bigpo.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4 5
^

  1. Характеристика ситуации и обоснование необходимости реализации Программы



Целевая ведомственная программа «Организация и обеспечение деятельности системы контроля за соблюдением прав потребителей в Российской Федерации» разработана на основе Закона РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей», Федерального закона от 08.08.2001г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», постановления Правительства РФ от 30.06.2004г. № 322 « Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», постановления Правительства РФ от 19.04.2005г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ» и других законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации».

С введением в действие в апреле 1992 г. Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» осуществлена масштабная работа по реализации государственной потребительской политики.

За эти годы создана правовая и методическая база в целях единообразного применения закона; сформирована национальная система защиты прав потребителей на федеральном, региональном, муниципальном уровнях; реализуется право на досудебную и судебную защиту законных интересов потребителей; развернута система информирования и обучения населения основам потребительской культуры.

Решение задач, предусмотренных указанным законом, требует создания единой системы контроля соответствия товаров и услуг, которая должна включать в себя анализ причин производства и реализации некачественной продукции и оказания услуг и более действенные меры по профилактике поступления их на потребительский рынок страны. Реальная защита интересов потребителей может быть обеспечена только при комплексном и системном подходе, в основе которого должно лежать взаимодействие всех ветвей национальной системы защиты прав потребителей в лице органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений потребителей.

Анализ ситуации в Курской области показывает, что количество правонарушений не снижается.

В 2007г. Управлением Роспотребнадзора было проведено 1678 мероприятий по контролю соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей, 1297 правонарушителей привлечены к административной ответственности и оштрафованы на общую сумму 2, 6 млн. руб.

Специалистами отдела защиты прав потребителей снято с продажи более 40 т пищевой продукции, почти 90 тыс. единиц непродовольственных товаров ненадлежащего качества и без необходимой информации.

Так, снято с реализации по несоответствию требованиям стандартов и без необходимой информации о товаре:

- 5,4 т (37,0 % от проинспектированного количества) колбасных изделий (основные дефекты: истекший срок годности, признаки порчи - липкая поверхность, кислый запах, несоответствие вкуса, запаха и вида на разрезе данному наименованию, наличие пустот, рыхлая консистенция, вкус и запах осаливания, грубые включения хрящевой, соединительной тканей, жилок; загрязнение сажей);

- 1,1 т (19,2 % от проинспектированного количества) мяса птицы (ненадлежащее состояние кожного покрова и мышечной ткани: порывы кожи, остатки пера и пеньков, темная пигментация, несухая поверхность, значительное количество льда);

- 1,6 т (30,4 % от проинспектированного количества) сыров (наличие загрязнений на батонах, посторонний запах, наличие нерасплавившихся частиц, солей плавителей на поверхности);

- 2,9 т (22,5 % от проинспектированного количества) рыбной продукции (дряблая консистенция, порок «сырость», цвет несвойственный рыбе холодного копчения – недостаточное копчение, признаки порчи - гнилостный запах, окисление жира, плесень, истекший срок годности; излишнее содержание ледяной глазури на мороженой рыбе; неправильная разделка);

- 10,5 тыс. банок (26,1 % от проинспектированного количества) консервов плодоовощных (истекший срок годности, заниженное содержание сухих веществ, нечистая поверхность банок, неправильно оформлен закаточный шов, наличие ржавчины, коррозии);

- 896 литров (3,5 % от проинспектированного количества) вина виноградного и плодового (осадок, посторонние включения, несоответствие по физико-химическим показателям);

- 244 ед. (34,8 % от проинспектированного количества) мебели (несоответствие функциональных размеров, отсутствие защитного покрытия, наличие недопустимых зазоров) и другие;

- 5123 ед. (56,7 % от проинспектированного количества) игрушек разных (наличие заусенцев и острых кромок, непрочные швы, наличие росписи и поверхностного окрашивания на погремушках, неполная информация для потребителя об изготовителе);

- 4536 ед. (43,6 % от проинспектированного количества) швейных и трикотажных изделий;

- и другие.

В настоящее время расширяется ассортимент потребительских товаров и услуг. Совершенствуется организация торговых процессов. Используются прогрессивные технологии и современные формы продаж. При этом активно изучается и успешно внедряется зарубежный опыт организации торговли, в т.ч. дистанционные продажи.

По-прежнему значительным остается риск поступления на рынок фальсифицированной, контрафактной продукции. Профилактика правонарушений на потребительском рынке имеет цель не только предотвращения материального и морального ущерба потребителям, но и способствует сохранению здоровья населения. Решаемые Программой задачи позволят снизить потери государственного бюджета и добросовестных товаропроизводителей как отечественных, так и зарубежных, строящих свой бизнес на российском рынке.

В 2007г. в ходе 63 мероприятий по контролю выявлено 85 фактов продажи фальсифицированной продукции.

В выработке стратегических подходов к реализации потребительской политики важнейшее значение имеет внедрение накопленного опыта взаимодействия с заинтересованными контролирующими органами, общественными объединениями потребителей и органами местного самоуправления, учет передовой практики защиты прав потребителей за рубежом.

Управление Роспотребнадзора по Курской области, осуществляя государственную политику в сфере развития системы государственной и общественной защиты прав и интересов потребителей, наращивает усилия в достижении этих целей.

Продолжается рост поступающих заявлений, жалоб потребителей на нарушение их прав.

В 2007г. зарегистрировано 502 обращения о нарушении законодательства в области защиты прав потребителей. В числе основных причин, вызвавших обращения граждан, являются:

- продажа товаров и оказание услуг ненадлежащего качества;

- непредоставление субъектами потребительского рынка информации о товарах (услугах) и изготовителях;

- нарушения сроков удовлетворения требований потребителей в случае продажи товара ненадлежащего качества.

В группу товаров и услуг, в отношении которых наиболее часто поступают жалобы потребителей, входят:

- жилищно-коммунальные услуги;

- пищевые продукты;

- сотовые телефоны;

- сложная бытовая техника;

- обувь.

Анализ обращений показал, что их характер носит неустойчивую тенденцию. В числе основных причин, вызвавших обращения граждан, по-прежнему остаются продажа товаров с недостатками (48,4 % от поступивших заявлений), предоставление услуг ненадлежащего качества (45,7 %). В группу товаров и услуг, в отношении которых наиболее часто поступают жалобы потребителей, вошли: сотовые телефоны, продовольственные товары, сложная бытовая техника, обувь, жилищно-коммунальные услуги.

Актуальный вопрос взаимодействия с управлениями Роспотребнадзора субъектов Федерации и предприятиями-изготовителями регионов России с целью упреждения нарушений требований нормативной документации при выпуске продукции требует дальнейшего развития и совершенствования.

Установление заслона для выпуска в обращение продукции и оказания услуг с нарушением требований к качеству и информации о них является необходимым средством усиления защиты прав потребителей.

Основным направлением в работе Управления Роспотребнадзора по Курской области по предупреждению и пресечению нарушений законодательства о защите прав потребителей является профилактика нарушений. В этих целях в 2007г. использованы различные формы и методы работы:

- дано 1418 устных консультаций производителям (исполнителям) и потребителям товаров и услуг;

- организован постоянно действующий «Музей некачественных товаров»;

- проведены 3 пресс-конференции на тему «Защита прав потребителей»;

- проведены факультативные уроки по основам потребительских знаний в 3 общеобразовательных учреждениях г. Курска;

- в сети магазинов «Магик», «Элекскор», «РС Провиант» проведены семинары-совещания с работниками торговли;

- постоянно проводятся семинары среди студентов в высших учебных заведениях г.Курска, способствующие привитию молодежи потребительской культуры;

- принято участие в научно-практической конференции «Аптеки и государственные структуры. На пути к конструктивному сотрудничеству» и конференции «Проблемные вопросы применения Закона РФ «О защите прав потребителей» в администрации г. Курска;

- проведены 2 сравнительных смотра качества мясных полуфабрикатов и постельного белья, реализуемых на потребительском рынке Курской области;

- в региональных изданиях опубликовано 32 печатных материала; на радио прозвучал 25 информационный блок с участием специалистов; на телевидении прошло 13 новостных репортажей, в т.ч. на Государственной телерадиокомпании "Курск" (ГТРК);

- разработаны 3 методических документа (рекомендации).

Исходя из количества проведенных в 2007г. публичных мероприятий, с целью снижения числа правонарушений в сфере защиты прав потребителей планируется ежегодное увеличение количества публичных мероприятий на 10 %.
^

2. Цели и задачи Программы



Целями реализации ВЦП «Защита прав потребителей» является:

- совершенствование государственного контроля в области защиты прав потребителей;

- повышение эффективности судебной защиты прав потребителей;

- внедрение комплекса превентивных мер, направленных на профилактику нарушений в сфере защиты прав потребителей;

- реализация планов и программ взаимодействия с гражданским обществом в сфере защиты прав потребителей.

^ Задачами Программы являются:

- повышение эффективности деятельности по контролю и надзору в первую очередь в наиболее проблемных с точки зрения достигнутого уровня защиты прав потребителей сферах потребительского рынка (строительство жилья; предоставление жилищно- коммунальных услуг; оказание финансовых услуг; оказание медицинских услуг);

- совершенствование судебной защиты потребительских прав граждан, в том числе неопределенного круга потребителей, за счет более действенного применения соответствующих гражданско- правовых механизмов в судах общей юрисдикции;

- обеспечение действенного взаимодействия Роспотребнадзора с органами исполнительной власти Курской области, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей по актуальным вопросам защиты прав потребителей;

- совершенствование системы информирования и просвещения потребителей по актуальным вопросам защиты их прав.


В рамках Программы с целью снижения социальной напряженности в сфере защиты прав потребителей установить приоритетными следующие направления:

- строительство жилья;

- предоставление жилищно-коммунальных услуг;

- оказание финансовых услуг;

- оказание медицинских услуг.

^

3. Перечень и описание программных мероприятий



Программа «Защита прав потребителей» предлагает реализовать следующие мероприятия:


    1. Повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий в сфере защиты прав потребителей.

  1. Комплекс мер по установлению эффективного взаимодействия с органами местного самоуправления, общественными организациями и уполномоченными органами исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и надзора на потребительском рынке.

  2. Комплекс мер по разъяснительной работе с продавцами, исполнителями работ, услуг в сфере защиты прав потребителей.

  3. Комплекс мер по просвещению населения в сфере защиты прав потребителей.


Комплекс программных мероприятий представлен 4 разделами, взаимосвязанными между собой и предусматривающими мероприятия, обеспечивающие выполнение поставленных задач и дальнейшее развитие созданных механизмов защиты прав потребителей.

Каждый раздел решает задачи определенного направления в сфере защиты прав потребителей, позволяя определить превентивные меры, оказывающие наиболее существенное влияние на положительную динамику значений целевых индикаторов Программы и уменьшение количества нарушений в сфере защиты прав потребителей.


^ Планируемые объёмы финансирования мероприятий ВЦП


В соответствии с росписью расходов федерального бюджета на 2008 год и плановый период 2009-2010 годов в Управлении Роспотребнадзора по Курской области рассчитана стоимость часа работы специалистов на 2008, 2009 и 2010 годы, в том числе:

1) 139,55 руб. - стоимость 1 рабочего часа сотрудников, участвующих в выполнении целевых программ без учета накладных (косвенных) расходов (прямые расходы на 1 час работы специалиста) в 2008 г.;

2) 133,60 руб. - стоимость 1 рабочего часа сотрудников, участвующих в выполнении целевых программ без учета накладных (косвенных) расходов (прямые расходы на 1 час работы специалиста) в 2009 г.;

3) 133,60 руб. - стоимость 1 рабочего часа сотрудников, участвующих в выполнении целевых программ без учета накладных (косвенных) расходов (прямые расходы на 1 час работы специалиста) в 2009 г.;

4) 187 руб. – полная стоимость 1 рабочего часа сотрудников, участвующих в выполнении целевых программ в 2008 г. (накладные расходы в стоимости 1 часа составляют 34%);

5) 169,675 руб. - полная стоимость 1 рабочего часа сотрудников, участвующих в выполнении целевых программ в 2009 г. (накладные расходы в стоимости 1 часа составляют 27%);

6) 169,675 руб. - полная стоимость 1 рабочего часа сотрудников, участвующих в выполнении целевых программ в 2010 г. (накладные расходы в стоимости 1 часа составляют 27%).


В соответствии с росписью расходов федерального бюджета на 2008 год и плановый период 2009-2010 годов в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» рассчитана стоимость часа работы специалистов на 2008, 2009 и 2010 годы, в том числе:

1) 52,85 руб. - стоимость 1 рабочего часа сотрудников, участвующих в выполнении целевых программ без учета накладных (косвенных) расходов (прямые расходы на 1 час работы специалиста) в 2008г.;

2) 52,85 руб. - стоимость 1 рабочего часа сотрудников, участвующих в выполнении целевых программ без учета накладных (косвенных) расходов (прямые расходы на 1 час работы специалиста) в 2009 г.;

3) 52,85 руб. - стоимость 1 рабочего часа сотрудников, участвующих в выполнении целевых программ без учета накладных (косвенных) расходов (прямые расходы на 1 час работы специалиста) в 2010 г.;

4) 71,35 руб. – полная стоимость 1 рабочего часа сотрудников, участвующих в выполнении целевых программ в 2008 г.;

5) 71,35 руб. - полная стоимость 1 рабочего часа сотрудников, участвующих в выполнении целевых программ в 2009 г.;

6) 71,35 руб. - полная стоимость 1 рабочего часа сотрудников, участвующих в выполнении целевых программ в 2010 г.


^ 3.1. Повышение эффективности контрольно-надзорных мероприятий в сфере защиты прав потребителей


Целью данного мероприятия является создание эффективной системы проведения контрольно-надзорных мероприятий на основании Федерального закона от 08.08.2001г. № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и создание единого информационного пространства, обеспечивающего ввод, хранение, анализ данных и контроль результатов в сфере защиты прав потребителей в пределах Управления Роспотребнадзора по Курской области при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий.

Реализация Программы позволит высвободить кадровые и финансовые ресурсы за счет совершенствования государственного контроля в области защиты прав потребителей в современных условиях рыночных отношений, упорядочения процесса проведения контрольно-надзорных мероприятий, кроме того, решить проблему трудоемкости процесса обработки документов и взаимодействия с гражданами, хозяйствующими субъектами, ведомствами и учреждениями при рассмотрении дел и принятии по ним решений.


Состав мероприятия:

1. Ведение электронной базы данных, централизованный сбор, накопление и хранение информации в сфере защиты прав потребителей.

2. Проведение контрольно-надзорных мероприятий.

3. Работа по взаимодействию с управлениями Роспотребнадзора и предприятиями-изготовителями регионов России по фактам поставки некачественной продукции.


Необходимые финансовые ресурсы:



Наименование задачи

Планируемые объемы трудозатрат на реализацию мероприятий по годам (чел/час).

2008

2009

2010

Управление

ФГУЗ

Управление

ФГУЗ

Управление

ФГУЗ

1

2

3

4

5

6

7

1. Ведение электронной базы данных,

централизованный сбор, накопление и хранение

информации в сфере защиты прав потребителей:

- создание базы данных субъектов проверок,

внесение в базу результатов проведенных

мероприятий по контролю;

- подготовка материалов для административной

комиссии, создание базы данных

правонарушителей, регистрация протоколов,

подготовка постановлений по делам об

административных правонарушениях,

возбуждение исполнительного производства,

учет оплаты административного штрафа,

окончания и прекращения исполнительного

производства;



2422 час.





2422 час.






2422 час.





2. Проведение контрольно-надзорных

мероприятий на объектах:

- плановых;



14138 час.



20186,2 час.



14888 час.



16119,5

час.



15694 час.



17683,2

час.

- внеплановых

4130 час.

13457,4 час.

3031 час.

10896,2 час.

1880 час.

11788,8час.

3. Работа по взаимодействию с управлениями

Роспотребнадзора и предприятиями-

изготовителями регионов России по фактам

поставки некачественной продукции.

420 час.




455 час.




490 час.







1

2

3

4

5

6

7

^ Итого по мероприятиям (час.)

21110

33643,6

20796

27015,7


20486

29472,0


Итого прямые расходы по мероприятиям (руб.)

2 945 900


1778064

2 778 346


1427780

2 736 930


1557595

Всего расходы (полная стоимость) (руб.)

3 947 570

2400471

3 528 561

1927570

3 475 962

2102827


Срок реализации 2008-2010 годы.


3.2. Комплекс мер по установлению эффективного взаимодействия с органами местного самоуправления, общественными организациями и уполномоченными органами исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и надзора на потребительском рынке.


Мероприятия, включенные в раздел, направлены на профилактику нарушений в сфере защиты прав потребителей. Все мероприятия раздела носят планово-стабильный характер и подлежат реализации в течение всего срока действия Программы.


Состав мероприятия:


  1. Подготовка соглашений о сотрудничестве с органами местного самоуправления и уполномоченными органами исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей.

2. Внесение в электронную базу данных материалов проверок, поступающих в Управление из органов УВД, прокуратуры, подготовка материалов для рассмотрения на административной комиссии.

3. Подготовка и проведение семинаров и конференций с привлечением органов местного самоуправления, общественных организаций и органов исполнительной власти, полномочия которых затрагивают сферу защиты прав потребителей.


Необходимые финансовые ресурсы:



Наименование задачи

Планируемые объемы трудозатрат на реализацию мероприятий по годам (чел/час).

2008

2009

2010

Управление

ФГУЗ

Управление

ФГУЗ

Управление

ФГУЗ

1. Подготовка соглашений о сотрудничестве с

органами местного самоуправления и

уполномоченными органами исполнительной

власти в сфере защиты прав потребителей

80 час.


-

-


-

-


-

2 .Внесение в электронную базу данных материалов

проверок, поступивших из органов УВД,

прокуратуры, подготовка материалов для

рассмотрения на административной комиссии,

подготовка постановлений об

административных правонарушениях

1050 час.

-

1050 час.

-

1050 час.

-

3.Подготовка и проведение семинаров и конференций

с привлечением органов местного самоуправления,

общественных организаций и органов

исполнительной власти, полномочия которых

затрагивают сферу защиты прав потребителей

124час.


-

144час.


-

168час.


-

^ Итого по мероприятиям (час.)

1254

-

1194

-

1218

-

Итого прямые расходы по мероприятиям (руб.)

174996

-

159518

-

162725

-

^ Всего расходы (полная стоимость) (руб.)

234498

0

202592

0

206664

0


<< предыдущая страница   следующая страница >>