<< предыдущая страница   следующая страница >>
bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3

Грановитая палата украшена росписями выдающихся мастеров живописи. Это было первое светское каменное здание в Москве.




Кремль XVI века. Кремлевская стена. Башни.

1485 году итальянские архитекторы Марко Руффо (Марк Фрязин), Антонио Джиларди (Антон Фрязин), Алоизо ди Каркано приступили к возведению мощных и в то же время удивительно красивых, на вид даже легких, изящных стен Московского Кремля. Удачно и продуманно вписанные в рельеф Боровицкого холма, который к этому времени стал обретать свою неповторимую композиционную и архитектурную завершенность, они возлегли на склонах холма этакой короной, сработанной из красного кирпича, украшенной изящными башнями. Длина Кремлевской стены составила 2235 метров при толщине от 3,5 до 6,5 метров и высоте от 5 до 19 метров. Внутри стена забутована булыжником и белым камнем, залитым известковым раствором. Верх стены представляет собой боевой ход, огороженный с внешней стороны 1045 двурогими зубцами, так называемыми мерлонами или «ласточкиными хвостами», с внутренней - парапетом.




Башни кремлевских стен несли не только архитектурную нагрузку, являясь своего рода изящными скрепами этой красивой короны, но и выполняли военную задачу, как узлы обороны крепости, ставшей одной из мощнейших крепостей Европы. Всего в Кремлевской стене 18 башен. Три из них, Водовзводная, Беклемишевская и Арсенальная, далеко выступали за стены и могли держать угловую оборону. Еще шесть, мощных, хорошо оснащенных с военной точки зрения, - проездные… Не останавливаясь на военных аспектах крепости Московский Кремль, мы расскажем коротко об одной из башен - всем известной Спасской башне.




Cпасская башня

пасская башня является главной башней Московского Кремля, проездной. Она построена в 1491 году Пьетро Антонио Солари на восточной стене и первоначально называлась Фроловской башней по имени несохранившейся церкви Фрола и Лавра, располагавшейся в XV веке в Кремле. В 1658 году над воротами башни поместили икону Спаса Нерукотворного, отсюда и новое название этого сооружения. Чуть раньше, в 1624-1625 годах, русский зодчий Бажен Огурцов и английский архитектор Христофор Головей возвели над башней шатер, а в 1625 году на Спасской башне были установлены часы с боем, Кремлевские куранты, сделал которые Х. Головей. В те годы верхняя площадка была украшена арками, белокаменной резьбой, фигурками фантастических животных.




В1404 году Лазарь Сербин соорудил первые часы городские. Он поместил их на одном из зданий Московского Кремля неподалеку от Благовещенского собора. В XV веке в городе стали сооружать башенные механические часы на стенах в Кремле, в монастырях, на церквах, а затем на крупных городских зданиях.
Кремлевские куранты, часы с боем на Спасской башне Кремля, изготовил впервые в 1621 году Х. Головей, мастер из Голландии. В 1625 году их установили на Спасской башне. В 1706 году Петр I привез из Голландии новые часы. Пожар 1812 года испортил механизм. В середине XIX века были изготовлены для Спасской башни Кремлевские куранты уже на знаменитой московской фабрике Бутенопов.




Ворота Спасской башни выходят на Красную площадь, которая возникла в 90-е годы XV века, почти одновременно с Кремлевской стеной. Иван III повелел освободить от построек местность вокруг Кремля. Со стороны посада образовалось значительное пространство, отданное для торгов. Посему первоначально площадь называлась торгом. В начале XVI в. площадь стала называться Троицкой по имени церкви Троицы, расположенной в южной ее части.
Расположенная к западу и отделенная рвом от Торга Кремлевская стена со Спасской, Сенатской и Никольской башнями, построенный в 1555-1561 годах храм Василия Блаженного, а также здание Земского приказа, возведенного в 1564 году, сформировали архитектурный ансамбль площади.
В XVII веке она получила новое название - Красная, то есть Красивая площадь, и тому были все основания.



Колокольня Ивана Великого

ще в 1329 году, во времена правления на Москве Ивана Калиты, на территории Кремля была построена церковь Иоанна Лествичника - второй каменный храм и первая колокольня в городе. Она считалась придельною церковью Успенского собора до конца XVIII века.
В 1505 году колокольня была разобрана, и итальянский зодчий Бон Фрязин возвел новую: «первоначально это был двухъярусный столп с церковью Иоанна Лествичника в нижнем ярусе». В 1600 году царь Борис Годунов приказал надстроить колокольню и завершить ее позолоченным куполом. Некоторые специалисты считают, что эту работу выполнил знаменитый зодчий Федор Конь, другие «указывают на Ивана Вилье».
До середины ХХ века «Иван Великий» был самым высоким сооружением в Москве. Колокольня возвышалась над Боровицким холмом на 81 метр.
В древние времена на площади перед Иваном Великим зачитывались царские указы. Глашатаи кричали громко, «во всю ивановскую» - отсюда это выражение и перешло в разговорный русский язык и литературу.
Иван IV Грозный гордился этой постройкой. Он издал постановление, запрещающее строить в государстве здания, превышающие колокольню. Лишь в 1707 году, в эпоху Петра Великого, была возведена так называемая «Меншикова башня», церковь Архангела Гавриила. Соорудил ее архитектор И. П. Зарудный. Но в 1723 году верх этой башни сгорел от удара молнии. А когда, уже в 1913 году, в Москве началось строительство колокольни на Рогожском кладбище старообрядцев, то было издано специальное постановление о том, чтобы высота этого сооружения не превышала Ивана Великого.


Оружейная палата

ружейная палата известна по письменным источникам с 1547 года. Изначально она была задумана как хранилище оружия, но вскоре превратилась в старейший русский художественный музей, в своего рода академию художеств Древней Руси. В XVII веке здесь работали мастера художественных изделий из серебра и золота, а также знаменитые оружейники. В 1640 году открылась мастерская живописи. В ней творили знаменитые художники С. Ушаков и Ф. Зубов.
Во второй половине XVII века Оружейная палата стала центром художественного мастерства. Сюда приезжали со всей страны русские мастера и умельцы, привносившие в «Академию» не только технические приемы и навыки, но неповторимый колорит своих «малых родин», дыхание и очарование своей земли, русской, но не московской.
В XVIII веке, когда центр политической жизни Российской империи переместился на берега Невы, Оружейная палата превратилась в сокровищницу русского искусства, куда передавались шедевры из различных собраний, а в 1806 году она стала Публичным художественным музеем.
В наше время в Оружейной палате находятся великолепные изделия художественного металла, шитье золотом и серебром, низания жемчугом, образцы холодного и огнестрельного оружия и защитного вооружения XIII-XVIII веков. Есть здесь и шедевры мастеров различных стран, подаренные послами. В Оружейной палате широко представлены предметы парадного дворцового церемониала, такие как венцы, державы, бармы, троны.


Шапка Мономаха

о всем мире известна, например, шапка Мономаха, которую, согласно легендам, византийский император Константин подарил своему внуку киевскому князю Владимиру Мономаху. Московские князья в своих завещаниях называли ее «золотой», и лишь Иван IV Васильевич впервые назвал ее «мономаховой».
О происхождении этого древнейшего царского венца существуют различные мнения. Кто-то утверждает, что ее сделали византийские мастера, кто-то - арабские, либо арабско-египетские. Спор ученых пока не завершен. Но это не мешает нам радоваться, глядя на это произведение, исполненное мастерами на рубеже XI-XIII веков.

Шапка царства Казанского

Этот шедевр был изготовлен, по всей видимости, в честь победы русского воинства над Казанским ханством. Он сочетает в себе восточные и чисто русские мотивы, символизируя суть происходящих во второй половине XVI века, когда Русское государство стало обретать черты многонациональной державы.
Богатство и роскошь Кремля приводили в неописуемый восторг всех иностранцев. Германский посол Ганс Кобенцель в 1576 году писал из Москвы императору после приема у царя Ивана IV Грозного и его сына: «В жизнь мою я не видел вещей драгоценнейших и прекраснейших…



«Государев Большой наряд»

1627-1628 годах кремлевские ювелиры выполнили «Государев Большой наряд», включающий венец, скипетр и державу. Он сработан в типично русском стиле.
Венец - драгоценный головной убор, корона.
Держава - в данном случае, золотой шар с коротким крестом наверху, символ власти, одна из регалий монарха.
Скипетр - украшенный драгоценностями жезл, эмблема власти, одна из регалий монарха.

Трон из слоновой кости

Согласно легендам, трон из слоновой кости, самый древний в Кремле, привезла в Москву Софья Палеолог, вторая жена Ивана III Васильевича. Но впервые он упоминается как «стул костяной», принадлежащий Ивану IV Васильевичу.
До сих пор продолжаются споры о том, кто сделал этот трон: немецкие или итальянские мастера. Загадка есть, но есть и трон - посмотрев на него, любой неравнодушный человек согласится с тем, что… есть из-за чего спорить! Автором такого произведения мечтал бы стать каждый мастер пластического искусства.

Трон, подаренный иранским шахом Борису Годунову

В 1604 году иранский шах Аббас I подарил русскому царю Борису Годунову трон, обитый сплошь золотыми листами и украшенный драгоценными камнями, особенно бирюзой, любимым в Центральной Азии камнем.
Еще раньше из Ирана в Москву прибыл трон для Ивана IV Грозного, позже переделанный русскими умельцами д ля Михаила Федоровича Романова.

Самый дорогой царский трон, «алмазный», изготовили для Алексея Михайловича иранские мастера, получившие заказ от армянской торговой кампании. Это изделие украшают 800 дорогих алмазов.

Своеобразный трон для двух братьев соправителей Ивана и Петра, представляющий собой сдвоенный стул, сделали, по мнению русского историка И. Забелина, мастера из Германии.

Древнерусские мастера филигранно владели искусством чеканки, эмали, скани, черни, фигурного литья, резьбы. Об этом говорят изделия, хранящиеся в Оружейной палате. Самым древним из них является потир, или церковная чаша для причастия Юрия Долгорукого. Его сделали владимиро-суздальские мастера. Тонкая искусная резьба придает церковной чаше для причастия легкость и изящность.

Черниговская чаша


Большую серебряную чашу черниговского князя Владимира Давыдовича неизвестный русский мастер выполнил методом ковки. Серебро - металл мягкий, но поддается он только великим мастерам. Эту чашу, наполненную медом, передавали из рук в руки друзья за пиршественным столом. Она удобная, большая, но не громоздкая на вид.

Потир боярыни


В 1664 году боярыня Морозова подарила Чудову монастырю чудесный потир, который кроме всего прочего представляет собой


Оклады

1678 лучшие мастера Золотой палаты Михаил Васильев, Дмитрий Терентьев и другие изготовили массивный золотой оклад методом эмалевых орнаментов, требующим исключительной точности, безукоснительного выполнения сложнейшего технологического процесса, не говоря уже о таланте художника, об ответственности, о негасимом трудолюбии. Восемь месяцев неотрывно, днем и ночью, постоянно не досыпая, не думая ни о чем на свете, кроме важного своего дела, мастера работали, создав 1200 цветных изящных миниатюр, рамок, концовок, заставок, а также заглавных букв. Евангелие 1678 года являет собой шедевр коллективного труда творцов, спаянных единой идеей прекрасного вечного.





Художественное шитье



тот вид искусства, а также узорное ткачество известны в Восточной Европе задолго до принятия христианства, являясь органической частью жизни народа. С принятием христианской православной веры художественное шитье приобрело новые черты.
В церквах появились шитые иконы, пелены, завесы, надгробные покровы и возд?хи, в шитых прекрасными мастерами одеждах служители церкви отправляли религиозные обряды.
Художественному шитью обучали талантливых мастериц. Каждый князь или боярин имел в своем хозяйстве мастерскую, где трудились изо дня в день кропотливые женщины. Не отставали от князей и бояр служилые люди, купцы, женские монастыри. Это было модное и воистину народное искусство. В мастерских самых богатых князей и бояр трудились подчас сто вышивальщиц, труд которых оценивался очень высоко.

В хоромах московских цариц вышивали обычно жены известных служилых людей. Руководили ими боярыни. Иной раз талантливые вышивальщицы делали своими произведениями карьеру мужьям. Своего рода «художественными руководителями» в этих мастерских часто были знаменитые живописцы.
Труд вышивальщиц, хоть и дорого стоил, но нередко делал мастериц калеками: зрение у них портилось от такой работы очень быстро.
В музеях Московского Кремля собрана одна из самых больших в России коллекций древнерусского шитья. В основном это памятники XVII века, но есть работы и XV, и более ранних веков.





Храм Василия Блаженного

рам Василия Блаженного, возвышающийся близ Спасской башни, не зря назван некоторыми мудрыми людьми символом русской души. Пойдет путник неспеша маршрутом солнца вокруг храма и столько необычного, удивительного увидит он в каждом новом ракурсе, в каждой архитектурной сценке, что невольно взволнуется сердце его, а разум также невольно станет задавать себе сложнейшие вопросы: почему такие разные церкви - составляющие собора Покрова на Рву? Что хотели сказать вельми чудные мастера, разместив на одной платформе по какому-то странному плану такие красивые - каждая по-своему! - и такие разные церкви?



ПУШКИ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

огласно письменным источникам, пушки в Древней Руси впервые были использованы в 1382 году при осаде Москвы Тохтамышем. Орудия в то время изготавливались сварным способом из железных полос. Задняя часть ствола была глухой. Заряжалось орудие порохом и ядрами либо картечью с дульной части.
На рубеже XV-XVI веков русские мастера освоили литейное дело, и приблизительно в 1479 году в Москве появилась Пушечная изба, позднее переименованная в Пушечный двор. Здесь работали, познавали секреты огня и металла знаменитые русские литейщики.
Уже в 1552 году при взятии Казани в войске Ивана IV Грозного были сотни пушек. Артиллерия сыграла важную роль в общем успехе.
В Московском Кремле собрана богатейшая коллекция отечественных и трофейных пушек. Одна из них - знаменитая царь-пушка