bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4
Схема.



Концепция одарённости.

К числу наиболее популярных в мировой педагогике современных теоретических моделей одаренности можно отнести концепцию, разработанную американским исследователем Дж.Рензулли. Согласно теории Дж.Рензулли, одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.

Эта концепция весьма популярна и активно используется для разработки прикладных проблем. Раскрывая довольно подробно суть одаренности как природного явления, Дж.Рензулли определенно указывает направления педагогической работы по ее развитию. Примечательно, что в названии термин "одаренность" заменен на термин "потенциал". Это свидетельство того, что данная концепция – своего рода универсальная схема, применимая для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных. Рассмотрим более подробно основные составляющие модели Дж.Рензулл

Мотивация. Мотив (от французского motif – побудительная причина) – психическое явление, становящееся побуждением к деятельности.

При решении педагогических задач важно не только то, что делает ребенок, но и то, зачем он это делает, что движет им, что заставляет его действовать. Исследователи во всех странах мира изучают проблему мотивации учения, поведения, деятельности, иначе говоря, ищут ответ на вопрос: "Зачем это нужно ребенку?"

При всем возможном и реальном многообразии мотивов поведения и деятельности все они могут быть сгруппированы в несколько относительно небольших групп. Вот, например, одна из распространенных классификаций мотивов учения.

1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности и связанные с ее прямым продуктом:

  • "мотивация содержанием" – мотивы, связанные с содержанием учения (побуждает учиться стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действий, проникать в суть явлений);

  • "мотивация процессом" – мотивы, связанные с самим процессом учения (увлекает процесс общения с учителем и другими детьми в учебной деятельности, процесс учения насыщен игровыми приемами, техническими средствами и др.).

2. Мотивы, связанные с косвенным продуктом учения:

  • "Широкие социальные мотивы"

а) общественно ценные – мотивы долга, ответственности, чести (перед обществом, классом, учителем, родителями и др.);
б) узколичные (престижная мотивация) – мотивы самоутверждения, самоопределения, самосовершенствования.

  • "Мотивы избегания неприятностей" – учение на основе принуждения, страха быть "наказанным" и т. п.

Данная классификация, как и любая схема, значительно беднее и проще, чем реальная жизнь, но она в целом отражает суть явления. Все группы мотивов присутствуют практически в каждом действии ребенка, связанном с учением.

Каждому ребенку свойственны чувства долга и ответственности, стремления к самоутверждению и самосовершенствованию, в какой-то мере интересны содержание и процесс учебной деятельности, свойственна боязнь неудачи.

Но следует говорить не о наличии или отсутствии каких-либо мотивов, а об их иерархии. То есть о том, какие мотивы преобладают, доминируют в мотивационно-потребностной сфере личности, а какие находятся в подчиненном положении.

В ходе специальных исследований доказано, что иерархия мотивов является сравнительно устойчивым психическим образованием.

Наиболее желательно, чтобы доминировали мотивы, связанные с содержанием учения (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, явлениями, закономерностями, на усвоение способов приобретения знаний и т.п.). Доминирование этой группы мотивов характеризует одаренного ребенка. Это одна из ведущих характеристик одаренности (Дж.Рензулли, П.Торренс и др.).

Небезразлично и то, как выстроятся в данной воображаемой иерархии остальные мотивы. Мотивы, связанные с процессом, "уступают по своей ценности" предыдущим, но они легче могут быть трансформированы в "содержательные", чем, например, мотивы "избегания неприятностей".

Традиционно эффективным инструментом, стимулирующим учебную деятельность, выступают широкие социальные мотивы. Но они менее "управляемы", так как их действенность в значительной мере определяется глобальными факторами (отношением к образованию и образованным людям в обществе и т.п.).

Естественно возникает вопрос о том, как выявить доминирующую мотивацию. Но при всей его важности надо отметить, что более важен другой – на какие мотивы воспитанника ориентируются педагоги и родители, реализуя свою деятельность. Именно позиция педагогов и родителей во многом определяет то, как будет выглядеть иерархическая структура мотивационно-потребностной сферы ребенка. Естественно, что интерес к содержанию может пробудить только тот, кто сам увлечен этим содержанием, кто ориентирован на пробуждение детского интереса.

Педагоги и родители многих стран мира "опираются" на широкие социальные мотивы, и это вполне справедливо. С самых первых шагов они говорят своим воспитанникам о том, что "хорошая учебная работа ребенка в детстве" – залог получения дальнейшего образования и приобретения интересной профессии, высокой квалификации. Высокая квалификация и высокий уровень жизни в этих странах неразделимы. Именно поэтому, например, японский школьник даже при минимальных попытках со стороны учителя и родителей "увлечь" (содержательные мотивы) и "развлечь" (мотивация процессом) его в ходе обучения интенсивно занимается не только в школе, но и дома.

К числу негативных следует отнести мотивацию избегания неприятностей, но и педагоги, и родители, ориентирующиеся в первую очередь на эту группу мотивов, еще "не ушли в историю педагогики". Стремление "карательными мерами" заставить учиться не только не изжито, но, напротив, иногда рассматривается как явление необходимое и даже естественное.

С позиции развития одаренности особенно важно, что в последнее время многие исследователи приняли точку зрения, согласно которой ключевой характеристикой потенциала личности следует считать не выдающийся интеллект или высокую креативность, как считалось ранее, а мотивацию деятельности.

Так, например, некоторые ученые отмечают, что люди, изначально менее способные, но целенаправленно решающие собственную, личностно значимую задачу, оказываются в конечном счете более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. То есть максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.

Принципы реализации программы:


    Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. При таком подходе педагогическая система работы с одарёнными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

      Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности одарённого ребёнка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого  соответствующих условий.

      Деятельностный подход. Деятельность- основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одарённых детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

      Полисубьектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для неё отношений, как носитель взаимоотношений социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия с одарёнными детьми.

      Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одарённый ребёнок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в неё нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во- первых развитие самого ребёнка и, во-вторых, становление его как творческой личности.  

Этапы реализации программы:

Реализация «Программы поддержки индивидуального развития одарённого старшеклассника» рассчитана на 2 года.

Первый этап – диагностический (сентябрь – октябрь 2008года)

Второй этап – прогнозирование и разработка программы (октябрь 2008 года)

Третий этап – коррекционно-развивающий (ноябрь 2008- июнь 2010г.г.)

Четвёртый этап – подведение итогов (август 2010 года)

Ожидаемые результаты осуществления этой программы:

- создание системы целенаправленного выявления и отбора одаренных детей,
- создание максимально благоприятных условий для интеллектуального, морально-физического развития одаренного ребёнка
- стимулирование творческой деятельности одаренного ребёнка,
- разработка и поэтапное внедрение нового содержания образования, прогрессивных технологий в работе с одаренным ребёнком,
- воспитание сознательного гражданина России,
- создание условий одаренному ребёнку для реализации его личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и поисковой деятельности


Программа поддержки индивидуального развития одарённого старшеклассника

1 этап – диагностический. Срок проведения: сентябрь-октябрь 2008-2009 уч. г. Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение старшеклассника, выявление его индивидуальных особенностей.

Задачи:

      1. Проведение психологического обследования ученика с целью определения хода его психологического развития. Приоритетными являются следующие направления:

- диагностика одарённости ;

- исследования эмоционально-личностной сферы;

- диагностика межличностных отношений;

- диагностика психологического здоровья;


При работе с одарёнными детьми:

·   Прежде  делается акцент на формирование умения учиться. Регулярно предоставляется возможность выступать в роли учителя.

·   Используется большое количество творческих заданий, ролевых тренингов, дискуссий.

·   Исключается давление учителя, на занятии свободное общение.

·   Учёба должна приносить ребёнку удовольствие

·   Необходимо самостоятельное добывание информации, уважение желания ребёнка работать самостоятельно.

·   Поощрение настойчивости, активности.

·   Не снижать самооценку ученика

·   Ребёнку необходимо осознавать общественную значимость проблемы.

·   Задания должны быть творческими, включающими исследования, анализ, доказательства и выводы по изучаемой проблеме; необходимо больше практических работ, работ со словарями, со справочной литературой.

Меняешься и сам. При работе с одарёнными детьми преподаватель чаще спрашивает мнение самих детей, меньше объясняет, больше слушает.

 Учитель всегда поможет и поддержит, если это необходимо. На занятии создаётся эмоционально - безопасная атмосфера, уважается личность ученика, его мнение, даже если оно расходится с мнением педагога.

     Вывод: перед началом работы с одарёнными детьми необходимо учитывать их психологические особенности, уметь выявлять таких детей, владеть приёмами работы с ними.

 


Для диагностики были использованы следующие методики:

1.Методика Хаана «Карта одарённости» (для родителей)

2.Тест на определение основных черт одарённого ребёнка Лейтеса

3. Тест на творческое мышление Гилфорда.

4. Специальный опросник для педагогов (по концепции А. И. Савенкова)

5.Тест «Выявление уровня тревожности у педагогов» Кондаша.

6.Методика ведения дневника ключевых дел за неделю.

7.Методика «Социометрия»

8. Составление старшеклассником самохарактеристики.

9. Результаты школьных предметных олимпиад по русскому языку, математике, физике, химии, творческих работ.

Самохарактеристика Ашировой Анастасии

Я, Аширова Анастасия Азатовна, ученица 11Л класса МОУ «Ибресинская СОШ №1», родилась в селе Порецкое Порецкого района Чувашской Республики 29 апреля 1993 года. Состав моей семьи: папа - Аширов Азат Сариевич, мама - Аширова Надежда Николаевна, сестрёнка, Аширова Мария Азатовна, ученица 8 класса.

Сейчас главное место в моей жизни занимает учёба. Мне кажется, что учиться надо всю жизнь. Без учёбы невозможно самосовершенствоваться, развивать интеллект, расширять кругозор. По- моему, нужно посещать и дополнительные занятия, так как нужно использовать любую возможность получать знания, послушать умных людей. Я считаю так же обязательным участие в олимпиадах, хотя бы потому, чтобы знать, к чему стремиться. Видя умных, способных ребят, их старание, понимаешь, что надо ещё больше трудиться.

В Школьной Республике я являюсь вице-президентом. Это общественное поручение не мешает мне учиться. Невозможно развиваться только в одном направлении, хочется попробовать себя в разных отраслях. Должность вице-президента этому способствует, ведь я благодаря этому активно участвую в жизнедеятельности школы, в слётах лидеров, молодёжных объединений, концертах, торжественных вечерах. Мероприятия, в которых я имею возможность проявить свой артистический талант, способствуют реализации творческого потенциала, возможностей. Я люблю выступать и контактировать с залом, мне нравится испытывать волнение перед выступлением, усердно к нему готовиться, а после ощущать радость, если номер удался.

Литературное творчество занимает важное место в моей жизни. И хотя мои стихи далеки от совершенства, но найти рифму – это уже большой труд, и поэтому полезно ломать голову в поисках подходящего слов. Эссе помогают изложить мои мысли по разным проблемам, анализировать поступки события. Всё это, по моему мнению, необходимо, чтобы реализовать хоть какую-нибудь часть своих возможностей, найти себя.

Отдых бывает разным. Это и чтение любимой книги, просмотр хороших фильмов, встречи с друзьями и, конечно же, просто разговор по душам или ужин в кругу семьи. Но иногда полезно ничего не делать, просто расслабиться, закрыв глаза. Это помогает сконцентрироваться. А главным занятием, наверное, для меня является творчество во всех проявлениях, от него я получаю удовольствие, с ним я бы и хотела связать своё будущее.

Конечно, у меня есть недостатки. Их много: я ленивая, вспыльчивая, ранимая, расстраиваюсь по пустякам.

Мнение родителей для меня авторитетно, я стараюсь прислушиваться к ним. Из великих мне интересны многие: Пушкин, Солженицын, Шолохов, Шукшин, Путин, Пётр Первый, Валентина Матвиенко, Майя Плисецкая…всех не перечислишь, но каждый из них оставил свой след в истории, попытался улучшить этот мир.

У меня много хороших знакомых и две лучшие подруги. Самые же близкие для меня люди – это родители. Это не требует объяснений, ведь и они любят нас такими, какие мы есть. Я не чувствую себя одинокой, потому что я знаю, что всегда найдутся люди, которые протянут мне руку помощи. В современных людях, как мне кажется меньше добра, вернее, его не стало меньше, просто люди стали прятать это чувство в глубине души. Но я верю, что в мире и сейчас много людей, обладающих высокими моральными качествами, с них и надо брать пример и стремиться к лучшему.

На основе проведённых диагностических исследований составлена характеристика ученицы.

Характеристика ученицы 10 л класса Ашировой Анастасии Азатовны.

1. Дата рождения – 29 апреля 1993 года

2. Состав семьи - мать Аширова Надежда Николаевна, учитель химии и биологии; отец Аширов Азат Сариевич; младшая сестра Мария, ученица 8 класса.

3. Состояние здоровья – хорошее.

4. Дополнительное образование – хореографическое отделение Школы искусств.

5. Темперамент 20% холерик, 70% сангвиник, 5% флегматик, 5% меланхолик.

8. Профессиональные намерения – точные науки, исследовательская и творческая деятельность.

9. Познавательная потребность: постоянно ищет смены впечатлений, новую информацию. Чем больше она узнаёт, тем более ей хочется знать, испытывает потребность в самом процессе умственной деятельности, удовольствие от умственного напряжения

<< предыдущая страница   следующая страница >>