь — русскоязычное образовательное пространство стран бывшего СССР);

• создание механизмов открытой профессиональной экспертизы профессионального опыта учителей;

• обеспечение вхождения российских учителей и школ в между­народное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использо­вания ИКТ вообще и программных решений Microsoft, в час­тности.

Популярность портала можно охарактеризовать следующими циф­рами. Каждый месяц ITN-портал посещает более 20000 пользователей при общем ежемесячном числе посещений свыше 200000. Всего по­ртал на данный момент посетило свыше 150000 пользователей из более чем 60 стран мира, а общее число посещений превысило 1500000.

В итоге «Сеть творческих учителей» предлагает своим участни­кам целый комплекс разноплановых и разноуровневых методичес­ких разработок по использованию ИКТ в образовательном процессе: отдельные методические приемы и фрагменты уроков, отдельные уроки и циклы уроков с ИКТ-поддержкой (NITI-MemoduKu), проек­тные методики {VCT2-проекты), ориентированные на межпредметное взаимодействие и систему дополнительного образования, научно-попу­лярные и теоретические материалы.

Активно работает около 750 тематических форумов, участники которых оставили свыше 15000 сообщений.

Вот что пишет, в частности, журналист газеты «Первое сентября» Л. Кожурина:

«Создана интеллектуальная среда, достаточно богатая по числен­ности, чтобы реализовывать какие-то совместные проекты, офор­млять какое-то интеллектуальное пространство, где могли бы цир­кулировать идеи. Площадка, где педагоги могут размещать свои активы...

Не нужно, разумеется, преувеличивать ценность сферы форума. Он ценен не сам по себе. Но он является способом оформления ком­муникации в условиях ограниченной публичности. Для педагоги­ческого сообщества это едва ли не единственное средство оформле­ния института общественного мнения...»

Таким образом, в настоящее время «Сеть творческих учителей» — это:

• защищенный портал для сообществ педагогов, работающих в среднем образовании и использующих или планирующих ис­пользовать ИКТ в учебном процессе;

• приобретение навыков и открытия новых возможностей ис­пользования ИКТ;

• среда для взаимодействия с коллегами-единомышленниками;

• возможность получения признания и (или) помощи от коллег;

• возможность доступа к библиотеке материалов, упрощающих подготовку к уроку;

• возможность открытия для себя новых идей, вдохновения для дальнейшего поиска и экспериментов. Важной особенностью развития «Сети творческих учителей» в 2007-2008 гг. становится активное участие в реализации проекта педагогов и образовательных учреждений, ставших победителями мероприятий Приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО). Как известно, поддержка в нем была оказана учителям, кото­рые владеют современными образовательными технологиями (в том числе информационно-коммуникационными), успешно используют эти технологии в образовательной деятельности, и работу которых вы­соко оценивают профессиональное сообщество, ученики и их родите­ли. Определенная часть учителей — победителей ПНПО уже сейчас принимает самое активное участие в работе ITN-портала. По результа­там Конкурса "Сети творческих учителей" 2006 г. и предварительным оценкам результатов конкурса 2007 г. около половины активных учас­тников портала стали также победителями конкурсов ПНПО (в инди­видуальном качестве или в составе коллективов школ).

По направлению ПНПО «Поддержка талантливой молодежи» учас­тники проекта будут обмениваться опытом разработки и поддержки ученических научно-исследовательских и проектных работ, органи­зации и проведения конкурсов для учащихся, участия в олимпиадном движении, организации и проведения интернет-туров конкурсов для учащихся. В этом же контексте планируется вести работу и в сфе­ре поддержки развития ученического самоуправления. Портальная составляющая проекта будет существенно усилена за счет активного включения в его работу региональных методических служб и институтов повышения квалификации работников образо­вания и местных центров качества образования.

Таким образом, наряду с уже решавшимися задачами — повыше­нием ИКТ-компетентности преподавателей средней школы и органи­зацией сетевых учительских сообществ — будет решаться еще одна, третья задача: содействие распространению опыта работы победите­лей приоритетного национального проекта «Образование».

Опираясь на все изложенное выше, можно сформулировать сле­дующие виды деятельности в работе «Сети творческих учителей»:

• организация пространства для обмена опытом, методическими разработками и рекомендациями при координирующей роли инициативных педагогов-новаторов;

• коллективный поиск необходимых учителю информационных ресурсов и создание на их основе тематической, методически об­основанной коллекции по основным школьным предметам и направлениям работы школы;

• организация и дистанционная поддержка сетевых учительских сообществ, участвующих в процессе информатизации образова­ния, а также информирование широкой педагогической общес­твенности о развитии ИКТ: удовлетворение потребностей педа­гогов в информации образовательного, информационного, ана­литического, научного и технологического характера, помощь учителям в решении актуальных проблем по вопросам содержа­ния образования и модернизации учебного процесса;

• содействие деятельности региональных учебных центров, со­здаваемых в рамках проекта Microsoft «Академия учителей», в контексте внедрения ИКТ в образовательную деятельность;

• распространение опыта поддержки процессов информатизации школы, использования ИКТ в работе методической службы, ме­тодическая помощь учителям по использованию и включению в уроки образовательных Интернет-ресурсов;

• налаживание личных контактов между педагогами и учеными России и других стран, занимающихся проблемами внедрения прогрессивных образовательных технологий; обсуждения (дискуссии) учителей-предметников по инноваци­онным технологиям, внедряемым в учебный процесс; организация и проведение конкурсов для поддержки педагоги­ческих инициатив;

осуществление дистанционного консультирования ведущими специалистами;

функционирование форума как основы информационно-ком­муникационного дополнения к проекту, как инструмента для знакомства и освоения новых возможностей текстового и ау­дио — видеообщения;

ознакомление российских учителей с зарубежным инноваци­онным педагогическим опытом как в рамках работы глобаль­ного ITN-портала, так и на международных конференциях, организованных Microsoft для педагогов-новаторов.

- чтение аналитических обзоров и статей в Интернете, доступ­ных по ссылкам, опубликованным на портале,- чтение и загрузка с сайта советов по работе с программным обеспечением;

^ Региональные методические службы: разделы портала и регламент его наполнения.

С конца февраля 2007 г. на портале начали создаваться региональные разделы. Всего к настоящему времени их создано 44. Программными средствами здесь аккумулированы сведения обо всех участниках «Сети творческих учителей», проживающих в представленном в «Сети» субъ­екте Российской Федерации.

Следующим этапом развития региональных разделов могут стать региональные сетевые учительские сообщества:

• выпускников образовательной инициативы Microsoft «Партнер­ство в образовании» данного региона;

• учителей, реализующих национально-региональный компонент («Краеведение», «Основы православной культуры», «Основы гражданского самоопределения», «Граждановедение» и т. д.);

• участников регионального конкурса «Учитель года»;

• учителей — победителей ПНПО в регионе;

• школ — победителей ПНПО в регионе;

• «кадрового резерва» и т. д.




Такой подход поможет сфокусировать учительские сообщества на образовательных проблемах региона и станет наиболее логичным ва­риантом развития проекта. При этом, однако, следует отдавать себе отчет в том, что сетевое сообщество — это не индивидуальная пло­щадка. Опыт существования сетевых учительских сообществ пока­зывает, что для его успешной работы необходимо по меньшей мере 10 активных пишущих участников. А поскольку на каждого «пишуще­го» должно приходиться около 50 «активно читающих», потенци­альная аудитория сообщества должна составлять не менее 500 чело­век. Если такого количества заинтересованных в общении по данной проблеме людей не наблюдается, то целесообразнее (хотя бы на первых порах) организовать общение в рамках регионального раздела и лишь затем, в случае успеха, перенести эту активность в самостоя­тельное сообщество.




^ Сетевые педагогические сообщества портала «Сеть творческих учителей» и организация их работы.

К началу июня 2009г. на портале было зарегистрировано около 80 сете­вых учительских сообществ. Две трети из них работают на федераль­ном уровне и одна треть — на региональном. Каждое такое сообщест­во — это:

• обсуждение злободневных проблем, интересующих участни­ков сообщества;

• обмен между участниками сообщества накопленным методи­ческим опытом (публикация созданных ранее материалов в библиотеках сообществ);

• создание новых методических материалов в рабочих груп­пах, по просьбам коллег и т. д.

Большинство сообществ носит предметный характер и связано с практикой внедрения ИКТ в учебный процесс (Сообщество учителей математики», «Сообщество творческих учителей информатики» и др.).




Значительное число сообществ можно отнести к внепредметным, («Сетевое методическое объединение психологов образования», «Клас­сный руководитель XXI века», «Современная библиотека — центр информационной культуры», «Управление воспитательным процес­сом в школе» и др.).

И, наконец, в третьей группе сообществ решаются вопросы про­блемного или прикладного характера («НОУ-ХАУ — научно-исследо­вательская и проектная работа учащихся», «Здоровьесберегающие тех­нологии в школе», «Место встречи друзей – детский оздоровительный лагерь», «Лидер», «Готовим(ся) к экзаменам», «Учебные проекты с ис­пользованием Microsoft Office», «Применение VBA в учебном про­цессе и проектной деятельности», «Психология для учителя», «Сов­ременный мультимедийный урок» и др.).

Изучение тематики сетевых сообществ, представленных на по­ртале, позволяет не только определить интересы российского учит­ельства, но и спрогнозировать основные векторы развития инноваци­онного поиска педагогов в ближайшее время. А значит — и понять, в каком направлении будет развиваться отечественная школа.




^ Формирование библиотек методических материалов.

Библиотеки методических материалов — это один из важнейших элементов работы портала «Сеть творческих учителей». Ранее уже говорилось о том, что ITN-портал предлагает своим участникам целый комплекс разноплановых и разноуровневых методических разработок по использованию ИКТ в образовательном процессе: отдельные мето­дические приемы и фрагменты уроков, отдельные уроки и циклы уроков с ИКТ-поддержкой (NITI-методики), проектные методики {VСТ-проекты), ориентированные на межпредметное взаимодействие и систему дополнительного образования, научно-популярные и теоре­тические материалы.

Форумы в «Сети творческих учителей» организованы как региональ­ные форумы и форумы сообществ (федеральный уровень). Все фору­мы, как правило, работают длительное время. Вместе с тем время от времени происходит «встраивание» в форумы краткосрочных web-сес­сий (Интернет-конференций) по актуальным проблемам системы об­разования, встреч с авторами учебников и с педагогами зарубежных стран. Ограниченный по времени характер также имеют «экспертные» форумы.

Главная задача подобных форумов — обмен опытом по внедре­нию новых педагогических практик, связанных с ИКТ, обсуждение конкретных методических разработок, представленных на конкурс учителями.

За этими во многом формальными характеристиками скрывается важнейшая особенность — создание и поддержка среды уважитель­ного творческого взаимодействия педагогов. «Мы — разные! Мы — очень разные! Но мы слушаем и слышим друг друга!»

Очевидно, что работа на форуме, равно как и переписка по элек­тронной почте, — это важнейшие показатели культуры сетевого взаимодействия — навыка, которым учителю просто необходимо овладевать. Связано это в том числе и с качественным изменением форм трудовых отношений. Уже сегодня до 10% работников круп­ных российских и международных компаний осуществляют основ­ные производственные контакты в дистанционном режиме. Имея определенный уровень сетевой культуры, педагогу будет неизмери­мо легче научить этому своих учеников.




«ITN не просто интересен и полезен — он необходим учителю, если тот хочет быть, оставаться учителем, а не человеком, работа­ющим в учебном заведении имярек. Учительская работа поневоле затягивает человека, посвятившего свою жизнь работе с детьми, в узкий круг общения: коллеги по работе, «свои» и «чужие» дети, их родители. Получается замкнутый круг, из которого трудно вы­браться; следовательно, учитель вынужден «вариться в собствен­ном соку», замыкаться на этом небольшом, уютном (или не очень) человеческом пространстве-территории. Выход из этого мирка для учителя ограничен: курсы повышения квалификации раз в пять лет и совещания учителей на местном уровне погоды не делают, как ее не делают, увы, и ограниченные возможности учебных за­ведений по ознакомлению учителей с новинками педагогической мысли, с изменениями, происходящими в научном мире, с педа­гогическими мини-открытиями коллег из других учебных заве­дений и регионов страны.

«Сообщество творческих учителей информатики» представляет его координатор Ирина Анатольевна Иванова — почетный работник общего образования; победитель национального проекта «Образование-2006», учитель информатики и ИКТ ГОУ СОШ с углубленным изучением экономики № 1301, Москва.




«Ни для кого не секрет, что учителя информатики — это самые уникальные учителя в школе. На них держится все информаци­онное обеспечение деятельности школы, с помощью их знаний проводятся открытые уроки, открытые внеклассные мероприя­тия, презентации работы школы. Многие учителя-«предметники» тесно сотрудничают с учителем информатики и активно используют в своей работе ИКТ-технологии. Кто, как не учитель информати­ки, способен помочь им в этом?

В сообществе творческих учителей информатики можно:

• задать интересующие вопросы или предложить темы для обсуждения;

• дать другим участникам сообщества свой добрый совет;

• открыть для себя новые идеи для дальнейшего поиска и экс­периментов;

• обсудить с коллегами возникающие проблемы в работе;

• пообщаться с авторами учебников и Интернет-проектов, с ру­ководителями дистанционных курсов;

• предложить свои идеи по созданию совместных продуктов;

• рассказать об использовании ИКТ в работе учителя и пр.

Очень важно, что участники сообщества всегда рады помочь как коллегам — учителям информатики, так и преподавателям других предметов. Специально для этого на форуме создана «вет­ка» под названием «Нужна консультация».

Копилкой методических материалов для всех участников со­общества стала библиотека, в которой можно поделиться опытом своей работы. На данный момент создано 13 разделов, в которых собрано более 600 ресурсов.

Раздел «Я иду на урок» — самый объемный и наиболее востребованный учителями. Здесь представлены автор­ские программы и поурочное планиро­вание к ним, разработки уроков ко всем темам курса, дидактические ма­териалы для подготовки к урокам: опорные конспекты презентации (деловые и интерактивные — от начальной школы до профильного обучения), практикумы, тесты, самостоятельные и контрольные работы.

Раздел Информационная культура (методика) представ­ляет ценный опыт участников сообщества: «Развитие творческих способностей уче­ников на уроках информатики» (И. А. Иванова), «Стоит ли пробо­вать метод проектов? (статья-размышление)» (М. Н. Капранова) и другие.




Раздел «Программное обеспечение» содержит не только ссыл­ки на широко известные программные продукты, но и разработки самих участников сообщества.

Раздел «Скоро экзамены» представлен авторскими материа­лами по проведению итоговой аттестации (билеты и темы творчес­ких проектов), разработками для подготовки к Единому госуда­рственному экзамену по информатике.

Раздел «Внеклассная работа» поможет провести неделю информатики в школе, компьютерные турниры, занимательные викторины, конкурсы и КВНы. Здесь публикуются как полноцен­ные разработки перечисленных мероприятий, так и краткие советы по их проведению, примеры заданий.




Раздел «Олимпиады» представлен заданиями, как для школь­ного тура, так и для районного и городского уровней.

В разделе «Кабинет» имеются основные требования к каби­нету информатики, нормативные документы, примеры оформле­ния кабинета, рекомендации по настройкам локальной сети и об­служиванию компьютеров.

В разделе «Работы учеников» собраны программы, интер­нет-проекты, презентации, графические файлы и школьные га­зеты, которые также помогут на уроке или во внеурочной дея­тельности [14].


^ 2.2. Методика использования Интернет-технологий на уроке информатики

Компьютерные технологии и, прежде всего, Интернет, не просто еще одно техническое средство обучения, а качественно новая технология. Специфика технологий Интернет заключается в том, что они предоставляют громадные возможности выбора источников информации и главным преимуществом является возможность быстро найти нужную информацию. Использование такой технологии Интернет, как WWW или Всемирной паутины, состоящей из миллионов информационных сайтов, связанных гиперссылками, на уроках информатики предоставляет в целях обучения широчайшие возможности:

  • оперативную передачу на любые расстояния информации любого объема и вида;

  • доступ к различным источникам информации;

  • запрос информации по любому интересующему вопросу через поисковые системы.

При использовании информационных ресурсов Интернет в организации познавательной деятельности школьников на уроке и в ходе самостоятельной работы необходимо учитывать их возрастные особенности, уровень подготовленности и имеющиеся для этого условия. Кроме того, мотивация изучения материала идет более успешно, если перед обучаемыми ставятся конкретные и практически значимые задачи, к решению которых привлекаются разнообразные информационные технологии.

Использовать Интернет-ресурсы можно при проведении уроков-практикумов. Пример такого урока будет рассмотрен нами.

Конспект урока по теме: «Использование Интернет-ресурсов при работе с электронными таблицами». (Урок – практикум в 11 классе).

^ Цели урока:

  • формирование навыков и умений информационно-поисковой и групповой деятельности;

  • расширение кругозора учащихся.

Задачи урока:

образовательные:

  • закрепить практические навыки работы в Интернете и с электронными таблицами;

  • рассмотреть рациональные способы поиска нужной информации.

  • научиться представлять информацию в удобной для работы форме;

развивающие:

  • развитие логического, абстрактного и образного мышления;

воспитательные:

  • формирование творческого подхода к поставленной задаче;

  • формирование умения применять на практике полученные знания;

  • формирование целостной картины мира.

Оборудование: компьютеры с выходом в Интернет, мультимедийный проектор.

Средства обучения: слайдовые презентации (среда POWER POINT), электронные таблицы Excel, MS Internet Explorer, карточки с заданиями для индивидуальной работы.

План урока:

1. Организационный этап (2 мин.)

2. Подготовительный этап (15 мин.)

3. Работа в Интернете (лабораторная работа см. Приложение) (15 мин.)

4. Обобщение и анализ проделанной работы (10 мин.)

(представление своих работ)

5.Подведение итогов урока. (3 мин.)

Ход урока.

1. Организационный этап. Цель данного этапа: психологический настрой учащихся на деятельность.

2. Подготовительной этап.

Учащимся было предложено подготовить сообщения о поисковых системах Yandex, Google, Rambler, Aport. Проверка индивидуальных заданий.

^ Актуализация знаний и умений.

  • На данном этапе повторяются основные приемы работы с электронными таблицами, правила ввода запроса для поиска информации в Интернете.

Форма работы – беседа с элементами диалога.

Вопросы:

  • Информацию какого вида можно найти в Интернете?

  • Как правильно ввести запрос для поиска?

  • В чем отличие при вводе запроса в кавычках и без ковычек?

  • Почему не всегда удается получить нужную информацию?

  • Какие проблемы при поиске нужной информации возникли у вас на прошлом уроке? Почему?

  • Сообщения-презентации учащихся о поисковых системах, используемых в Интернете.

3. Лабораторная работа (см. Приложение)

4. Обобщение и анализ проделанной работы.

Каждая группа представляет результаты своей работы:

  • Информацию какого плана и о каком учебном заведении нужно было найти?

  • Какой способ поиска информации использовали?

  • Какую информацию смогли найти?

  • Как представили найденную информацию?

  • Какие выводы можно сделать по вашей информации?

  • Насколько актуальна эта информация для вас?

5.Подведение итогов урока.


Выводы по главе 2. Нами была рассмотрена методика использования ресурсов сетевого педагогического сообщества «Сеть творческих учителей» в профессиональной деятельности учителя.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Необходимо говорить сегодня о значимости взаимодействия учителя-предметника и информатика, которое во многих школах является чуть ли не главным условием успешного развития процесса освоения Интернет-технологий в "отдельно взятой школе".

Ведь позиция учителя информатики решает сейчас фактически доступ к компьютеру предметников. Если администрация организует свободный доступ учителей, учащихся к компьютеру, если в кабинете у учителя будет стоять хотя бы один компьютер, то можно говорить о возможности использования им Интернет-технологий: обращения к образовательным сайтам, работы с электронной почтой, постоянного виртуального общения с коллегами через листы рассылки, в тематических чатах, конференциях.

Проблема подготовки учителя-предметника к использованию Интернет-технологий ощущается довольно остро. Поэтому успешный опыт проведения в 15 городах России очно-дистанционных курсов в рамках Программы "Обучение и доступ к Интернет" необходимо развивать. Обучающие курсы проводятся без отрыва от основной деятельности (очный этап), а дистанционный проходит именно в живой практике школы, когда учитель реализует свои идеи по использованию Интернет-технологий вместе с учащимися и коллегами.

В магистерской диссертации были решены следующие задачи: выявить состояние исследуемой проблемы;

  • разработать методику использования учителем материалов сетевого педагогического сообщества «Сеть творческих учителей» на уроках и во внеурочной деятельности;

  • разработать конспект урока по применению Интернет-технологий на уроке информатики.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что проблемы освоения Интернет-технологий ждут своего решения, начиная с организации открытого доступа учителей-предметников к компьютеру и выходу в Интернет, необходимости подготовки учителей к использованию Интернет-технологий, разработки вопросов методики, интеграции ИКТ в урочную деятельность, проблемы дидактического плана.


ЛИТЕРАТУРА



  1. Андрианова Г. А. Интернет-технологии: формы и методы применения на уроке. // Интернет-журнал "Эйдос".-2007.

  2. Бартников О. С. Компьютер для руководителя / О. С. Бартников.– М.: ПРИОР, 1998. – 374 с.

  3. Беспалько В. П. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием / В.П. Беспалько // Мир образования. - 1996. - N 2. - С. 31-36.

  4. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В. П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1995. – 194 с.

  5. Бешенков С. А. Гуманитарная информатика: от технологий и моделей к информационным принципам / Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Шутикова М. И. // Информатика и образование. 2008. - №2.

  6. Болотько Л. Л. Информационные ресурсы Internet для педагогов: Метод. пособие для слушателей системы последиплом. пед. образования / Л.Л. Болотько.– Минск: Акад. последиплом. образования, 1999. – 231 с.

  7. Бухаркина М.Ю. Учебные проекты: возможности Интернет. // Сборник докладов научно-практической конференции "Глобальные телекоммуникации в образовании" М. 1996. - 4 стр.

  8. Гейн А. Г. Информатика и информационные технологии. Учебник. 9класс. Издательство: Просвещение. Год: 2006. Страниц:301

  9. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы / Б.С. Гершунский. – М.: Педагогика, 1987. – 118 с.

  10. Григорьев С. Г. Информатизация образования - новая учебная дисциплина / С. Г. Григорьев, В. В. Гриншкун. Троицк: МОО ФНТО "Байтик", - 2005. – 249 с.

  11. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В. В. Давыдов. – М.: Педагогика, 1986. – 264 с.

  12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В.Давыдов. М.: Педагогика, 2004. – 288 с.

  13. Добудько А. В. Принципы формирования профессиональной компетентности будущих учителей в условиях информатизации образования / А.В. Добудько, Т.В. Добудько. Самара: 1998. – 166 с.

  14. Драхлер А. Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие / А. Б. Драхлер. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. – 171с.: ил.

  15. Ершов А.П. Основы информатики и вычислительной техники: Пробное учебное пособие для средних учебных заведений / А.П. Ершова, В.М. Монахова. – М.:Просвещение, 1985. – 362 с.

  16. Иванников А. Д., Ижванов Ю. Л., Кулагин В. П. Перспективы использования WWW-технологии в высшей школе России // Информационные технологии, 1996. № 2. С. 24—29.

  17. Краевский В. В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей / В. В. Краевский. Чебоксары: Чуваш, 2001. – 244 с.

  18. Кузнецов А. А. Информатика: 8 класс: Книга для учителя / А. А. Кузнецов, С. В. Бешенков, Е. А. Ракитина. М.: Просвещение, 2008. – 111 с.

  19. Кузьмина Н. В. Творческий потенциал специалиста: акмеологические проблемы развития / Н.В. Кузьмина // Гуманизация образования. - 1995. - N 1. - С. 41-53.

  20. Лапчик М. П. Информатика и НИТО в стандартах высшего педагогического образования / М.П. Лапчик // Пед. информатика. - 1998. - N 1. - С. 49-56

  21. Леднев В. С. Стандарты общего образования: от идеи к реализации / В.С. Леднев // Изв. Рос. акад. образования. - 1999. - N 1. - С. 59-67.

  22. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Том 2, М.: Педагогика, 1983.—320 с.

  23. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактических позиций: [Анализ концепции развивающего обучения, разраб. психологами Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым] / И.Я. Лернер // Педагогика. - 1996. - N 2. - С. 7-1

  24. Могилев А, В. Информатика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер.– 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2004. – 848 с.

  25. Моисеева М.В. Дистанционное обучение учителей – новое направление в использовании телекоммуникаций в образовании. Материалы 2-ой Международной конференции "Телекоммуникации в системе образования"/ Т.С.Назаровой, Е.С.Полат. - М.:ИОСО РАО, 1995. – 187 с.

  26. Монахов М. Ю. Создаем школьный сайт в Интернете. Элективный курс : Учебное пособие / М. Ю. Монахов, А. А. Воронин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 128с.

  27. Огородников Е. В. Ученик в Интернет-школе / Е.В. Огородников // Ученик в обновляющейся школе. – М., 2002. – 415 с.

  28. Олифер В. Новые технологии в обучении / В. Олифер. Н. Олифер. – СПб.: БХВ – Петербург, 2000. – 367 с.

  29. Панюкова С. В. Информационные и коммуникациронные технологии в личностно-ориентированном обучении / С. В. Панюкова. М.: Прогресс, 1998. – 362 с.

  30. Пахомова Н. Ю. Метод проектов в преподавании информатики / Н.Ю. Пахомова // Информатика и образование. - 1996. - N 2. - С. 52-54. - Окончание. Начало см.: Информатика и образование.- 1996.- №1

  31. Полат Е. С. Дистанционное обучение: Каким ему быть? / Е. С. Полат, А. Е. Петров // Педагогика. – М.1999. - № 7.

  32. Полат Е. С. Интернет в гуманитарном образовании / Е. С. Полат. – М.: Педагогика, 2000. – 124 с.

  33. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров. М.: Академия, 2005. – 247 с.

  34. Полилова Т. А. Инфраструктура образовательного Интернет-пространства / Т.А. Полилова. – М.: Б.и., 2000. – 128 с.

  35. Роберт И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации // Информатика и образование. 2008. №5.

  36. Рудакова Д.Т. Творческий рост педагогов в процессе освоения сетевой деятельности / Д.Т. Рудакова. – Самара: Самарский университет, 2000. – 164 с.

  37. Симонович С. В. INTERNET: Лаборатория мастера: Практическое руководство по эффективным приемам работы в Интернете / С. В. Симонович, Г. А. Евсеев, В. И. Мураховский. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000. – 720с.

  38. Сластенин В. А. Образование в 12-летней школе аксиологические основания / В.А. Сластенин, Шиянов Е.Н. // Изв. Рос. акад. образования. - 1999. - N 4. - С. 74-84

  39. Софронова, Н. В. Проблемное обучение на уроках информатики / Н.В. Софронова // Информатика и образование. - 1999. - N 2. - С. 49-50

  40. Тиффин Д. И. "Что такое виртуальное обучение? Образование в информационном обществе / Д. И. Тиффин, Л. Раджасингам. – М.: Информатика и образование, 1999. – 312 с.: ил.

  41. Тихонов А.Н. Комплексный анализ системы федеральных образовательных порталов / А.Н. Тихонов, А.Д. Иванников, Е.Г. Гридина, Н.И.Куракина, А.В.Симонов, И.И. Чиннова. М.: Просвещение – 2004. – 265 с.

  42. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. // М.: Изд-во УРАО, - 1999. 220с.

  43. Шиянов Е. Н. Введение в педагогику: методологические рекомендации / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. Ростов н/Д : Б. и., 1994. – 112 с.

  44. Ю. К. Бабанский Педагогика / Ю. К. Бабанского.
    М.: Просвещение, 1983. – 264 с.

  45. http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-1.htm.

  46. http://iatp.projectharmony.ru/about.php?menu=publications&lang=RUS

  47. http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/

  48. http://som.fio.ru

  49. http://www.prosv.ru/search/searched_doc.php?sid=372

  50. http: // iso. pippkro. ru /academ / 9. doc



ПРИЛОЖЕНИЕ


Лабораторная работа.


«Поиск информации об учебных заведениях в Интернете».

Цель:

  • Рассмотреть один из способов быстрого поиска нужной информации;

  • Найти нужную информацию об учебном заведении и представить ее в удобной для работы форме.

Зайдите на поисковую систему Yandex.

Вопрос: Как можно быстро из данного окна выйти на сайты учебных заведений?

Ввести точное название учебного заведения.

Рассмотрим еще один из способов быстрого поиска информации, если нет точного адреса:

  • из данного окна поисковой системы Яндекс можно сразу выйти на раздел «учеба» и определить регион для поиска информации: учеба / высшее образование / Россия / регион Дагестан / Махачкала / высшее образование (гуманитарные, технические, университет) / выбрать сайт нужного учебного заведения / информация для абитуриентов;

  • найдите сайт нужного вам учебного заведения. Запишите в тетрадь его адрес;

  • найдите материал, который поможет ответить вам на поставленные вопросы;

  • найдите и сохраните или перенесите сразу нужную вам информацию в электронную таблицу Excel (задания на карточках для лабораторной работы, распечатаны для каждой группы).

Выбрать способ поиска информации и выполнить задание (на выбор):

^ Задания: Найти информацию о конкурсе и проходном балле в следующих учебных заведениях:

1. Дагестанский государственный университет

2. Дагестанский государственный педагогический университет

3. Дагестанский государственный технический университет

4. Дагестанский государственный институт народного хозяйства

5.Дагестанская государственная медицинская академия


Полученные результаты оформить в электронной таблице Excel, сохранить в своей папке под именем «ВУЗ» для дальнейшей работы.




<< предыдущая страница