bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 7 8

^ Хронология событий Болонского процесса

Дата

Место

проведения

Событие

1

2

3

25 мая

1998 года

Париж,

Франция

Принятие Совместной декларации четырьмя министрами, представляющих Великобританию, Германию, Италию и Францию

Март

1999 года

Веймар,

Германия

Встреча генеральных директоров EC и руководства Советов ректоров европейских стран для обсуждения проблем аккредитации и оценки в высшем образовании

Май

1999 года

Копенгаген,

Дания

Публикация отчета «Тенденции в

высшем образовании - I» по заказу CRE, Конфедерации Советов ректоров стран, входящих в EU, и при финансовой поддержке EC

18-19 июня

1999 года

Болонья,

Италия

Первая встреча европейских министров, отвечающих за высшее образование, и принятии совместной декларации

8-10 февраля

2001 года

Лиссабон,

Португалия

Семинар «Аккредитация / Придание законной силы»

14-15 февраля

2001 года

Берлин,

Германия

Национальный семинар по вопросам Болонского процесса

16-17 февраля

2001 года

Хельсинки,

Финляндия

Международный семинар «Университетские степени короткого цикла»

1-3 марта

2001 года

Упсала,

Швеция

Неформальная встреча европейских министров, отвечающих за образование и научные исследования

2-4 марта

2001 года

Мальмё,

Швеция

Международный семинар «Транснациональное образование»

10 марта

2001 года

Антверпен,

Бельгия

Семинар фламандского сообщества по проблемам Болонского процесса

10-12 марта

2001 года

Антверпен,

Бельгия

Семинар студентов Европы «Воплощение в жизнь Болонской декларации»


13-14 марта

2001 года

Белград,

Югославия

Национальный семинар по проблемам Болонского процесса


22-25 марта

2001 года

Гетеборг,

Швеция

Принятие Гетеборгской конвенции конференцией Ассоциации национальных студенческих союзов в Европе

1

2

3

29-30 марта

2001 года

Саламанка,

Испания

Конференция европейских высших учебных заведений и образовательных организаций, принятие совместного документа

9 апреля

2001 года

Стокгольм,

Швеция

Встреча Группы управления в Болонском процессе

21 апреля

2001 года

Брюссель,

Бельгия

Встреча Совета Ассоциации европейских университетов

26 апреля

2001 года

Брюссель,

Бельгия

Встреча в расширенном составе группы, готовящей рекомендации по Болонскому процессу

Апрель

2001 года

Хельсинки,

Финляндия

Публикация отчета «Тенденции в высшем образовании - II» при финансовой поддержке EC и ETF

6-8 мая

2001 года

Хальмстад,

Швеция

Встреча генеральных директоров EC и руководства Советов ректоров европейских стран

10-16 мая

2001 года

Братислава,

Словакия

Международный семинар и 40-я встреча Совета Ассоциации национальных союзов студентов в Европе

17 мая

2001 года

Прага,

Чехия

Встреча в расширенном составе группы, готовящей рекомендации по Болонскому процессу

18-19 мая

2001 года

Прага,

Чехия

Встреча европейских министров, отвечающих за высшее образование

Июнь

2001 года

Рига,

Латвия

8-я совместная встреча в рамках сетей ENIC и NARIC и принятие документа «Признание результатов (обучения) в Болонском процессе»

5-8 декабря

2001 года

Тампере,

Финляндия

13-я ежегодная конференция EAIE, в большей своей части посвященная Болонскому процессу

1-2 марта

2002 года

Брюссель,

Бельгия

Болонский процесс: Зона европейского высшего образования: перспективы и развитие для сельскохозяйственных и связанных с ними наук; компетенция выпускников

2003 год

Грац,

Австрия

Вторая конференция представителей европейских высших учебных заведений и образовательных организаций

2003 год

Берлин,

Германия

Третья встреча европейских министров, отвечающих за высшее образование.

2005 год

Берген,

Норвегия

Четвёртая встреча европейских министров, отвечающих за высшее образование.


СОРБОННА 25 мая 1998 года
^ СОВМЕСТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ О ГАРМОНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРЫ
ЕВРОПЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
четырех министров, представляющих


Великобританию, Германию, Францию и Италию
г. Париж, Сорбонна, 25 мая 1998 года



В Европейском процессе совсем недавно было сделано несколько чрезвычайно важных шагов вперед. При всей их уместности мы не должны забывать, что Европа - это не только евро, банки и экономика: она должна стать также и Европой знаний. Мы должны строить и усиливать интеллектуальную, культурную, социальную и техническую базу нашего континента. В большей степени это относится к университетам, которые продолжают играть переломную роль в таком развитии.


Университеты появились в Европе, отдельные из них - три с четвертью века назад. Наши четыре страны гордятся некоторыми самыми старыми университетами, которые сейчас повсеместно празднуют свои важные годовщины, как это делает сегодня Университет Парижа. В те времена студенты и ученые могли свободно перемещаться и быстро распространять знания по всему континенту. В настоящее же время очень многие из наших учащихся все еще оканчивают свое обучение, не получая выгоды от частичного обучения вне национальных границ.


Мы идем к периоду существенных изменений в образовании и условиях труда, к разнообразию путей становления профессиональной карьеры с явной необходимостью обучения и подготовки в течение всей жизни. Мы задолжали нашим учащимся (и нашему обществу в целом) систему высшего образования, в которой им давались бы лучшие возможности искать и находить область, в которой они имели бы преимущество перед другими людьми.


Открытая Зона европейского высшего образования несет богатство позитивных перспектив, конечно же, с уважением наших различий, но требует, с другой стороны, продолжения усилий по ликвидации барьеров и разработки таких рамок для преподавания и обучения, которые расширили бы мобильность и сделали сотрудничество более близким, чем когда-либо было ранее.


Международное признание и притягательный потенциал наших систем образования непосредственно связаны с их внешней и внутренней понятностью. Кажется, что появляется необходимость в системе, в которой для международного сравнения и эквивалентности должны существовать два основных цикла: достепенной(*) и послестепенной.(**)


(*) То есть, цикл обучения до получения первой академической степени (прим. переводчика).
(**) То есть, цикл обучения после получения первой академической степени (прим. переводчика).


В этой системе много новизны и гибкости может быть достигнуто через использование семестров и кредитов (как это сделано в схеме ECTS). Это обеспечит проверку правильности полученных кредитов для тех, кто выбирает первоначальное образование или продолжение обучение в различных европейских университетах и кто хотел бы иметь возможность получить степень в любое удобное для себя время в течение жизни. Действительно, учащиеся должны иметь право войти в академический мир в любое время их профессиональной жизни и в не зависимости от их предыдущей подготовки.


Студенты достепенного цикла должны иметь доступ к диверсифицированным программам, включающим возможность междисциплинарных занятий, развития знания иностранных языков и использования новых информационных технологий.


Международное признание первой степени как соответствующей определенному уровню квалификации важно для успеха этой попытки, в которой мы хотели бы сделать наши схемы высшего образования ясными для всех.


В послестепенном цикле должен быть выбор между более короткой по продолжительности программой получения степени магистра и более длительной программой получения докторской степени с возможностью перехода от одной программы к другой. И в той и в другой программах соответствующий акцент должен быть сделан на исследовательской и самостоятельной работе.


Студенты как достепенного, так и послестепенного циклов должны поощряться к тому, чтобы они проводили по крайней мере один семестр в университетах вне своей собственной страны. В то же время, все большее количество преподавательского и исследовательского персонала должно работать в европейских странах, отличных от своей собственной. Быстрорастущая поддержка Европейским союзом мобильности учащихся и преподавателей должна использоваться полностью.


Большинство стран, и не только в пределах Европы, стали очень полно ощущать потребность в такой эволюции. Эти проблемы широко обсуждались на конференциях европейских ректоров, президентов университетов, групп экспертов и ученых в некоторых наших странах.


В прошлом году в Лиссабоне была согласована конвенция о признании в Европе квалификаций высшего образования для академических целей. Она ввела множество базовых требований и подтвердила, что отдельные страны могут участвовать в более конструктивной схеме признания. Принимая эту позицию, можно пользоваться требованиями Конвенции и идти далее. Уже сейчас имеется много точек соприкосновения в области взаимного признания степеней высшего образования для профессиональных целей с использованием перспективных директив Европейского союза.


Наши правительства, однако, продолжают играть определяющую роль в достижении этих целей, поощряя способы подтверждения приобретенных знаний и лучшего признания соответствующих степеней. Мы ожидаем, что это будет содействовать дальнейшим межуниверситетским соглашениям. Прогрессивная гармонизация всех наших степеней и циклов обучения может быть достигнута через упрочение уже существующего опыта, совместные дипломы, экспериментальные инициативы и диалог со всеми заинтересованными лицами.


Мы, тем самым, соглашаемся одобрить создание общей системы, нацеленной на улучшение внешнего признания и облегчения мобильности учащихся, также как и на расширение возможностей их трудоустройства. Сегодня здесь в Сорбонне юбилей Университета Парижа дает нам прекрасную возможность участвовать в попытке создать Зону европейского высшего образования, где национальные особенности и общие интересы могут взаимодействовать и усиливать друг друга для выгоды Европы, ее учащихся и, в более общем смысле, ее граждан. Мы призываем остальные государства - члены Союза и другие европейские страны присоединиться к нам для достижения этой цели, а все европейские университеты - объединиться для усиления положения Европы в мире через плавно регулируемое улучшение и модификацию образования для своих гражданин.



^ Клод АЛЛЕГРИ Министр по делам национального образования, исследований и технологии (Франция)




Луиджи БЕРЛИНГУЕР Министр общественного развития, университетов и исследований (Италия) (Бельгия)


^ Тесса БЛЭКСТОУН Министр высшего образования (Великобритания)




Юрген РУТТГЕРС Министр по делам образования, науки, исследований и технологии (Германия)




 


БОЛОНЬЯ 18-19 июня 1999 года

^ ЗОНА ЕВРОПЕЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Совместное заявление европейских министров образования

г. Болонья, 19 июня 1999 года


Благодаря исключительным достижениям последних нескольких лет процессы, происходящие в Европе, приобрели более конкретный характер, стали более полно отвечать реалиям стран Европейского союза и его граждан. Открывающиеся в связи с этим перспективы, наряду с углубляющимися отношениями с другими европейскими странами, обеспечивают еще большие возможности развития. Тем самым, по общему мнению, мы являемся свидетелями возрастающего понимания все большей части политического и академического мира в потребности установления более тесных связей во всей развивающейся Европе, в формировании и укреплении ее интеллектуального, культурного, социального и научно-технологического потенциала.

"Европа знаний" теперь уже широко признана как незаменимый фактор социального и гуманитарного развития, а также как необходимый компонент объединения и обогащения европейского гражданства, способного к предоставлению его гражданам необходимых сведений для противостояния вызовам нового тысячелетия одновременно с пониманием общности ценностей и принадлежности к общему социальному и культурному пространству.

Важность образования и образовательного сотрудничества в развитии и укреплении устойчивых, мирных и демократических обществ является универсальной и подтверждается как первостепенная, особенно в связи с ситуацией в Юго-восточной Европе.


Сорбонская декларация от 25 мая 1998 года, которая была инициирована этими соображениями, подчеркнула центральную роль университетов в развитии европейских культурных ценностей. Она обосновала создание Зоны европейского высшего образования как ключевого пути развития мобильности граждан с возможностью их трудоустройства для общего развития континента.


Многие европейские страны согласились с целями, изложенными в декларации, подписали или в принципе одобрили ее. Направленность реформ нескольких систем высшего образования, начатых в настоящее время в Европе, доказала, что многие правительства имеют намерения действовать именно в этом направлении.


Европейские высшие учебные заведения, следуя фундаментальным принципам, сформулированным в университетской хартии "Magna Charta Universitatum", принятой в Болонье в 1988 году, восприняли вызов, в части их касающейся, и стали играть основную роль в построении Зоны европейского высшего образования. Это имеет самую высокую значимость, поскольку независимость и автономия университетов дают уверенность в том, что системы высшего образования и научных исследований будут непрерывно адаптироваться к изменяющимся нуждам, запросам общества и к необходимости развития научных знаний.


Курс был принят в правильном направлении и со значимой целью. Однако достижение большей совместимости и сравнимости систем высшего образования требует непрерывного движения с тем, чтобы быть полностью завершенным. Чтобы достичь первых материальных результатов, мы должны поддержать этот курс через выполнение конкретных мер. Встреча 18-ого июня, в которой участвовали авторитетные эксперты и ученые изо всех наших стран, обеспечила нас очень полезными предложениями по инициативам, которые должны быть приняты.


Мы должны, в частности, рассмотреть цель увеличения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования. Жизнеспособность и эффективность любой цивилизации обусловлены привлекательностью, которая ее культура имеет для других стран. Мы должны быть уверены, что европейская система высшего образования приобретает всемирный уровень притяжения, соответствующий нашим экстраординарным культурным и научным традициям.


Подтверждая нашу поддержку общим принципам, указанным в Сорбонской декларации, мы принимаем обязательство координировать нашу политику с тем, чтобы достичь в ближайшей перспективе (и, в любом случае, - в пределах первого десятилетия третьего тысячелетия) следующих целей, которые мы рассматриваем как первостепенные для создания Зоны европейского высшего образования и продвижения европейской системы высшего образования по всему миру:

  - ^ Принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

  - ^ Принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах - достепенного и послестепенного. Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах.

  - Внедрение системы кредитов по типу ECTS - европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами.

  - Содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее: · учащимся должен быть обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам; · преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом.

  - ^ Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий

  - Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.


Мы, тем самым, обязуемся достичь этих целей (в рамках наших институциональных полномочий и принятия полного уважения к разнообразным культурам, языкам, национальным системам образования и университетской автономии) с тем, чтобы укрепить Зону европейского высшего образования. И, наконец, мы, вместе с неправительственными европейскими организациями, компетентными в высшем образовании, будем использовать путь межправительственного сотрудничества. Мы ожидаем, что университеты ответят, как всегда, быстро и положительно, и будут активно способствовать успеху нашей попытки.


Убежденные в том, что создание Зоны европейского высшего образования требует постоянной поддержки, внимательного управления и адаптации к непрерывно меняющимся потребностям развития, мы решили встретиться снова в течение ближайших двух лет, чтобы оценить достигнутый прогресс и выработать новые мероприятия, которые необходимо будет принять.

 

^ Каспар ЭЙНЕМ Министр науки и транспорта (Австрия)




Герард ШМИТ Генеральный директор Министерства высшего образования и исследований французского сообщества (Бельгия)


Ян АДЕ Генеральный директор департамента образования Министерства фламандского сообщества, (Бельгия)





^ Анна Мария ТОТОМАНОВА Заместитель министра образования и науки (Болгария)

Эдуард ЗЕМАН Министр по делам образования, молодежи и спорта (Чешская Республика)





^ Маргарет ВЕСТАГЕР Министр образования (Дания)

Тонис ЛУКАС Министр образования (Эстония)





Майя РАСК Министр образования и науки (Финляндия)

^ Клод АЛЛЕГРИ Министр национального образования, исследований и технологии (Франция)




Вольф-Михаэль КАТЕНХУЗЕН Парламентский государственный секретарь Федерального министерства образования и исследований (Германия)


^ Утэ ЭРДСИЕК-РАВЕ Министр образования, науки, исследований и культуры земли Шлезвиг-Гольштейн (Постоянно действующая конференция Министров культуры немецких земель)





^ Херасимос АРСЕНИС Министр по делам народного образования и религии (Греция)

Адам КИСС Заместитель Государственного секретаря по высшему образованию и науке (Венгрия)





^ Гудридур СИГУРДАРДОТТИР Генеральный секретарь Министерства образования, науки и культуры (Исландия)

Пат ДОУЛИНГ Управляющий сотрудник Министерство образования и науки (Ирландия)




^ Ортенсио ЗЕКЧИНО Министр университетов, научных и технологических исследований (Италия)


Татьяна КОКЕК Государственный Министр высшего образования и науки (Латвия)





^ Корнелиус ПЛАТЕЛИС Министр образования и науки (Литва)

Эрна ХЕННИКОТ-ШОЕРГЕС Министр национального образования и профессионально-технической подготовки (Люксембург)





^ Луис ГАЛЕА Министр образования (Мальта)

Люк ХЕРМАНС Министр образования, культуры и науки (Нидерланды)




^ Йон ЛИЛЛЕТУН Министр по делам образования, исследований и церкви (Норвегия)


Вилибалт ВИНКЛЕР Помощник Государственного секретаря по национальному образованию (Польша)





^ Эдуардо Маршал ГРИЛО Министр образования (Португалия)

Андрей МАРГА Министр национального образования (Румыния)




^ Милан ФТАЦНИК Министр образования (Словацкая Республика)

Агнета БЛАДХ Государственный секретарь по делам образования и науки (Швеция)




^ Чарльз КЛЕЙБЕР Государственный секретарь по делам науки и исследований (Швейцарская Конфедерация)


Баронесса Тесса БЛЭКСТОУН Государственный министр по делам образования и занятости (Великобритания)









^ Великая Хартия Университетов

(magna charta universitatum) Болонья,

ПРЕАМБУЛА

Нижеподписавшиеся ректоры европейских университетов, со­бравшиеся в Болонье по случаю Девятого Столетия старейшего из них, за четыре года до окончательного упразднения границ между странами сообщества, имея в виду перспективу расширения сотруд­ничества между всеми европейскими народами, убежденные в том, что народы и государства должны сегодня, как никогда ранее осоз­нать роль, которую будут призваны сыграть университеты в обществе, изменяющемся и открывающемся в международном плане, выражают убежденность в том, что:

  1. будущее человечества на пороге третьего тысячелетия в широкой степени зависит от культурного и научно-технического развития, которое происходит в тех центрах культуры, знания, исследований, коими являются настоящие университеты;

  2. задача по распространению знаний среди новых поколей, которую должны взять на себя университеты, означает сегодня, что они обязаны обращаться ко всему обществу, чье культурное, социальное и экономическое будущее требует теперь особого, значительного и по­ стоянного вклада в дело воспитания;

  3. университеты должны обеспечить будущим поколениям обра­зование и воспитание, что способствовало бы бережному отношению к великой гармонии окружающей среды и самой жизни.

Поэтому я провозглашаю перед государствами и народами основ­ные принципы, которыми отныне и в дальнейшем должны руково­дствоваться университеты.


^ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ


1. Университет действует внутри обществ с различной организа­цией, являющейся следствием различных географических и исторических условий, и представляет собой автономный институт, который критически осмысливает и распространяет культуру путем исследова­ния и преподавания.

Чтобы отвечать требованиям современного мира, в своей исследовательской и преподавательской деятельности, он должен иметь моральную и научную независимость от политической и экономиче­ской власти.

2. Учебный процесс в университетах должен быть неотделим от исследовательской деятельности с тем, чтобы преподавание в то же время было на уровне, отвечающем эволюции как потребностей об­щества, так и требованиям, предъявляемым к научным знаниям.

3. Поскольку свобода преподавания, исследований и обучения является основным принципом жизни университетов, то как общест­венная власть, так и университеты должны в рамках своей компетен­ции гарантировать это и способствовать соблюдению столь приори­тетного требования.

Отвергая нетерпимость и будучи постоянно открытым для диало­га, университет становится, следовательно, наиболее предпочтитель­ным местом встречи между преподавателями, обладающими способ­ностью передавать знания и владеющими средствами их углубления через исследования и поиски нового, и студентами, имеющими право, желание и способность обогащать себя этими знаниями.

4. Являясь хранителем традиций европейского гуманизма, но в
постоянном стремлении к достижению универсальных знаний, уни­верситет, выполняя свою функцию, преодолевает политические и географические границы и утверждает настоятельную необходимость взаимного познания и взаимодействия различных культур.


СПОСОБЫ


Реализация этих целей в свете вышеизложенных принципов тре­бует наличие эффективных средств, соответственно отвечающих ны­нешней ситуации.

1. Для обеспечения свободы исследований и преподавания всем членам университетского сообщества должны быть представлены не­обходимые средства для достижения этой цели.

2. Подбор профессорского состава и определение их статуса должны происходить в соответствии с принципом неотделимости исследовательской деятельности от преподавательской.

3 Каждый университет, с учетом специфики обстоятельств, дол­жен гарантировать своим студентам сохранение свобод и необходи­мых условий для достижения ими их культурных и образовательных целей.

4. Университеты — в особенности европейские — рассматривают взаимный обмен информацией и документацией, а также увеличение совместных научных проектов как основные средства постоянного прогресса знаний. В этих целях, как это происходило при их зарождении, они стимулируют мобильность преподавателей и студентов и считают, что общая политика в вопросе равнозначности статуса, зва­ний и экзаменов, хотя и при уважительном отношении к националь­ным дипломам, и в представлении стипендий составляет основное средство, гарантирующее выполнение их сегодняшней миссии.


Нижеподписавшиеся ректоры от имени своих университетов бе­рут на себя обязательство предпринять все от них зависящее для то­го, чтобы каждое государство и заинтересованные наднациональные организации могли бы еще более опираться на положения этой Хар­тии, являющейся единодушным выражением автономной воли каж­дого университета.

САЛАМАНКА 29-30 марта 2001 года
^ ФОРМИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО


Более 300 европейских высших учебных заведений и их основных представительских организаций собрались в Саламанке 29-30 марта 2001 года. Их цель состояла в подготовке пражской встречи министров, отвечающих за высшее образование в странах, вовлеченных в Болонский процесс, и они согласились со следующими целями, принципами и приоритетами.


Европейские высшие учебные заведения вновь подтверждают свою поддержку принципов Болонской декларации и свои обязательства по созданию к концу десятилетия Зоны европейского высшего образования. Они видят в учреждении в Саламанке Ассоциации европейских университетов (EUA) как символическое, так и практическое значение для более эффективного донесения своего голоса правительствам и обществу и, тем самым, для поддержки формирования своего будущего в Зоне европейского высшего образования.



<< предыдущая страница   следующая страница >>