bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 ... 6 7

При этом парадоксально, но именно профилактически-восстановительная работа с семьями группы риска, с кровной семьей, в России практически не развита, такая работа не является сегодня приоритетом для большинства органов местного самоуправления в Российской Федерации, для комитетов и департаментов, а также «приемлема» она на уровне семейного законодательства Российской Федерации. В Семейном Кодексе Российской Федерации есть целый раздел, посвященный воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, но нет ни слова о том, как сохранить и укрепить родительское попечение ребенка.

В целом, очевидно, что проблемы, связанные положением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требует для их разрешения целенаправленных, скоординированных усилий государственных и общественных институтов. Что главной целью политики государства является выработка предложений и необходимые меры по решению существующих проблем и улучшение ситуации, а также закреплении их Семейном Кодексе РФ.

^

Библиографический список



1. Назарова И. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни // Социс. 2001. №4. С. 70-77.

И.М. Машковцева


Сиротство в современной России


Процессы реформирования всех областей социальной жизни и поиски современных путей решения основных социальных проблем, происходящие в нашей стране в последние годы, болезненно отражаются на наименее социально защищенных категориях граждан. В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой стало социальное сиротство. Неблагоприятная демографическая ситуация в России усугубляется за счет того, что с каждым годом, при общем снижении рождаемости, относительно большее количество детей рождается в неблагополучных семьях. Не случайно семейная и демографическая политика, защита прав детей объявлены одним из стратегических приоритетов государственной политики.

В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия: сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются его воспитанием и не заботятся о нем. В этом случае заботу о детях берет на себя общество и государство. К числу социальных сирот относятся дети, родители которых фактически не заботятся о них, но юридически не лишены родительских прав.

Социальное сиротство – социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д. Исследователи проблемы социального сиротства единодушны в том, что основной причиной и условием данного явления является семья. По сути, профилактические действия по социальному сиротству – это создание «моды» на семью и ответственное «родительство». И система образования является одним из ключевых механизмов для решения данной проблемы – профилактики социального сиротства.

Для изменения ситуации, необходим ряд профилактических мер: разработка и реализация образовательных программ по подготовке к воспитанию детей и семейной жизни, а также пересмотр социальных стимулов, включающих долгосрочные социально-экономические гарантии и позволяющих планировать беременность и вставать на учёт в женскую консультацию на ранних сроках всем категориям беременных женщин, брать детей под опеку и на усыновление. Для этого следует рационально использовать выделяемые средства на обеспечение детей в семьях, а главное – изменить отношение государства к проблеме социального сиротства и повлиять на общественное мнение по отношению к приёмным семьям, детям-сиротам и к собственным детям.

В.В. Маслова


Роль и место государственных образовательных стандартов

в подготовке специалистов высшей школы


Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) является базовым нормативным документом, определяющим структуру и содержание высшего образования. Он создает основы для обеспечения необходимого качества обучения, поддержания единого образовательного пространства на всей территории Украины. В связи с этим должна быть обеспечена доступность всех документов ГОС ВПО для студентов и сотрудников вуза, а в необходимых случаях оказываться консультативная помощь при знакомстве с ними студентов, преподавателей, работодателей, абитуриентов и их родителей. ГОС ВПО предусмотрены различные по нормативным срокам обучения, содержанию и назначению профессиональные образовательные программы, дополнившие традиционную систему подготовки специалистов. ГОС ВПО предоставляет студенту возможность после завершения первого или второго уровня высшего образования решать для себя вопрос о пути его дальнейшего продолжения, в том числе и в другом вузе, а также перехода с одной программы на другую. ГОС ВПО также содержит требования к личности выпускника, пониманию им социальной значимости своей будущей профессии и нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.

Меняющиеся социально-экономические условия, формирующийся рынок интеллектуального труда, развитие науки и техники предопределяют необходимость постоянной работы по уточнению и оптимизации норм и положений ГОС ВПО, касающихся Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования и Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по каждому конкретному направлению или специальности.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения: качества высшего и послевузовского профессионального образования; формирования общего образовательного пространства государств – участников Болонского процесса; основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования; признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем образовании.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования включают в себя: общие требования к основным образовательным программам высшего профессионального образования; требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ высшего профессионального образования. При реализации образовательных программ для обучающихся с отклонениями в развитии могут быть установлены специальные государственные образовательные стандарты.

Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. В содержательном аспекте государственный образовательный стандарт предусматривает: владение базовыми понятиями и умениями, что охватывает собой умение: а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания; б) давать им определения; в) раскрывать содержания понятия, его объем; г) устанавливать межпонятийные связи с выше-, ниже-, рядом стоящими понятиями; д) давать практическую интерпретацию понятия; знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии и др.

Государственные образовательные стандарты приобретают реальное воплощение в формировании содержания образования в следующих нормативных документах: учебном плане, учебной программе и учебной литературе (учебниках, учебных пособиях, задачниках, практикумах и т.п.). Каждый их этих нормативных документов соответствует определенному уровню проектирования содержания образования. Учебный план – уровню теоретических представлений; учебная программа – уровню учебного предмета; учебная литература – уровню учебного материала.

Характеристика государственных образовательных стандартов была бы неполной, без определения их роли, значимости в обществе и системе образования, что непосредственно выражается в функциях стандартов. К основным таким функциям относятся: критериально-оценочная функция; функция сохранения единства образовательного пространства страны; функция повышения качества образования; функция обеспечения конституционного права граждан на полноценное образование; функция гуманизации образования; функция управления процессом и качеством образования.

Требования стандарта обязательны для всех вузов Украины, осуществляющих подготовку специалистов данного профиля. Государственный стандарт по специальности может корректироваться учебно-методическим объединением с учетом переходного периода в системе высшего образования Украины.

Государственный общеобязательный стандарт высшего профессионального образования помимо вышеперечисленных также предусматривает следующие цели: повышение качества обучения за счет предъявления обязательных требований к уровню подготовки обучающихся и создания системы контроля за эффективностью работы высших учебных заведений; упорядочение прав и ответственности всех субъектов образовательного процесса в вузах; повышение объективности и информативности системы оценивания подготовки обучающихся, качества учебно-методического обеспечения, методики аттестации вузов.

Сущность назревших изменений в учебном процессе связана с тем, что государственный стандарт задает именно уровень обязательной подготовки выпускников вузов, в связи, с чем меняются подходы к целевым установкам обучения, взгляды на права и обязанности обучающихся. Организуя учебный процесс, руководители Вузов и их структурных подразделений, преподаватели должны, с одной стороны, добиваться безусловного достижения всеми обучающимися уровня обязательной подготовки и, с другой стороны, одновременно создавать условия для углубленного изучения материала.

Государственный стандарт нацеливает на осуществление дифференцированного подхода к обучающимся, но сущность современного взгляда на дифференциацию в корне отличается от традиционного. Полноценный учебный процесс не может быть ограничен требованиями минимума, и предъявляемый для усвоения учебный материал должен даваться шире и глубже по сравнению с требуемым уровнем обязательного усвоения, предусмотренного стандартом. Это, однако, не исключает обучение с использованием индивидуальных планов. Уровень обязательной подготовки может достигаться при значительных вариациях учебных планов, программ, учебников и в разных организационных формах. Обеспечивая определенное единство подготовки в виде выделенного минимума, государственный стандарт позволяет реализовывать разнообразные гибкие программы обучения, показывать и расширять диапазон возможностей обучающихся.

Поскольку предназначение государственного стандарта – быть эталоном, то значительная часть требований к уровню подготовленности должна быть надежно измеримой, диагностируемой. Это предусматривает разработку соответствующего инструментария диагностики их достижения, то есть задач, тестов, заданий, ролевых игр и т.д., которые должны использоваться при проведении итоговой аттестации выпускников, аттестации вуза или отдельных его специальностей.


Н.В. Орехова


Молодежная наркомания – глобальная проблема современности


По официальным данным, в России 6 миллионов наркоманов. Однако российские специалисты и представители миссии Международного Комитета по контролю за наркотиками все же считают, что наркоманов в России меньше. Напомним, что ситуацию с наркотиками и наркоманией в России контролируют 7 различных департаментов. Следствия развития наркомании ужасны. Растет количество преступлений на почве наркотиков, наркотики оказывают существенное влияние на состояние правопорядка. Ухудшается демографическая ситуация, поскольку в наркоманию в основном вовлечена молодежь – репродуктивная часть населения, увеличивается женская наркомания, что привело к возникновению проблемы вырождения нации. Развитие наркомании стало воздействовать на различные стороны жизни общества. Она становится угрозой национальной безопасности страны. А все это в ближайшие перспективе может привести к социальной нестабильности общества.

Особое внимание в своей работе специалист уделяет изменению привычных моделей коммуникаций в семье либо ближайшем окружении наркомана. Необходимо лишь изменить эмоциональную, поведенческую и другие составляющие в отношении ребенка. Если родители хотят, чтобы их ребенок посмотрел правде в глаза, то они должны сначала сами сделать это. А правда состоит в том, что болезнь наркомана – это, прежде всего его личное дело. А ребенок-наркоман – не чья-то собственность, а личность, которая в праве решать самостоятельно употреблять ему наркотики или нет.

Часто родители пытаются решить проблему зависимости ребенка репрессивными методами: выгоняют его из дома, бьют, угрожают. Тем самым мучают ребенка и мучаются сами. Родителям важно понять, что изгонять наркомана из семьи не стоит, это не является конструктивным решением вопроса. Велика вероятность, что вне семьи он погибнет или попадет в тюрьму.

Обращаясь за помощью к специалистам, родители детей с наркотической зависимостью ожидают получить готовый результат, не считая необходимым менять свои ценности и привычки, обнаруживают отсутствие личной ответственности за возникшую ситуацию, инфантильный потребительский подход к решению вопроса. Специалист не может и не должен решать проблемы семьи за нее, он лишь помогает семье понять, что проблема существует, и для того чтобы решить ее нужно измениться самим.

Необходимость работы именно с семьей обусловлена еще и тем, что, находясь в постоянном контакте с ребенком-наркоманом, родители становятся соучастниками его болезни, созависимыми, способствуя тем самым прогрессированию заболевания. Только последовательно и методично изменяя социальное окружение ребенка, можно надеяться на изменение его отношения к употреблению наркотиков. В этом смысле грамотное поведение родителей, их искреннее желание и стремление помочь своему ребенку выступают главными условиями эффективного взаимодействия со специалистом. Основная же задача специалиста при оказании помощи семье – помочь в решении основных проблем, и тем самым содействовать ее развитию по конструктивному пути.

За четыре года учебы в Российском государственном профессионально-педагогическом университете по специальности социальная работа, я приобрела опыт в рамках данной проблемы. Мною было изучено большое количество источников связанных с наркозависимостью, по средствам которых я написала две курсовые работы. Так же я проходила практику в центре социально-психологической помощи детям и молодежи «Форпост», в деятельность которого входит проведение тренингов по первичной профилактики молодежи. Я принимала непосредственное участие в проведение данных тренингов и работе с детьми. Полностью устранить такую социальную патологию, как наркомания невозможно, но изучая ее можно разработать комплексные программы превентивных мер и профилактики, позволяющих минимизировать негативные социальные последствия данного явления. Наркоманию, как и любую болезнь легче предотвратить, чем лечить.


Л.Э. Панкратова


Конфликт поколений как социальная проблема


Проблема конфликта поколений, конфликта «отцов и детей» существует в любом обществе. Этот конфликт имеет как физиологические корни (агрессия молодых связана с гормональной перестройкой организма), так и культурные (разные ценности), и социальные. Каждое общество и культура вырабатывают свои механизмы, канализирующие (то есть пускающие ее по социально приемлемым «каналам») агрессию молодого поколения. Одним из эффективных механизмов «перевода» агрессии молодого поколения в «мирное» русло в первобытных культурах считался обряд инициации. Этот обряд наблюдается во всех культурах и в превращенной форме существует в любом современном обществе. Инициация – это обряд перевода юношей и девушек во взрослое состояние. Этнографические исследования показывают, что в период полового созревания молодых людей изолируют от общества на период от несколько месяцев до нескольких лет. Юноши проводят это время в уединении, изучая, под руководством «учителя», мифы, обряды, ритуалы своего племени. На них накладывают пищевые, сексуальные и др. запреты, табу. Затем на общем празднике происходит сам обряд, часто сопровождаемый физически насильственными действиями. Юноша как бы «умирает» в качестве ребенка и «возрождается» как взрослый полноправный член общества. Женская инициация тоже существует, но представлена в более скрытой, неявной форме. Антропологи и этнографы считают, что инициация – частный случай ритуала перехода из страты в страту. Страта – в переводе с латинского языка – это слой, пласт, характеризующий социальное или возрастное расслоение общества. В каждой культуре и субкультуре присутствуют свои аналогичные ритуалы, укрепляющие культуру и приобщающие людей к определенной страте. В современной культуре школьное обучение представляет собой форму инициации. Армейская, молодежная, уголовная субкультуры выработали свои способы «посвящения» людей, перехода в следующую группу, свои механизмы инициации. Становление института инициации проходило бессознательно. Общество интуитивно чувствует, что нужны определенные формы «цементирующие» его и гасящие конфликты поколений. Период полового созревания является периодом конфликта между старшим и младшим поколениями. Старейшины рода, общины чувствовали потенциальную опасность для себя со стороны молодых и агрессивных членов рода. Поэтому и возникли формы, переводящие, канализирующие агрессию молодых в социально приемлемые отношения. Инициация способствовала психологическому климату между старшим и младшим поколениями, нейтрализовала негативный потенциал молодежи. Вначале через изоляцию молодых, затем приобщая их к миру взрослых, говоря им: теперь ты такой же, как мы, полноценный и равноправный член общества. Таким образом, инициация выступает средством гармонизации отношений между поколениями.

Кроме инициации, другим способом сглаживания конфликта поколений может выступать религия, философия, цементирующие национальный менталитет. Для восточных обществ характерно не просто уважение старших, а культ предков, старших по возрасту. Ценятся не индивидуальные личные качества человека, а его возраст: чем старше, тем более уважаем человек, у него больше возможностей продвижения по службе. Покорность и послушание воспитывают у младших, старшие, в свою очередь, должны заботиться и оберегать младших. Так в современной Японии, Китае конфликты поколений протекают в неявной, скрытой форме. Такая, конфуцианская в своей основе идеология, явилась фундаментом и феномена корпоративной культуры, воспроизводящей патриархальные отношения «отец-сын», но уже на другом уровне, когда в роли мудрого, заботливого «отца» выступает корпорация, фирма, а в роли покорного «сына» – сотрудники.

В России же издавна формировались механизмы, канализирующие агрессию молодых. Это деревенские драки, рукопашные бои, спортивные состязания. Но в городской культуре в 19-20 веке не были, считает антрополог В.В. Бочаров, созданы условия для использования потенциала молодого поколения [2]. Возрастной конфликт как психобиологическое явление трансформировался в социальный конфликт, в революцию. Молодежь выступила не только против «богатых», но и против узурпировавших власть «старцев». Для послереволюционного периода был характерен настоящий культ молодости и физической силы, и ненависть к старости, олицетворяющей все отжившее и контрреволюционное. В это время возник лозунг «Россия для молодых». В дальнейшем, все реформы и политические начинания связывались тоже с молодым поколением.

Современное состояние российского общества характеризуется высокой степенью конфликта поколений. Это связано и с социально-экономическими процессами, поставившими старшее поколение в тяжелое материальное положение. Опыт старшего поколения, накопленный в другой социальной реальности, оказался невостребованным младшим поколением. Молодое поколение предпочитает получать информацию из СМИ, от ровесников, забывая, что есть вещи и ценности неизменные и непреходящие, несмотря ни никакие общественные изменения, и здесь опыт старшего поколения может пригодиться.

Тем ни менее, новые способы взаимодействия между поколениями требуют тщательного теоретического осмысления. Просто передача опыта от поколения к поколению оказывается малоэффективной, так как жизнь стремительно и динамично меняется и прошлый опыт, старые навыки и умения в новых условиях оказываются недейственными. На эти явления обратила внимание антрополог М. Мид, анализируя различные типы культур. В первом типе культур (архаичных, восточных, тоталитарных) опыт передается однонаправлено: от старшего поколения к младшему. В индустриальных обществах и старшее, и младшее поколение учатся у сверстников, потому что востребованным оказывается настоящее, а не прошлое знание. А в постсовременном обществе все способы передачи опыта сохраняются, но появляется еще один: старшие учатся у младших. Младшее поколение более гибкое и мобильное, лучше улавливает все изменения и легче адаптируется к ним. Картина мира младшего поколения, его язык, мышление еще не «забронзовели», они гибче и динамичнее.

Но готово ли старшее поколение в современных условиях учиться у молодого поколения, когда на возрастные проблемы у обоих поколений накладывается еще груз социально-экономического неравенства? Современная наука пытается переосмыслить сам подход к старости как этапу развития человека. Развитие присуще всей жизни человека. Человек развивается не только в детстве, а всю свою жизнь; просто есть разные типы развития. Например, старение – это не просто упадок, не просто процесс противоположный развитию. Старение – один из аспектов развития. И во взрослом возрасте, и в старости могут возникать новые формы интеллекта, такие как мудрость – экспертное знание о жизненных законах и реалиях. Развитие – это любые изменения адаптивных возможностей организма, и позитивные и негативные. Такое широкое понимание развития представляет всевозрастной подход в психологии (П. Балтес) [1]. Принципы всевозрастного подхода: 1) процесс онтогенетического развития происходит в течение всей жизни человека. Ни один из возрастных периодов не имеет доминирующей роли в развитии. На всех этапах происходят количественные и качественные изменения. 2) Существует вариативность в направлении изменений. 3) Процесс развития не является простым продвижением ко все большей эффективности и приросту. Развитие состоит из сочетаний приобретений (роста) и потерь (упадка). 4) В зависимости от условий жизни и опыта развитие может принимать различные формы. 5) Психическое развитие изменяется в зависимости от культурных условий. 6) Ход каждого этапа развития – это результат взаимодействия трех факторов: возрастных, историко-культурных и индивидуальных. Таким образом, развитие происходит на любом отрезке жизненного пути и является одновременно и ростом и упадком. Новое понимание старости как этапа развития открывает возможность реализовать гуманистический потенциал социальной работы и найти точки соприкосновения между поколениями.

Специалист по социальной работе сегодня должен выступить инициатором воспитания толерантности по отношению к другому поколению и искать эффективные способы адаптации старшего поколения в меняющуюся действительность, искать пути диалога между поколениями, избегая традиции доминирования одного поколения над другим. Во многих учреждениях социальной сферы практикуются различные формы работы, с привлечением людей разных поколений. Эту же цель преследует и создание разновозрастных волонтерских отрядов. Все это, а также эффективная социальная политику в современной России позволят снизить накал напряжения в такой острой проблеме современности как конфликт поколений.


Библиографический список


1. Балтес П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъемов и спадов на протяжении жизни // Психологический журнал. 1994. №1. т.15.

2. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2001.

3. Попов М.Ю. Социализация поколений в современной России: зарождающийся опыт и социальная реальность // Социально-гуманитарные знания. 2003. №6. С.34-37.


М.А. Розбаум, С.Д. Пономарев


Дискриминация молодежи на рынке труда


Еще в октябре 2008 году мировой финансовый кризис ударил по молодой части населения России. Так, по состоянию на январь 2010 года, уровень безработицы среди населения в возрасте 16 – 24 лет составляет 6,4% [1].

Дискриминация молодежи в сфере труда является актуальной проблемой нашего общества, которая была естественно и до экономических потрясений, но обнажилась во время кризиса. Можно выделить несколько видов дискриминации молодых людей на рынке труда [2, с. 203 - 204]:

1. дискриминация при найме на работу (или, наоборот, при увольнении с работы) происходит тогда, когда ту или иную группу населения при прочих равных условиях, последними берут на работу и первыми увольняют;

2. дискриминация при выборе профессии или продвижении по службе происходит, когда какой-нибудь группе населения запрещают или ограничивают доступ к определенным видам деятельности, профессиям, должностям, несмотря на то, что они способны выполнять эти работы;

3. дискриминация по оплате труда возникает в случае более низкой оплаты труда одних работников по сравнению с другими за выполнение одной и той же работы. То есть в том случае, когда различия в оплате труда не связаны с различиями в эффективности труда;

4. дискриминация при получении образования или профессиональной подготовки может выражаться или в ограничение доступа к получению образования или профессиональной подготовки, или в предоставлении образовательных услуг более низкого качества.

Таким образом, люди моложе 24 лет находятся в зоне риска, потому что претендуют на стартовые должности, так же они не успевают проявить свои профессиональные качества, засветиться перед работодателем, нуждаются в подсказках более опытных коллег, требуют дополнительные средства на переобучение. Однако работодатели серьезно ошибаются, отказываясь от услуг молодых людей, ведь в финансовом плане они обходятся дешевле, они быстро и безболезненно адаптируются к изменяющимся условиям труда, предприимчивы, могут быстро принимать решения, стремятся к нововведениям, инновациям, стремительно осваивают современные технологии.

При этом не стоит забывать об ошибках самих молодых специалистов, которые заключаются в неадекватных требованиях, предъявляемых к предполагаемому месту работу – это и зарплатные ожидания, и стремительный карьерный рост, и щедрые социальные пакеты.

Вследствие чего можно сделать вывод: молодежь не подготовлена к выходу на рынок труда, быть его субъектом, забывая о правилах поведения в сфере трудовых отношений, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры, своих правах и обязанностях.

Дискриминация молодежи на рынке труда сложная проблема, которая требует комплексных подходов к ее решению, а так же активного вмешательства со стороны государства. Дополнительно, считаем необходимым предоставлять информацию молодому поколению о состоянии современного рынка труда образовательными учреждениями, службой занятости населения.


Библиографический список


1. Википедия. Статья «молодежь» [электронный ресурс] // [сайт]. URL: http://ru.wikipedia.org/ (дата обращения 02.02.2010г.)

2. Рынок труда и управление человеческими ресурсами: учебник / Л.О. Ильина. – Ростов Н/Д: Феникс, 2008. – 415 с.

Е.А. Трапезникова


Гендерный аспект безработицы


Положение субъекта в обществе, системе групповых норм, ценностей и оценок – важнейший фактор, определяющий жизненное пространство человека. Общественные отношения могут нести позитивное и негативное влияние, когда поведение субъекта определено стигмами общества и традиционными культурными стереотипами. Социальное неравенство и дискриминация на основе половых и этнических детерминант определяется термином сексизм.

Статистика показывает, что за 1992-2006 годы экономическая активность женщин трудоспособного возраста снизилась не слишком существенно (с 81.6% до 74.7%) [1]. Наибольший спад активности пришелся на первые, наиболее кризисные годы. Начавшийся с 1999 года рост экономической активности имел примерно равную скорость для обоих полов, без гендерной дискриминации. Женщины не только сохранили высокую экономическую активность, но существенно расширили ее возрастной диапазон за счет старших возрастов. С середины 2000-х годов ситуация стабилизировалась и показатели экономической активности практически не меняются.

Явная феминизация занятости по тем же причинам сложилась в районах проживания коренных малочисленных народов Севера: доля женщин среди занятых достигла 57%, а в неаграрных отраслях (в основном это бюджетная сфера) – 68%.[1]. Не только в слаборазвитых республиках и автономных, но и в сельской местности Нечерноземья женщина все чаще становится фактическим главой семьи, заменяя деградирующих мужчин.

Такой пример социального равенства полов трудно назвать позитивным. Исходя из обследований Госкомстата РФ по методологии МОТ (в них учитываются зарегистрированные и не зарегистрированные фактические безработные) показали, что доля женщин среди безработных меньше половины (45-48% в течение 1992-2006  годов) и близка к их доле в экономически активном населении. Преобладание женщин среди зарегистрированных безработных (63-72%) [1] объясняется тем, что женщинам труднее использовать активные стратегии поиска работы, они чаще обращаются за помощью в государственные органы занятости, чтобы получить содействие в трудоустройстве или мизерные пособия по безработице. Ситуация с женской зарегистрированной безработицей меняется в зависимости от состояния региональных рынков труда. В регионах с низкой безработицей доля женщин среди зарегистрированных может превышать 70-80%. При ухудшении экономической ситуации в регионе и возрастании напряженности на рынке труда доля женщин среди зарегистрированных безработных снижается. Данные по общей безработице (по методологии МОТ) за 2000-2006 годы показывают, что в 60-80% [1] регионов мужская безработица была выше женской, поскольку женщины при поиске работы менее требовательны к характеру труда и уровню его оплаты, чаще готовы к снижению социально-профессионального статуса.

Однако за благополучными цифрами занятости скрывается горизонтальная (по отраслям) и вертикальная (по статусу) сегрегация женщин, результатом которой стали значительные гендерные диспропорции в оплате труда. Согласно статистике, предоставленной МОТ, уровень безработицы среди женщин в 2008 году составил 6,3% по сравнению с 5,9% среди безработных мужчин. [1].

Финансовый экономический кризис ведет к увеличению числа безработицы во всем мире. По оценкам экспертов, больше всего от кризиса в России пострадали женщины. Они стали жертвами массовых увольнений, накрыв страну с осени 2008 года. В этом году по прогнозам специалистов уровень безработицы вырастет до 7,4% среди женщин и 7% среди мужчин. [2].

Женщины остаются важнейшей группой на рынке труда России, составляющей почти ½ совокупной рабочей силы, ее роль в экономике России и в будущем останется значительной.


^ Библиографический список


1. Гендерное равенство и неравенство: советское наследие и современная специфика. [Электронный ресурс] // Демоскоп Weekly: [сайт]. URL: http://demoscope.ru/-weekly/2008/0337/tema08.php (дата обращения 22.03.2010).

2. У безработицы в России – женское лицо [Электронный ресурс] // Комсомольская правда:[сайт]. [2010]. URL: www.kp.ru (дата обращения 22.03.2010).


Т.Ю. Тюрнина


Семья как фактор формирования

делинквентного поведения несовершеннолетних


В последние годы подростки стали криминально активной категорией населения. Значительную часть контингента участников преступлений составляют учащиеся общеобразовательных школ. Как показывают многочисленные исследования, наиболее распространенной причиной появления у несовершеннолетних антиобщественных наклонностей является отрицательная обстановка в семье и ее асоциальный образ жизни. По некоторым подсчетам вклад неблагополучных семей на формирование преступного поведения несовершеннолетних составляет 30-35%.

Наибольшее влияние на формирование делинквентного поведения несовершеннолетних оказывает низкий общеобразовательный уровень родителей, эмоционально-конфликтные отношения в семье, нарушение структуры семьи, низкое материальное положение. Так, например, в разные годы по различным регионам России у несовершеннолетних преступников отсутствие одного из родителей фиксировалось значительно чаще, чем у подростков, преступлений не совершавших. Изучение семей воспитывающих несовершеннолетних преступников показывает, что именно семьях подростки начинают приобщаться к употреблению алкогольных напитков. Среди несовершеннолетних, совершивших преступления, более половины употребляли алкоголь и совершили преступление в нетрезвом состоянии. Опросы воспитанников колоний показывают, что каждый седьмой начал курить в первом или втором классе, употреблять спиртное – чуть позже, через два-три года, причем в 67% случаев – дома, в кругу семьи, родственников. Такие родители обычно не в состоянии оказать ребенку и моральную поддержку, пробудить его интерес к получению школьных знаний.

С целью изучения влияния неблагополучия семьи на формирование делинквентного поведения подростка было проведено социологическое исследование среди детей, стоящих на учете в ОПДН и территориальном центре помощи семье и детям «Подросток» города Сыктывкара.

Изучение условий воспитания в семье показало, что у 43% опрошенных детей с родителями установлены дружеские отношения, у 33% респондентов с родителями ровные отношения с эпизодическими конфликтами, а 23% детей воспитываются в семьях, где присутствует взаимная неприязнь и частые ссоры. Кроме того, 20% респондентов подвергались жестокому обращению со стороны родителей. Анализ результатов показал, что половина подростков (50%) стоят на учете в ОПДН за совершение кражи сотовых телефонов и денег. Это свидетельствует о том, что корыстно-насильственные преступления превалируют среди школьников. 16% респондентов стоят на учете за избиения, 13% за распитие алкогольных напитков, 6% за мошенничество, и небольшое количество детей стоят на учете за бродяжничество, угон автомобиля и токсикоманию.

Результаты исследования показали, что на формирование противоправного поведения несовершеннолетних оказывают влияние такие факторы как структура семьи. Так у 37% детей родители находятся в разводе, 16% семей являются многодетными и 10% школьников растут без отца. Дополнительным фактором, обуславливающим данные тенденции, является уровень образования родителей. Наибольшая часть родителей (60%) имеют средне специальное образование, с высшим образованием – 20%, общее среднее – 13% и 7% не имеют образования, причем это отцы.

На вопрос «К кому Вы бы обратились за советом?» 30% респондентов ответило к маме и к друзьям, а к отцу обратились бы за советом всего 7% респондентов. Что говорит о небольшой роли отца в семье. Кроме того, было проведено исследование свободного времени несовершеннолетних правонарушителей. В итоге было определено, что 96% опрошенных свободное время гуляют либо смотрят телевизор. И лишь 10% респондентов занимаются в кружке, а 13% родителей не интересуются проблемами своих детей. Это говорит, что большинство детей предоставлены сами себе и родители не занимаются ими должным образом, что является еще одним фактором формирования противоправного поведения несовершеннолетних.

Таким образом, неблагополучная семья может оказывать прямое воздействие на формирование личности подростка, препятствовать его нормальному развитию. Отрицательные семейные условия, отсутствие нормальной, нравственной среды, нарушение психологического контакта с самыми близкими людьми остро переживаются подростками, что создает предпосылки для формирования делинквентного поведения подростков.

Для предотвращения правонарушений, преступлений необходимо развитие профилактической и коррекционной работы с подростками и с родителями. Но прежде всего, необходимо, чтобы семья осознавала потребность правильного воспитания с целью избегания делинквентного поведения несовершеннолетних.




<< предыдущая страница   следующая страница >>